Греческая монументальная живопись в 4 в. до н. э. Мозаика Олинфа
В 4 в. до н.э. была широко распространена и монументальная живопись. На основании старых описаний можно сделать вполне вероятное предположение, что монументальная живопись прошла в период поздней классики тот же путь развития, что и скульптура.
Живопись занимает в художественной культуре поздней классики более значительное место, чем в предшествующий период. Живописцы продолжают постепенно овладевать специфическими возможностями ее художественного языка. Правда, в конце V и начале IV в. до н. э. художники еще следовали традициям зрелой классики, сосредоточивая свое внимание на задаче наиболее совершенной моделировки человеческой фигуры.
1.Сикионская школа Художники сикионской школы разрабатывали вслед за Поликлетом пропорциональную основу построения идеально прекрасной человеческой фигуры. Основателем сикионской школы почитали Эвпомпа. Его картина «Атлет-победитель с пальмовой ветвью» считалась типичной для школы и служила, подобно поликлетовскому «Дорифору», образцом для картин этого типа. Его ученик Памфил был знаменит картинами, выполненными в технике энкаустики (связующее вещество — воск): «Одиссей на плоту», «Битва у Флиунта» и «Семейный портрет», — что говорит о новых чертах в живописи. Не только как практик, но и теоретик школы Памфил написал не дошедший до нас трактат о мастерстве живописи, где, судя по отзывам древних, он обосновывал принцип построения идеальной фигуры, методы использования света и тени для ее моделировки. Возможно предположить, что именно от Памфила идет одно из начал идеализирующего направления в искусстве поздней классики. 2. Фиванская школа В середине IV в. до н. э. складывается более жанроворазвлекательное искусство Павсия («Мальчики», «Цветы» и так далее), работавшего в технике энкаустики. Во второй же четверти века в Фивах сформировалась живописная школа, художественные искания которой были, видимо, во многом созвучны творчеству Скопаса. Судя по всему, черты патетического драматизма, стремление взволновать, потрясти зрителя были присущи крупнейшему представителю школы Аристиду Старшему. Особенно славилась его картина, изображающая на фоне битвы умирающую мать, к груди которой тянется младенец (этот мотив оказался весьма перспективным. Так, в XIX веке с ним перекликается соответствующая группа в картине «Резня на Хиосе» Эжена Делакруа). 3. Афинская школа Крупнейшим мастером середины IV в. до н. э. был Никий, которого высоко ценил Пракситель (скульптор поручал ему тонировать свои мраморные статуи). В период поздней классики полихромия в скульптуре, видимо, имела менее красочно-декоративный характер, чем в период архаики и ранней классики. Речь шла именно о мягкой тонировке мрамора при помощи расплавленных восковых красок. Знаменитые в древности живописные композиции Никия не сохранились. Некоторое представление о его манере может дать одна из настенных росписей в Помпеях, хотя и весьма неточно воспроизводящая известную картину Никия «Персей и Андромеда». Фигуры на фреске позднего копииста носят, как и в V в. до н. э., статуарный характер, однако их движения переданы свободнее, ракурсы — смелее. Правда, пейзажная среда намечена еще весьма скупо. Новыми по сравнению со зрелой классикой являются мягкая светотеневая моделировка формы и более богатая цветовая гамма.
Олинф (Ólynthos) - древнегреческий город на полуострове Халкидика (ныне развалины в 50 км к Ю. от Салоник). Обнаружены остатки неолитического поселения и застроенные по регулярномуплану (по т. н. гипподамовой системе) жилые кварталы классического периода, состоящие из домов с«пастадами» (см. Жилище). Найдены многоцветные мозаики (в вилле «Доброй судьбы», «Доме классическогоактёра», оба 5—4 вв. до н. э.), богатейший бытовой материал.
Мозаики Олинфа Олинф — в прошлом древнегреческий город на полуострове Халкидика. На «Вилле доброй судьбы», в «Доме классического актера» в Олинфе найдены мозаики, которые сегодня представляют уникальный материал истории быта этого города. Мозаики состоят из речной гальки и демонстрируют мифологические сюжеты
Олинф. Мозайка пола виллы «Доброй судьбы»
Олинф. Мозаичный пол виллы «Доброй судьбы»
Полы андрона (или мужская комната, предназначенная главным образом для пиров) делались мозаичными, вдоль стен они были немного приподняты, образуя нечто вроде низких скамей, на которых, по всей вероятности, устраивалась ложа для пирующих.
Напольные мозаики Олинфа - древнейшие из найденых эллинистических мозаик
Олинф. Беллерофонт и Химера
Билет 32.
Греческая монументальная живопись 4 века до н.э.-росписи Казанлыкской гробницы в Болгарии.
Гробница была создана в конце IV — начале III века до н. э. для фракийского правителя Ройгоса. Стены облицованы мраморными плитами и украшены фресками. Картины, повествующие о жизни фракийцев и их военных победах, созданы художником Кодзамакисом, который использовал в своей работе 4 цвета: черный, красный, желтый и белый. Сюжеты фресок связаны со временем правления человека, для которого была построена гробница.
Фракийская гробница состоит из трех связанных друг с другом помещений: преддверия, коридора и погребальной камеры. Преддверие сложено из крупного камня и сохранилось лишь фрагментарно. Снизу находится цоколь, украшенный цветами, а в верхней части — купол с изображением воинов. В хорошем состоянии дошли до нашего времени коридор и погребальная камера. В последней находится главное сокровище гробницы: прекрасно сохранившиеся фрески. Реалистично представлены сцены погребальной церемонии — изображение супружеской пары, держащейся за руки символизирует прощание и расставание в мире мертвых. Это наиболее хорошо сохранившееся художественное произведение периода эллинизма в Болгарии.
Сцены прощания с умершим. | Фракийский царь и царица |
Гонки на колесницах | Кучер и упряжные лошади |
Купольный фриз фракийской гробницы.
Над стеной красного цвета проходит архитрав с чередующимися изображениями черепов быка и цветочных розеток. Выше представлена основная сцена композиции "погребальной трапезы с шествием". Головы знатной супружеской четы, окруженной прислугой, подносящей дары, украшают лавровые венки, что является символом героизации, имевшей широкое распространение в эллинистическую эпоху.