Оборудование городской среды
Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.
Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях создание объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном урбанистическом «органе». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн могут обеспечить достижение цели.
Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет перестроена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».
Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба (рис. 66). Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 67):
• торговля и питание (киоски, павильоны, стенды и пр.);
• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, ин
формационные установки);
Объекты оборудования городской среды, чаще всего, встраиваются в имеющуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, стремясь добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.
В исторических районах роль элементов предметно-пространственной среды (оборудования, малых форм) состоит в том, чтобы, соответствуя функциональным задачам, отвечая сегодняшнему дню, «вписаться» в уже существующий облик архитектуры (в т.ч. многовековой), слиться с ней или тактично оттенить ее (рис. 68А).
Застройка же второй половины XX века, монотонная с характерным аскетизмом и лаконичностью объемов и пространств, позволяет активно варьировать форму и цвет, вводить порой шокирующие (на первый взгляд) объемные (рис. 68 Б) и колористические элементы.
Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов: тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 69) убираются на конец осени, зиму и начало весн ы. Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.
Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.
В.Т. Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», говоря о специфике новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает, «что в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде» [35].
чества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике (в средовом проектировании) к сложившемуся вектору обоснования и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектированию элементов и их сочетаний добавить новый вектор — генериро-* вание вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями.
Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оценки окружающей среды.
Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возникновение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлены личностными особенностями человека, в т.ч. внутренними установками, темпераментом и пр. (см. подраздел 1.4). Человек констатирует и оценивает такие качества среды, как характер общей объемно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. Важно помнить, что восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которая редко остается статичной.
Из-за сложности учета комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негативных моментов восприятия реализованной среды, их компенсации существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.
Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности или назначение здания, или его внешний вид и путем сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности» (Витрувий.Десять книг о зодчестве. — М., 1936).
В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется возможность избегать проектных ошибок за счет применения новых методик с использованием виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй.
Нами лишь обозначены актуальные проблемы нового вектора
эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействи
ем среды, созданием положительного эмоционального фона. Эти
проблемы еще ждут своего решения. •
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Агибалов Д.И.Оборудование для мелкорозничной уличной торгов
ли //Техническая эстетика — 1984, № 5.
2 Агронович-Пономарева Е.С., Аладова Н.Н.Наша квартира. — Минск.: МЕТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
3. Барташевич А.А., Богуш В.Д.Конструирование мебели: Учебник —
Минск.: Высшая школа, 1998.
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р.Психология вос
приятия: Учеб. пособие. — М.:МГУ, 1973.
б.Вудсон У., Коновер Д.Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.
6. Грашин А.А.Дизайн унифицированных и агрегатированных изде
лий, теоретические и методические основы. — М.: ВНИИТЭ, 2002.
7. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В.Эргодизайн, качество,
конкурентоспособность. — М.: Изд. Стандартов, 1990.
8. Дизайнеринтерьера: основы профессии: Учеб. пособие / Сост. Н.Н.
Лазарева,— М.: Горизонт Консалтинг Лтд, 2000.
9. Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г.Эргономические основы орга
низации труда. — М.: Экономика, 1974.
10. Зубаревич Е.Н.Визуальные коммуникации для общественных зда
ний // Художественное конструирование за рубежом. — М.: ВНИИТЭ,
1982.
II. Инженернаяпсихология в применении к проектированию обору
дования: Пер. с англ. — М.: Машиностроение, 1971.
12. Интерьерсовременной квартиры // Блашкевич Р.Н. и др.;ЦНИ-
ИИЭП жилища. - М.: Стройиздат, 1988.
13. Конран Т.Современный дом: Искусство дизайна: Пер. с англ. —
1997.
14. Корепина Т.Н.Эргономика архитектурной среды: Учеб. пособие —
Екатеринбург: Урал. ГАХА, 2002.
15. Лидии К.,МееровичМ. Место непривычных удовольствий //
АСД - 2003, № 66.
16. Любимова Г.Н.Оборудование жилых и коммуникационных поме
щений городской квартиры. — М.: ВНИИТЭ, 1974.
17. Мигалина И.В.Основы архитектурного цветоведения: Учеб. посо
бие. - М.: ЛАДЬЯ, 1998.
18. Минервин Г.Б.Основы комплексного проектирования оборудова
ния для жилых и общественных зданий. — М.: МАрхИ, 1987.
19. Мунипов В.М., Лысенко А.И.Популярная эргономика. — Орел:
Вешние воды, 1992.
20. Нестеренко О.И.Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Молодая
гвардия, 1994.
21. Петров В.И., Хвиюзова Т.С.Азбука освещения: Учеб. пособие. —
М.: ВИГМА. 1999.
22. Производственнаяэргономика / Под. ред. СИ. Горшкова.— М.:
медицина, 1979.
23. Про-офис: Пособие по проектированию офисов // Проект Рос
сия - 2001, № 4.
24. Рекомендациипо габаритам бытового оборудования. — М.: ВНИ
ИТЭ, 1968.
25. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков Л.С.Человек и дисп
лей. — Л.: Машиностроение, 1986.
26. Рунге В.Ф.Эргономика в дизайн-проектировании: Учеб. посо
бие. - М.:МЭИ (ТУ), 1999.
27. Степанов А.В. и др.Архитектура и психология: Учеб. пособие для
вузов. — М.: Стройиздат, 1993.
28. Стрельченко В.И. и др.Знаки для медицинских учреждений //
Техническая эстетика — 1991, № 7.
29. Строкина А.Н. и др.Построение манекенов, используемых при
проектировании рабочих мест // Техническая эстетика — 1985, № 1.
30. Федоров В.К.Избранные труды. — М.: Экономика и финансы //
Т. 1, 1996 и т. 3, 1997.
31. Филин В.А.Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что — плохо. —
М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.
32. ХиллП. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.:
Мир, 1973.
33. Человеческийфактор. В 6-ти томах: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991.
34. Чтоможно выпускать для оборудования школ // Техническая эс
тетика - 1988, № 8.
35. Шимко В.Т.Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы
теории: Учеб. пособие. — М.: МАрхИ, 2003.
36. Шмид М.Эргономические параметры: Пер. с чеш. — М.: Мир, 1980.
37. Эргономическая оценка качества изделий культурно-бытового на
значения // Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1985. »
38. Эргономика:Принципы и рекомендации. — М.: ВНИИТЭ, 2-е изд., -
переработ., 1983.
39. Эргономика.Проблемы приспособления условий труда к человеку.
Под. ред. В.Ф. Венда:Пер. с польск. — М.: Мир, 1971.
40. Эргономика:Учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна!
и др.:Под. ред. проф. В.В. Адамчука.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. *
41. Эстетическиеценности предметно-пространственной среды: Под
ред. А.В. Иконникова.— М.: Стройиздат, 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ
1.1. Основные понятия эргономики ................................................................... 6
1.2. Факторы, определяющие эргономические требования...................... 10
1.3. Антропометрические требования к изделиям (оборудованию)....... 11
1.4. Психологические и психофизиологические факторы......................... 21
1.4.1. Психологические особенности личности и внимания.............. 21
1.4.2. Восприятие и информационное взаимодействие....................... 24
1.4.3. Роль «гештальтов» в процессах восприятия .............................. 27
1.4.4. Перцептивные «стереотипы............................................................. 32
1.4.5. Зрительные искажения (оптические иллюзии) .......................... 36
1.5. Факторы окружающей среды.................................................................... 42
1.6. Освещение в интерьере ............................................................................... 47
1.7. Цвет в средовых объектах........................................................................... 60
1.8. Методы эргономических исследований................................................. 63
РАЗДЕЛ 2. ЭРГОНОМИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СРЕДЫ
2.1. Типология средовых объектов и элементов их наполнения............. 73
2.2. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования..................... 74
2.2.1. Основные задачи эргономического обеспечения...................... 74
2.2.2. Эргономическая программа проектирования среды
обитания................................................................................................ 75
2.2.3. Эргономика предметов и вещей ..................................................... 80
2.2.4. Проектирование рабочего места.................................................... 82
2.3. Оборудование жилой среды....................................................................... 89
2.3.1. Функциональные процессы и зонирование жилища................ 89
2.3.2. Бытовая мебель.................................................................................... 94
2.3.3. Понятие комфорта жилища ............................................................. 98
2.3.4. Кухонное оборудование................................................................. 102
2.3.5. Санитарно-техническое оборудование и оборудование
ванной комнаты................................................................................. 109
2.4. Оборудование интерьеров общественных зданий............................. 115
2.4.1. Основные типы офисных помещений.......................................... 117
2.4.2. Эргономичность офиса, офисная мебель.................................... 121
2.4.3. Детские дошкольные и школьные учреждения......................... 128
2.4.4. Оснащение медицинских учреждений......................................... 132
2.5. Средства и системы визуальной информации..................................... 134
2.6. Видеоэкология.............................................................................................. 143
2.7. Оборудование городской среды.............................................................. 147
Список литературы............................................................................................ 155