И психофизиологические факторы
УДК 73/76
ББК 85.11
Р86
Рецензенты:Грашин А.А., доктор искусствоведения,
завотд. ВНИИТЭ, академик Международной академии наук
о природе и обществе;
Манусевич Ю.П., канд. архитектуры, ст. преподаватель МАрхИ
(Государственная академия).
Рунге В.Ф.
Р 86Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2004 - 160 с. ил. ISBN5-9647-0011-Х
Излагаются основные понятия и базовые положения по учёту «человеческих факторов», методы решения эргономических задач в процессе проектирования окружающей среды на основе конкретных рекомендаций и обширного справочного материала. Приведены сведения о номенклатуре элементов комплексного оборудования и наполнения интерьеров жилого и общественного назначения, городских пространств, рассмотрены функционально-эксплуатационные и эргономические характеристики современных образцов
Для архитектурных и художественно-промышленных средних учебныхзаведений.
ISBN 5-9647-0011-Х
ББК 85.11
© Архитектура-С, 2004 © Pvhic В.Ф, 2004
ВВЕДЕНИЕ
Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания основывается на интуиции и спонтанности, с одной стороны, это решение эмоционально-образных задач (сфера искусства), информации и методологии, с другой — решение утилитарно-конструктивных задач (область науки и техники). Проектировщик (архитектор, дизайнер) как бы балансирует между искусством и научными фактами. К основополагающим факторам, определяющим характеристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, относятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее технически или объемно-планировочно объект проектирования.
Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих факторов». Так Оскар Шлеммер еще в Баухаузе целью своего курса (1922—1929) ставил ни больше, ни меньше, как ознакомление студентов «с человеком в совокупности его бытия», и подчеркивал, что «соотношение между человеком и внешним миром является посвящением в проблемы жилища и его планирования». Сегодня понятно, что это касается не только жилища, но и всей среды жизнедеятельности.
Научно-технический прогресс наряду с огромными положительными результатами уже принес и продолжает приносить с собой определенные отрицательные социальные последствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в т.ч. компьютерное оборудование и пр.), новейшие технологические процессы, синтетические материалы и т.д., с одной стороны, облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют передвижение в пространстве людей и грузов, позволяют достигать высот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. С другой стороны, одновременно растет количество аварий, техногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Многие негативные моменты обусловлены «сбоями» в деятельности людей, невозможностью адекватного реагирования ими на изменяющиеся условия природной и рукотворной окружающей среды. Как современное производство, авиация, водный и наземный транспорт, офисы, конторы и т.д., так и бытовая среда, широко оснащаемые сложными техническими системами, предъявляют к человеку
требования, вынуждающие его нередко работать на пределе психофизиологических возможное гей, а также в экстремальных ситуациях.
Недостаточная двигательная активность в труде и бытовой обстановке становится все более распространенным фактором, снижающим физические показатели и ухудшающим здоровье человека. Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр., т.е. о необходимости максимального учета человеческих факторов.
Под человеческими факторамив эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой, а также социально-психологические моменты, связанные с межличностными отношениями, влияющими на психологический климат в коллективе.
Проблема человеческих факторов так же стара, как орудия труда и рукотворная среда обитания, созданные для нужд человека. Еще в доисторические времена их удобство и соответствие потребностям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изготавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше [19].
Научно-практическое осознание этой проблемы началось пятьдесят лет назад. До начала XX века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком, главным образом, ручной инструмент и оружие, в первой половине XX века — машины: станки, механизмы, транспортные средства. Только после Второй мировой войны учет человеческих факторов выделился в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке между науками о человеке и техническими дисциплинами. В разных странах она получила разное название: в США — «исследование человеческих факторов», в Англии — «эргономика», в Германии (Западной) — «антро-потехника» и др. В Советской России был принят английский термин, который сейчас распространен практически повсеместно. Раз-
витие эргономики началось с военной техники. В США, Великобритании и других странах к ее созданию были привлечены значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (60-е годы XX века) эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и производственной среды, а также космической техники. 1970-е годы — время развития эргономики потребительских товаров и услуг: повышенное внимание начинает уделяться удобству, безопасности и, по возможности, комфорту при пользовании бытовой техникой, а также вопросам детского травматизма. 1980-е — годы бурного развития компьютерной техники (в офисе и быту) и ее эргономических характеристик. В последние десятилетия приоритетными являются направления эргономики информации, не ослабевают работы в областях военной и космической техники.
Создание архитектурной среды, наиболее полно отвечающей современным тенденциям повышения качества жизни, возможно только при масштабном использовании эргономики как естественно-научной основы дизайн-проектирования. Поэтому в наши дни сложившееся содержание эргономики, охватывающее, главным образом, трудовую деятельность, дополняется учетом человеческих факторов в быту, на отдыхе, учебе и т.д., а также в социально-культурной и других общественных сферах.
Изучение эргономики, освоение методики учета человеческих факторов при дизайн-проектировании среды, ее оборудования и предметного наполнения — важная составляющая цикла подготовки по специальностям «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн интерьера».
Предлагаемое учебное пособие состоит из двух разделов, раскрывающих основные моменты курса «Эргономика и оборудование интерьера»:
раздел 1. Основы эргономики;
раздел 2. Эргономика основных видов среды.
Каждый раздел в свою очередь членится на ряд подразделов, которые, по сути, являются отдельными темами. Для более глубокого усвоения изучаемого материала учащиеся должны сосредоточить свое внимание именно на них.
РАЗДЕЛ 1.
Основы эргономики
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭРГОНОМИКИ
Рассмотрим определение как самой эргономики, так и ее основных понятий [9, 32, 38, 39, 40].
Эргономика(от греч. ergon - работа и nomos - закон) - научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.
Предметом эргономикикак науки является изучение системных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими объектами, предметом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению.
В процессе жизнедеятельности теснейшим образом взаимосвязаны человек и технические средства, многие объекты, с которыми он взаимодействует. Последние, т.е. различные объекты, невозможны и ненужны без человека — их он создает для себя и его особенностям они должны соответствовать. В свою очередь творения рук человека оказывают непосредственное воздействие на своего создателя. Таким образом человек и все созданное им находятся в неразрывной взаимосвязи, образуя единую систему. Еще один компонент этой системы составляют условия, в которых происходит их взаимодействие, т.е. среда жизнедеятельности, среда обитания.
Система— сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эргономике речь идет о системе «человек—машина—среда» (рис. 1), но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.
Машина— в эргономике это любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. В быту — это пылесос, холодильник, газовая или электроплита, аудиокомплекс, компьютер и т.д.
Цель эргономики— повышение эффективности и качества дея-
ти человека в системе «человек—машина—предмет деятель-
Р Да обитания» (сокращенно «человек—машина—среда»)
Граница раздела между человеком и машиной
Физиологическое состояние |
Антропо метрические ДАННЫЕ |
Г"
Машина
Результат работы
Оборудование
Звуковой ~ сигнал
Тактильное воздействий I |
Средства отображения информации
Органы управления
Т
Такти_пьнов_ воздействие
Человек
Машина
Органы управления и приборы
Человек и окружающая среда
Рис. 1. Система «человек—машина—окружающая среда»
при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.
Задачей эргономикикак сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.
Эргономические требования— это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенических характеристик и
возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.
Человек-оператор— любой человек, управляющий машиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабочий-станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом —операторы. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет».
Эргономические свойства— это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе «человек—предмет—среда» в результате реализации эргономических требований.
Основные структурные элементы эргономики (рис. 2) — это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины [7].
Блок оперативных средств и методов охватывает три важнейших направления эргономических исследований объекта «человек — предмет—среда»: анализ, синтез (моделирование) и оценку объекта.
Результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы.
Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.
Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:
• анализ деятельности человека с исследованием факторов ее про
текания;
• разработка эргономических требований и показателей, а также
рекомендаций по их учету;
• формирование эргономических свойств проектируемой техники
(изделия) и среды.
ЭРГОНОМИКА
__ как наука
ТЕОРИИ
МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
об объекте исследования человек-предмет—среда (отношения, связи, закономерности)
ОПЕРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
Анализ Синтез Оценка
/моделирование/
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕК - ПРЕДМЕТ - СРЕДА
РЕЗУЛЬТАТЫ Эргономическое обеспечение:
принципы и требования
эргономические модели
оценки и рекомендации
Рис. 2. Эргономика как наука (структурная схема) [7]
Заключительный этап — оценка полноты и правильности реализации эргономических требований (эргономическая оценка и аттестация).
Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественно-научную основу дизайна.В практическом плане учет чело-
веческпх факторов неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.
С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране употребляется понятие эргодизайндля обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений социально-экономических, технических и естественных наук. Как междисциплинарное направление она синтезирует наиболее близкие к ее целям и задачам сведения, методики этих наук в интересах человека. Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.
Социально-психологические факторыпредполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.
Антропометрические факторы(антропо... — греч. anthropos — человек + ... метрия — греч. — metreo) обуславливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.
Психологические факторыпредопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторыобуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторыпризваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические факторыпредопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемое™, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
Гигиена (греч. hygieinos — приносящий здоровье) — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены — санитария (лат. sanitas — здоровье), разработка санитарных норм и требований.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЯМ (ОБОРУДОВАНИЮ)
Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут — англ. — ступня и т.д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, руководимые желанием получить простые средства для воспроизведения фигуры без непосредственного обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций — канонами (рис. 3).
В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (2-ая половина V века до н.э.), за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо — 1\10 и т.д. Римский зодчий 2-ой половины I века до н.э. Витрувий в учении о пропорциях принимал следующие соотношения частей тела: голова — 1\8, лицо — 1\10, расстояние от верхушки головы до сосков — 1\4 длины тела, размах рук равен высоте фигуры. Видоизмененный квадрат древних стал каноном Леонардо да Винчи (1452—1519). По его канону фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого — пупок. Немецкий скульп-
Рис 3 Пропорции фигуры человека каноны Витрувия (а) и Леонардо да Винчи (б), пропорции мужской (в) и женской (?) фи1ур по Готфриду Шадову, «Модулор» Л Корбкнье {())
тор Готфрид Шадов (1761—1850) на основе морфологических исследований установил метрические данные и предложил систему пропорций мужской и женской фигур в зависимости от возраста человека.
С появлением метрической системы мер размеры строительных элементов, архитектурных деталей, сооружений в целом стали утрачивать живую связь с размерами человека. Знаменитый французский архитектор Корбюзье — Шарль Эдуар Жаннере (1887—1965) — попытался вернуться к гармонизации рукотворной среды обитания на основе размеров человеческого тела. Он запатентовал и применял на практике систему пропорционирования, названную «Моду-лор». Модулор представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. Корбюзье при этом пытался соединить достоинства традиционно идущей от человека английской системы линейных мер (фут, дюйм) и более абстрактной и универсальной метрической системы.
В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Антропометрия — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); она является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела.
Различают классические и эргономические антропометрические признаки.Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.
Статические признакиопределяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные, т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Их значения приведены на рис. 4, а также в таблицах 1 и 2.
Динамические антропометрические признаки— это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки
Рис. 4. Основные размеры тела взрослого человека (усреднённые значения)
при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приводятся среднее арифметическое значение признака М, среднее квадратичное отклонение и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.
Таблица 1 Антропометрические признаки русских мужчин (возраст 18—21 год)
Наименование признака | ения признаков мужчш | , мм | ||
5-й перце- | 95-й пер- | М | а | |
нтиль | центиль | |||
Длина: | ||||
тела | 66,2 | |||
руки | 38,5 | |||
ноги | 47,9 | |||
плеча | 19,6 | |||
предплечья | 17,5 | |||
стопы | 12,2 | |||
Высота над полом: | ||||
глаз | 62,9 | |||
плеча | 61,9 | |||
локтя | 43,3 | |||
Передняя досягаемость руки | 45,6 | |||
Наибольший поперечный | 28,7 | |||
диаметр тела | ||||
Наибольший передне-задний | 19,2 | |||
диаметр тела | ||||
Высота над сиденьем: | ||||
верхушечной точки | 27,8 | |||
плеча | 28,8 | |||
глаз | 26,2 | |||
локтя | 24,9 | |||
бедра | 13,3 | |||
Высота верхушечной точки | 51,6 | |||
над полом в положении сидя | ||||
Высота колена над полом | 27,2 | |||
Спинка сиденья — передняя | 17,8 | |||
поверхность туловища | ||||
Длина вытянутой вперед | 50,4 | |||
нога | ||||
Наибольшая ширина таза | 19,1 | |||
с учетом мягких тканей | ||||
Наибольшая межлоктевая | 31,0 | |||
ширина | ||||
Спинка сиденья — колено | 33,8 |
Перцентиль— это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное значение признака. Площадь, ограниченная кривой нормального распределения значений признака, делится на 100 равных частей, или
Таблица 2 Антропометрические признаки русских женщнн( возраст 18—21 год)
Наименование признака | Значения признаков женщин | , мм | ||
5-й перце- | 95-й пер- | М | а | |
нтиль | центиль | |||
Длина: | ||||
тела | 51,8 | |||
руки | 29,7 | |||
ноги | 42,8 | |||
плеча | 14,7 | |||
предплечья | 11,8 | |||
стопы | 11.5 | |||
Высота над полом: | ||||
глаз | 51,2 | |||
плеча | 49,5 | |||
локтя | 36,8 | |||
Передняя досягаемость руки | 36,2 | |||
Наибольший поперечный | 29,6 | |||
диаметр тела | ||||
Наибольший передне-задний | 20,9 | |||
диаметр тела | ||||
Высота над сиденьем: | ||||
верхушечной точки | 26,9 | |||
плеча | 24,9 | |||
глаз | 26,5 | |||
локтя | 23,7 | |||
бедра | 15,0 | |||
Высота верхушечной точки | 45,4 | |||
над полом в положении сидя | ||||
Высота колена над полом | 21,0 | |||
Спинка сиденья — передняя | 23,4 | |||
поверхность туловища | ||||
Длина вытянутой вперед | 40,1 | |||
ноги | ||||
Наибольшая ширина таза | 26,6 | |||
с учетом мягких тканей | ||||
Наибольшая межлоктевая | 28,1 | |||
ширина | ||||
Спинка сиденья — колено | 25,8 |
перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального распределения 5% численности людей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифме-
Таблица 3
Диапазон изменения антропометрических признаков
Интервал | Перцентили | Процент людей. |
входящих в данный | ||
интервал | ||
М ± 2,5 О | 1-99 | |
М±2о | 1,5-97,5 | |
М + 1,65 а | 5-95 | |
М± 1,15 о | 12,5-87,5 | |
М + а | 16-84 | |
М ± 0,67 о | 25-75 |
тическому значению признака М. Числовые значения антропометрического признака, соответствующие верхней или нижней его границе называют пороговыми. Они являются антропометрическими критериями при расчете параметров рабочих мест на основе метода перцентилей.
Систему перцентилей используют для определения необходимых границ интервалов, минимальных и максимальных значений антропометрических признаков. Зная Мио, можно установить значения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала {табл. 3).
При проектировании изделий, оборудования, организации интерьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работающих или отдыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необходимо определить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для размещения ног сидящего), то надо принимать значения соответствующих признаков, равные 95-му перцен-тилю, а при определении высоты сиденья — значения, соответствующие 50-му перцентилю. При компоновке органов управления в рабочих зонах исходят из признаков, соответствующих 5-му перцентилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное количество людей.
Казалось бы, совершенно излишне говорить о необходимости общей компоновки оборудования и расположении органов управления таким образом, чтобы было удобно работать, не меняя положения тела. Но на практике об этом часто как бы забывают. Например, органы управления серийного токарного станка расположены так,
2 )
Рис. 5. Органы управления токарного станка трудно доступны для условного среднего мужчины и пригодны лишь для «идеального» оператора
что они труднодоступны для условного среднего мужчины без глубоких наклонов вперед и в стороны, перемещений вдоль станка влево и вправо. Английские специалисты по этому поводу шутят, что за таким станком может оперативно работать только некий «идеальный» оператор с сильно деформированными пропорциями (рис. 5): рост 1372 мм (усредненное значение 1740 мм), ширина плеч 610 мм (470—500 мм), размах рук 2348 мм (1830 мм).
Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных, половых, этнических (территориальных) и других факторов, так как существенно от них зависят.
Наиболее ярко выражены различия по половому признаку, Так продольные признаки мужчин в положении стоя отличаются от этих признаков женщин (в сторону увеличения) на 7—12 см, длина ноги — на 16—19 см, длина руки — на 7—15 см и т.д.
Этнические различия по группам размеров менее значительны и в продольном направлении для положения стоя достигают 6—9 см.
Наибольшие суммарные половые и этнические различия в продольных размерах наблюдаются в положении стоя (рис. 6). В положении сидя эти различия уменьшаются или совсем исчезают, т.к. в положение стоя входит сильно варьирующийся признак длины ноги, а в положение сидя — слабо варьирующаяся длина туловища, которая мало изменяется в процессе акселерации.
Возрастные различия антропометрических признаков выражены нерезко. У молодых людей (20—30 лет) все продольные размеры больше на 5 см, а у лиц старшего возраста (30—50 лет) больше на 5 см поперечные, передне-задние и охватные размеры.
При использовании числовых значений антропометрических признаков, приведенных в таблицах 1 и 2, необходимо иметь в виду,
Рис. 6. Рост женщин 5-го и мужчин 95-го перцентилей различных государств (данные 1980-х)
Таблица 4 Поправки на одежду и обувь для некоторых размеров тела
Наименование признака Поправка, мм, на одежду
легкую тяжелую
Высота плеч в положении стоя 30 49,5 и более
Высота плеч в положении сидя 5 30,0—32,5
Высота колена в положении сидя 25 37,5 и более
Ширина плеч 7,5 37,5
Ширина локтей 12,5 100-125
Передне-задний размер грудной 12,5 50
клетки
Длина бедер 5 17,5
Ширина бедер 12,5 37,5 и более
Ширина коленей 12,5 50
что они даны для обнаженного тела. Поправки на одежду и обувь приведены в табл. 4.
Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуются антропометрическими признаками, сгруппированными по ростовым группам (рис. 7 и табл. 5).
Рис. 7. Основные параметры тела ребёнка (см. табл. 5)
Таблица 5
Антропометрические признаки детей по ростовым группам (прочерк означает отсутствие значения)
№ Наименование Ростовые группы (р