Сбор социологической информации
Выделяют следующие источники социологической информации:
1. Документальные источники.
2. Обследования.
Документальные источники- это официальные и личные документы.
Официальные документы:
- статистические публикации (переписи, справочники, планы и отчеты, статистическая литература);
- карты, планы, материалы аэрофотосъемки и космической съемки;
- архивные материалы (по истории, отчетность предприятий);
- расписания, телефонные книги, адресные справочники и т. п.
Личные документы — автобиографии, дневники, письма, сочинения на тему, литературные источники, описывающие город, отдельные районы и здания.
Обследования проводят в форме наблюдений и опросов.
Наблюдения– непосредственная фиксация явлений социальной действительности в процессе функционирования. Наблюдения бывают - обычные, участвующие (информаторы), включенные (инкогнито), экспериментальные (специальные условия), самонаблюдения. Это надежный источник сбора информации. Однако требует квалифицированных наблюдателей.
Опросы- методы получения первичной социологической информации, основанные на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
Опросы бывают программные - анкетирование и интервьюирование, и беспрограммные - беседа и изложение на заданную тему.
По форме опросы различают:
- индивидуальные и групповые;
- устные и письменные;
- личные и заочные.
Анкетирование- опрос, в котором отсутствует непосредственный контакт исследователя с опрашиваемым; проводят для изучения потребностей, социальных оценок, поведения людей в целях учета при проектировании зданий и комплексов.
Виды анкетного опроса:
- по месту работы или службы;
- почтовый;
- прессовый.
При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
1) подготовительный этап–включает в себя разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем;
2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
3) результирующий этап– обработка полученной информации.
Анкеты содержат три основные части:
1. Вводная. Указывается: кто проводит исследование; его цель и задачи; способ заполнения анкеты; может подчеркиваться анонимность заполнения анкеты; выражается благодарность за участие в анкетировании.
2. Основная содержательная часть. Содержит сами вопросы, которые в свою очередь могут подразделяться на смысловые подчасти.
3. Заключительная часть. Паспортичка, содержащая в себе демографические вопросы, сведения о респондентах.
По форме выделяют три типа вопросов анкеты :
1) открытые вопросы-респонденты высказываются в свободной форме. Респондентам дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. Для этого в анкете оставляется пустая строка. Считается, что они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.
2) закрытые вопросы–вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот ответ, который совпадает с его мнением.
3) полузакрытые вопросы- здесь наряду с набором определенных вариантов ответов из предложенного перечня, респонденту представляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
Вопросы объединяют в блоки по теме или проблеме. Продолжительность ответов на анкету не должна превышать 40-50 минут.
Интервьюирование-проводимая по определенному плану беседа. Предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Интервьюирование, как правило, бывает программным, и проводят его по месту жительства. Преимуществом этой формы опроса является личный контакт исследователя и изучаемого объекта, однако позволяет проводить менее массовые выборки и требует высокой квалификации опрашивающего.
Классификация интервьюирования:
1. По месту проведения
• по месту работы (в служебном помещении)- оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами
• по месту жительства– оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений
2. По технике проведения
• формализованное- самая распространенная разновидность интервьюирования; в этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера
• фокусированное– сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин; респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы; предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию
• свободное-отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера; этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования; свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью
3. По содержанию беседы
• документальные интервью- изучение событий прошлого, уточнение фактов
• интервью мнений– выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса
4. В зависимости от особенностей процедуры
• интенсивным - “клиническим”, т.е. глубоким, длящимся иногда часами; цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого
• фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель фокусированного интервью - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
5. По способу организации
• групповые-применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе
• индивидуальные
При постановке вопроса в интервью должна быть обеспечена его грамотность:
- содержательная (семантическая, связанная с целью вопроса);
- синтаксическая (со структурой вопроса);
- прагматическая (с позиций ситуации вопроса).
Важная процедура исследования - отбор анализируемого материала – выборка. В архитектурно-социологических исследованиях исследуемый объект - это большая социальная совокупность (население города, региона, страны). Сплошные исследования проводят крайне редко (переписи). Если объект изучения составляет более 500 единиц (человек, семей, домов), используют выборочный метод исследования. Он основан на том положении, что часть объекта (выборка) должна быть моделью целого - объекта изучения.
Итак, выборка - процедура определения необходимого объема исследуемого материала и сам объем. Выборка должна быть необходимой и достаточной, чтобы представлять целое.
Генеральная совокупность- это объект исследования, носитель рассматриваемой социальной проблемы.
Выборочная совокупность(выборка) - часть генеральной совокупности, которая способна ее представить по исследуемым признакам.
Величину выборки определяют по соответствующим правилам из теории статистики.
Единица анализа - индивид, семья, трудовой коллектив, жилища, районы, города.
Величина выборки должна быть, с одной стороны, достаточно большой, статистически значимой для получения достоверной информации, а с другой - минимальной для обеспечения невысоких затрат сил и времени на проведение социологического исследования. Выборочная совокупность должна иметь такое число элементов, при котором вероятность различия средних величин признаков выборки и генеральной совокупности не превосходила бы величины, допускаемой характером исследования, - 5%.
Для пробных опросов величина выборки - 100-250 человек (единиц), при массовых опросах выборка равна примерно 10% от состава генеральной совокупности, но не менее 350 и не более 3000 человек.
В социологическом исследовании используют следующие типы выборок:
1)случайная- основана на принципе равновероятности отбора единиц наблюдения с помощью таблиц случайных чисел, приемов лотереи, рулетки;
2)систематическая- предполагает равномерный охват единиц генеральной совокупности. Для этого используют деление территории города (района) на квадраты, выделение системы точек, включение каждого n- гоэлемента (человека-посетителя, семьи, квартиры).
Случайная и систематическая выборки используются тогда, когда неизвестна структура генеральной совокупности и необходимо ее выявить;
3)районированная (серийная)- основана на сравнении показателей по группам. Поэтому в генеральной совокупности предварительно выделяют различные по рассматриваемым признакам группы с целью их сопоставления. От каждой группы отбирают равное количество единиц, несмотря на их представительство в генеральной совокупности.
Районированная выборка необходима в тех случаях, когда требуется определить специфику каждого типа единиц и их сравнить.
4)типическая (стратифицированная)- основана на принципе соответствия соотношения групп в выборке их реальному соотношению в генеральной совокупности. Данная выборка необходима при определении общих и средних характеристик явления. Например, исследование потребностей населения в развитии городских сетей обслуживания предполагает рассмотрение представителей всех социальных групп населения в пропорциях, соответствующих генеральной совокупности — населению города.
Районированная и типическая выборки относятся к направленным формам выборки и применяются к более однородным по признаку группам и поэтому могут быть меньше по объему. По форме проведения различают одноступенчатые и многоступенчатые выборки, которые могут сочетать вышеназванные типы [12, 54].