Мастер Андокида: (вазопись чернофигурного и краснофигурного стиля) амфора билингва с изображением Афины и Геракла.
Мастер Андокида- вазописец из Аттики периода поздней архаики. Художник, чьё творчество приходится на 530—510 гг. до н. э., считается основоположником краснофигурного стиля вазописи. Настоящее имя неизвестно. Андокид – гончар.
Билингва— техника росписи древнегреческих ваз, существовавшая в Аттике в переходный период от чернофигурной к краснофигурной вазописи. На одной стороне керамического сосуда находится изображение, выполненное в более раннем чернофигурном стиле, а на другой — краснофигурное изображение, иногда на тот же самый сюжет. Такие вазы изготавливались очень краткий период времени, предположительно для того, чтобы обеспечить сбыт керамики в новом неизвестном краснофигурном стиле.
1. Белингва амфора с изображением Афины и Геракла. (Пирующий Геракл)
Примерно 520—510 гг. до н. э. Аттика. Материал глина. Высота 53,5 см.
2. С обеих сторон изображен одинаковый сюжет: Геракл, главный греческий герой, устроился на клине, ложе, на котором возлежали во время пиров. На чернофигурной стороне он лежит, держа в правой руке большой канфар — чашу для питья, и смотрит на стоящую перед ним богиню Афину. Подле нее можно узнать Гермеса в крылатых сандалиях и дорожной шляпе. С другой стороны обнаженный слуга повернулся к большому сосуду для смешивания вина. Перед ложем — маленький столик с кусочками мяса, лепешками и кубком. Сцену встречи героя и богов обрамляют увешанные виноградными гроздьями лозы.
Композиция краснофигурной стороны опускает несколько элементов — посланца богов позади Афины, чашу для питья и оружие, висящее над Гераклом, но композиция все же выглядит более спокойной. Хочется даже сказать, более соответствующей встрече полубога и богини. Фигуры более обособленны, каждая обнаруживает свою важность, занимая свое собственное пространство. Геракл теперь не просто лежит. Он приподнялся, положив руку на колено. Его голова заходит на верхнюю орнаментальную полосу. Большой черный канфар неожиданно становится важным элементом изображаемой истории. Герой приподнимается навстречу богине, которая протягивает ему полураскрытый цветок. Виноградная лоза не просто растет из земли, но, полная напряжения, вьется из центра композиции и оплетает своими усиками и побегами всю сцену. Тщательно выписанные меандры на тюфяке ложа, на подушке и на кайме одеяния Геракла впечатляюще показывают, какой изощренности деталей мог добиться художник в краснофигурной технике.
Роспись в этой технике, несомненно, заставляет сосуды выглядеть более драгоценными, чем их чернофигурные соперники. Здесь Геракл появляется как взрослый солидный мужчина, который с определенностью идентифицируется только благодаря своей богине-покровительнице Афине.
4. Изображения на обеих сторонах натуралистичные. Сцены сюжета находятся в цветовых полях, обрамлённые орнаментом, превращая роспись, в отдельно существующий объект на амфоре.
23. Мастер вазописи краснофигурного и чернофигурного стиля – Никсофен (ойнохойя Геракла, Афины и Гермеса, Лувр)
Ойнохойя - древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для подачи вина, и характерны, в том числе и для крито-минойской культуры Древней Греции.
1. Название:Изображение Гермеса и Афины, приветствующих Геракла на Олимпе на ойнохойе;
2. Техника: чернофигурная вазопись
Материал: глина, глиняный шликер (глянцевая глина), красная краска.
3. Региона происхождения: Древняя Греция, Афины(?).
4. Период создания: Ок. 520 г. до н. э.;
5. Предметы, персонажи изображения: Гермес, Афина и Геракл;
Сюжет:Сбылось предсказание Зевса, предрекшего Гераклу смерть от козней сошедшего в царство Аида, а не от руки живущего. Когда вспыхнуло пламя костра, на золотой колеснице появились Афина и Гермес, вознесшие Геракла на Олимп.
Тема: мифологическая тематика, Геракла встречают Гермес и Афина на Олимпе.
6. Размер: около 30 см;
Масштаб: в сравнение с ростом человека ойнохойя имеет маленькие размеры, примерно по локоть руки;
Композиция и принципы ее построения:многофигурная сюжетная композиция из последовательно стоящих трех фигур. Тулово ойнохойи разбивается на несколько горизонтальных полос, где тонкие полосы разрисованы орнаментами, а самая большая полоса отдана действующим лицам.
Цвет, его роль в данном произведении:черные фигуры ярко выделяются от белого фона своим контрастом, белый незаполненный ничем (кроме главных персонаже) определяет пространство между персонажами.
Характеристика изобразительных приемов:наносилось цветовое пятно, детали наносили с помощью насечек.
7.Декоративное изображение (за счет цветовых пятен) и орнаментальное изображение (орнаменты на верхней части кувшина).