Конструктивные особенности и основные типы жилых и культовых деревянных построек Руси.
· Богатое купечество строит себе каменные жилые дома чаще всего двухэтажные; на первом этаже располагались хозяйственные помещения, склады, на втором – палаты, к которым вела парадная лестница с предварительным крыльцом. В чердаках, под выкосим кровлями также устраивались жилые помещения. В плане дом имел типичную схему русской избы с клетями по обе стороны сеней.
· Под влиянием гражданской архитектуры культовые сооружения, в первую очередь небольшие приходские и домовые церкви, утрачивают былую монументальность и торжественность. Основной объем храма обстраивается пределами, крыльцами, галереями. Живописному силуэту церкви, поставленной на высокий постамент, соответствовал ассиметричный план.
Русская архитектура первой трети 18 в. Опишите творчество Леблона, Земцова, Коробова.
· В русскую архитектуру переносятся планировочные и композиционные принципы архитектуры Западной Европы, ордерные системы. В 1703 на острове в устье Невы была заложена крепость.
· Леблон разработал генеральный план, по которому была разработана радиально-кольцевая система планировки города с центром на Левом берегу Невы. К Адмиралтейству лучами сходились три главные магистрали.
· Организуется архитектурный надзор над строительством. Улицы застраивают в линию, устанавливаются противопожарные требования к конструкциям. Под руководством Земцова была начата подготовка отечественных архитектурных кадров.
· К концу первой трети 18 в. к строительству все активнее привлекаются отечественные архитекторы. В 1727-1738 Коробов перестраивает Адмиралтейство. 72-метровая башня с золотым шпилем, увенчанным моделью парусника, стала главным ориентиром 3х проспектов.
·
Особенности «Петровского барокко» в творчестве Д. Трезини.
Пышное дворцовое барокко в творчестве Растрелли.
· Признаки: живописные композиции культовых и гражданских сооружений, богатая пластика оформления фасадов, контрастные сочетания деталей.
· Расширяя Царскосельский дворец Растрелли создает великолепную праздничную панораму трехсотметрового фасада с голубыми сенами, вынесенными вперед колоннадами и сверкающими золотом скульптурами.
· Ансамбль зимнего дворца Растрелли решает в виде замкнутого двора. Фасад дворца, выходящий на набережную, сливается по архитектурному решению с парадной застройкой вдоль Невы, главный фасад величественно и торжественно открывается на площадь
· Композиционное и декоративное решение Растрелли особенно ярко проявилось в его проекте ансамбля Смольного монастыря
· Темно-синий фон стен, игра цвета и тени на сочно моделированных деталях фасада, усиление декоративной насыщенности к верхним частям здания создают динамичный, жизнерадостный образ, характерный для лучших произведений столичного барокко
Московская школа барокко.
Архитектура раннего классицизма 1780-1800. Опишите формирование стиля в работах Ринальди, Кокоринова, Веллен Деламота.
Русский классицизм в творчестве Казакова и Баженова.
· Центральные районы застраивались монументальными общественными и административными зданиями. Становление русского классицизма связано с творчеством русских архитекторов Баженова, Казакова,
· Усадьба Пашкова – классическая строгость и симметричность планировки этого сооружения обогащаются пластикой выступающий портиков, широких рельефных фризов, балюстрады, крыши. Расположение дома на склоне высокого холма.
· В одной из своих крупных построек – здании Сената – Казаков создает параболический по форме купол толщиной в один кирпич и диаметром около 25 м. Подкупольный зал становится главным элементом треугольного в плане ансамбля Сената.
· Русскому классицизму свойственны принципы рационализма архитектурных решений и технических приемов строительства.
Архитектура строго классицизма 1780-1800.
· Отличается укрупнением масштаба городских ансамблей, применением в строительстве и отделке зданий неоштукатуренного камня, металлических конструкций
· Сооружается Казанский собор, включенный в ансамбль Невского проспекта полукруглой колоннадой.
· В лаконичном стиле решено здание Биржи
· Стасов вместе с другими участвовал в строительстве проекта Исаакиевского собора