Общие сведения о социальных основах архитектурно-градостроительного проектирования

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования» составлено для студентов архитектурного факультета. Теоретический курс предназначен:

- дать представление об основах теоретических знаний на стыке архитектуры и социологии; проследить взаимосвязь социальных и архитектурно-градостроительных категорий;

- раскрыть содержание и направленность научных исследований, предпроектных и проектных работ в сфере архитектурно-градостроительной социологии по ее основным разделам: социальные основы проектирования градостроительных объектов, социальные основы проектирования зданий;

- ознакомить с содержанием и методами предпроектных социологических исследований, методами сбора материала, его описания, обощения и графического представления;

К осваиваемым компетенциям по направлению «Архитектура» ( бакалавриат) относятся:

1. «Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества»
Знать:
социальные основы архитектурно-планировочной организации и реконструкции городов, проектирования и строительства жилых, производственных и общественных зданий;
Уметь:
выявлять социально-значимые проблемы в архитектуре и градостроительстве, влияющие на развитие полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества
Владеть:
основами теоретических знаний на стыке архитектуры, градостроительства и социологии; представлением о демографии, потребностях и образе жизни человека, семьи, социальной группы, городского сообщества влияющих на формирование архитектурного заказа
Иметь представление: о взаимосвязи социальных и архитектурно-градостроительных категорий; о путях внедрения социальных архитектурно-градостроительных разработок в проектирование и строительство.
2. «Способность собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов и после осуществления проекта в натуре»
Знать:
основы методики прикладных архитектурно-градостроительных социологических исследований
Уметь:
выполнять предпроектные исследования социальных потребностей населения
Владеть:
видами социологических исследований в архитектуре и градостроительстве
Иметь представление: о методологии научных исследований в области социологии архитектуры и градостроительства; о сборе материала (источниках информации, отборе анализируемого материала и выборке), описании и его статистическом обобщении (представлении социологической информации);


К осваиваемым компетенциям по направлению «Градостроительство» (бакалавриат) относятся:

1. «Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимать мировоззренческие и философские проблемы»
Знать:
социальные основы планировочной и архитектурной организации и реконструкции городов, проектирования и строительства жилых, производственных и общественных зданий;
Уметь:
выявлять социально-значимые проблемы в градостроительстве и архитектуре , влияющие на развитие полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества
Владеть:
основами теоретических знаний на стыке градостроительства, архитектуры и социологии; представлением о демографии, потребностях и образе жизни человека, семьи, социальной группы, городского сообщества влияющих на формирование архитектурного заказа
Иметь представление: о взаимосвязи социальных, градостроительных и архитектурных категорий; о путях внедрения социальных, градостроительных и архитектурных разработок в проектирование и строительство.
2. «Владение знаниями истории и теории градостроительства, методов охраны и использования объектов историко-культурного наследия, реконструкции ценной застройки, навыками участия в градостроительных исследованиях,проведения визуально-ландшафтного анализа»
Знать:
основы методики прикладных архитектурно-градостроительных социологических исследований
Уметь:
выполнять предпроектные исследования социальных потребностей населения
Владеть:
видами социологических исследований в архитектуре и градостроительстве
Иметь представление: о методологии научных исследований в области социологии архитектуры и градостроительства; о сборе материала (источниках информации, отборе анализируемого материала и выборке), описании и его статистическом обобщении (представлении социологической информации);

В результате изучения дисциплины по направлениям «Архитектура» и «Градостроительство» обучающийся должен:



Знать:
социальные основы архитектурно-планировочной организации и реконструкции городов, проектирования и строительства жилых, производственных и общественных зданий;
основы методики прикладных архитектурно-градостроительных социологических исследований
Уметь:
выявлять социально-значимые проблемы в архитектуре и градостроительстве, влияющие на развитие полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества
выполнять предпроектные исследования социальных потребностей населения
Владеть:
основами теоретических знаний на стыке архитектуры, градостроительства и социологии; представлением о демографии, потребностях и образе жизни человека, семьи, социальной группы, городского сообщества влияющих на формирование архитектурного заказа
видами социологических исследований в архитектуре и градостроительстве
Иметь представление:
об основных концепциях западной и отечественной теории социологии архитектуры и градостроительства; о взаимосвязи социальных и архитектурно-градостроительных категорий; о путях внедрения социальных архитектурно-градостроительных разработок в проектирование и строительство; о методологии научных исследований в области социологии архитектуры и градостроительства; о сборе материала (источниках информации, отборе анализируемого материала и выборке), описании и его статистическом обобщении (представлении социологической информации)

Дисциплина «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования» читается в 1 семестре для освоения основных компетенций студентами 4 курса бакалавриата. Курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Лекции являются теоретическим обоснованием учебных практических заданий. Дисциплина читается в соответствии с календарным планом их выполнения.

Таблица 1. Виды учебной работы дисциплины

Вид учебной работы Очная форма обучения
напраление «Архитектура» напраление «Градостроительство»
Часов / з. е. Курс, семестр Часов / з. е. Курс, семестр
Аудиторные занятия — всего 40/1,0 4/7 семестр 40/1,0 4/7 семестр
лекции 20 / 0,5   20 / 0,5  
консультации        
практические занятия (семинары) 20 / 0,5   20 / 0,5  
лабораторные работы        
Самостоятельная работа — всего 32 / 0,88   32 / 0,88  
курсовой проект (работа)        
контрольные работы 36 / 1   36 / 1  
реферат        
другие виды самостоятельной работы        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен 4/7 семестр экзамен 4/7 семестр
Всего по дисциплине 108/3 4/7 семестр 108/3 4/7 семестр

Теоретическая часть - лекции, основная цель которых состоит в раскрытии основных вопросов дисциплины, заложенных в тематических разделах, отображенных в Таблице 2.

Таблица 2. Содержание разделов и тем лекционного курса

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции, зачетных часов (з.ед.)
1. Модуль 1. Общие сведения о социальных основах архитектурного проектирования 4 ( 0,2)
      «Социология» и «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования»: проблемы междисциплинарности. Социальная значимость и социальная обусловленность архитектурной деятельности. Основные периоды становления дисциплины «Социология архитектуры»: основные периоды, их характерные особенности. Социальные структуры и процессы: городское сообщество, соседство, домохозяйство. Социальные структуры, группы, слои. Социально-экономическая структура населения. Социальная стратификация. Основные социальные классы мирового общества. Модель стратификации Российского общества. Социально-демографические характеристики семьи. Социальный заказ. Социально-пространственная структура г.Пензы.  
2. Модуль 2. Основы социологических исследований в архитектуре и градостроительстве 4 ( 0,2)
  Виды социологических исследований. Сбор материала: источники информации. Отбор анализируемого материала: выборка. Описание и представление социологической информации.  
3. Модуль 3. Социальные основы проектирования объектов 2 ( 0,1)
  Социальные основы проектирования градостроительных объектов. Социальные основы проектирования зданий.  
  Всего лекций: 20 / 0,5

Содержание учебного пособия предназначено для освоения компетенций в рамках дисциплины «Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования» направлений «Архитектура» (бакалавриат) и «Градостроительство» (бакалавриат). Данный курс предполагает дальнейшее углубленное изучение материала на более высокой ступени обучения в магистратуре в рамках дисциплины «Социология архитектуры и градостроительства».

Архитектура – это деятельность по созданию художественно-осмысленной пространственной среды для жизненных процессов общества. При этом создание пространственной среды обусловлено нуждами человека, общества в целом. Результаты этой деятельности обусловленны конкретными природными условиями нашей планеты. Сама же деятельность архитектора органично объединяет умение познавать мир научными, техническими методами и чувствовать его свободной душой художника. «Зодчество означает формирование жизненных процессов» - говорил один из основателей Баухауза и лидеров движения В.Гропиус [12, 5]. Архитектура и градостроительство по своей природе социальны. Их практическая задача – создавать пространственную среду для нужд человека. Но одновременно, архитектура активно воздействует на эмоциональный и духовный мир человека. Эти две задачи (практическая и идеологическая) составляют содержание социального предназначения архитектуры и градостроительства, определяют их место в жизни общества, указывают на необходимость изучения социальных основ архитектурно-градостроительного проек-тирования.

Цель данного учебного пособия – ввести учащихся в особую сферу чрезвычайно обширного профессионального знания, ознакомив студентов с основами взаимосвязи архитектуры, градостроительства и социальных явлений, с содержанием и методами прикладных социологических исследований в области архитектуры и градостроительства.

Учебное пособие состоит из трех разделов соответствующих трем основным модулям теоретического обучения ( таблица 2).

При формировании учебного пособия автор опирался на главы и материалы рекомендованных ранее Министерством образования учебников: Яргиной З.Н., Хачатрянц К.К. «Социальные основы архитектурного проектирования»; Молчанова В.М. «Основы архитектурного п роектирования: социально-функциональные аспекты»; Кияненко К.В. «Социальные основы архитектурного формирования жилой среды»; Добренькова В.И., Кравченко А.И. «Методы социологического исследования»; «Социальная статистика» под ред. Елисеевой И.И., а так же научных изданий: Ещиной Е.В. «Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора ( на примере г.Пензы); Кияненко К.В. Социологи и социальная теория архитектуры: проблемы междисциплинарности.- Мат.IV ВСК.- М, РОС, 2012 и др..

.

ВВЕДЕНИЕ

«Всякий раз, когда имеется некоторое сообщество людей, а создать необходимо пространственные условия и новую материальную оболочку для их обитания, мы оказываемся в сфере компетенции данной дисциплины» ( К.В.Кияненко)

Архитектура и градостроительство отражают общественные потребности и процессы, активно участвуют в формировании окружающей среды. Градостроительные проекты организуют пространство жилых и промышленных районов, общественных центров, формируют среду многообразных городских процессов, определяют планировочную структуру территориальных систем макроуровня: областей, республик, страны в целом. Проектирование зданий и сооружений направлено на организацию непосредственного окружения человека – жилой и общественной среды, пространства бытовой, трудовой и социокультурной деятельности. Основой для разработки программ архитектурно-градостроительного проектирования служат социальные исследования [18].

Что представляет собой городское сообщество как обитатель среды и клиент архитектора, каковы основные социальные группы и общности, с которыми имеет дело архитектор? Каково значение архитектуры и градостроительства для общества? Оказывает ли архитектура жилища влияние на образ жизни человека, семьи, городского сообщества? Зависит ли от архитектуры жилища социальная сплоченность, демографическое поведение, здоровье человека? Может ли архитектор, градостроитель адекватно понимать, выявлять и воплощать в проектировании потребности своего клиента? Что следует считать социально благоприятным результатом проектирования? Как сделать архитектурный или градостроительный проект возможно более точной моделью требуемой среды обитания? Каковы основные источники социальной информации, необходимой для проектирования? Как получить информацию, обеспечив ее точность и достоверность?

Ответы на эти и подобные вопросы в равной степени интересны и важны как для социологии, так и для архитектуры. Изучением проблем такого уровня занимается фундаментальная дисциплина «Социология архитектуры и градостроительства», одновременно затрагивая отрасль и социологии , и теории архитектуры, и теории градостроительства [5].

Социальные знания проникают в архитектуру и градостроительство двумя путями через соответствующие разделы отраслевой социологии и в результате теоретической работы и эмпирических исследований, предпринимаемых самим архитектором, градостроителем.

Социальные структуры

Структура в переводе с латинского означает «расположение», «порядок».

Социальная структура - совокупность устойчивых и упорядоченных связей общества, состоящего из социальных групп, различных видов общ­ностей, людей, обеспечивающих его целостность.

Социальные структуры отражают все многообразие отношений и взаимосвязей: про­изводственные отношения, общественный строй, клас­совую структуру, структуру общественного сознания и т. д.

Различают три вида социальных структур:

1 вид : социальные совокупности, объединяемые одинаковым положением в общественной системе распределения;

2 вид: социальные совокупности, объединенные общей сферой деятельности;

3 вид: социальные совокупности, с общей (единой) территорией прожива­ния и жизнедеятельности (соци­ально-территориальные сообщества) [19].

Люди, входящие в одну из данных соци­альных структур, имеют ряд общих признаков в системе ценностей, характере поведения, оценке про­странственных условий для жизнедеятельности. В ре­альной действительности эти социальные структуры пересекаются, накладываются, формируя многослойную и многоас­пектную организацию общества. Каждый человек является представителем нескольких социальных структур. Например, можно быть одно­временно: учащимся (студентом), членом коллектива студенческой группы, жителем какого-то жилого района города. Это значит, что поведение и жизненные потребности этого человека можно было бы изучать, исследуя различные социальные структуры — нетрудящуюся молодежь, студенческие группы, население определенного городского района.

Для описания социальных структур используют сле­дующие понятия: социальная группа, социальный ин­ститут и социальная общность.

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, объе­диняемая по одному из следующих оснований: един­ство социальных признаков, черт деятельности, тер­ритории проживания.

Различают большие, средние и малые соци­альные группы.

Большие социальные группы формируются в пре­делах общества, страны. Это классы, социальные слои, этнические общности (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры).

Средние социальные группы - производственные объединения работников предприятий, территориальных уровней организации среды обитания (от здания до региональных и общегосударственных систем расселе­ния).

Малые социальные группы – семья, школьный класс, неформальные дружеские или соседские группы, первичная производственная ячейка.

Семью относят к уникальной малой социальной группе, являющейся одновременно социальным институтом, социальной группой, социальной общностью.

Выделяют так же социальные группы по типам формирования:

1) социальные институты – социальные группыформируемые сознательно, целенаправленно:группа лиц, выполняющих определенную социальную функцию; совокупность соответствующих учреждений; организационная структура социальной функции;

Примером социальных институтов являются: образование, искусство, общественное обслуживание, промышленность, строительство. Примером социальных групп выполняющих определенную социальную функцию являются: производственные коллективы, общественные организации, кооперативы и другие.

2) социальные общности – социальные группыформируемые естественно – исторически; общности включают в себя неформальные социальные группы, объединения людей на основе личных симпатий и контактов.

Примером социальных общностей являются: классы, народности, нации, территориальные сообщества, малые этнические группы.

Таким образом, социальные группы, социальные институты, социальные общности являются элементами социальной структуры, которая формируется в результате объединения людей по:

1) свойствам, признакам (одинаковым положением в общественной системе распределения);

2) совместной сферой деятельности;

3) общей территории жизнедеятельности.

Характеристики социальных структур выражаются посредством статистических данных.

Статистика – получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, а также совокупность данных о каком-либо явлении или процессе.

Социальные структуры взаимосвязаны с формированием архитектуры, проявляются пространственно. Рассмотрим подробнее.

1. Объединение людей по свойствам, признакам (одинаковым положением в общественной системе распределения) характеризует социальную группу. Характеристики социальной группы выражаются посредством статистических данных (в виде таблиц), описывающих ее, количественно. Например, различия по возрасту, профессиональной квалификации, уровню дохода, образования.

Статистические данные обусловливают дифференциацию типов жилища и его размещение, типы учреждений досуга и обслуживания, географию расселения по территории населенного пункта. Социальная статистика образует базу для планирования объемов потребности в производстве определенных типов среды – жилой застройки, городских пространств, поселений, а также в их размещении.

Таким образом, объединение ( группировка) людей по свойствам, признакам (одинаковым положением в общественной системе распределения) позволяет получить описание свойств потребителя архитектуры и градостроительства. В конечном итоге ответить на вопрос «что» нужно строить и «сколько».

2. Объединения людей по совместной сфере деятельности формируются в соответствии с характером деятельности: промышленное производство, общественно-политическая, социально-культурная деятельность, образование и т.д. , приобретая форму социального института. Характер совместной деятельности, ее длительность, активность взаимосвязей между участниками образуют разные формы общностей:

- устойчивые трудовые коллективы;

- профессиональные и творческие союзы;

- товарищества, кооперативы;

- коллективы учащихся и др.

Их относят к длительно действующим социальным группам. В процессе совместной деятельности складывается общность интересов и поведения, формируются черты «коллективного субъекта» деятельности, предъявляющего определенные требования к среде, т.е. социальные требования. Их характеристики выражаются качественными параметрами. Социальные требования к среде учитывают при проектировании различных типов объектов на разных уровнях организации среды обитания: от здания до региональных и общегосударственных систем расселения.

Выделяют социальные группы , объединенные общностью поведения: публика в театрах, на стадионах, пассажиры общественного транспорта, покупатели в магазинах, толпа на городских улицах. Их относят к временно действующим социальным группам ( временным территориальным общностям). В них нет внутренних связей и организованности, но так же формируются групповые требования к среде, связанные с единством функциональных потребностей, эмоционального и психологического состояния. Социальные требования временных социальных групп наиболее актуальны при проектировании общественных зданий и комплексов.

Таким образом, объединения людей по совместной сфере деятельности позволяет получить динамическую (разворачивающуюся во времени) , качественную характеристику потребителя. В конечном итоге ответить на вопрос «какой» должна быть архитектура и «как» необходимо создавать архитектурно-градостроительные объекты.

3. Объединения людей по общей территории жизнедеятельности.

Территориальные сообщества формируются в связи с пространственным строением общества.

Этот аспект непосредственно связан с архитектурой и гра­достроительством. Общности населения городов и сельских поселений, соседские общности жилых райо­нов объединяют людей по признаку места жизни и де­ятельности. Это прежде всего градостроительные сис­темы. Общее место обитания, среда жизнедеятельности формирует дополнительные качества, объединяющие такие общности, определяет взаимодействие людей в пространственном поведении.

В этом случае формиру­ется весь комплекс качеств «хозяина пространства», дик­тующего его функциональную организацию, осуществ­ляющего постоянный групповой контроль в нем, отра­жающий в семантике пространства социально-культур­ные нормы и стереотипы поведения. Таким образом, в данном случае исследуется проблема «субъект - среда», «человек - пространство». Анализ территориальных общностей дает материал для выявления последствий жизни в оп­ределенной среде. В результате получения обратной связи от по­требителя выявляется пригодность формируемой чело­веком среды для осуществления тех или иных функций, оценивается качество принятых архитектурных реше­ний.

Таким образом, объединение людей по общей территории жизни и деятельности ( группировка населения по совместной террито­рии проживания) позволяет выявить отношение потре­бителя к имеющейся пространственной среде. Это от­ношение тесно связано с ответом на вопросы, «где» сле­дует размещать те или иные элементы архитектурных объектов, «как» необходимо усовершенствовать среду обитания.

Подводя итоги в рассмотрении социальных структур, приходим к следующему заключению.

Социальные структуры влияют на программы архитектурно-градостроительного проектирования в двух ас­пектах:

1) определяя организацию общества и выражая в пространственных структурах и параметрах;

2) выражая потребности и возможности социаль­ного субъекта в формировании окружающей среды [12, 16].

Социальные процессы

Социальные процессы – одна из сторон описания общественных явлений, где процесс в переводе с латинского - продвижение.

Социальные процессы - последовательная сме­на состояний в развитии общества или его структур.

Все социальные структуры (социальные группы, социальные ин­ституты, социальные общности) проявляются в пространстве города, зданий, помещений через деятельность.

Различают два типа социальных процессов:

1) социальное функционирование (деятельность) обществен­ных систем;

2) социальное развитие обществен­ных систем.

а) социальное функционирование (деятельность) обществен­ных систем

Социальное функционирование - социальная жизнь, жизнедеятельность, совокупность многооб­разных социальных действий, осуществляемых инди­видами, социальными группами и обществом в целом.

Деятельность - социальное действие, направлен­ное на целесообразное изменение и преобразование ок­ружающего мира или самого человека. Это осознанные действия, включающие с себя цель, средства, куда вхо­дят пространственные условия, сам процесс и резуль­тат. Основанием для деятельности служат потребнос­ти, интересы, формирующие соответствующую уста­новку и цель деятельности.

Цель и характер деятельности обусловливают ее де­ление на производственную и непроизводственную, ма­териальную и духовную, творческую и исполнительс­кую ит. д. Вид деятельности определяет необходимые усло­вия и средства деятельности, к которым относятся ка­чества и параметры среды, комплекс ее возможностей.

Поэтому архитектурное проектирование тесно связано с исследованием характера пространственной и терри­ториальной организации деятельности, ее требований к оснащению зданий.

Например, жизнедеятельность семьи отражается в планировке жилища через требования семьи по орга­низации бытовых, рекреационных и трудовых видов де­ятельности к необходимым пространственным услови­ям, предметному комплексу и оборудованию.

В значительной мере через деятельность выража­ются черты субъекта деятельности: его потребности, ценности, интересы.

Потребности - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития чело­века, социальной группы и общества в целом. Потреб­ности человека (социальной группы) многообразны и делятся по сферам деятельности (труд, познание, об­щение, отдых и др.), по объекту (материальные, духов­ные, этические, эстетические), по субъекту (индивиду­альные, групповые, коллективные и общественные).

Потребность обусловливает непосредственное по­буждение к действию - мотивы, идеи, установки.

Мотивы - явления и состояния, вызывающие де­ятельность, активность (или отказ от нее). Мотивами могут быть потребности, установки, идеалы, эмоции и воля. В основе мотивации деятельности лежит система ценностей, сопоставление которых приводит как непос­редственно к поступкам, так и к общей оценке среды.

Потребности и мотивы деятельности социально обусловлены, определены социальными ценностями и нормами. Знание потребностей и мотивов раскрывает причины поведения человека, механизм выбора тех или иных пространственных условий для деятельности.

В социологии архитектуры исследуют три аспекта цен­ностной ориентации индивидов и социальных групп. Ценностная ориентация как основа:

1) реального поведения в пространстве;

2) оценки окружающей среды;

3)предпочитаемого выбора окружающей среды.

Информация о реальном поведении в пространстве потребителя дает объективные характеристики видов деятельности и их условий, независимые от его пожеланий и пред­ставлений, т. е. раскрывают отношение «деятельность - среда».

Выявление социальной оценки окружающей среды обитания (жи­лища, культурно-бытового обслуживания и т. п.) позво­ляет обоснованно корректировать существующие архи­тектурные решения, а также устанавливать причинно-следственные связи в отношении «среда - мнение по­требителя».

Информация опредпочитаемом выборе окружающей среды ( предпочтений) - пожеланий, требований потреби­теля к архитектурной организации на основе сознатель­ного выбора, проясняют зависимости в отношении «мнение потребителя - среда».

Таким образом, социальное функционирование (деятельность) обществен­ных систем определяет обще­ственно обоснованные требования к пространственной организации архитектурного объекта и закономернос­ти пространственного поведения потребителя [12,18].

б) социальное развитие обществен­ных систем

Социальное развитиехарактеризует изменение социальных структур, динамику социальных групп и их отношений, видов общественной жизнедеятель­ности.

Социальное развитие двояко отражается на содер­жании архитектурно-градостроительного проектирования:

- во-первых, ис­торическое развитие общественных структур обуслов­ливает развитие архитектурных типов сооружений, ти­пов поселений и характер расселения (появление но­вых типов зданий и новых стилей, новых конструкций, новых поселений в результате исторического развития).

- во-вторых, связано с социальным развитием опреде­ленных территориальных сообществ, формирующих со­циально-пространственную структуру конкретных со­оружений, поселений и районов расселения.

Таким образом, социальное развитие обществен­ных систем обусловлива­ет формирование общих концепций развития архитек­туры и формирование определенных типов зданий и со­оружений. Социальное развитие и социальное функци­онирование связаны со временем, историей. Однако со­циальное функционирование предусматривает циклич­ность времени, циклы которого зависят от назначения архитектурного объекта. Социальное развитие характеризуется линейностью времени, которое зависит в первую очередь от свойств и качеств социальной группы [12].

.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Основная, дополнительная и нормативная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)

Основная:

1. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура : социальные основы архитектурного формирования жилой среды : Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов / К.В. Кияненко. – Вологда: ВоГУ, 2015.

2. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования/ учебное пособие – Пенза, 2017

Дополнительная:

1. Кияненко К.В. Социальные основы архитектурного формирования жилой среды: Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов / К.В. Кияненко. – М.: Стройиздат. – 208 с.

2. Кравченко А.И., Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник.- М .: ИНФРА-М, 2008.- 726 с. – (классический университетский учебник).

3. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты/ учебное пособие – Ростов н /Д: Феникс, 2004 г. – 158 с.

4. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектруного проектирования: Учеб. для вузов.-М.: Стройиздат, 1990.-343с.:ил.

4.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к практическим занятиям / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 38 с. http://regionvuz.pguas.ru/Plone/reestr/2015_2_2_4_3.pdf/

2. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к самостоятельной работе студента / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.

3. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания для подготовки к экзамену / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.

Дополнительная:

1. Ещина Е.В. Прикладное архитектурно-градостроительное исследование: методические указания к курсовому проектированию / Ещина Е.В. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 33 с.

2. Ещина Е.В. Социология архитектуры и градостроительства.: Учебное пособие / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 90 с.

4.3. Литература электронных библиотек, рекомендуемая для самостоятельного изучения при подготовке рефератов:

1. Вильковский М.Б. Социология архитектуры.- М, 2010.

2. Гейл Я. Город для людей. Изд. на русском языке – Концерн «Крост», пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2012 – 276 с.

3. Глазычев, В.Л. Городская среда. Технология развития: настольная книга [Текст] / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров. – М.: «Ладья», 1995. – 240 с.

4. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. М. : Новое издательство, 2011. – 460с.

5. Джекобс Д. Закат Америки. Впереди Средневековье. Пер. с англ. В. Л. Глазычев. — М.: Издательство «Европа», 2006. — 264 с.

6. Ещина, Е.В. Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора: моногр./ Е.В. Ещина. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 188 с.

7. Кияненко К.В. Введение в проблематику современного рыночного жилища: Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов/ К.В. Кияненко. – Вологда:ВоГТУ, 2002.-159 с.

8. Корнев Н.Р. Сегрегация по-петербургски - поиски реальности // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев.- 2004.- № 2.

9. Корнев Н.Р. Жилищная стратификация в центре Санкт-Петербурга // Социологические исследования. - 2005. - № 6.

10. Лыжин С.М Архитектура и структура жилищного фонда города (на примере городов Урала): автореф. дис. … д-ра архитектуры: 18.00.02 /С.М.Лыжин. – М.: МАРХИ, 2006. – 65с.: ил.

11. Нефедов В.А. Как вернуть город людям: учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов – Санкт-Петербург: М.Иск-XXIв, 2015.

11. Попов А.А. Оценка территориальной дифференциации качества городской среды г. Москвы / диссертация

12. Портнов Б.А. Городская среда: феномен престижности // Социологические исследования. М.: 1991. - № 1.- С.69-74.

13. Смоляр И.М. Градостроительство и общество // Архитектура и строительство Москвы. 2000. - №2. - С. 13-17.

14. Трущенко О. Престиж центра: городская социальная сегрегация в Москве. – М.: Socio-Logos, 1995.

15. Чешкова А.Ф. Методологические подходы к изучению городской пространственной сегрегации // Российское городское пространство: попытка осмысления. М., 2000. С. 13-38.

16. Шманкевич Т. "Сжимающийся" город - новая сегрегация. Байкальская Сибирь: из чего складывается стабильность / редкол.: В.И. Дятлов, С.А. Панарин, М.Я. Рожанский - М.; Иркутск: Наталисю - 2005. - с. 295-307

17. Щербакова М. В. Социальное жилье в зеркале аме

Наши рекомендации