Обхват тела телом (прямолинейные
тела)
Обхват тела телом (прямолинейные
тела)
Прямолинейное тело с конструктив
ными признаками
Все тела, участвующие в создании конструкции, сами по себе, в подавляющем большинстве, представляют простые тела не конструктивного характера. Но, помимо этих образов, существуют конструктивные образы другого порядка. Нам следует выяснить и выявить те особенности в конструкциях, которые дают возможность разложить существующие конструкции по их отличительным особенностям. Так, мы устанавливаем, что машинные конструктивные образы отличны от конструктивных образов гражданских сооружений. Это отличие выражается в том, что машина требует обязательного наличия известной спаянности и тщательной пригонки отдельных частей между собою. В машине чувствуется что ее „цельность-монолитность" достигаются абсолютной при
Обхват тела телом(цилиндрические
тепа)
Обхват тела телом(криволинейные
тела)
Конструктивные признакисцепления, внедрения,зажима, обхвата различных тел между собою
гонкой одной детали к другой. Мы обязаны, кроме того, зажать, скрепить, свинтить все части между собою, так как иначе машина не покажет себя — она не будет совершенной машиной, оправдывающей свое назначение, т. е. точно выполняющей свои функции. В сооружении нам не требуется наличия абсолютно-тщательной металлической пригонки частей между собою. Нас удовлетворяет вполне конструктивная увязка между собою частей сооружения и общих масс между собою.
Самый характер всякой машины говорит о необходимости какого то движения, так как всякая машина без наличия функционального движения не есть машина. Гражданское сооружение
Обхват и внедрение сложных криво линейных тел
Композиция с динамическими призна ками сложно-извивающихся тел
Явление скручивания и обхвата сложно-изгибающихся тел с динамическими признаками
статично, оно монолитно, и хотя в своей форме оно может включать движение (динамику), но это движение „застывшее". Этими характерными признаками существенно отличаются конструктивные образы машины и сооружения.
Но, кроме этих образов, существует конструктивная театральная постановка, которая заключает в себе совершенно особые конструктивные формы, не схожие ни с машинными образами, ни с образами сооружений. Это объясняется тем, что при театральных постановках мы не нуждаемся (в некоторых случаях) в фиксации предметов, как таковых, а можем на принципах беспредметности создать ряд конструктивных сооружений (рис. 208, 224, 234, 237 и т. д.).
99 100 101
'
Внедрение изгибающихсякривопиней-ных тел свыраженной конструктив ностью и отображением маснивности(вес, тяжесть, монолитность)
Нам достаточно иметь в своем распоряжении линию, плоскость, объем, краску и свет для того, чтобы получить наилучшее выражение конструктивных начал. Нигде мы не можем себе позволить с наибольшим простором всего того, что диктуют нам наши чувства, фантазии и требования, как именно в театральных постановках. Будущий театр — театр сильных ощущений и переживаний, будет конструктивным. В этой конструкции мы найдем наличие и динамики, и статики. Построенный на принципах бес предметных сочетаний простейших форм, конструктивный театр по своему образу, конечно, резко отличен от других конструктивных образов. Для того, чтобы укрепить сказанное выше, еле дует указать, что наше утверждение о будущем конструктивном театре не есть утопия. Мы можем наблюдать в целом ряде новых
Конструктивное внедрение тела в тело (сочетание правильных тел)
постановок, как постепенно стали проникать в жизнь театра конструктивные начала. По силе воз действия на зрителя, даже при всем своем несовершенстве, новые способы оформления театральных зрелищ привлекают к себе большое внимание. В будущем эти способы несомненно разовьются еще шире.
Во всех приведенных случаях конструктивизма мы имеем дело с телом, с предметом, т. е. с чем то реально-видимым. Но, кроме указанных объектов, конструктивизм мыслим и в поэзии, в музыке, декламации и т. д. В нашей работе мы не будем рассматривать конструктивизм этого порядка.
Конструктивное внедрение тела в тело (сочетание правильных тел)| |
С.ИДЕИ КОНСТРУКТИ ВИЗМА |
Основная идея конструктивизма заключается в том, что мы объединяем предметы или тела на известных принципах сочетания их между собою так, что они представляют законченную гармоническую форму, дающую совершенно определенное впечатление нашему мозгу. Сила впечатления координируется теми максимальными „ударами", которыми обладает рассматриваемое сочетание. Конструктивными идеями заражены все те, кто только тесно сталкивается с задачей обоснования увязки элементов между собою. Работа в области создания новых сооружений, машины, сцены и пр. идет непрерывным потоком, ее участники втягиваются в творческий процесс порывами, исходящими от их индивидуальных особен
I
Конструктивное внедрение тела в тело (сочетание неправильных объемов)
ностей. Но как различны по своей структуре люди, так различны и их идеи. В ответ на те или иные требования и запросы при разрешении поставленной задачи каждый человек выражает своеобразно ту конструктивную идею, которая возникла в его мозгу. А так как даже одну мысль разные люди передают по разному, то и возни кующие у него конструктивные идеи также приобретают многогранный облик. Это обстоятельство способствует ценности полу чаемого впоследствии результата.
Какие конструктивные идеи вообще мыслимы и как они могут быть претворены в жизнь? На этот сложный вопрос может быть дан исчерпывающий ответ только после многократных изысканий и исследований. Все же можно указать на некоторые конструк
Ill |
Конструктивное внедрение тела в тело (сочетание неправильных объемов)
тивные идеи, которые до известной степени могут быть уяснены. Таковы, например:
1) Идея конструктивного оформления жилой комнаты с действительно рациональной увязкой всех окружающих предметов. В настоящий момент такое оформление разрабатывается многими лицами и в некоторых случаях кое у кого получается не плохой результат.
2) Идея конструктивного решения здания с таким расчетом, чтобы общая конструкция отображала функции здания (рис. 306) и его назначение и, чтобы, вместе с тем, выделенная конструкция не была некоторым придатком, как декоративное украшение в старой архитектуре, а была неотъемлемой
59
114 115