Виды социологических исследований
Социологические исследования позволяют получить оперативную и достоверную информацию о социальных явлениях и процессах, протекающих в архитектурных объектах. Это дает возможность архитектору, градостроителю соотносить свои действия по формированию пространственной среды с процессами ее реального функционирования.
Каждый архитектор должен знать и практически владеть способами сбора и обработки социологической информации, уметь по необходимости организовать простейшее социологическое исследование.
Любое социологическое исследование — это сложное явление, которое подразумевает наличие трех уровней:
1) общая социологическая теория и методология;
2) специальные (отраслевые) социологические разделы, в т. ч. прикладные архитектурные исследования;
3) эмпирические исследования, составляющие основу теоретических знаний.
Решение архитектурных и градостроительных задач требует проведения многосторонних и комплексных социологических исследований. В этом заключается специфика социологических исследований в архитектуре и градостроительстве.
Многосторонний характер обусловлен тем, что в пространственных объектах отражаются многообразные характеристики общественных процессов (экономические, социально-культурные, социально-психологические, правовые и др.). Отсюда следует междисциплинарный характер исследований, т. е. участие многих специалистов из различных областей знания.
Комплексный характер связан с необходимой ориентацией на конечную цель исследования социальной проблемы: разработку рекомендаций по проектированию зданий и комплексов, прогнозов в архитектуре и градостроительстве.
Социологическое исследование всегда конструктивно ориентировано. Оно направлено на создание новых пространственных условий для организации тех или иных видов деятельности. Архитектурные задачи в виде общественно осознаваемой потребности в организации среды жизнедеятельности для определенных социальных групп формулируют социальные проблемы, которые необходимо исследовать.
Архитектура использует социологическую информацию прежде всего для изучения, прогнозирования и планирования развития территориальных общностей (социальных групп, совместно использующих пространство).
Объект изучения- это потребности и поведение индивидов, малых социальных групп, коллективов (человека и социальных общностей), т. е. совокупность социальных элементов (индивидов, групп, общностей) и процессов. Например, объектом изучения могут быть типы семей и бытовые процессы в жилище.
Предмет изучения- аспект (угол зрения) исследования объекта изучения; зависит от вида объекта исследования и характера решаемых задач.
При разработке типологий жилища, учреждений обслуживания и производственной среды социологическое исследование направлено главным образом на социологические и социально-психологические аспекты рассмотрения.
При проектировании жилых и других районов (центров) города исследуют жизнедеятельность больших социальных совокупностей: территориальных общностей (население города или района), крупных производственных коллективов и массовых групп однородного поведения (толпа, людской поток). Аспекты исследования в этом случае — это интеграция конкретных форм поведения, психологии и данные статистики массовых социальных процессов.
Для разработки общесоциальных целей и программ решающее значение приобретает анализ обобщенных статистических закономерностей, долгосрочных стратегий социального и экономического развития.
Решая все эти задачи, опираются на эмпирические данные.
Эмпирические данные- социологическая информация, основанная на опыте, изучении фактов, опирается на непосредственное наблюдение и эксперимент. Эмпирические данные отражают реальные социальные явления и процессы, осуществляемые в конкретном времени и пространстве (в отличие от теории с ее абстрагированием). Эмпирические знания образуют основу для теоретических обобщений и принятия практических решений.
В прикладных архитектурно-социологических исследованиях используются методы и модели отраслевых и региональных разделов социологии, социальной географии, демографии и статистики.
Особенность социологических исследований состоит в том, что социальные явления и процессы рассматриваются здесь в пространственном аспекте (пространство зданий и комплексов, районов и городов).
Социологические исследования в архитектуре по объекту и методике объединяются в две группы:
1. Исследования конкретных социальных факторов (поведение, потребности, мнения и оценки), относящихся к индивидам и социальным группам.
Используются методы и инструментарий конкретных социологических исследований, но с привязкой к пространственным объектам, в основном полевые методы обследований - опросы и наблюдения.
В итоге получают отражение непосредственных жизненных фактов, первичную социологическую информацию.
Пример: изучение потребностей и поведения семей различного типа в жилище.
2. Исследования документальных источников (ранее собранный статистически и графически обработанный материал) - переписи, статистические отчеты, карты и др.
Задача исследователя - вторичный отбор материала в соответствии с программой исследования и затем - его обработка и анализ.
Примеры: архивные исследования документов демографической статистики при выборе типов жилой застройки в условиях реконструкции.
Методика эмпирического исследования- совокупность принципов и правил по определению объектов исследования, выбору единиц исследования, необходимого объема исследуемого материала, источников и способов сбора информации, а также приемов обработки и обобщения информации.
Методика определяет предмет и способ исследования, обеспечивающий получение необходимой информации. Методика строится на основе техники социологического исследования.
Техника социологического исследования- совокупность приемов и процедур, характеризующих методику исследования. Она включает в себя:
- принципы отбора исследуемого материала (выборка);
- методы сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.);
- приемы статистической обработки материала.
К видам социологических исследований относят:
1. Разведывательное ( пилотажное)
2. Описательное
3. Аналитическое
Разведывательное (пилотажное) исследование- предварительный этап углубленных исследований.
Основные виды (этапы) разведывательного исследования:
1) уточнение задач и программ, методов и инструментария широкого исследования (апробирование рабочего варианта опросных листов, карточек наблюдения)
2) получение оперативных сведений по конкретному вопросу (например, экспресс-опрос жителей по оценке изменения маршрута городского транспорта);
3) опрос специалистов (экспертов), направленный на уточнение программы и гипотез дальнейшего исследования (например, виды доступного жилища).
Для разведывательного исследования характерны упрощенные методы сбора информации:
- описательного характера для выявления общих черт распределения признака;
- аналитического характера для выявления экспертных оценок.
Описательное исследование- получение полной информации о рассматриваемом объекте, выявление закономерностей в определенных социальных процессах, протекающих в больших социальных общностях, которые различаются по своим характеристикам. В качестве единиц исследования могут быть индивиды, семьи, социальные группы по месту жительства.
Результаты носят статистический характер. Они раскрывают закономерности распределения различных признаков и элементов. Например, демографической структуры населения, социально-профессиональной структуры населения.
Суть описания в данных исследованиях состоит в сборе и классификации статистических данных, направленных на выявление рассматриваемых социально-пространственных закономерностей.
Аналитическое исследование - определение причинно-следственных зависимостей, объясняющих явление. Например, выявление связей между поведением человека в пространстве жилища и социально-демографическими характеристиками его семьи.
Данные исследования направлены на принятие решений в проектировании зданий, в архитектурном нормировании. По выводам аналитического исследования логически конструируют модели будущего социального развития. Таким образом, это самое углубленное исследование социально-пространственных явлений.
Ориентация исследования и характер исследуемой информации обусловлены целями, задачами и гипотезами исследований. Например, при проектировании зданий (жилых, учреждений обслуживания, производственных объектов) главное направление исследования связана с выявлением конкретных требований к планировке и оборудованию пространства. Поэтому в этом случае целесообразны наблюдения, опросы населения, персонала. Уменьшается роль данных статистических документов (как излишне обобщенных) и повышается роль прямого наблюдения социальных процессов и явлений.
Этапы прикладных архитектурно-социологических исследований:
1) разработка программы;
2) сбор материала;
3) обобщение и анализ материала.
На первом этапе проведения исследования разрабатывается программа социологического исследования. Она определяет источники получения информации, единицы информации, выборку, технику сбора информации.
Программа социологического исследованияопределяет: цели, объект, структуру, границы и методы исследования.
В архитектурно-социологических исследованиях различают три уровня целей:
1) главная цель – направлена на решение архитектурной или градостроительной проблемы;
2) цель прикладного социологического исследования, направлена на обоснование решения архитектурной или градостроительной проблемы;
3) цель эмпирического исследования, направлена на формирование базы для социологических обоснований и рекомендаций.
Например, главная цель архитектурной проблемы - разработка типологии жилища в современных условиях. Цель прикладного социологического исследования - определение влияния на типологию жилища социально-профессиональной структуры семей. Цели эмпирических исследований - выявление характера использования семьями помещений квартиры, их архитектурные предпочтения, социальная оценка существующих условий.
Гипотеза исследования- научное предположение результата исследования. Гипотезы бывают о фактическом состоянии, о причинах явлений и тенденциях.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой различают исследования, содержащие описание, объяснение и теорию рассматриваемого вопроса.
Программы проведения полевых исследований включают в себя вопросник ( или анкетный лист). Вопросник- документ, который содержит перечень вопросов, обращенных непосредственно к отвечающему.
Помимо программы разрабатывается рабочий план исследования. Рабочий план исследования- инструкция по проведению социологического исследования, учитывающая распределение сил и ресурсов во времени. Она включает в себя следующие этапы проведения социологического исследования:
1) подготовительный;
2) проведение полевого обследования или сбора документальных источников;
3) первичную обработку информации (шкалирование, кодирование, группировку и проверку вычислений);
4) анализ результатов и обобщение материалов исследования (подготовку отчетов, разработку рекомендаций).
Любое социологическое исследование основано на выявлении статистических закономерностей в рассматриваемых явлениях и процессах. Социологическое исследование всегда связано с анализом большого числа фактов, для которых действуют статистические законы. Статистика позволяет выявить тенденции [12, 54].