Зодчество Индии, основные этапы развития, формы сооружений юга и севера страны

Примеры:

Мадураи. Храм Минакши. Гопурам Райя

Бхубанешвар. Храм Муктешвара

Ступа в Санчи 1

В III в. до н. э. в Индии впервые началось широкое применение камня для строительства храмов, что было связано с принятием буддизма (возник­шего в VI-V вв. до н. э.) Древняя и средневековая архитектура Индии представлена лишь храмами.

Одним из древних типов культовых сооружений в Индии является так называемая ступа. Это - сооружение в виде сферического купола, но без внутреннего пространства, т. е. сплошное. Наверху устанавливалась небольшая надстройка для хранения реликвий буддийского культа. Форма ступы стала одним из символов буддийской религии.

с III в. до н. э. и до X в. н. э., в Индии сооружали храмы, выдалбливая помещения в цельной скале. Пещерный храм представляет собой высеченный в скале зал, в котором находится культовый символ - ступа или статуя Будды. В некоторых скальных храмах потолок зала не плоский, а сводчатый. Но по своему происхождению это не каменный или кирпичный свод.

Каменные храмы в виде наземных построек в Индии сохранились лишь с V в. н. э.

На юге Индии дома имеют плоские земляные крыши. Есть и храмы с плоской крышей, но уже в давние времена композиция храмов усложнялась, чтобы придать значительность их облику. Первоначально с этой целью по­стройку делали двухъярусной: верхняя часть повторяла нижнюю в меньших размерах (может быть, жилые дома имели подобного рода хозяйственную надстройку). Со временем появляются многоярусные храмы, как бы соста­вленные из нескольких одноэтажных построек, причем на фасаде каждого яруса обозначена своя дверь (ложная). Башня, таким образом, имеет вид многоэтажного сооружения, но это декорация: внутри ее - единое простран­ство. Такие храмовые башни характерны для средневекового и более позднего культового строительства в южной части Индостана.

На Северной Индии. Климат здесь дождливый, и жилой дом должен иметь крутую крышу. Во влажном климате хорошо произрастают леса, и здесь дерево служило основным строи­тельным материалом. Стены дома возводились посредством укладки друг на друга горизонтальных венцов из бревен. Крыша бы­ла не двускатной и не шатровой: постройка сужа­лась кверху благодаря уменьшению размеров бре­венчатых венцов, так что стены постепенно перехо­дили в крышу и смыкались наверху. Такое жилище и послужило прообразом каменных храмов Северной Индии (рис. 41). Храм состоит из двух основных частей: небольшое замкнутое святилище (в котором находится статуя божества) покрыто, как колпаком, величественной башней высотой в 20-30 м; перед святилищем находится зал для молящихся. Поверхности каменных стен имеют горизонтальную гофри­ровку, имитирующую вид древних бревенчатых построек.

Храмы обоих типов покрыты снаружи и в интерьере сплошным рельефом * роскошной каменной пластики. В этом причудливом декоре переплетаются изображения древних форм деревянного зодчества, фантастические образы и замысловатая орнаментация. Здание имеет вид скульптурно обработанной каменной массы.

10. Зодчество Китая и его воздействие на строительную культуру сопредельных стран. Особенности типологии, специфика форм и конструкций.

Примеры:

Запрет. город. Тайхэдянь

Белая пагода летящего дракона. 16.3 м

Детали конструкций и цвета окраски архитектурных элементов были канонизированы, имели характер религиозного догмата, который нельзя было нарушать.

С древних времен в Китае применялись в строительстве глинобитная конструкция, камень и кирпич. Но основным строительным материалом бы­ло дерево, вследствие чего древние постройки не сохранились. О них можно теперь судить по описаниям, изображениям и остат­кам, найденным археологами; летописи сообщают о строительстве грандиоз­ных императорских дворцов в III в. до н. э.

Древнейшим сооружением, дошедшим до нашего времени, является Великая китайская стена, возведенная для защиты северных границ государства от набегов кочевников. Первый этап строительства стены относится к IV-III вв. до н. э. Работы по ее достройке и обновлению продолжались с перерывами в разное время на протяжении последующих двух тысяч лет.

Планировка дворцовых и храмовых комплексов осуществлялась с соблю­дением принципов регулярности, геометрической правильности и симметрии. Главные здания и дворы перед ними располагались один за другим по направ­лению центральной композиционной оси ансамбля. Такая планировка соот­ветствовала духу казенщины и догматизма, который доминировал I условиях установившейся общественной системы. В архитектурных стилях разных стран эпох симметрия и центрально-осевая планировка применялись для выраже­ния представительности и как дисциплинирующий фактор композиции.

Планировка древних и средневековых китайских городов, как и в Индии, была регулярной: сетка прямых улиц членит застройку на прямоугольные кварталы. Города были обнесены глинобитными, облицованными кирпичом и камнем крепостными стенами с зубцами и башнями.

Китайский жилой дом павильонного типа послужил прообразом для зда­ний культового и общественного назначения. На основе его планировочных, конструктивных и эстетических особенностей был выработан своеобразный стиль архитектуры Китая.

Несущим остовом постройки является деревянный каркас, состоящий из стоек, балок и стропил. Крыша опирается не на стены, а на деревянные столбы.

Косых распорок (раскосов) в этом каркасе нет. Его устойчивость обес­печивается жесткостью сопряжений балок со стойками. Жесткое соединение осуществляется с помощью своеобразной капители в виде расширяющейся кверху клетки, которая представляет собой несколько ярусов перекрещиваю­щихся деревянных кронштейнов сложной формы. На капители опираются и связаны с ними балки-обвязки, балки перекрытия, стропила и свес крыши.

Промежутки между столбами заполнены деревянной, глинобитной или сложенной из мелких камней стенкой, а в верхней части стены оставлены проемы для освещения, забранные деревянными решетками. Таким образом, крыша покоится на столбах, а стена, ограждающая помещение, не является несущей конструкцией здания; ее может и не быть. Такое устройство конструк­ций постройки позволило развить очень важную черту зодчества Китая и осо­бенно Японии: связь внутреннего пространства дома с внешним пространством природы - раскрытость интерьера - в отличие от архитектуры, в которой стены являются несущей конструкцией здания.

Постройки, облику которых хотели придать величие (например, храмы), возводили на высоких каменных платформах.

В VIII в. возникает форма крыши с выгнутыми краями, которая с тех пор стала характерной особенностью китайской архитектуры.

Пагоды древней эпохи были деревянными, и они не сохранились. В период Тан сооружали гли­нобитные с кирпичной обкладкой и каменные паго­ды, иногда металлические, из железа и бронзы.

Раннесредневековые пагоды отличаются монументальностью и простотой стиля. Это массивные башни, у которых каждый верхний ярус уменьшается и отделен от нижнего простым карнизом. Впослед­ствии стали сооружать пагоды усложненного силуэта, с изогнутыми карниз­ными свесами, с дробной пластикой стен (рис. 51).

Из-за того что в Китае, особенно в северной части страны, издавна практиковалось строительство из камня, здесь была известна не только балоч­ная, но и арочная конструкция. Сохранился арочный мост V в. пролетом в 37,5 м, построенный из тщательно отесанных камней.

Большое значение в архитектуре Китая имеет декоративное оформление. Прежде всего крыша здания, кроме ее утилитарного назначения, использо­валась в качестве главного акцента архитектурной композиции, и ей прида­вались формы, усиливавшие ее декоративную роль. Для этого применялись такие средства, как двухъярусное построение крыши, оснащение ее затей­ливыми украшениями, вычурные изгибы ее свесов. Под карнизом идет полоса громоздкой и сложной конструкции в виде хитроумно переплетающихся де­ревянных деталей. Каменные элементы построек - парапеты, цоколи, столбы и т. д. - покрыты барельефами. Интерьеры украшены резьбой и росписями.

В качестве декоративного средства широко применялся цвет. Глазурованные черепицы кровель цветные: для храмов - синие, для дворцов - золо­тисто-желтые (на остальных постройках - серые). Столбы красного цвета. Балки перекрытий и клетки кронштейнов расписаны голубым и зеленым с от­делкой белым и золотым. Пышность, блеск и бо­гатство дворцов и храмов должны были вызывать чувство благоговейного почтения.

Самобытная архитектура соседних с Китаем стран - Тибета, Монголии, Кореи, Японии - отличается от китайской. Но религиозное, культурное и в ря­де случаев политическое влияние Китая обусловило строительство здесь зданий китайского стиля, особенно таких, как дворцы и храмы, которые обыч­но в первую очередь фигурируют в качестве памятников архитектуры этих стран.

Наши рекомендации