Градостроительство и архитектура петровского времени и второй трети XVIII века.

Первая четверть XVIII века -это Эпоха реформ Петра I.

Образование Российской империи.

Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др).

В первой четверти 18 века преобладает гражданское строительство, появляется новый тип общественных зданий административного, промышленного и культурно-просветительского назначения. К таковым относится монументальный арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 году, а так же здания суконного двора, представляющего замкнутый четырехугольник из двухэтажных зданий с фасадом, выходившим против Кремля на набережную Москвы-реки. Воплощением новшества в церковной архитектуре старой столицы являлась Меньшикова Башня, сооруженная русским зодчим Зарудным. Ее достопримечательностью являлся шпиль и привезенные из Англии часы.

Гражданские постройки - Лефортовский (Петровский) дворец (1697-1699, Д.В. Аксамитов). Регулярность и симметрия. Трехчастная композиция и традиции клетского зодчества. Эволюция ордера в обстоятельствах переходного периода. Компромиссный характер трехсветного интерьера и новое размещение религиозного полотна.

Усадьба адмирала Ф.А. Головина на Яузе - первый регулярный ансамбль в Москве. Арсенал в Кремле (1702-1736, Д. Иванов, Х. Конрад, М. Чоглоков) и реконструкция его первоначального облика.

Триумфальные ворота по поводу петровских викторий.

Наиболее ярко зодчество и градостроительство петровского времени было представлено все-таки в Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Гостиного двора, биржи и порта символизировало будущее нового города.

Петербург: Новый тип русского города. Проекты планировки Петербурга (Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини). В отличие от прочих городов России застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу, что выражало стремление преодолеть замкнутость прежнего образа жизни. Специальными указами был установлен тип зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. Все население было разбито на именитых, зажиточных и подлых людей. Именитые, к которым относились богатые помещики и купцы, обязаны были строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде.Основные зоны застройки и принципы регулярного градостроительства.

Деятельность Доменико Трезини (около 1670-1734, в России с 1703 г. до смерти).

· Петропавловский собор (1712-1733) и его реплики.

· Здание Двенадцати Коллегий(1722-1742, Д. Трезини, М.Г. Земцов, Дж. Трезини),

· Летний дворец Петра ( Д. Трезини, А. Шлютер, 1710-1714).

Приемы мазанкового строения. “Образцовые" проекты жилых домов. Характерные черты и атрибуционные признаки архитектуры петровского времени ("пилястровый стиль", характер ордера, формы наличников и т.д.).

Первый русский музей Кунсткамера(1718-1734, Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г. Кьявери, М.Г. Земцов).

Дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове (1710 -1720-е, Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель).

Загородные ансамбли - Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна. Законы и компоненты регулярного сада (боскеты, перголы, партеры, типы фонтанов).

В середине XVIII века стиль барокко (174О-1750 - "ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО»)в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества начала XVIII века. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в середине XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его.

архитектор Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.)

ансамбль Смольного монастыря в Петербурге

дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова в Петербурге

императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве.

архитектор Чевакинский С.И. (1713-1770 гг.). проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге.

Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор Ухтомский Д.В. (1719-1774 гг.).

До наших дней дошло лишь одно произведение Ухтомского – пятиярусная колокольня в Троицко-Сергиевской лавре в Загорске.

Наши рекомендации