Изменение архитектуры в эпоху барокко

Изменение архитектуры в эпоху барокко

Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях.

Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

Примеры :

- Церковь Иль-Джезу в Риме. Арх. Д.Виньола и Д. делла Порта, 1575г.

- Церковь Сан Карло, арх. Борромини

7. Классицизм как международный стиль, его национальные варианты в странах Европы.

В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе в XVIII — начале XIX века, главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности, монументальности и обоснованности наполнения пространства. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Примеры:

А. Захаров. Адмиралтейство в Ленинграде.

Церкви св. Женевьевы в Париже

Собор Св. Павла . Лондон, Джонс

Садово–парковый ансамбль Версаля

Зодчество Востока (Афганистан, Иран, Турция, арабские страны). Общность и региональные черты отдельных школ.

Для арабской архитектуры характерно богатое орнаментальное убранство - резьба по камню, гипсу, дереву, обилие изразцов, кладка из кирпича и камня разного цвета, мозаика полов и стен, многоцветные росписи. Покрывая поверхности архитектурных масс, сплошной декор как бы дематериализует их: камень не выглядит камнем, кружевная резьба и дробный рисунок облицовок делают его невесомым. Зодчие стремят­ся сделать неосязаемым, ускользающим их пространство, не очерчивая его четкими и ясными контурами архитектурных форм, а растворяя его в мелькании раздробленных орнаментацией деталей

Мечеть Нугумбад. Афганистан

Святая София. Стамбул.Турция

Мечеть скалы. Израиль

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

1871 – крупный пожар

Первые образцы «структурного реализма» - небоскребы того времени

  • Г.Г. Ричардсон. Магазин Филдс, Чикаго, США, 1885-87 гг.
  • Л.Г. Салливен. Уэнрайт Билдинг, Сент-Луис, США, 1890-1895 гг.
  • Л.Г. Салливен. Гаранти Билдинг, Буффало, США, 1894-1895 гг.
  • Даниэл Х. Бернэм. Флэйтрон Билдинг, Нью-Йорк, США, 1901-03 гг.

«ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА» (Френк Ллойд Райт)

-естественное продолжение ландшафта

- форма и функция едины

- стремление к естественным материалам

- принцип единства внутреннего и внешнего пространства

  • Ф.Л. Райт. Дом Уинслоу, Ривер-Форест, шт. Иллинойс, 1893 г.
  • Ф.Л. Райт. Дом Дана, Спрингфилд, шт. Иллинойс, 1902-04 гг.
  • Ф.Л. Райт. Дом Уилитс, Найланд парк, под Чикаго, США, 1902-03 гг.
  • Ф.Л. Райт. Дом Т. Гейл, Оак Парк, под Чикаго, США, 1909 г.
  • Ф.Л. Райт. Дом Дом Ф. Роби, Чикаго, Иллинойс, 1908-10 гг.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ

  • Хендрик П. Берлаге. Биржа в Амстердаме, Голландия, 1898-1903 гг.
  • Элиэль Сааринен и др. Вокзал в Хельсинки, 1904-14 гг.
  • Р. Эстберг. Ратуша, Стокгольм, Швеция, 1906-23 гг.

ТЕНДЕНЦИЯ К МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ

Германия – противостояние модерна и рациональной архитектуры

  • Петер Беренс. Фабрика турбин AEG, Берлин, Германия, 1908-10 гг.
  • Петер Беренс. Фабрика высоких напряжений, Берлин, 1910 г.
  • Петер Беренс. Бывшее здание германского посольства, Санкт-Петербург, 1911-12 гг.
  • Генрих Тессенов. Фестхалле в Хеллерау под Дрезденом, Германия, 1910-12 гг.

НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ

  • Бруно Таут. Жилые дома для рабочих, пос. Фалькенберг, Берлин, 1913 г.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ

  • Огюст Перре. Жилой дом на ул. Франклина, Париж, 1903-04 гг.
  • Огюст Перре. Гараж на ул. Понтье, Париж, 1905 г.
  • Макс Берг. Зал Столетия, Вроцлав (Бреслау), Польша, 1912-13 гг.
  • Эжен Фрейсине. Ангар в Орли, Париж, 1916-24 гг.


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭКСПЕССИОНИЗМ

  • Г. Пёльциг. Водонапорная башня, Познань, Польша, 1911 г.
  • Г. Пёльциг. Химическая фабрика в районе Познани, Польша, 1911-12 гг.

АХИТЕКТУРНЫЙ ФУТУРИЗМ

  • Антонио Сант’Элиа. Архитектурные фантазии «Новый город», 1913 г.

РАЦИОНАЛИЗМ, ФУНКЦИОНАЛИЗМ

  • А. Лоос. Вилла Штайнера, Вена, Австрия, 1910 г.
  • Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Завод Фагус, Альфельд-на-Лейне, Германия, 1911-13 гг.
  • Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Образцовая фабрика и выставочный павильон на выставке Веркбунада, Кёльн, Германия, 1914 г.
  1. Развитие современной архитектуры после второй мировой войны до постмодернистского этапа.
  • Особенности развития

- в Европе укрепилась позиция США, многие архитекторы эмигрировали в США

- кризис функционализма накануне II мир. войны, в послевоенный период произошло новое рождение функционализма, он стал не таким «жестким»

- возникновение идеи «городов-спутников», размещавшихся вокруг основных городов; идея реконструкции Лондона

- идея «параллельного Парижа» во Франции

-реализовано несколько арх. Акций

  • Основные направления развития

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

  • П.Л. Нерви, С. Сасс, Б. ди Руфа. Выставочный павильон, Турин, Италия, 1948-49 гг.
  • Х. Стубинс, В. Дутман, Ф. Мокен. Зал конгрессов, Берлин, 1957 г.
  • М. Брейер, Б. Зерфюсс, П.Л. Нерви. Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж, 1957 г.
  • В. Гропиус, У. Эберт. Жилой дом на выставке «Интербау», Берлин, 1957 г.
  • Мис ван дер Роэ. Вилла Фарнсурт, Плано, шт. Иллинойс, США,1946-51 гг.
  • Ф. Джонсон. «Стеклянный дом», Нью Кенон, Коннектикут, США,1949 г.
  • Ле Корбюзье. Модулёр. 1942-48-55 гг.
  • Ле Корбюзье. Жилой комплекс, Марсель, 1947-1952 гг.
  • Ле Корбюзье. Доминиканский монастырь, Ла-Туретт, Лион, Франция, 1956-59 гг.

НЕОБРУТАЛИЗМ

  • П. и А. Смитсоны. Средняя школа, Ханстентон, Англия, 1949-1954 гг.
  • Ле Корбюзье. Дома Жауль под Парижем, 1951-1955 гг.
  • Андре Студер. Жилой комплекс, Касабланка, Алжир, 1953-1955 гг.
  • А. Вогенский. Собственный дом архитектора, Франция, 1957 гг.
  • И. ван ден Брук, Я. Бакема. Высшее техническое училище, Голландия, 1959-1965 гг.
  • В.Вигано. Институт Марчионди, Милан, 1959 г.
  • П. и А. Смитсоны. Комплекс зданий редакции «Экономист», Лондон, 1964 г.
  • Б. Спенс. Новое здание Сассекского университета, Брайтон, Англия, 1963-1964 гг.
  • Джеймс стерлинг, Джеймс Гоуэн. Инженерные лаборатории университета, Лейчестер, Англия, 1959-1963 гг.
  • Дж. Стерлинг. Здание исторического факультета университета, Кембридж, Англия, 1964-1967 гг.

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

  • Ф.-Л. Райт. Музей Гугенхейма, Нью-Йорк, 1956-59
  • А. Аалто. Политехнический институт, Хельсинки, 1961-64
  • А. Аалто. Зал конгрессов «Финляндия», Хельсинки, 1967-71
  • Р. Пиетиля, Р. Паателайнен. Церковь, Тампера, 1959-66
  • Б. Гофф. Дом Хардер вблизи Маунтин-лейк, Миннесота, 1970-71

СТРУКТУРАЛИЗМ

  • Л. Кан. Центр медицинских исследований (Лаборатории Ричардса), Филадельфия, США, 1958-60 гг.
  • Л. Кан. Здание Национальной Ассамблеи, Дакка, Бангладеш, 1962-83 гг.
  • П. Рудолф. Факультет изобразительных искусств и архитектуры, Нью-Хейвен, США, 1963 г.
  • П. Рудолф. Дом в дюнах, шт. Флорида, США, 1963 г.
  • Денис Лэсдан. Национальный театр, Лондон, 1967 г.
  • Голдберг. Многоквартирные башни в Марина-Сити, Чикаго, США, 1964 г.
  • М. Сафди. Жилой комплекс «Хаббитат-67», Монреаль, Канада, 1967 г.
  • Б. Фуллер. Павильон США на ЭКСПО-67, Монреаль, 1967 г.

МЕТАБОЛИЗМ

  • К. Танге. Проект реконструкции Токио «Токио1960», 1960-61
  • К. Танге. Комплекс олимпийских сооружений, Токио, 1961-64
  • А. Исодзаки. Проект новой градостроительной единицы-кластера, 1960
  • К. Курокава. Жилой дом «Капсул билдинг», Токио, 1971

Советская архитектура 1950-1980-х годов. Изменение направленности, массовое жилищное строительство, крупные градостроительные работы, футурологические проекты, недостатки и противоречия советского периода развития.

4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура.

Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.

По такому новому принципу построены районы Химки-Ховрино (арх. Каро Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Яков Белопольский, Евгений Стамо и др.), район «Дачное» Ленинграда (арх. Валентин Каменский, Александр Жук, Александр Мачерет, Г. Н. Николаев), микрорайоны и кварталы во Владивостоке, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде и проч.

При типовой индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие.

Тогда была построена гостиница «Юность» (Москва, 1961, арх. Юрий Арндт, Т. Ф. Баушева, В. К. Буровин, Т. В. Владимирова; инженеры Нина Дыховичная, Б. М. Зархи, И. Ю. Мищенко). К тому же году относится кинотеатр «Россия»

(«Пушкинский») с его выдвинутым козырьком. Государственный Кремлёвский дворец(1959—1961) — пример лучших общественных сооружений этого времени (арх. Михаил Посохин). Дворец пионеров в Москве (1959-63) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединённых между собой пространственной композицией.

В 1960 году при поддержке Хрущёва начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина.

В 1960-70-х гг. развивался новый стиль архитектуры — простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники. Важные объекты этого периода — Проспект Калинина (1964-9, арх. М. В. Посохин). Он же с другими архитекторами построил трехконечное Здание СЭВ(1963—1970), которое считалось «одним из самых выразительных по архитектуре сооружений последнего времени».

К Олимпиаде-80 в Москве было построено большое количество минималистичных зданий.

Национальная архитектура союзных республик развивается по тем же принципам, но акцентирует своеобразие, благодаря трактовке отдельных архитектурных деталей, декоративным свойствам материала, и проч. Дворец искусств в Ташкенте (1965, арх. Ю. Халдеев, В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев). Фасад Управления Каракумстроя в Ашхабаде (1967, арх. А. Ахмедов, Ф. Алиев, скульпторы В. Лемпорт, Н. Силис) вплетен национальный орнамент и условные скульптурные изображения. Этот синтез включает архитектуру и национальные традиции.

Стиль советской архитектуры этого времени эволюционирует. Он отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и затем выдвигает новую проблему — соответствие органическим формам. Пример решения этих вопросов — Дворец художественных выставок в Вильнюсе (1967, арх. В. Чеканаускас), Павильон СССР на Международной выставке в Осаке (1967-8, арх. М. В. Посохин, В. А. Свирский). Появляется тяготение к кривым линиям, перетеканию форм, при сохранении достигнутой ранее строгости и целесообразности архитектурных сооружений.

  1. Художественно-композиционные закономерности в архитектуре.

Центр композиции.

В каждой объемно-пространственной форме должен присутствовать один или несколько центров композиции.

Ритм.

Можно определить ритм как закономерное чередование отдельных элементов, составляющих пространственную композицию. Частный вариант «ритма» носит название «метра». В метрическом ряду повторяются одни и те же элементы неизменяемой формы, размера, фактуры, цвета.

Контраст, нюанс, тождество.

В искусстве различие между сходными формами, отличающихся по конфигурации или цвету именуется понятиями «контраст», «нюанс», «тождество». Контрастными считают такое соотношение, в которых явно преобладает различие между сравниваемыми объектами. Если свойства элементов и всей композиции в целом близки, то мы имеем дело с нюансом.

Если все характеристики композиции одинаковы - это тождество.

Статика и динамика.

Спокойная, уравновешенная композиция, в которой элементы взаимно перпендикулярны, будет восприниматься как статичная. А композиция из тех же элементов, но повернутых или сдвинутых относительно друг друга - как динамичная. При наклоне всей формы относительно поверхности земли она приобретает еще большую динамику.

Симметрия, асимметрия.

Наиболее распространенным и широко известным в архитектуре видом симметрии является зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. Симметрия здесь состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой, как предмет и его отражения в зеркале. Не менее известен и такой вид симметрии, как осевая, или симметрия вращения. Линия, при полном обороте вокруг которой, форма совмещается сама с собой, называется осью симметрии.

Противоположенным симметрии понятием является асимметрия. В асимметричных композициях элементы симметрии отсутствуют.

По численности населения.

Города: сверхкрупный от 3 млн. чел., крупнейшие 1-3 млн., крупные 250 тыс.-1 млн., большие 100-250 тыс., средние 50-100 тыс., малые города и посёлки до 50 тыс.

Сельские поселения: крупные более 5 тыс., большие 1-5 тыс., средние 200-1000, малые менее 200

По виду расселения:

Городские (город, ПГТ)

Сельские (село, деревня, хутор)

По административному назначению:

Столичные

Областные, краевые

Окружные, районные

Республиканского, областного, окружного подчинения

По народно-хозяйственному профилю:

Промышленный

Транспортный

Курортный

Историко-туристический

Административный

Многофункциональный

По темпам роста:

Быстрорастущий

Ограниченного развития

Стабилизировавшийся

С оттоком населения

Планировочная структура и функциональное зонирование.

Функциональное зонирование- процесс выделения зон с учетом современной организации территории, использования её природных ресурсов и особенностей и необходимости дальнейшего экономического развития

1. Зона активного градостроительного назначения (урбанизированные, территории жилой и общественной застройки, производственные территории)

2.Зона сельскохозяйственного назначения (особо ценные и ценные земли,сады, коллективные садоводства, лесополосы)

3. Зона рекреационного назначения(отдыха, туризма, зеленые насаждения общего пользования)

4. Зоны особо охраняемых территорий( природного парка, памятников природы, защитные леса лесного фонда, государственного опытного хозяйства, лесопарк)

5. Зоны, регламентирующие хозяйственную деятельность (Охотничьи заказники, водно-болотные угодья, шумовые зоны аэродромов, приграничные зоны)

6. Зоны специального назначения(Министерства обороны, Кладбищ)

Планировочная структура– характеризует город во взаимосвязанном расположении его частей:

1. Размещением основных функциональных узлов

2. Конфигурацией транспортных связей.

Вместе они составляют относительно неизменяемую основу пространственно-планировочной организации города – каркас.

Каркас фиксирует:

1. Геометрию плана и предопределяет тенденцию развития города;

2. Наиболее значимые точки социальных коммуникаций, зоны высокой концентрации городских функций и населения.

Схемы функционального зонированияи структурного каркасаявляются двумя дополняющими друг друга моделями городской планировки.

В допромышленную эпоху каркас – ядро с выбросами.

Сейчас - многоядерная решетка.

Методика реконструкции

  • Реконструкции предшествует:
  • 1) Сбор и изучение данных об исторической структуре города и формирование свода памятников истории и архитектуры. На этой основе делаются выводы о возможности сохранения существующей, необходимости восстановления утраченной структуры города, определяются здания подлежащие реставрации, реконструкции или сносу.
  • В результате предпроектных исследований cocтавляется историко-опорный план и схема режимных зон. На проектной стадии составляется генплан, который включает: схему очередности реставрации исторических зданий и ансамблей, схема возможного использования памятников, схема очередности исследования археологических памятников и при необходимости культурного слоя города, схема очередности нового, строительства.
  • 2) После предпроектного периода составляется проект. Проект реконструкции должен представлять собой целостный замысел, в результате которого город, сохранив свой индивидуальный облик, получит современное техническое оснащение, а население современный уровень комфорта.
  • На следующей стадии проектирования составляется проект детальной планировки, а далее проект застройки. На этом этапе решается характер реконструкции каждого здания, норма его использования, делаются проекты благоустройства, а также проекты новых зданий в этой зоне.

Виды охраняемых территорий

Охраняя зона - территория непосредственно примыкающая к историко-архитектурным памятникам. Границы и конфигурацию этих зон определяют с учетом создания условий оптимального обозрения памятников.

  • С этих позиций территории с памятниками архитектуры разделяют на три категории:
  • Территории памятников, стоящих в отрыве от своей первоначальной среды. Условия восприятия памятника обеспечиваются либо созданием подчиненного ему фона, либо на основе контраста с новыми зданиями.
  • Территория ансамблей с сохранившимися памятниками. Это террито­рии кремлей монастырей, парков, усадеб, имеющие исторически сложившиеся границы. Это также ансамбли, утративши элементы былого, но сохранившие, элементы старой застройки.
  • Территория центров городов, где многочисленные памятники культуры и окружающая застройка представляют собой архитектурно-историческую, этнографическую и градостроительную ценность. В понятие памятника включается весь городской ландшафт.
  • Заповедная зона - крупные архитектурно-исторические ансамбли и территории некоторых охранных зон, насыщенных памятниками, которые официально объявляют заповедниками. Городские заповедники при этом должны функционировать полноценной жизнью. Выдающиеся памятники реставрируют, ветхие малоценные сносят, остальные приспосабливают к санитарно-техническим условиям эксплуатации.
  • Зоны регулирования - территории, расположенные за пределами охранной зоны. Новое строительство разрешается с ограничением этажности и плотности застройки, подчиняясь требованиям создания благоприятных условий для восприятия всего ансамбля

Принцип уплотнения

  • Плотностные характеристики регулируются нормами. С 1989 года показатель плотности населения на I га территории стал основным и закреплен в СНиПе 2.07.01-69. Для Владивостока расчетные показатели плотности населения на территории жилого района в зонах различной градостроительной ценности равны 215 - 200 - 180 чел/га соответственно для территории высокой, средней и низкой ценности при норме обеспеченности жилой площадью 20м2/чел. Приведенные, показатели соответствуют 420- 360- 300 чел/га для соответствующих зон.
  • Кроме этого для определения степени интенсивности использования территории необходимо применение показателя процента застройки - отношения территории, занятой зданиями и сооружениями, к общей территории в процентах.
  • Как показывает анализ плотности, она ниже расчетной по действую­щим нормативам на 10-20%, а в ряде случаев в микрорайонах, построенных в 80-е годы на территориях - со сложным рельефом - и на 30-%. В наличии значительные территориальные резервы, позволяющие реализовать принцип уплотнения. Эти резервы возникают из трех источников: расчетных, внешних и внутренних.
  • Плотность как показатель взаимосвязи природных и санитарно-гигиенических требований определялся величиной разрывов между зданиями, необходимыми для обеспечения инсоляционного периода в зависимости от ориентации окон жилых помещений и географической широты места.
  • Расчетный резерв появился за счет изменения продолжительности инсоляции, установленной нормами, и отмены жесткого нормирования разрывов между зданиями в зависимости от их высоты. Жилая застройка, сформированная по старым нормам, уже не обладает достаточной плотностью.
  • Внешние резервы для уплотнения могут быть изысканы за счет тех территорий в границах жилых районов, которые заняты сейчас объектами, не являющимися элементами селитебной территории. Это промышленные, коммунально-складские и военные объекты.
  • Внутренние резервы - территория, оставшаяся незастроенной в границах нормировавшихся жилых районов в результате некомплексности строительства и сохранения в их структуре малоэтажной и малоэффективной по плотностным характеристикам застройки, а также территории, которые невозможно было застроить, применяя имеющийся в наличии строителей и проектировщиков набор типовых домов (например участки со сложным рельефом).

Методика реконструкции

  • Реконструкции предшествует:
  • 1) Сбор и изучение данных об исторической структуре города и формирование свода памятников истории и архитектуры. На этой основе делаются выводы о возможности сохранения существующей, необходимости восстановления утраченной структуры города, определяются здания подлежащие реставрации, реконструкции или сносу.
  • В результате предпроектных исследований cocтавляется историко-опорный план и схема режимных зон. На проектной стадии составляется генплан, который включает: схему очередности реставрации исторических зданий и ансамблей, схема возможного использования памятников, схема очередности исследования археологических памятников и при необходимости культурного слоя города, схема очередности нового, строительства.
  • 2) После предпроектного периода составляется проект. Проект реконструкции должен представлять собой целостный замысел, в результате которого город, сохранив свой индивидуальный облик, получит современное техническое оснащение, а население современный уровень комфорта.
  • На следующей стадии проектирования составляется проект детальной планировки, а далее проект застройки. На этом этапе решается характер реконструкции каждого здания, норма его использования, делаются проекты благоустройства, а также проекты новых зданий в этой зоне.

Виды охраняемых территорий

Охраняя зона - территория непосредственно примыкающая к историко-архитектурным памятникам. Границы и конфигурацию этих зон определяют с учетом создания условий оптимального обозрения памятников.

  • С этих позиций территории с памятниками архитектуры разделяют на три категории:
  • Территории памятников, стоящих в отрыве от своей первоначальной среды. Условия восприятия памятника обеспечиваются либо созданием подчиненного ему фона, либо на основе контраста с новыми зданиями.
  • Территория ансамблей с сохранившимися памятниками. Это террито­рии кремлей монастырей, парков, усадеб, имеющие исторически сложившиеся границы. Это также ансамбли, утративши элементы былого, но сохранившие, элементы старой застройки.
  • Территория центров городов, где многочисленные памятники культуры и окружающая застройка представляют собой архитектурно-историческую, этнографическую и градостроительную ценность. В понятие памятника включается весь городской ландшафт.
  • Заповедная зона - крупные архитектурно-исторические ансамбли и территории некоторых охранных зон, насыщенных памятниками, которые официально объявляют заповедниками. Городские заповедники при этом должны функционировать полноценной жизнью. Выдающиеся памятники реставрируют, ветхие малоценные сносят, остальные приспосабливают к санитарно-техническим условиям эксплуатации.
  • Зоны регулирования - территории, расположенные за пределами охранной зоны. Новое строительство разрешается с ограничением этажности и плотности застройки, подчиняясь требованиям создания благоприятных условий для восприятия всего ансамбля

Принцип уплотнения

  • Плотностные характеристики регулируются нормами. С 1989 года показатель плотности населения на I га территории стал основным и закреплен в СНиПе 2.07.01-69. Для Владивостока расчетные показатели плотности населения на территории жилого района в зонах различной градостроительной ценности равны 215 - 200 - 180 чел/га соответственно для территории высокой, средней и низкой ценности при норме обеспеченности жилой площадью 20м2/чел. Приведенные, показатели соответствуют 420- 360- 300 чел/га для соответствующих зон.
  • Кроме этого для определения степени интенсивности использования территории необходимо применение показателя процента застройки - отношения территории, занятой зданиями и сооружениями, к общей территории в процентах.
  • Как показывает анализ плотности, она ниже расчетной по действую­щим нормативам на 10-20%, а в ряде случаев в микрорайонах, построенных в 80-е годы на территориях - со сложным рельефом - и на 30-%. В наличии значительные территориальные резервы, позволяющие реализовать принцип уплотнения. Эти резервы возникают из трех источников: расчетных, внешних и внутренних.
  • Плотность как показатель взаимосвязи природных и санитарно-гигиенических требований определялся величиной разрывов между зданиями, необходимыми для обеспечения инсоляционного периода в зависимости от ориентации окон жилых помещений и географической широты места.
  • Расчетный резерв появился за счет изменения продолжительности инсоляции, установленной нормами, и отмены жесткого нормирования разрывов между зданиями в зависимости от их высоты. Жилая застройка, сформированная по старым нормам, уже не обладает достаточной плотностью.
  • Внешние резервы для уплотнения могут быть изысканы за счет тех территорий в границах жилых районов, которые заняты сейчас объектами, не являющимися элементами селитебной территории. Это промышленные, коммунально-складские и военные объекты.
  • Внутренние резервы - территория, оставшаяся незастроенной в границах нормировавшихся жилых районов в результате некомплексности строительства и сохранения в их структуре малоэтажной и малоэффективной по плотностным характеристикам застройки, а также территории, которые невозможно было застроить, применяя имеющийся в наличии строителей и проектировщиков набор типовых домов (например участки со сложным рельефом).

Типы размеров

координационный— расстояние между условными границами элемента (с учетом половинок швов);

конструктивный— проектный размер между гранями элемента без учета швов;

натурный — фактический размер, полученный при изготовлении.

Типы жилых зданий, жилые здания для территорий со сложным рельефом, элементы обслуживания в жилом доме, нормы проектирования, конструктивные схемы. Номенклатура жилых зданий .Характеристики типов домов(тетр)

По обьемно планир решениям:

1)жилой дом усадебного типа (1 жил дом- 1 жил квартира- 1 семья)

2)Блокирован жил дом (повышенный уровень комфорта, квартиры 2х сторон, ориентации органичены)

3)коридорные жил дома (экономично, не комфортно,

4)галерейные жил дома (одностороннее размещение, не экономично, использ в жарком климате, проветривание галереи-прохода)

5) Секционные (самый распространенный тип , в основном фоновые дома)

Tипы секций : рядовая, поворотная, угловая

Варианты:

-галерейно секционный

-дома-дуплексы (2-3 эт квартиры)

По этажности:

Малая 1-3 / средняя 4-5/повыш этажн 5-7 / многоэт 7-16 / высотные 16+

По матер нес конструкц:

Дерево/бетон/жб/металл/пенобетон

По конструкц решению:

Каркас/панельные/каркас+панель(смешанные) / обьемноблочные / монолит / крупноблочн / штучные

По технолог возвед:

Индустриальн/индивидуальн

На рельефе:

Дома на опорах (коридорные,башенные)

Дома переменной этажности (коридорно (галерейно) секционные; секционные)

Ступенчатые дома:

-террасные (секционные, коридорные)

-каскадные (коридорно (галерейно) секционные; каридорные(галерейные); секционные)

Изменение архитектуры в эпоху барокко - student2.ru

Элементы:

Входная группа помещений
- тамбур (одинарный или двойной в зависимости от климатического района строительства);

- вестибюльную зону;

- помещения для дежурного по подъезду.
Эвакуационные пути, лестничные клетки и лестницы
- типа Л1 - с остекленными или открытыми световыми проемами в наружных стенах на каждом этаже;

- типа Л2 - с верхним естественным освещением через остекленные или открываемые проемы в покрытии с учетом требований 6.35 и 6.39 * СНиП 21-01;

незад ы мл яемы е лестничные клетки, в том числе (приложение Е, рисунок Е.16):

- типа H 1 - с входом в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную зону по открытым переходам (при обеспечении незады мляемости перехода через воздушную зону);

- типа Н2 - с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре;

- типа Н3 - с входом в лестничную клетку с этажа через тамбур-шлюз с подпором воздуха (постоянным или при пожаре).

Лифтовые узлы и планировочные приемы размещения мусорокамер ы и мусоропровода

Минимальное число лифтов рассчитывается с учетом этажности и суммарной площади квартир на этаже по СНиП 31-01 и приложению Г данного документа.

Размещение лифтов в плане жилого здания связано с его объемно-планировочным решением. Компоновка лифтов обусловливается этажностью, суммарной площадью квартир и схемой плана жилого здания.

Мусор

Загрузочные клапаны мусоропроводов в многоквартирных жилых домах (кроме блокированных) допускается располагать в следующих вариантах

- в специальных выделенных или открытых поэтажных помещениях на жилых этажах (кроме первого этажа) рядом с лифтами;

- в лестнично-лифтовом узле смежно с лифтовым холлом или общим внеквартирн ы м коридором исходя из конкретного планировочного решения, удобства подхода и освещенности;

- на промежуточной или на поэтажной лестничной площадке лестницы типа Л1 (в том числе в неотапливаемых - в IV и III климатических районах) в жилых зданиях с отметкой пола верхнего этажа менее 28 м;

- в неотапливаемых соединительных переходах на лестницу типа Л1 в жилых зданиях с отметкой пола верхнего этажа менее 28 м в IV и III климатических районах.

Устанавливать мусоропровод в неза дымл яемы х лестничных клетках не допускается.

Нормы:

1.1.* Высота жилых зданий от пола до потолка не менее 2.7 м.

Высота внутриквартирых коридоров должна быть не менее 2,1 м.

В жилых помещениях и кухне, расположенных в мансардном этаже, допускается меньшая высота относительно нормируемой на площади, не превышающей 50 % общей площади помещений.

1.2. Продолжительность инсоляции, соответствующая СНиП 2.07.01-89*, должна быть обеспечена: в одно-, двух- и трехкомнатных квартирах - не менее чем в одной комнате, в четырех-, пяти-, шестикомнатных — не менее чем в двух комнатах. В общежитиях должно инсолироваться не менее 60% жилых комнат.

1.3.* Естественное освещение должны иметь жилые комнаты, кухни, неканализованные уборные, входные тамбуры (кроме ведущих непосредственно в квартиры), лестничные клетки, общие коридоры в жилых зданиях коридорного типа.

Отношение площади световых проемов к площади пола этих помещений не должно превышать 1:5,5. Минимальное отношение должно быть не менее 1:8

Длина общих коридоров не должна превышать при освещении через световые проемы в наружных стенах в одном торце 24 м, а в двух торцах — 48 м.

Примечание. Допускается проектировать без естественного освещения кухни-ниши в жилых ячейках общежитий (не более чем на две комнаты) и в однокомнатных квартирах типа IА (см. табл. 5) при оборудовании их электроплитами и искусственной вытяжной вентиляцией.

1.6.* Лестничные клетки должны быть освещены через окна в наружных стенах каждого этажа, кроме случаев, указанных в 6.39 СНиП 21-01-97.

Проветривание лестничной клетки должно быть обеспечено через открывающиеся остекленные проемы площадью открывания на каждом этаже не менее 1,2 м2.

1.7.* Ограждения лоджий и балконов в зданиях высотой три этажа и более должны выполняться из негорючих материалов.

Не допускается остекление балконов и лоджий, используемых в качестве перехода через воздушную зону при незадымляемых лестничных клетках, в смежные секции, для размещения наружных лестниц и глухих простенков, устраиваемых в соответствии 6.13 и 6.20 СНиП 21-01-97, а также при недостаточном освещении помещений, к которым примыкают указанные балконы и лоджии, в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

1.8. Нормы допустимых уровней шума для жилых зданий следует принимать согласно требованиям СНиП II-12—77.

Конструктивный тип здания определяется пространственным сочетанием стен, колонн, перекрытий и других несущих элементов, которые образуют его остов.

Несущие элементы — фундаменты, стены, отдельные опоры, балки и плиты перекрытия — составляют в совокупности несущий остов здания, который обеспечивает необходимую прочность и устойчивость здания.

В зависимости от пространственной комбинации несущих элементов различают следующие конструктивные типы зданий:

Многоэтажные гражданские здания в зависимости от конструктивной схемы их несущего остова делят на три основных вида:

- с несущими стенами,

- каркасные,<

Наши рекомендации