Древняя строительная культура Центральной и Южной Америки. Города и типы сооружений, строительная техника, орнамент, роль скульптуры
Примеры:
Архитектура ацтеков – Теотиуакан
Архитектура майя – пирамиды в Чичен-Ице
Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков.
Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.
Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.
Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями — каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.
- Истоки современной зарубежной архитектуры. Развитие современной архитектуры в конце XIX – начале XX вв. (до первой мировой войны).
- Краткая характеристика эпохи и её архитектурное наследие
Середина XIX века – время буржуазных преобразований
- Причины революции в архитектуре (предпосылки)
- промышленная революция; возникновение новых материалов, технологий строительства (ж/б)
- интенсивное развитие новых типов зданий - «типологический взрыв»
- развитие науки (в т.ч. строительной)
- урбанизация (рост городов), резкий наплыв городского населения
- кризис материально - художественной культуры
- Истоки
- движение Вильяма Морриса (1834-1896) Red House (Филлипп Уэбб)
- техническое творчество инженеров, изобретатели новых конструкций, материалов, технологий и типов зданий и сооружений
- стиль модерн и близкие к нему течения; 1890-1910 гг.- активная фаза модерна (Хрустальный дворец, Эйфелева башня)
- Развитие современной архитектуры в межвоенный период. Основные направления и главные представители.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
1871 – крупный пожар
Первые образцы «структурного реализма» - небоскребы того времени
- Г.Г. Ричардсон. Магазин Филдс, Чикаго, США, 1885-87 гг.
- Л.Г. Салливен. Уэнрайт Билдинг, Сент-Луис, США, 1890-1895 гг.
- Л.Г. Салливен. Гаранти Билдинг, Буффало, США, 1894-1895 гг.
- Даниэл Х. Бернэм. Флэйтрон Билдинг, Нью-Йорк, США, 1901-03 гг.
«ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА» (Френк Ллойд Райт)
-естественное продолжение ландшафта
- форма и функция едины
- стремление к естественным материалам
- принцип единства внутреннего и внешнего пространства
- Ф.Л. Райт. Дом Уинслоу, Ривер-Форест, шт. Иллинойс, 1893 г.
- Ф.Л. Райт. Дом Дана, Спрингфилд, шт. Иллинойс, 1902-04 гг.
- Ф.Л. Райт. Дом Уилитс, Найланд парк, под Чикаго, США, 1902-03 гг.
- Ф.Л. Райт. Дом Т. Гейл, Оак Парк, под Чикаго, США, 1909 г.
- Ф.Л. Райт. Дом Дом Ф. Роби, Чикаго, Иллинойс, 1908-10 гг.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ
- Хендрик П. Берлаге. Биржа в Амстердаме, Голландия, 1898-1903 гг.
- Элиэль Сааринен и др. Вокзал в Хельсинки, 1904-14 гг.
- Р. Эстберг. Ратуша, Стокгольм, Швеция, 1906-23 гг.
ТЕНДЕНЦИЯ К МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ
Германия – противостояние модерна и рациональной архитектуры
- Петер Беренс. Фабрика турбин AEG, Берлин, Германия, 1908-10 гг.
- Петер Беренс. Фабрика высоких напряжений, Берлин, 1910 г.
- Петер Беренс. Бывшее здание германского посольства, Санкт-Петербург, 1911-12 гг.
- Генрих Тессенов. Фестхалле в Хеллерау под Дрезденом, Германия, 1910-12 гг.
НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ
- Бруно Таут. Жилые дома для рабочих, пос. Фалькенберг, Берлин, 1913 г.
КОНСТРУКТИВНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ
- Огюст Перре. Жилой дом на ул. Франклина, Париж, 1903-04 гг.
- Огюст Перре. Гараж на ул. Понтье, Париж, 1905 г.
- Макс Берг. Зал Столетия, Вроцлав (Бреслау), Польша, 1912-13 гг.
- Эжен Фрейсине. Ангар в Орли, Париж, 1916-24 гг.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭКСПЕССИОНИЗМ
- Г. Пёльциг. Водонапорная башня, Познань, Польша, 1911 г.
- Г. Пёльциг. Химическая фабрика в районе Познани, Польша, 1911-12 гг.
АХИТЕКТУРНЫЙ ФУТУРИЗМ
- Антонио Сант’Элиа. Архитектурные фантазии «Новый город», 1913 г.
РАЦИОНАЛИЗМ, ФУНКЦИОНАЛИЗМ
- А. Лоос. Вилла Штайнера, Вена, Австрия, 1910 г.
- Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Завод Фагус, Альфельд-на-Лейне, Германия, 1911-13 гг.
- Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Образцовая фабрика и выставочный павильон на выставке Веркбунада, Кёльн, Германия, 1914 г.
- Развитие современной архитектуры после второй мировой войны до постмодернистского этапа.
- Особенности развития
- в Европе укрепилась позиция США, многие архитекторы эмигрировали в США
- кризис функционализма накануне II мир. войны, в послевоенный период произошло новое рождение функционализма, он стал не таким «жестким»
- возникновение идеи «городов-спутников», размещавшихся вокруг основных городов; идея реконструкции Лондона
- идея «параллельного Парижа» во Франции
-реализовано несколько арх. Акций
- Основные направления развития
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
- П.Л. Нерви, С. Сасс, Б. ди Руфа. Выставочный павильон, Турин, Италия, 1948-49 гг.
- Х. Стубинс, В. Дутман, Ф. Мокен. Зал конгрессов, Берлин, 1957 г.
- М. Брейер, Б. Зерфюсс, П.Л. Нерви. Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж, 1957 г.
- В. Гропиус, У. Эберт. Жилой дом на выставке «Интербау», Берлин, 1957 г.
- Мис ван дер Роэ. Вилла Фарнсурт, Плано, шт. Иллинойс, США,1946-51 гг.
- Ф. Джонсон. «Стеклянный дом», Нью Кенон, Коннектикут, США,1949 г.
- Ле Корбюзье. Модулёр. 1942-48-55 гг.
- Ле Корбюзье. Жилой комплекс, Марсель, 1947-1952 гг.
- Ле Корбюзье. Доминиканский монастырь, Ла-Туретт, Лион, Франция, 1956-59 гг.
НЕОБРУТАЛИЗМ
- П. и А. Смитсоны. Средняя школа, Ханстентон, Англия, 1949-1954 гг.
- Ле Корбюзье. Дома Жауль под Парижем, 1951-1955 гг.
- Андре Студер. Жилой комплекс, Касабланка, Алжир, 1953-1955 гг.
- А. Вогенский. Собственный дом архитектора, Франция, 1957 гг.
- И. ван ден Брук, Я. Бакема. Высшее техническое училище, Голландия, 1959-1965 гг.
- В.Вигано. Институт Марчионди, Милан, 1959 г.
- П. и А. Смитсоны. Комплекс зданий редакции «Экономист», Лондон, 1964 г.
- Б. Спенс. Новое здание Сассекского университета, Брайтон, Англия, 1963-1964 гг.
- Джеймс стерлинг, Джеймс Гоуэн. Инженерные лаборатории университета, Лейчестер, Англия, 1959-1963 гг.
- Дж. Стерлинг. Здание исторического факультета университета, Кембридж, Англия, 1964-1967 гг.
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
- Ф.-Л. Райт. Музей Гугенхейма, Нью-Йорк, 1956-59
- А. Аалто. Политехнический институт, Хельсинки, 1961-64
- А. Аалто. Зал конгрессов «Финляндия», Хельсинки, 1967-71
- Р. Пиетиля, Р. Паателайнен. Церковь, Тампера, 1959-66
- Б. Гофф. Дом Хардер вблизи Маунтин-лейк, Миннесота, 1970-71
СТРУКТУРАЛИЗМ
- Л. Кан. Центр медицинских исследований (Лаборатории Ричардса), Филадельфия, США, 1958-60 гг.
- Л. Кан. Здание Национальной Ассамблеи, Дакка, Бангладеш, 1962-83 гг.
- П. Рудолф. Факультет изобразительных искусств и архитектуры, Нью-Хейвен, США, 1963 г.
- П. Рудолф. Дом в дюнах, шт. Флорида, США, 1963 г.
- Денис Лэсдан. Национальный театр, Лондон, 1967 г.
- Голдберг. Многоквартирные башни в Марина-Сити, Чикаго, США, 1964 г.
- М. Сафди. Жилой комплекс «Хаббитат-67», Монреаль, Канада, 1967 г.
- Б. Фуллер. Павильон США на ЭКСПО-67, Монреаль, 1967 г.