Сооружения для парусного спорта
Сооружения для парусного спорта, получившие широкое распространение во многих странах мира, формировались под влиянием богатых исторических традиций парусного мореплавания.
Возникновение и становление парусного спорта в России связано с именем Петра I, положившего начало отечественному судостроению и наладившего обширные связи с зарубежными странами. Первый речной яхт-клуб - прототип специализированных сооружений парусного и гребного спорта - был учрежден английским дипломатическим и торговым представительством в Санкт-Петербурге в 1860 г. В ходе развития сооружений в их трактовке отражались неотъемлемые элементы речных и морских гаваней, портовых сооружений, сопутствующих им торговых и жилых домов.
Современные сооружения для парусного спорта — комплексы, состоящие из специально обустроенных для спортивных и рекреационных судов и их экипажей прибрежных акваторий с обслуживающими их зданиями и сооружениями.
ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Место для строительства комплексов рекомендуется выбирать, используя следующие критерии:
— особенности региона;
— требования местных властей к охране природной среды и ландшафта;
— функциональные возможности и гидрогеологические характеристики
водоема (уровень и качество воды в водоеме, допустимость его использова
ния; направление течения, волнообразования, хода льда);
— объем земляных работ для углубления фарватера;
— метеорологические характеристики (направление господствующих
ветров);
— геологические характеристики земельного участка;
— характеристику растительности,
— возможность изменения береговой линии;
— показатели транспортной инфраструктуры;
— предполагаемый состав парка судов и контингент занимающихся.
Основополагающими расчетными единицами проектируемого комп
лекса являются состав парка парусных и обслуживающих судов и их га
бариты.
Исходными данными для проектирования могут послужить усредненные показатели по габаритам парусных досок и судов (табл. 12.4.1), габаритам грузовых и вспомогательных судов (табл. 12.4.2), длины причальных канатов (табл. 12.4.3).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 389
При определении состава парка парусных судов следует исходить из необходимости беспрепятственного маневрирования судов на акватории. Габариты судов могут быть рекомендованы в зависимости от характера водоема (акватории) (табл. 12.4.4).
При определении вместимости причалов (стоянок) рекомендуется исходить из средней маневренной вместимости на гектар площади акватории с учетом типов судов, а также отношения числа судов на плаву к числу судов на стоянке (табл. 12.4.5).
390 физкультурно-спортивные сооружения
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (СПОРТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ТРЕБОВАНИЯ
Сооружения для укрепления береговой зоны
При неблагоприятных гидро- и метеорологических явлениях возникает необходимость в особых гидротехнических сооружениях.
Молы (дамбы) защищают от волн и наносного донного песка. Каменный мол устраивают из валунов или естественного строительного камня, но лучше использовать готовые бетонные элементы определенных геометрических форм, обеспечивающие при их укладке сцепление друг с другом. Каменные молы позволяют избежать строительства причалов (рис. 12.4.1).
Шпунтовые стенки, как правило, устраиваются наряду с каменными молами и состоят из забиваемого в грунт сортового проката. Сторона мола со шпунтовыми стенками, обращенная к пристани, может совмещаться с причалом.
Плавучие понтоны изготавливаются из стали, железобетона с полыми камерами и могут находить применение как молы и причалы (рис. 12.4.2).
Забральные стенки состоят из забиваемых свай с прикрепленными к ним элементами причалов и фартуков. Подводная часть фартука должна иметь погружение не менее 2м для гашения волны (рис. 12.4.2).
Железобетонные опускные кессоны после их установки на грунте заполняются песком, щебнем или гравием. Поверх кессона кладется плита, выполняющая функцию причала (рис. 12.4.2).
Для укрепления береговой зоны оправдали себя также посадки некоторых деревьев (ольха и др.), кустарников и камыша в сочетании с засыпкой трамбованным камнем и щебенкой.
При слабых грунтах рекомендуется применение фашин с заполнением пространства между деревянными сваями пучками ветвей и другими растительными материалами, а также волокнистыми матами.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ____________________________________________ 391
Стоянки судов
Стоянками судов на воде могут служить рейды и места у причалов. Наиболее целесообразна система причалов, образующая гавани.
Акватория гавани включает площадь причальных сооружений и площадь для маневрирования. В гавани, обслуживающей преимущественно парусные суда, маневрирование под парусами, как правило, не производится. Килевые суда подводятся к стоянкам посредством двигателей, а швертботы — на веслах. Швертботы поднимают из воды и содержат на специальных площадках. Расстояние между двумя судами на стоянке зависит от способа их крепления к причалу (рис. 12.4.3). Маневренная площадь для места стоянки определяется, исходя как минимум из полуторной длины преимущественного типа судна, для средних и больших килевых судов принимается не менее трех длин.
Причалами для судов служат обычно мостки, не только обеспечивающие удобную связь между судном и берегом, но и служащие опорой для подводки питающих коммуникаций.
Для мостков используются два типа конструкций: на основе свай и с применением плавающих или затопленных понтонов. Легкие деревянные мостки во избежание повреждений льдом после летнего сезона рекомендуется демонтировать. Отметку свай в уровне воды рекомендуется защищать оболочкой из металла, сборных железобетонных элементов или пластмасс. Для пешеходной части оптимально применение деревянных досок — они достаточно шероховатые и легкозаменяемые.
Наиболее современны мостки на основе пластмассовых понтонов. Их легко демонтировать и наращивать, кроме того при ледоставе они без повреждений выталкиваются наверх.
Для мостков любых типов обязательно устройство легкого ограждения, а для протяженных мостков — стационарных перил и освещения.