Объемно-пространственная композиция универсальных залов
Эволюция архитектурно-планировочных структур универсальных залов связана с расположением основных функциональных зон относительно арены. Все многообразие вариантов взаимного расположения основных помещений и двух групп вспомогательных (для зрителей и для спортсменов) в сооружениях различной вместимости и состава можно привести к 12 схемам, отражающим наиболее употребительные приемы. Определяющий признак в выборе планировочной схемы — количество и размеры демонстрационных и тренировочных залов, а также прием размещения основных функциональных зон. Для универсальных залов с 1-2 небольшими тренировочными залами характерны компактные схемы (залы в Ростоке, Иркутске), а для сооружений с числом основных элементов более 4 — расчлененные схемы (залы в Фудзисаве, Бохуме, Лан-дсберге и др.). При компактных схемах создаются удобные функциональные связи, рационально используется подтрибунное пространство. При расчлененных — легче обеспечиваются функциональные связи большого числа основных и вспомогательных помещений, а также решаются вопросы естественного освещения (рис.6.19).
Рациональные схемы для различных типов сооружений учитывают назначение сооружения, вместимость трибун, состав основных помещений.
В многофункциональном сооружении прежде всего необходимо рассмотреть расположение зон двух основных групп помещений — для спортсменов и для зрителей — в зависимости от нахождения места действия и формы трибун.
По расположению места действия все мероприятия можно разбить на две группы. Первая группа — спортивные соревнования непосредственно на арене или на настилах и помостах; вторая — митинги, концерты, кинопоказ, цирк на сцене, соревнования по тяжелой атлетике. На рис.6.20 представлено расположение зон вспомогательных помещений в зависимости от назначения зала и формы трибун.
При односторонней трибуне спортивно-зрелищного и спортивно-демонстрационного зала (тип 1,2 и 3) оптимальной зоной размещения вспомогательных помещений для зрителей является зона, примыкающая к трибуне вдоль одной из продольных сторон арены. В этом случае вспомогательные помещения для спортсменов размещаются вдоль противоположной стороны арены или с ее торца. Когда отметка первого ряда трибуны выше 2,40 м и трибуна заполняется с верхнего уровня, зоны спортсменов и зрителей можно разместить по одну сторону арены, но на разных отметках. При этом вспомогательные помещения для спортсменов всегда находятся на уровне арены. В спортивно-зрелищном зале для митингов, концертов, кино, цирка, тяжелой атлетики, использующих сцену, вспомогательные помещения должны быть максимально приближены к ней, а зона для сбора артистов перед выходом на сцену должна непосредственно к ней примыкать. Это диктует расположение вспомогательных помещений для артистов по продольной стороне арены. Вспомогательные помещения для зрителей расположены, как и в первом варианте — вдоль противоположной стороны арены или с ее торца.
В спортивно-демонстрационных залах с двусторонней трибуной ситуация меняется. Вспомогательные помещения для спортсменов располагаются с торцов арены, а для зрителей — по продольным сторонам. Возможно также расположение вспомогательных помещений для зрителей с трех сторон арены, а для спортсменов — по продольной стороне. Тогда одну из трибун следует поднять над ареной. Это решение более рационально, чем предыдущее, когда зал используется и для зрелищных мероприятий, поскольку артистические удается разместить у сцены.
Аналогично располагаются зоны для спортсменов и зрителей при трехсторонних трибунах.
Выбирая функционально-планировочную схему, необходимо рассматривать спортивное назначение универсального зала как основное и все его другие функции - как производные. Компромисс в размещении тех или иных
180 физкультурно-спортивные сооружения
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 181
групп помещений должен допускаться за счет производных функций (культурно-зрелищных) .
Для развития типов универсальных залов характерна тенденция включения их в различные комплексы — спортивные, учебные, общественные и разнообразное кооперирование с другими общественными зданиями. Поэтому композиция универсальных залов неразрывно связана с условиями их размещения в этих комплексах (см. рис. 6.10).
Наиболее представительная группа - универсальные залы в спортивных комплексах, при этом состав комплексов разнообразен и зависит от размеров участка. Обычно спортивные комплексы располагаются на большой территории. Традиционное построение комплекса: основной
объем универсального зала, крытый или открытый бассейн, свободно расположенные среди зелени игровые площадки, спортивное ядро. Универсальные залы могут входить в комплексы еще более развитые, включающие стадион, крытые и открытые катки, специализированные спортивные корпуса. Тогда универсальный зал кооперируется с другими залами и бассейнами, создавая крупный объем, не утрачивающий значимости на прилегающей территории с плоскостными сооружениями (в Бохуме, Германия). Либо зал располагается на периферии комплекса, вблизи магистрали, с которой хорошо виден объем зала (Тыргу-Муреш, Румыния), либо находится на возвышении, замыкая перспек-
182 физкультурно-спортивные сооружения
тиву основных проходов к центру (Кельц, Польша). При этом зданию универсального зала придается интересная своеобразная форма. Например, здание, перекрытое металлической структурой (в Бохуме), восьмигранное с вынесенными лестничными клетками (в Тыргу-Муреш), трапециевидное с асимметричной усеченной пирамидой покрытия и козырьком над главным входом (в Кельце).
На меньших и затесненных участках вблизи центра города в составе спортивных комплексов сокращается число полей и площадок, преобладают крытые сооружения. Для универсального зала характерны компактная композиция, свободная постановка здания, увязка пластики здания с другими элементами комплекса, например зал ЦСКА и "Дружба" в Москве.
Универсальный зал может входить в спортивный комплекс учебного заведения. Комплексы выносят за пределы многоэтажной плотной застройки, к зеленым зонам, в кварталы с удобным транспортом. Этот прием особенно характерен для малых городов Германии. Спортзал в Вор-бурге с трибуной на 1500 зрителей расположен вблизи парка при въезде в город, в Рейтлингене — в городском парке, в Цевене — в разреженной застройке с зелеными участками. В таких комплексах наряду с главным объемом зала есть плоскостные сооружения ограниченного (несколько площадок в Рейтлинге, спортивное ядро в Цевене) или развитого состава, как в Ландсберге (Германия), где есть легкоатлетический стадион, и футбольное поле, и игровые площадки.
Наиболее характерные композиционные приемы для универсальных залов в учебных центрах — соединение с учебными корпусами системой крытых переходов (для групп школ, как в Зольтау, Вюрцбурге, Оберхаузене), включение в общественный центр студенческого городка или в отдельную спортивную зону (в основном для университетских комплексов, как в Софии, Болгария, Гейнсвилле, США, Нагое, Япония). Расположение залов во многом определяет их архитектуру. Для учебных центров характерны простота композиции из 1-2 объемов собственно зала и вспомогательных помещений, стремление не выделять зал из окружения, скупость пластического языка, утилитарность конструкций. Залы в университетских центрах интереснее и значимее: зал в Гейнсвилле с куполом воздухоопорной конструкции, зал "Христо Ботев" в Софии, перекрытый шестигранной металлической решетчатой плитой, комплекс зала и бассейна СКД в Праге, ограждающие конструкции которого образованы единой пространственной структурой.
В общественных центрах городов или жилых районов универсальный зал формирует архитектурно-художественное лицо ансамбля. Для дворцов спорта "Динамо" и "Измайлово" в Москве, дворца спорта в Бишкеке, Кыргызстан) характерно объединение демонстрационного и тренировочного залов платформой-стилобатом, устройство перед главным входом аванплощади с системой лестниц, цветников, фонтанов, автостоянок, крупные монументальные формы объема демонстрационного зала. Композиция строится на контрасте с высотными доминантами комплекса. Используются естественный камень, барельефные композиции. Форма и членения фасадов выявляют функциональную структуру и конструктивную схему зданий. За рубежом универсальные залы в общественных центрах компонуются разнообразно. В Араде (Румыния) универсальный зал, гостиница, зрелищный зал пространственно обособлены и связаны центральной площадью — форумом. В Рединге (Великобритания) композиция развивается по вертикали, зал связывается с общественным центром по первому этажу — с его подъездами и стоянками, по второму — с пешеходной зоной. В Сплите композиция свободная: универсальный зал, кегельбан, торговый центр связаны террасами и двориками, активно используется рельеф.
Универсальные залы в рядовой городской застройке с мелкими кварталами и высокими домами выделяются курдонером и представляют собой компактные объемы, иногда с многоэтажным расположением залов. Здание получает четкую ориентацию в сторону главного входа (универсальные залы в Праге и в Ростоке).
Залы в рядовой застройке, вдали от многолюдного и тесного центра города, но связанные с ним системой магистралей, удается включить в композицию с зеленью, открытыми площадками для отдыха, автостоянками (залы в Браиле, Румыния, и Сегеде, Венгрия).
Членения крупномасштабные, зал выделен из окружающей застройки
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗАЛЫ_______________________________________________________________ 183
интересными конструкциями покрытия: пространственными плитами, сводами, вантовыми конструкциями.
Появляются (пока единичные) высотные комплексы в тесной застройке, включающие несколько спортивных залов, как тренировочные, так и демонстрационные ("Каракузы" в Японии). Сложный конгломерат "Медисон-сквер-Гардена" в Нью-Йорке включает спортивно-зрелищный зал на 20 тыс. мест и под ним — спортивные и зрелищные залы, театр, спортклуб, учебный каток.