Архитектурная композиция и образ здания (объёмно-пространственное решение)
Архитектурная композиция формируется с учетом градостроительной роли, функциональных требований и конструктивных особенностей здания. Задача архитектора в том чтобы спроектировать такую объёмно - пространственную композицию, которая с одной стороны удовлетворяла бы всем требованиям, а с другой формировала, выразительный, индивидуальный архитектурный образ, отражающий назначение здания.
Объём выставочного зала является основным элементом архитектурной композиции музея. Форма зала определяет как образ здания в реальной градостроительной ситуации, так и решение его внутреннего пространства.
Форма архитектурного объекта развивается как результат взаимодействия факторов воздействующих на объёкт изнутри (функция и конструкция) и факторов, определяемых внешними связями (ландшафт и среда).
При проектировании музея, рекомендуется обратить внимание на создание интересного архитектурного образа, соответствующего реальной градостроительной ситуации.
Для достижения гармоничной архитектурной формы используются различные композиционные приемы, которые изучались на 2 курсе,– вычленение главного и подчиненного, ритм, метр, симметрия и асимметрия, тождество, нюанс и контраст; пропорциональная соразмерность и масштабность.
Значительные размеры выставочного зала создают предпосылки для крупного масштаба архитектурной композиции музея с большими плоскостями глухих стен, свободной группировкой световых проемов, акцентом на входе в здание.
Результатом проектирования должна стать целостная архитектурная композиция здания, разработанная с учетом всех факторов и условий.
2. СТАДИИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Работа разбита на 4 этапа, соответствующие сложившейся практике реального проектирования. Первоначальный архитектурный образ музея, возникший на стадии клаузуры, воплощается в нескольких фор-эскизных вариантах (вариантное проектирование), затем следует детальная проработка выбранного варианта и окончательная подача демонстрационного материала для защиты проекта
Этапы помогают студенту рационально организовать свою работу. Каждый этап подлежит просмотру и оценке.
Стадия клаузуры(15%)
Изучение программы-задания на выполнение курсового проекта. Ознакомление с опытом проектирования подобных объектов, определение требуемого объема здания.
Анализ градостроительной ситуации. Выбор участка проектирования с учетом характера существующей городской застройки, возможности организации подходов и подъездов к зданию. Поиск архитектурного образа, соответствующего окружению. Изображение на бумаге первоначального архитектурного замысла.
Следует с большим вниманием относитьсяк архитектурным наброскам будущего здания и стремится последовательно развивать, заложенные в них рациональные идеи, на последующих этапах проектирования.
Как показывает опыт, первые образы наиболее полно отражают творческие устремления автора. Перед студентом стоит задача в течение короткого времени создать убедительный образ сооружения, не вдаваясь в излишнюю деталировку (растушевка углем, штриховой рисунок карандашом, пером, акварель, фломастер, коллаж из цветной бумаги и т.д.)
Клаузура выполняется в ручной графике, состав клаузуры - перспективные рисунки и чертежи (схема генплан, план, фасад и разрез). Клаузура оценивается по 2 параметрам – выполненная грамотно архитектурная идея и качество графической подачи.
Предлагаемое решение может быть принято как идея для дальнейшей проработки.
Примеры архитектурных клаузур
Воплощение первоначального замысла в реальные композиционные построения, поиск выразительной архитектурной формы. Работая над архитектурной формой надо иметь в виду те технические и конструктивные возможности и приемы, которые позволят реализовать замысел.
Студент должен дать предложения по решению генплана (подходы и подъезды к зданию, отвечающие выбранному участку проектирования); функциональной схеме (взаимосвязь между основными группами помещений – вестибюль - выставочный зал – фондохранилище – служебные помещения сотрудников музея) и конструктивной системе здания (несущая и ограждающая конструкции).
Целесообразно выполнить 2-3 варианта композиции, совместно с преподавателем определить их положительные качества и недостатки, на основе этой оценки разработать форэскиз. Воплотить проектные предложения в реальных архитектурных чертежах в масштабе окончательной подачи.
Проверить правильность формообразования, конструктивную целесообразность архитектурной формы позволит «рабочий» макет, который рекомендуется делать на стадии форэскиза и эскиза.
Форэскиз принимается при условии проработки идеи проекта до качества проектных материалов, выполненных в объеме окончательной подачи (генеральный план, планы, разрезы, фасады, перспектива)
На стадии эскиз(60%)
Найденное в форэскизе архитектурно-объемное решение уточняется и детализируется с учетом действующих строительных нормативов и требований задания.
Эту стадию следует рассматривать как «генеральную репетицию» окончательной подачи. На формате заданного размера размещаются все чертежи требуемые по составу подачи - фасад, план, разрез - в соответствующем масштабе; перспективный рисунок.
Возможно использование компьютерной графики и предложения по цветовому решению фасадов и интерьеров.
От умения расположить все необходимые элементы (чертежи), так чтобы создать законченную графическую композицию листа, во многом зависит успех, как данной работы, так и всех последующих. Надо стремиться к развитию чувства композиции, которое всегда присутствует в работе архитектора.