Исследования, проекты, программы Центра ГРАД
(в рамках первичной актуализации Концепции ГРАД)
Представленные тематические направления междисциплинарных исследований - это возможные темы для старта научно-внедренческой деятельности в рамках проекта ГРАД.
Это не полный перечень направлений, для подготовки дополнительных наиболее актуальных предложений по тематике деятельности необходимо провести исследования, анализ, общественные обсуждения.
1. Концепция «Умный, Экологический, Устойчивый город» – как зонтичный, структурный, многоуровневый проект освоения современных урбанистических практик с созданием образцов международного качества, как неотьемлемый элемент развития инновационной экономики.
«Экологический город»
1.14. В мировом социально-экономическом пространстве идет формирование концепции экологического города как новой парадигмы отражающей формирование экологического мировоззрения, «зелёной» экономики, политики. Это передний край инновационного развития. Многие страны ведут поиски и эксперименты в этой области. Часто этот процесс силами ограниченных целей девелоперов превращается в рекламный трюк, является PR-мероприятием, частью социально-экономических проектов развития и лишь иногда результатом серьезных исследований и программ. Только те страны, которые реализуют концепцию Экологического города, действительно станут лидерами нового экологического витка развития, смогут запустить процессы формирования «зелёной» экономики.
В рамках проекта предлагается разработать теоретическую экспериментальную архитектурно-градостроительную модель запуска процесса, финансово-экономическую организационно-правовую модель, несколько «пилотных» (экспериментальных) проектов в разных регионах страны, программу их реализации, процедуры тиражирования.
1.15. Пространственная идея концепции Экологического города.Органичное, структурное соединение качеств загородной и городской жизни в принципиально новой структуре естественно-искусственной среды. Но это не новая версия «города сада». Это город, стремящейся к естественным природным формам сохраняя и структурно развивая все достоинства урбанизации как места цивилизационного развития общества стремящегося органично слиться с природной средой. Время противостояния искусственной и естественной природы уходит, начинается процесс их конвергенции. Среда города, создаваемая таким образом - это не архитектура «без архитектуры» как у Догмы, здесь «экотек», «органитек» и «дегитальная» архитектура создают «эко-структуры» как нейтральную удобную, экономичную, экологичную, технически совершенную, социально-ориентированную, а потому и эстетически целесообразную среду обитания человека и общества.
1.16. Архитектурно-урбанистическая концепция проекта опубликованна в статье «Экологический город» в сборнике международной конференции, Милан, 2014 г.(авт. М.Н.Полещук)
1.17. Проект необходимо развивать на разных оранизационно-урбанистических основаниях от новых градо-образований до реконструкции существующей среды, одновременно в разных частях страны (3-4 регионах), что придаст процессу глобальный социально-экономический характер. Это могут быть и значительные по объему проекты и градостроительные комплексы.
1.18. Разработанны ряд предложения, как для новых градостроительных образований, так и для градостроительных комплексов(Самара, Нижний Новгород, Калининград, Московская, и д.р.). Главная инвестиционная идея прекат создание принципиально новой структуры застройки не имеющей аналогов в мировой практике позволяющей выйти на мировой архитектурно-строительный рынок.
Концепция реконструкции 5-ти этажных жилых зданий («не сносимых» серий) 60-70 х годов постройки на основе саморганизации граждан, как социально-экономический проект развития гражданского общества и малого предпринимательства.
2.1.Проблемы капитального ремонта и реконструкции морально и физически устревающего жилого фонда является одной из важнейших социальных задач страны.
Здесь, наряду с существующими подходами и программами могут быть реализованн крупный проект, основанный на ином механизме деятельности. В частности детальной регламентации процесса проектирования и согласования, на основе социально-экономической инициативе граждан и их праве на прилегающую к домам территорию, на основе автоматизации, типизации и детальной регламентации проектно-строительного процесса, на основе минимизации административного давления местных властей, на основе современных архитектурно-дизайнерских и инженерных решений. Что позволит сформировать деятельность в несколько тысяч малых предприятий, реконструировать в течении 5-8 лет до 20-30% фонда этого типа жилья, подержать строительную отрасль в условиях кризиса, повлиять на позитивную динамику социально-психологического состояния общества, реконструировать значительные участки городов.
2.2. Эта программа отражает важные социальные изменения, происходящие в обществе - «Позитивное государствозамещение — более сложное и пока более редкое для России явление. Оно происходит, когда люди добровольно берут на себя функции, которые по традиции считаются у нас государственными. Начинается все с почти мистической способности некоторых индивидов поменять перегоревшую лампочку в подъезде, не дожидаясь вмешательства верховных властей. Дальше — больше, и в России есть люди, которые сами, в складчину, ремонтируют свое аварийное жилье, помогают бездомным детям, строят мосты и ремонтируют сельские дороги.» Н.Газета №103)
2.3.Достаточно широко известен пример этого процесса на ул. Мишина дом 32 в Савёловском районе Москвы, где жильцы перестроили свою обычную хрущевку в жилье премиум-класса и получили еще по дополнительной комнате к каждой квартире. Это самый, настоящий современный "умный дом", которых пока по всей нашей стране - считаные единицы. Этот проект реконструкции проведен без бюджетного финансирования, федеральных программ и т.д. Жильцы говорят: главное в таких проектах - лишь бы не мешали, и тогда сделать можно все.«…по нашей оценке около 400 домов в столице подходят для того, чтобы повторить опыт с улицы Мишина, 32. Жителям 24 домов мы рассказали о такой возможности, и в трех домах уже прошли голосования жильцов, где большинство выступило за реконструкцию.» (цит. по сайту РГ 6.03.2015.00:13). Подобный алгоритм процесса запуска реконструкции жилого фонда, построенный на социальной активности жителей детально разработан и внедряется в кварталах исторической среды в г. Самара (авт. В.Стадников, ВШУ, С.Малахов, Е.Репина и д.р.)
2.4. Венчурный (или частный фонд) фонд ГРАД выделяет гранты на:
- разработку и согласование в государственных органах юридического и правового регламента для такой деятельности с учетом реализации на всей территории РФ;
- разработку инвестиционного и финансового механизма частно-государственного партнерства;
- разработку градостроительного и архитектурно-планировочного решения всех возможных ситуаций и приемов реконстрнструкции с утверждением на федеральном уровне, с возможностью использования без разрешительного вмешательства местных органов власти (15-25 малых инновационных проектно-исследовательских междисциплинарных компаний на базе ведущих профильных вузов), что позволит сократить расходы на проектирование до 0.5-1% и сэкономить от10% до 25% на СМР;
- на разработку правового и архитектурно-градостроительного регламента и алгоритма разработки линейки новых продуктов-объектов капитального строительства для различных серий и типов зданий с учетом критериев качества и комфортности жилья, конкурентных преимуществ и имеющих спрос на рынке недвижимости (покупатели ТСЖ и малые предприятия, осуществляющие реальный процесс реконструкции);
- проведение выставочных, PR- мероприятий, презентационных Круглых столов в рамках инновационной деятельности технопарков во всех регионах для разъяснения примеров реконструкции жилых кварталов для создания комфортной дружественной атмосферы для граждан для понимания перспективности, возможности реализации подобных проектов реконструкции, деятельности за счет разработанного и утвержденного всего пакета проектно-разрешительной документации.
Такая предпринимательская деятельность на базе ТСЖ для реализации проектов реконструкции на основе разработанного архитектурно-градостроительного и правового механизма (продукта «под ключ») обеспечивающего правовой, организационный, инвестиционный, архитектурно-градостроительный процесс реконструкции - позволит запустить процесс создания тысячи малых предприятий на основе ТСЖ
2.5. Примерный объем деятельности в рамках проекта:
- градостроительных ситуаций, в которых возможна реализация этой деятельности на наш взгляд примерно 15-30% от фонда такой застройки. Это инвестиционно привлекательтные территории в крупнейших и крупных городах, в зонах, примыкающих к центральной части, крупным магистралям, общественному транспорту, рекреационным зонам и т.д. В малых городах и депрессивных территориях возможно обеспечение за счет этого механизма капитального ремонта.
- в Москве это более четырехсот 5-ти этажных дома в градостроительной ситуации высокой инвестиционной привлекательности, по стране таких домов всего около – 8.3 миллиона м2 что в целом дает(ориентировочно) 38.0 миллионов м2 новой и реконструированной жилой площади в масштабах стараны;
- получаемые в результате реконструкции новые квадратные метры могут быть профинансированы и получены за счет гос. програма например арендного, доступного, ветхого жилья, программ строительства жилья для военных , для многодетных семей, средств капитального ремонта и д.р. гос программа, за счет частных инвестиций (девелоперов и жителей) в особо привлекательных градостроительных ситациях.
2.6. Социально-инвестиционный потенциал проекта.
Массовая активизации жителей подобных территорий, реконструкция и улучьшение качества среды на основе самых современных идей и приемов энергоэффективной, экологической, среднеэтажной высокоплотной архитектуры, внедрение идей Нового Урбанизма, Умного, Экологического города, массовое создание малых иновационных предприятий реализующих проекты на этом рынка, создания эффективных механизмов реализации гос. программ, сокращение коррупционной деятельности в строительстве за счет уменьшения разрешительных полномочий местных влестей, организация массового контроля жителями за инвестиционно –строительным процессом через ТСЖ и малые предприятия.
ЭТО МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ В РЕЗУЛЬТАТЕ, КОТОРОГО более 1.5 миллиона человек могут не просто улучьшат свои жилищные условия и получить огромный опыт малого и социального предпринимательства, а жители БУДУТ ВКЛЮЧЕНЫ В ЧИСЛО ВЫГОДОПРЕОБРЕТАТЕЛЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ СВОЕЙ ДОЛЕВОЙ И ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - СТАНУТ ДЕВЕЛОПЕРАМИ реконструкции своей ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ