Лекционный и практический курс. Фонд оценочных средств для
самоконтроля студентов в форме теста
1. Общество это совокупность исторически развивающейся формы деятельности
а) людей
б) комплексов
в) научных деятелей
2. Социология- наука о
а) семейных взаимоотношениях
б) обществе
в) национальных особенностях
3. Социология архитектуры изучает
а) типы архитектуры зданий и сооружений
б) среду обитания человека - жилище
в) социологию жилища, производства, общественных зданий (социологию быта, труда, отдыха);
4. Основная задача социологии архитектуры
а) выявление влияния различных социальных структур на пространственную организацию общества
б) планирование в области архитектуры
в) выявление, планирование и прогнозирование в области архитектуры
5. Социология архитектуры в России берет свое начало:
а) с 1930-х годов XX века
б) с 1960-х годов XX века
в) с 1990-х годов XX века
6. Социальная структура
а) совокупность устойчивых, упорядоченных связей (взаимосвязей), многообразие отношений общества или его элементов
б) невзаимосвязанные, неупорядоченные элементы общества
в) расположение, порядок
7. Различают несколько видов социальных структур, их
а) 6
б) 3
в) 2
8. Социальные структуры
а) никогда не пересекаются и не накладываются в реальной действительности
б) пересекаются, накладываются, формируют многослойную организацию общества
в) не могут формировать многослойную организацию общества
9. Для описания социальных структур используют понятия:
а) индивидуум, общественность, мировое сообщество
б) социальная группа, институт, общность
в) социальные группы, общности, люди
10. Социальная группа- совокупность людей, объединяемая
а) общим положением в обществе
б) совместной деятельностью и проживанием на единой территории
в) по одному из нескольких видов социальных структур
11.Выделяют виды социальных групп
а) большие, средние, малые
б) первичные, вторичные
в) кооперативы, товарищества, союзы
12. Социальные институты-
а) социальные группы, формируемые естественно-исторически
б) социальные группы, формируемые сознательно
в) архитектурный объект
13. Основным представителем территориально-пространственного сообщества является:
а) соседское сообщество
б) учебная группа
в) производственный коллектив
14. Семья – как понятие социологии архитектуры
а) два индивидуума
б) социальный институт, группа, общность одновременно
в) люди, объединенные единой территорией проживания
15. Статистика-
а) получение какой-либо информации и ее публикация
б) обработка и анализ какой-либо информации
в) совокупность данных о каком-либо процессе, явлении
16. Анализ территориальных общностей, соседств дает материал о
а) качестве среды проживания, организации общества и возможностях социального субъекта
б) состоянии жилого фонда
в) структуры общества на данной территории
17. Процессы жизнедеятельности быт-отдых- труд в данной последовательности реализуется:
а) в жилище
б) на производстве
в) в общественных учреждениях
18. Разница между количеством прибывших и убывших на 1000 населения называется
а) естественным приростом населения
б) механическим приростом населения
в) поло-возрастной структурой населения
19. Количество и типы квартир в здании, их планировка зависят от
а) структуры семей
б) уровня образования семей
в) достатка семей
20. Опрос, в котором отсутствует непосредственный контакт исследователя с опрашиваемым
а) наблюдения
б) интервьюирование
в) анкетирование
21. Найдите взаимосвязь между понятиями: Напр., А - 4
А) социальные основы проектирования
Б) социально-функциональные основы проектирования
1) включают следующий спектр вопросов, в том числе:
экономические, социально-демографические, этические, эстетические, психологические, экологические. обусловленые нуждами, практическим потреблением общества, социальных групп, отдельного человека;
2) включают следующий спектр вопросов:
функционирование и эксплуатация архитектурного объекта в связи с нуждами людей, социальных групп, общества, а так же деятельность человека, социальной группы в связи с проектированием архитектурного объекта.
22. Различают три типа возрастных структур:
А) молодое население, постаревшее население, очень старое население;
Б) растущие, стационарные, убывающие;
В) ниже среднего, средний возраст, выше среднего;
23. Возрастно-половая структура населения определяет:
А) структуру жилищного фонда стратегию планирования всей искусственной среды обитания;
Б) долю производственных зданий и обслуживающих учреждений;
В) структуру зданий различной типологии и архитектурно-пространственное планирование;
24. Структура семьи учитывается при проектировании:
А) жилища;
Б) мест приложения труда;
В) детских садов
25. Демографическая структура одной семьи имеет первостепенное значение для определения:
А) структуры жилищного фонда по типам квартир
Б) типа квартиры по количеству и величине комнат
В) численности населения
26. Описание социальных условий проектирования, характеристику потребителя и его жизнедеятельности, раскрывающие назначение архитектурного объекта содержит:
А) социально-функциональная программа проектирования
Б) задание на проектирование
В) строительный паспорт
27. Профессиональная абстракция, которая создается архитектором на основе данных социологических исследований – опросов, анкетирования, бесед, наблюдений, и др. – для систематизации социальной информации:
А) социальная программа;
Б) социальная модель;
В) социальный проект
28. Характеристика: потребности и поведение индивидов, малых социальных групп, общностей, и процессов подходит к термину:
А) объект изучения
Б) предмет изучения
В) объект и предмет изучения
29. Социологическая информация, основанная на опыте, изучении факторов, опирается на непосредственное наблюдение и эксперимент:
А) эмпирические данные
Б) теоретические данные
В) практические решения
30. Выявите последовательность действий социологических исследований:
А) эмпирические знания, теоретические обобщения, практические решения
А) теоретические обобщения, практические решения, эмпирические знания
А) практические решения, эмпирические знания, теоретические обобщения
31. Предварительный этап углубленных исследований:
А) аналитическое исследование
Б) пилотажное исследование
В) описательное исследование
32. Определение причинно-следственных зависимостей, объясняющих явление:
А) аналитическое исследование
Б) пилотажное исследование
В) описательное исследование
33. Этапы прикладных архитектурно-социологических исследований:
А) разработка программы, сбор материала, обобщение и анализ материала;
Б) определение главной цели, определение цели прикладного исследования, определение цели эмпирического исследования;
В) подготовительный этап, проведение полевого обследования или сбора документальных источников, первичная обработка информации, анализ результатов и обобщение материалов исследования;
34. Этапы проведения социологического исследования:
А) разработка программы, сбор материала, обобщение и анализ материала;
Б) определение главной цели, определение цели прикладного исследования, определение цели эмпирического исследования;
В) подготовительный этап, проведение полевого обследования или сбора документальных источников, первичная обработка информации, анализ результатов и обобщение материалов исследования;
35. Научное предположение результата исследования:
А) модель исследования
Б) гипотеза исследования
В) цель исследования
36. Источники социологичекой информации делятся на:
А) официальные и личные
Б) документальные и обследования
В) наблюдения и опросы
37. Анкеты содержат несколько основных групп вопросов, их:
А) 2
Б) 3
В) 5
38. Обследования проводят в форме:
А) анкетирования и интервьюирования
Б) обследования личных источников и анкетирования
В) наблюдений и опросов
39. Продолжительность ответов на анкету не должна превышать:
А) 10-15 мин.
Б) 20-30 мин.
В) 40-50 мин.
40. Вопросы анкет могут содержать следующий тип:
А) открытый, закрытый
Б) свободный, телефонный, формализованный , фокусированный
В) открытый, закрытый, свободный, телефонный
41. Различают социологические опросы:
А) программные и беспрограммные
Б) индивидуальные и групповые, устные и письменные, личные и заочные
В) анкетирование и интервьюирование, беседа и изложение на заданную тему, индивидуальные и групповые, устные и письменные, личные и заочные
42. Объект исследования, носитель рассматриваемой социальной информации:
А) генеральная совокупность
Б) выборочная совокупность
В) случайная совокупность
43. В социологическом исследовании используют следующие типы воборок:
А) случайная, систематическая, районированная, типическая
Б) систематическая, серийная, стратифицированная
В) систематическая, районированная, типическая
44. Величина выборки ( выборочной совокупности) для пробных опросов:
А) 100 - 250 чел.
Б) 500 - 1000 чел
В) 350 - 3000 чел.
44. Величина выборки ( выборочной совокупности) при массовых опросах:
А) 100 -250 чел.
Б) 500 - 1000 чел
В) 350 - 3000 чел.
45. Основными формами предоставления статистической информации являются:
А) континуум, шкала, индекс
Б) таблицы, графики, картограммы, планограммы, изоплеты, точечные и линейные карты, сопоставительный анализ
В) континуум, шкала, индекс,
таблицы, графики, картограммы, планограммы, изоплеты, точечные и линейные карты, сопоставительный анализ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКУМА
5.1. Основная, дополнительная и нормативная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
Основная:
1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования/ учебное пособие – Пенза, 2017
Дополнительная:
1. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура: социальные основы архитектурного формирования жилой среды : учеб. пособие/ К.В. Кияненко; Волог. гос. ун-т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Вологда : ВоГУ, 2015. - 284 с.: ил. УДК 72.067.2(075.8) ББК 85.113(2)7 КЗ 8 ISBN 978-5-87851-590-0
2. Кияненко К.В. Социальные основы архитектурного формирования жилой среды: Учебное пособие для архитектурных и строительных специальностей вузов / К.В. Кияненко. – М.: Стройиздат. – 208 с.
3. Кравченко А.И., Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник.- М .: ИНФРА-М, 2008.- 726 с. – (классический университетский учебник).
4. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты/ учебное пособие – Ростов н /Д: Феникс, 2004 г. – 158 с.
5. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектруного проектирования: Учеб. для вузов.-М.: Стройиздат, 1990.-343с.:ил.
5.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
1. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к практическим занятиям / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 38 с. http://regionvuz.pguas.ru/Plone/reestr/2015_2_2_4_3.pdf/
2. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания к самостоятельной работе студента / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.
3. Ещина Е.В. Социальные основы архитектурно-градостроительного проектирования [Текст]: Методические указания для подготовки к экзамену / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017.
Дополнительная:
1. Ещина Е.В. Прикладное архитектурно-градостроительное исследование: методические указания к курсовому проектированию / Ещина Е.В. – Пенза: ПГУАС, 2013. – 33 с.
2. Ещина Е.В. Социология архитектуры и градостроительства.: Учебное пособие / Е.В.Ещина – Пенза: ПГУАС, 2017. – 90 с.
5.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1) Сайты библиотек вузов в каталоге ИС "Единое окно": http://window.edu.ru/unilib/
2) Сайты библиотек высших учебных заведений:
http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=6#found
3) Электронно-библиотечные системы (ЭБС)
ЭБС Book.ru
ЭБС IPRbooks
ЭБС IQlib
ЭБС ibooks.ru
ЭБС ZNANIUM.COM
ЭБС "БиблиоТех"
ЭБС Издательства "Лань"
ЭБС "КнигаФонд"
ЭБС "Университетская библиотека онлайн"
Электронная библиотека "Консультант студента"
Электронная библиотека "Mybrary"
Электронная библиотека "Руконт"
4) Студенческая электронная гуманитарная онлайн-библиотека
http://yourlib.net
Учебное издание
Ещина Е.В.