Типы общественных сооружений Древней Греции(стои, симпосии, булевтерии, пританеи, палестры, гимнасии, стадионы, театры)
Некоторые общественные сооружения эпохи архаики: 1 — булевтерий в Олимпии, VI в. до н. э.; 2 — фонтан, план (реконструкция по изображениям на архаических вазах); 3 — пропилон и стоя святилища Афины Афайи на о. Эгина; 4 — старый булевтерий и стоя на агоре в Афинах, VI в. до н.э.; 5 — стоя в святилище Геры на о. Самосе, VII в. до н.э.; 6 — дом симпосиев в Аргосе, VI в. до н.э.
В эпоху архаики - период образования греческих полисов (VII-VI вв. до н.э.) - происходит складывание собственно античной художественной культуры. Появляется целый ряд типов общественных зданий, потребность в которых была обусловлена формами государственной и частной жизни эллинов:
- булевтерии - дома для собраний совета общины (буле);
-пританеи - здания со священным общинным очагом, предназначенные для официальных приемов;
- симпосии - дома общественных трапез с питием вина;
- палестры - огороженные длинными портиками-стоями участки для физической тренировки молодежи (позднее на базе палестр возникли гимнастии, включавшие в свою планировку помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой);
- стадионы - места для проведения различных соревнований, в первую очередь, по легкой атлетике;
- театры - святилища Диониса, места, где устраивались общественные представления.
- акрополь - главный культовый центр города, имевший также и фортификационное значение. Большая часть греческих городов не имела укреплений и стен. Основная застройка примыкавшего к акрополю нижнего города представляла собой хаотическое скопление и была прорезана узенькими улочками, соединенными с дорогами
Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции
XIII—XII вв. до н. э. — Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера;
VII—VI вв. дон.э. — архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов-полисов);
V—IV вв. дон. э. — классический период (греко-персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов);
IV в. до н.э.—I в. н.э. — эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).
1)эпохи эллинизма
В эту эпоху получают широкое распространение общественные сооружения самого различного назначения. Наряду с храмами они отличаются монументальностью и тщательностью исполнения.
Были придуманы теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров).
Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов. Синтез архитектуры и скульптуры как свободное содружество, типичное для классического периода, в эпоху эллинизма приобретает иной художественный смысл.
В архитектуре эллинизма частым явлением стало применение различных ордерных систем. Этот период показал возможность дальнейшего плодотворного развития тех принципов, которые были заложены в греческом зодчестве и главным образом в его системе выразительных средств, явившихся результатом тонкой и глубокой согласованности условий зрительного восприятия формы со строением художественного образа.
ПРИЕНТА.
2)архаической эпохи.
В эпоху архаики - период образования греческих полисов (VII-VI вв. до н.э.) - происходит складывание собственно античной художественной культуры. Появляется целый ряд типов общественных зданий, потребность в которых была обусловлена формами государственной и частной жизни эллинов:
- булевтерии - дома для собраний совета общины (буле);
- пританеи - здания со священным общинным очагом, предназначенные для официальных приемов;
- симпосии - дома общественных трапез с питием вина;
- палестры - огороженные длинными портиками-стоями участки для физической тренировки молодежи (позднее на базе палестр возникли гимнастии, включавшие в свою планировку помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой);
- стадионы - места для проведения различных соревнований, в первую очередь, по легкой атлетике;
- театры - святилища Диониса, места, где устраивались общественные представления.
- акрополь - главный культовый центр города, имевший также и фортификационное значение. Большая часть греческих городов не имела укреплений и стен. Основная застройка примыкавшего к акрополю нижнего города представляла собой хаотическое скопление и была прорезана узенькими улочками, соединенными с общенственными дорогами.
Милет. Булевтерий.
5. Древнегреческий частный дом: план, структура
Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция): 1 — первоначальный план; 2 — реконструкция общего вида с портиком, решенным в виде простады; 3 — план дома после перестройки; а — вход; б — двор; в — ойкос; г — двор присоединенного соседнего дома
Жилые дома, составлявшие сплошную застройку квартала, имели общие (разделяющие один дом от другого) стены и окруженные колоннами световые дворы. Относительно небольшие размеры жилых кварталов эллинистических городов (Приена — 35x47 м, Милет — 30X36 м, Книд — 32Х48 м), включавшие в большинстве случаев от четырех до шести домовладений в квартале, обусловили размеры среднего жилого дома от 15X18 до 16x24 м. Однако это распределение застройки участков в эпоху эллинизма при сильном росте имущественного неравенства постоянно нарушается отдельными наиболее богатыми застройщиками .Наряду с обычными домами среднего размера в эпоху эллинизма возникают большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.
Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня. Внутри помещения штукатурились. В богатых домах отделка нижней части стен имитировала мраморную облицовку при помощи живописных средств либо путем неглубокого рельефа с последующей раскраской. Стены нередко венчались карнизом с сухариками и фризом, выполненным в рельефе. Полы парадных помещений были мозаичными, в других — глинобитные или из каменных плит. Окна небольшого размера располагались обычно высоко от земли и были защищены решетками. Воздух и свет проникали в помещения главным образом через дверные и оконные проемы, выходящие во внутренний дворик. Большинство домов имели уборные с каменными стоками, богатые дома — ванные помещения с керамическими или каменными ваннами, кровли домов были черепичными.
Архитектура эллинистического жилого дома отличается исключительной утонченностью и изяществом. Сочетание разнообразных по форме, отделке и цвету помещений, залитый светом дворик, окруженный тенистыми колоннадами и украшенный небольшими фонтанами, зеленью, цветами, скульптурой, многоцветная фресковая роспись и мозаики — все это делало архитектуру жилого дома особенно уютной, красивой и комфортабельной.
6. Древнегреческий храм архаики (храмы Пестума)
Пестум, сначала Посейдония — греческая колония, основана в самом начале VI века до н. э. на западном побережье Италии, в землях племени Лукан. Свой наивысший расцвет город пережил в 540 — 500 годах до н. э. Именно к этому периоду относятся его наиболее значительные достопримечательности. К концу пятого века греческое влияние в городе сократилось, в 274 году до н. э. Пестум колонизировали римлянами.
Храмовый комплекс Пестума — лучший из сохранившихся до наших дней комплексов периода поздней архаики. Он состоит из трех храмов, два из которых были посвящены Гэре, а третий — Афине. Неподалеку расположена еще одна достопримечательность — храм Мира (II в. до н. э.), но он принадлежит уже к эллинистической эпохи.
Храм Геры I
Самой грандиозной постройкой древней Посейдонии был храм Геры, возведенный примерно в 550 году до н. э. (ранее он был известен как храм Посейдона). Это грандиозное сооружение опоясано пятьюдесятью архаичными колоннами, из которых на фасады приходится по девять. Приземистые, увенчанные широкими блюдце подобными капителями, столбы храма Геры разительно отличаются от стройных колонн классического периода. Нечетное число колонн фасада встречается в античной архитектуре крайне редко при таком планировании центральная колонна заслоняет собой вход в сооружение.
Храм Афины
Прекрасным образцом архаической архитектуры является и так называемый Храм Афины, построенный около 500 года до н. э. Его шестиколонный фасад все еще несет остатки треугольного фронтона, что, вероятно, не был украшен скульптурами (традиция устанавливать в тимпане монументальные композиции распространилась позже). Антаблемент храма построено из каменных блоков, имитирующие деревянные балочные перекрытия — именно из подобных имитаций и родился впоследствии дорический антаблемент с чередованием триглифов и метоп.
Храм Геры II
Младший из дорических храмов Пестума, Второй храм Геры (он же — храм Посейдона), было построено примерно 460 в году до н. э. уже в раннеклассических традициях, о чем свидетельствует рисунок фриза и аккуратный силуэт колонн. Этот храм прекрасно сохранился: до наших дней дошли оба его фронтоны и стены внутреннего помещения — целлы.
6. Древнегреческий храм архаики (храмы Пестума).
Три периода в истории греческого искусства:
1) АРХАИКА, или древний период,- примерно с 600 до 480г. до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;
2) КЛАССИКА, или период расцвета,- с 480 по 323г. до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;
3) ЭЛЛИНИЗМ (от слова "эллин"- так греки называли себя), или поздний период, он закончился в 30г. до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет (собственно Грецию они покорили раньше, ещё во II в. до н.э.).
Рост городов вызывает расширение строительства. В этот период происходит сложение архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания, в дальнейшем воплотивший мир идей и чувств свободных граждан города-государства. Таким зданием стал храм, посвященный богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем городской казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Храм воплощал идею единства, величие города-государства, незыблемость его общественного уклада.
Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу, и в период архаики претерпела значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружение исходили из главного помещения царского дворца – мегарона.
Города архаического периода, как правило состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью – горой.
Храм обычно возводился в центре городской площади или на акрополи, занимая подчеркнуто господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток к утреннему солнцу. Простейшим и древнейшим типом (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый “храм в антах”. Храм в антах развивает формы мегарона. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика — антов. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытою керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятия с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений (например, для сокровищниц в Дельфах).
Более совершенным типом был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны, то есть простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу.
Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность.
С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания — деревянные колонны и перекрытия — заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень.
Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. В результате длительной эволюции здесь сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй.
Пестум (лат. Paestum), первоначально Посейдония — греческая (сибарийская) колония, основанная в конце VII века до н. э.в западной части области Лукания (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно).
Посейдония. схематический план города 1 — II храм Геры (Посейдона); 2 — храм Афины (Деметры); 3 — I храм Геры (Базилика)
Храмовый комплекс Пестума – лучший из сохранившихся до наших дней комплексов периода поздней архаики. Он состоит из трех храмов, два из которых были посвящены Гэре, а третий – Афине. Неподалеку расположена еща ода достопримечательность – храм Мира (2 в. До н. э.), но он принадлежит уже к эллинистической эпохе.
Храм Геры 1. Самая грандиозная постройка древней Посейдонии, возведенная примерно в 550 году жл н. э. (ранее был известен как храм Посейдона). Сооружение опоясано 50-ю архаичными колоннами, из которых на фасады приходится по девять. Приземистые, увенчанные широкими блюдце подобными капителями, столбы храма Геры разительно отличаются от стройных коллонн классического периода. Нечетное число колонн фасада встречается в античной архитектуре крайне редко при таком планировании центральная колонна заслоняет собой вход в сооружение.
Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетно количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части
Это дорический периптер на трехступенчатом основании размером 24,52X54,3 м по стилобату и с необычайным числом колонн — 9X18. Храм имел пронаос с тремя колоннами в антах, наос, разделенный на два нефа продольным рядом из семи колонн, и адитон. Каждый из пролетов целлы имел особый вход из пронаоса и отдельную дверь в адитон.
В планировке храма отмечаются большая регулярность и явные математические закономерности построения. Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить отношение 4 : 9 или 8 : 18.
Храм производит впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности. Причиной того являются не только его крупные абсолютные размеры, могучий архитрав, тяжелые пропорции колонн (высота равна 4,45 нижнего диаметра) и относительно узкие интерколумнии (лишь немногим превышающие диаметр колонн). Главная его особенность, ярко сказывающаяся на общем облике, совершенно своеобразная, не встречающаяся более нигде — форма энтазиса колонн, как бы вспучившихся под тяжестью архитрава. Другие особенности — большое различие между нижним и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных глубокой скоцией.
Храм Афины (около 500 год до н. э.) Его шестиколонный фасад все еще несет остатки треугольного фронтона, что, вероятно, не был украшен скульптурами (эта традиция установилась позже). Антаблемент храма построено из каменных блоков, имитирующие деревянные балочные перекрытия – именно из подобных имитация и родился впоследствии дорический антаблемент с чередованием триглифов и метоп.
В XVIII в. считалось, что храм был посвящён Деметре, однако, позже нашли вотивные статуэтки и рельефы с изображениями атрибутов богини Афины.
В 520-510 гг. храм перестраивали древние римляне и посвятили его Миневре. Храм представлял собой периптер (14,53х32,87). Храм имеет каноническое соотношение колонн 6х13, которое будет распространено в греческой архитектуре через 50 лет. Портик пронаоса украшали 6 ионических колонн, две сохранившиеся от них капители самые древние на всей территории Италии. Снаружи с восточной стороны находился алтарь. Характерной особенностью этого сооружения является дорический фриз, состоящий из блоков известняка, каждый блок – с двумя метопами и выемкой для триглифа.
Постройка характерна для завершающего периода архитектуры архаики в Посейдонии.
Храм Геры 2
Младший из дорических храмов Пестума (примерно 460 год до н. э.)
II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии — наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н. э., а по сути дела — единственный греческий периптер, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. На трехступенчатом основании (размер стилобата 24,3X59,99 м) возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.
Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.
Необходимо отметить особенности масштабной характеристики II храма Геры. Издали (как и на чертеже) он кажется меньше, чем в действительности, и тем сильнее воздействует на зрителя, когда тот, подойдя к сооружению вплотную, уяснит себе его истинные размеры. Этому способствуют массивность антаблемента, относящегося к высоте колонн. В этом противопоставлении размеров и пластики основных архитектурных форм второстепенным несомненно участвуют светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения. Сильные тени предельно увеличивают выразительность храма в целом и его колоннады. Стволы колонн, как самостоятельные скульптурные тела, четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона. Их перерезают тени под сильно вынесенными капителями, но глубокая тень под карнизом объединяет каждый фасад сооружения
7. Древнегреческий храм ранней классики (храм Афины Афайи на о. Эгина)
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. генеральный план ; 1 - пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи
Храм Афины Афайи на острове Эгине стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции, дошедшая до нас вместе с великолепными скульптурными группами своих фронтонов (ныне в музее в Мюнхене). Храм был заложен после 500 г. до н. э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н. э., восточный — к 480 г. до н. э.
При строительстве нового храма участок был значительно расширен и выровнен, причем были возведены великолепные подпорные стены, пропилеи получили свою классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском Акрополе.
8. Ансамбль Афинского акрополя: особенности композиции, основные постройки
Афинский акрополь — прославленный ансамбль, созданный в эпоху расцвета классической архитектуры Древней Греции. Он был построен по инициативе легендарного предводителя афинян Перикла. Автором же композиции акрополя считается знаменитый скульптор Фидий (ок. 490 — 430 гг. до н. э.), а создателями большинства зданий — зодчие Иктин и Калликрат.
Общий ансамбль Акрополя – пример греческого классического искусства, в нем выражены его главные черты. Зодчие избегали фронтальности, симметрии, параллелизма. Но в этой свободной живописной планировке все продумано и выверено, простая симметричность заменена более сложными принципами ритма и равновесия.
Храм Ники Аптерос
Справа от Пропилеи в 427 — 421 годах до н. э. был построен прямоугольный храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), который символизировал незыблемость афинских побед. Храм, возведенный зодчим Калликратом, представляет собой амфипростиль — храм с двумя четырехколонными портиками и гладкими боковыми стенами. Скульптурный фриз, который сплошной лентой опоясывает дом, изображает эпизоды продолжительных греко-персидских войн.
Храм Эрехтейон
Эрехтейон — самый молодой из храмов Акрополя — возведен он был по проекту Филокла в 421 — 406 годах до н. э. Сооружение имеет необычное асимметричное планирование. Его восточная часть, посвященная Афине Полиаде (Городохранительнице), украшенная портиком из шести ионических колонн.
Портик Кариатид на западном фасаде Эрехтейона
Западная же часть, посвященная Посейдону и легендарному царю Эрехтею, дополнена ионическим ризалитом и знаменитым портиком Кариатид — пристройкой, в которой роль колонн выполняют шесть женских фигур.
Парфенон — храм Афины
Главной достопримечательностью Афинского акрополя является Парфенон — храм Афины Парфенос (Девы), построенный в 438 — 431 годах до н. э. Иктином и Калликратом. Это сооружение считается непревзойденным шедевром древнегреческой архитектуры и веками служило источником вдохновения для зодчих Европы. И хотя Парфенон не лишен многих недостатков греческой архитектуры, даже критически настроенный зритель не может не отметить странную гармоничность его облика.
Билет 8