Зодчество Индии, основные этапы развития, формы сооружений юга и севера страны
Примеры:
Мадураи. Храм Минакши. Гопурам Райя
Бхубанешвар. Храм Муктешвара
Ступа в Санчи 1
В III в. до н. э. в Индии впервые началось широкое применение камня для строительства храмов, что было связано с принятием буддизма (возникшего в VI-V вв. до н. э.) Древняя и средневековая архитектура Индии представлена лишь храмами.
Одним из древних типов культовых сооружений в Индии является так называемая ступа. Это - сооружение в виде сферического купола, но без внутреннего пространства, т. е. сплошное. Наверху устанавливалась небольшая надстройка для хранения реликвий буддийского культа. Форма ступы стала одним из символов буддийской религии.
с III в. до н. э. и до X в. н. э., в Индии сооружали храмы, выдалбливая помещения в цельной скале. Пещерный храм представляет собой высеченный в скале зал, в котором находится культовый символ - ступа или статуя Будды. В некоторых скальных храмах потолок зала не плоский, а сводчатый. Но по своему происхождению это не каменный или кирпичный свод.
Каменные храмы в виде наземных построек в Индии сохранились лишь с V в. н. э.
На юге Индии дома имеют плоские земляные крыши. Есть и храмы с плоской крышей, но уже в давние времена композиция храмов усложнялась, чтобы придать значительность их облику. Первоначально с этой целью постройку делали двухъярусной: верхняя часть повторяла нижнюю в меньших размерах (может быть, жилые дома имели подобного рода хозяйственную надстройку). Со временем появляются многоярусные храмы, как бы составленные из нескольких одноэтажных построек, причем на фасаде каждого яруса обозначена своя дверь (ложная). Башня, таким образом, имеет вид многоэтажного сооружения, но это декорация: внутри ее - единое пространство. Такие храмовые башни характерны для средневекового и более позднего культового строительства в южной части Индостана.
На Северной Индии. Климат здесь дождливый, и жилой дом должен иметь крутую крышу. Во влажном климате хорошо произрастают леса, и здесь дерево служило основным строительным материалом. Стены дома возводились посредством укладки друг на друга горизонтальных венцов из бревен. Крыша была не двускатной и не шатровой: постройка сужалась кверху благодаря уменьшению размеров бревенчатых венцов, так что стены постепенно переходили в крышу и смыкались наверху. Такое жилище и послужило прообразом каменных храмов Северной Индии (рис. 41). Храм состоит из двух основных частей: небольшое замкнутое святилище (в котором находится статуя божества) покрыто, как колпаком, величественной башней высотой в 20-30 м; перед святилищем находится зал для молящихся. Поверхности каменных стен имеют горизонтальную гофрировку, имитирующую вид древних бревенчатых построек.
Храмы обоих типов покрыты снаружи и в интерьере сплошным рельефом * роскошной каменной пластики. В этом причудливом декоре переплетаются изображения древних форм деревянного зодчества, фантастические образы и замысловатая орнаментация. Здание имеет вид скульптурно обработанной каменной массы.
10. Зодчество Китая и его воздействие на строительную культуру сопредельных стран. Особенности типологии, специфика форм и конструкций.
Примеры:
Запрет. город. Тайхэдянь
Белая пагода летящего дракона. 16.3 м
Детали конструкций и цвета окраски архитектурных элементов были канонизированы, имели характер религиозного догмата, который нельзя было нарушать.
С древних времен в Китае применялись в строительстве глинобитная конструкция, камень и кирпич. Но основным строительным материалом было дерево, вследствие чего древние постройки не сохранились. О них можно теперь судить по описаниям, изображениям и остаткам, найденным археологами; летописи сообщают о строительстве грандиозных императорских дворцов в III в. до н. э.
Древнейшим сооружением, дошедшим до нашего времени, является Великая китайская стена, возведенная для защиты северных границ государства от набегов кочевников. Первый этап строительства стены относится к IV-III вв. до н. э. Работы по ее достройке и обновлению продолжались с перерывами в разное время на протяжении последующих двух тысяч лет.
Планировка дворцовых и храмовых комплексов осуществлялась с соблюдением принципов регулярности, геометрической правильности и симметрии. Главные здания и дворы перед ними располагались один за другим по направлению центральной композиционной оси ансамбля. Такая планировка соответствовала духу казенщины и догматизма, который доминировал I условиях установившейся общественной системы. В архитектурных стилях разных стран эпох симметрия и центрально-осевая планировка применялись для выражения представительности и как дисциплинирующий фактор композиции.
Планировка древних и средневековых китайских городов, как и в Индии, была регулярной: сетка прямых улиц членит застройку на прямоугольные кварталы. Города были обнесены глинобитными, облицованными кирпичом и камнем крепостными стенами с зубцами и башнями.
Китайский жилой дом павильонного типа послужил прообразом для зданий культового и общественного назначения. На основе его планировочных, конструктивных и эстетических особенностей был выработан своеобразный стиль архитектуры Китая.
Несущим остовом постройки является деревянный каркас, состоящий из стоек, балок и стропил. Крыша опирается не на стены, а на деревянные столбы.
Косых распорок (раскосов) в этом каркасе нет. Его устойчивость обеспечивается жесткостью сопряжений балок со стойками. Жесткое соединение осуществляется с помощью своеобразной капители в виде расширяющейся кверху клетки, которая представляет собой несколько ярусов перекрещивающихся деревянных кронштейнов сложной формы. На капители опираются и связаны с ними балки-обвязки, балки перекрытия, стропила и свес крыши.
Промежутки между столбами заполнены деревянной, глинобитной или сложенной из мелких камней стенкой, а в верхней части стены оставлены проемы для освещения, забранные деревянными решетками. Таким образом, крыша покоится на столбах, а стена, ограждающая помещение, не является несущей конструкцией здания; ее может и не быть. Такое устройство конструкций постройки позволило развить очень важную черту зодчества Китая и особенно Японии: связь внутреннего пространства дома с внешним пространством природы - раскрытость интерьера - в отличие от архитектуры, в которой стены являются несущей конструкцией здания.
Постройки, облику которых хотели придать величие (например, храмы), возводили на высоких каменных платформах.
В VIII в. возникает форма крыши с выгнутыми краями, которая с тех пор стала характерной особенностью китайской архитектуры.
Пагоды древней эпохи были деревянными, и они не сохранились. В период Тан сооружали глинобитные с кирпичной обкладкой и каменные пагоды, иногда металлические, из железа и бронзы.
Раннесредневековые пагоды отличаются монументальностью и простотой стиля. Это массивные башни, у которых каждый верхний ярус уменьшается и отделен от нижнего простым карнизом. Впоследствии стали сооружать пагоды усложненного силуэта, с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен (рис. 51).
Из-за того что в Китае, особенно в северной части страны, издавна практиковалось строительство из камня, здесь была известна не только балочная, но и арочная конструкция. Сохранился арочный мост V в. пролетом в 37,5 м, построенный из тщательно отесанных камней.
Большое значение в архитектуре Китая имеет декоративное оформление. Прежде всего крыша здания, кроме ее утилитарного назначения, использовалась в качестве главного акцента архитектурной композиции, и ей придавались формы, усиливавшие ее декоративную роль. Для этого применялись такие средства, как двухъярусное построение крыши, оснащение ее затейливыми украшениями, вычурные изгибы ее свесов. Под карнизом идет полоса громоздкой и сложной конструкции в виде хитроумно переплетающихся деревянных деталей. Каменные элементы построек - парапеты, цоколи, столбы и т. д. - покрыты барельефами. Интерьеры украшены резьбой и росписями.
В качестве декоративного средства широко применялся цвет. Глазурованные черепицы кровель цветные: для храмов - синие, для дворцов - золотисто-желтые (на остальных постройках - серые). Столбы красного цвета. Балки перекрытий и клетки кронштейнов расписаны голубым и зеленым с отделкой белым и золотым. Пышность, блеск и богатство дворцов и храмов должны были вызывать чувство благоговейного почтения.
Самобытная архитектура соседних с Китаем стран - Тибета, Монголии, Кореи, Японии - отличается от китайской. Но религиозное, культурное и в ряде случаев политическое влияние Китая обусловило строительство здесь зданий китайского стиля, особенно таких, как дворцы и храмы, которые обычно в первую очередь фигурируют в качестве памятников архитектуры этих стран.