Сбор социологической информации

Выделяют следующие источники социологической информации:

1. Документальные источники.

2. Обследования.

Документальные источники- это официальные и личные документы.

Официальные документы:

- статистические публикации (переписи, справоч­ники, планы и отчеты, статистическая литература);

- карты, планы, материалы аэрофотосъемки и кос­мической съемки;

- архивные материалы (по истории, отчетность предприятий);

- расписания, телефонные книги, адресные спра­вочники и т. п.

Личные документы — автобиографии, дневники, письма, сочинения на тему, литературные источники, описывающие город, отдельные районы и здания.

Обследования проводят в форме наблюдений и оп­росов.

Наблюдения– непосредственная фиксация явлений социальной действительности в процессе функционирования. Наблюдения бывают - обычные, участвующие (ин­форматоры), включенные (инкогнито), эксперименталь­ные (специальные условия), самонаблюдения. Это на­дежный источник сбора информации. Однако требует квалифицированных наблюдателей.

Опросы- методы получения первичной социо­логической информации, основанные на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Опросы бывают программные - анкетирование и интервьюирование, и беспрограммные - беседа и из­ложение на заданную тему.

По форме опросы различают:

- индивидуальные и групповые;

- устные и письменные;

- личные и заочные.

Анкетирование- опрос, в котором отсутствует не­посредственный контакт исследователя с опрашиваемым; проводят для изучения потребностей, социальных оценок, поведения людей в целях учета при проектировании зда­ний и комплексов.

Виды анкетного опроса:

- по месту работы или службы;

- почтовый;

- прессовый.

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

1) подготовительный этап–включает в себя разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем;

2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап– обработка полученной информации.

Анкеты содержат три основные части:

1. Вводная. Указывается: кто проводит исследование; его цель и задачи; способ заполнения анкеты; может подчеркиваться анонимность заполнения анкеты; выражается благодарность за участие в анкетировании.

2. Основная содержательная часть. Содержит сами вопросы, которые в свою очередь могут подразделяться на смысловые подчасти.

3. Заключительная часть. Паспортичка, содержащая в себе демографические вопросы, сведения о респондентах.

По форме выделяют три типа вопросов анкеты :

1) открытые вопросы-респонденты высказываются в свободной форме. Респондентам дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. Для этого в анкете оставляется пустая строка. Считается, что они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

2) закрытые вопросы–вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот ответ, который совпадает с его мнением.

3) полузакрытые вопросы- здесь наряду с набором определенных вариантов ответов из предложенного перечня, респонденту представляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Вопросы объединяют в блоки по теме или пробле­ме. Продолжительность ответов на анкету не должна превышать 40-50 минут.

Интервьюирование-проводимая по определенному плану беседа. Предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Интервьюирование, как правило, бывает программ­ным, и проводят его по месту жительства. Преимуще­ством этой формы опроса является личный контакт ис­следователя и изучаемого объекта, однако позволяет проводить менее массовые выборки и требует высокой квалификации опрашивающего.

Классификация интервьюирования:

1. По месту проведения

• по месту работы (в служебном помещении)- оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами

• по месту жительства– оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений

2. По технике проведения

• формализованное- самая распространенная разновидность интервьюирования; в этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера

• фокусированное– сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин; респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы; предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию

• свободное-отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера; этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования; свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью

3. По содержанию беседы

• документальные интервью- изучение событий прошлого, уточнение фактов

• интервью мнений– выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса

4. В зависимости от особенностей процедуры

• интенсивным - “клиническим”, т.е. глубоким, длящимся иногда часами; цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого

• фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель фокусированного интервью - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

5. По способу организации

• групповые-применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе

• индивидуальные

При постановке вопроса в интервью должна быть обеспечена его грамотность:

- содержательная (семантическая, связанная с це­лью вопроса);

- синтаксическая (со структурой вопроса);

- прагматическая (с позиций ситуации вопроса).

Важная процедура исследования - отбор анализируемого материала – выборка. В архитектурно-соци­ологических исследованиях исследуемый объект - это большая социальная совокупность (население города, региона, страны). Сплошные исследования проводят крайне редко (переписи). Если объект изучения состав­ляет более 500 единиц (человек, семей, домов), исполь­зуют выборочный метод исследования. Он основан на том положении, что часть объекта (выборка) должна быть моделью целого - объекта изучения.

Итак, выборка - процедура определения необхо­димого объема исследуемого материала и сам объем. Выборка должна быть необходимой и достаточной, что­бы представлять целое.

Генеральная совокупность- это объект иссле­дования, носитель рассматриваемой социальной про­блемы.

Выборочная совокупность(выборка) - часть ге­неральной совокупности, которая способна ее предста­вить по исследуемым признакам.

Величину выборки определяют по соответствующим правилам из теории статистики.

Единица анализа - индивид, семья, трудовой кол­лектив, жилища, районы, города.

Величина выборки должна быть, с одной стороны, достаточно большой, статистически значимой для по­лучения достоверной информации, а с другой - мини­мальной для обеспечения невысоких затрат сил и вре­мени на проведение социологического исследования. Выборочная совокупность должна иметь такое число элементов, при котором вероятность различия средних величин признаков выборки и генеральной совокупно­сти не превосходила бы величины, допускаемой харак­тером исследования, - 5%.

Для пробных опросов величина выборки - 100-250 человек (единиц), при массовых опросах выборка равна примерно 10% от состава генеральной совокуп­ности, но не менее 350 и не более 3000 человек.

В социологическом исследовании используют сле­дующие типы выборок:

1)случайная- основана на принципе равноверо­ятности отбора единиц наблюдения с помощью таблиц случайных чисел, приемов лотереи, рулетки;

2)систематическая- предполагает равномерный охват единиц генеральной совокупности. Для этого ис­пользуют деление территории города (района) на квад­раты, выделение системы точек, включение каждого n- гоэлемента (человека-посетителя, семьи, квартиры).

Случайная и систематическая выборки используют­ся тогда, когда неизвестна структура генеральной со­вокупности и необходимо ее выявить;

3)районированная (серийная)- основана на сравнении показателей по группам. Поэтому в генераль­ной совокупности предварительно выделяют различные по рассматриваемым признакам группы с целью их со­поставления. От каждой группы отбирают равное ко­личество единиц, несмотря на их представительство в генеральной совокупности.

Районированная выборка необходима в тех случа­ях, когда требуется определить специфику каждого типа единиц и их сравнить.

4)типическая (стратифицированная)- основа­на на принципе соответствия соотношения групп в вы­борке их реальному соотношению в генеральной сово­купности. Данная выборка необходима при определении об­щих и средних характеристик явления. Например, ис­следование потребностей населения в развитии город­ских сетей обслуживания предполагает рассмотрение представителей всех социальных групп населения в пропорциях, соответствующих генеральной совокуп­ности — населению города.

Районированная и типическая выборки относятся к направленным формам выборки и применяются к бо­лее однородным по признаку группам и поэтому могут быть меньше по объему. По форме проведения разли­чают одноступенчатые и многоступенчатые выбор­ки, которые могут сочетать вышеназванные типы [12, 54].

Наши рекомендации