ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений

Манжес Н.Ф.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения практических работ студентами специальности

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений

МДК 01.01 проектирование зданий и сооружений

ТЕМА 1.2 «АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ»

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Новочеркасск

УДК 624.07

ББК 38.5я723

М23

Рассмотрено и рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия методическим Советом ГБОУ СПО РО «Донской строительный колледж» в протоколе от 26.11.2014 № 5.

Одобрено постановлением цикловой методической комиссией архитектурно-строительных дисциплин ГБОУ СПО РО «ДСК» (Протокол от 17.11.2014г. № 04).

Рецензенты:

Иванова Евгения Викторовна, председатель ЦМК Архитектурно-строительного профиля ГБОУ СПО РО «ДСК».

Бирюков Валентин Васильевич, директор ООО «Альфа-Монолит»

М 23 МАНЖЕСН.Ф.

Архитектура зданий [Текст] : методические указания для выполнения практических работ студентами специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по ПМ.01«Участие в проектировании зданий и сооружений», МДК.01.01 «Проектирование зданий и сооружений» / Н.Ф. Манжес – Новочеркасск: ГБОУ СПО РО «ДСК», 2014 – 40[3] с.

УДК 624.07

ББК 38.5я723

В учебном пособии изложены основные вопросы, возникающие при разработке различных типов гражданских зданий, с методикой их проектирования и нормативными требованиями. Материал пособия методический, направленный на быстрейшее освоение теоретического курса темы «Архитектура зданий», ПМ 01 «Участие в проектировании зданий и сооружений». Методические указания содержат теоретические предпосылки к проектированию и конструированию элементов здания, компетенции, нормативную базу, примеры выполнения работ, контрольные вопросы.

При разработке Методических указаний учитывались требования Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.

Предназначено для студентов и преподавателей колледжа.

ЗарегистрированО в качестве методического пособия в методическом кабинете ГБОУ СПО РО «ДСК» под № 433 от 27.11.2014 г.   © ГБОУ СПО РО «ДСК», 2014 © Манжес Н.Ф., 2014  

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………………
Практическая работа 1………………………………………………………………………
Практическая работа 2………………………………………………………………………
Практическая работа 3………………………………………………………………………
Практическая работа 4………………………………………………………………………
Практическая работа 5………………………………………………………………………
Практическая работа 6………………………………………………………………………
Практическая работа 7………………………………………………………………………
Практическая работа 8………………………………………………………………………
Практическая работа 9 ………………………………………………………………………
Практическая работа 10……………………………………………………………………..
Практическая работа 11……………………………………………………………………..
Практическая работа 12……………………………………………………………………..
Практическая работа 13……………………………………………………………………
Рекомендуемая литература и издания…………………………………………….......

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего пособия – ознакомить студентов строительных специальностей колледжа с основными вопросами, возникающими при разработке различных типов зданий, с методикой их проектирования и нормативными требованиями. Практикум представляет собой методические указания для обучения основам конструирования и проектирования зданий и их элементов.

Данное пособие входит в состав профессионального модуля ПМ01 «Участие в проектировании зданий и сооружений» и является частью междисциплинарного курса МДК 01.01 «Проектирование зданий и сооружений» и формирует соответствующие профессиональные компетенции ПК 1.1 Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий и ПК 1.2 Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.

В учебном пособии приводится краткое изложение основных теоретических положений, на которых базируются расчёты и конструирование отдельных элементов здания, приводятся типовые примеры и контрольные вопросы для закрепления изученного материала. Практикум предназначен для формирования навыков практического выполнения проектирования и конструирования элементов зданий. Приведены основные конструктивные элементы здания-фундаменты, стены, перекрытия, крыши, лестницы. На основании Практикума разработан раздаточный материал для выполнения практических работ по вариантам.

Студенты, приступающие к изучению курса «Архитектура зданий», должны быть знакомы со строительными материалами, технической механикой, инженерной графикой. Иметь навыки работы с программными графическими продуктами.

Конечно, в учебном пособии невозможно исчерпывающе изложить все вопросы, связанные с проектированием и конструированием элементов зданий. Практикум не может заменить учебник или курс лекций по данной тематике, так как он предназначен для формирования практических навыков студентов при разработке ими конкретных конструктивно- планировочных задач. Пособие призвано облегчить работу по самостоятельному выполнению практических заданий, и позволит приобрести практический опыт: подбора строительных конструкций и разработке несложных узлов и деталей конструктивных элементов зданий; разработки архитектурно-строительных чертежей.

В конце Практикума приводится список литературы, в котором студенты найдут более подробные сведения по отдельным вопросам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

Правила определения привязок капитальных стен

Цель работы: объяснить правила привязки к модульным осям несущих стен кирпичного здания.

Знать: размеры, принятые МКРС; основные правила привязки к модульным разбивочным осям; наименование размеров МКРС.

Уметь: выполнять привязку несущих конструкций к модульным разбивочным осям (несложные примеры); пользоваться стандартами строительных изделий и конструкций.

Порядок выполнения работы

1. Координационные оси наносят на изображении здания, сооружения тонкими штрихпунктирными линиями с длинными штрихами, обозначают арабскими цифрами и прописными буквами русского алфавита в кружках диаметром 6-12 мм на расстоянии 4 мм от размерной линии.

2. Размер шрифта для обозначения координационных осей и позиций должен быть на один-два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже.

3. Последовательность буквенных и цифровых обозначений координационных осей принимают по плану слева направо и снизу вверх. Обозначение координационных осей, наносят по левой и нижней сторонам плана здания или сооружения.

4.Размерную линию на её пересечении с выносными линиями, линиями контура или осевыми линиями ограничивают засечками в виде толстых основных линий длиной 2-4 мм, проводимых с наклоном вправо под углом 45° к размерной линии, при этом размерные линии должны выступать за крайние выносные линии на 1-3 мм.

5. Вычертить стены основной толстой линией указанному варианту.

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1.Что называют модульными координационными осями?

2.Как осуществляется привязка по средней оси?

3.Как выполняется привязка наружных стен?

4.Что такое нулевая привязка?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

Разработка плана фундамента здания

Цель работы: объяснить конструктивные решения фундамента на примере ленточного сборного железобетонного фундамента.

Знать:современные конструктивные решения подземной части зданий.

Уметь:подбирать конструкцию ленточного сборного фундамента в соответствии с заданной конструктивной системой здания.

Порядок выполнения работы

1. Используя план здания предыдущей работы тонкими, штрихпунктирными линиями нанести все координационные оси здания с обозначением их в кружках диаметром 8 мм на расстоянии 4 мм от размерной линии. Слева буквами русского алфавита, снизу арабскими цифрами.

2. Из таблицы согласно варианту выбрать ширину подошвы фундамента по осям.

3. Согласно образцу определить привязку фундаментных плит.

4. Вычертить тонкими линиями контуры фундаментных плит. Сначала по осям несущих стен, затем по осям самонесущих стен.

5. Нанести привязку фундаментных плит по каждой координационной оси.

6. Нанести позиции и размеры образовавшихся монолитных участков.

7. Подписать наименование фундаментных плит.

8. На расстоянии 14 мм от изображения провести размерную линию, определяющую расстояние между ближайшими координационными осями.

9. На расстоянии 7 мм от первой размерной линии провести вторую, определяющую расстояние между крайними координационными осями.

10. Подписать изображение с указанием отметки подошвы фундамента (из работы №3).

11. Обвести контуры фундаментных плит, заполнить основную надпись.

ПРИМЕЧАНИЕ.Данные по плитам-подушкам взять из таблицы 1, согласно выданному варианту.

Таблица 1 Варианты задания по выполнению плана ленточного фундамента

Вариант Толщина наружной стены из кирпича, мм Толщина стенового блока подвала, мм Ширина подошвы фундамента (в мм) по оси
А Б В Г
- -
-
- -
-
-
-
-
-
- -
-
- -
-
-
-
-
-
-
- -
- -
-
-
-
-
-
-
- -
- -
-
-
-
-
-

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1.Приведите основные конструктивные схемы фундаментов.

2.Приведите краткую характеристику сборных ленточных и столбчатых фундаментов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

Порядок выполнения работы

1. Провести координационную ось с указанием её обозначения.

2. Нанести уровень отметки 0,000 (уровень чистого пола 1-го этажа).

3. Вычертить конструкцию перекрытия с полом толщиной 320 мм, фрагмент стены с указанием привязки, смотреть на примере.

4. Установить из таблицы и провести уровень спланированной земли. Проставить отметку.

5. Найти отметку подошвы фундамента. Отметка подошвы фундамента равна: отметка земли + глубина заложения фундамента из задания.

6. Найти отметку пола подвала. Отметка пола подвала равна: отметка низа перекрытия + высота помещения подвала.

7. Вычертить плиту фундамента с соответствующей привязкой. Ширину плиты фундамента принять из таблицы задания.

8. Вычертить конструкцию стен подвала. Фундаментные блоки принять для стен 640 мм толщиной 600 мм, для стен 510 мм – 500 (580) мм. Высота блоков 580, 280 мм, толщина шва 20 мм.

9. Вычертить конструкцию пола подвала с обозначением отметки.

10. Нанести гидроизоляцию.

11. Вычертить отмостку шириной 1 м с уклоном.

12. Нанести отметки уровня 0,000, низа перекрытия, уровня земли, низа подошвы и обреза фундамента.

13. Подписать конструктивные элементы (фундаментные блоки, плиты).

14. Указать виды гидроизоляции.

15. Провести размерную линию, определяющую размеры фундаментных блоков, толщину шва, толщину каменной кладки.

16. Нанести привязку фундаментной плиты, общий размер плиты-подушки.

17. Заполнить основную надпись.

ПРИМЕЧАНИЕ.Принять опирание плиты перекрытия на стену на 100 мм.

Данные для выполнения работы взять из таблицы 2, согласно выданному варианту.

Таблица 2 Варианты заданий к практической работе «Конструктивные решения сборного ленточного фундамента»

Вариант № Толщина наружной стены, мм Отметка примыкающей земли(отмостки),м Глубина заложения фундамента, м Ширина подошвы фундамента, мм Высота помещения подвала, м
-0,550 2,000 1,600
-0,600 1,800 1,700
-0,650 2,300 1,800
-0,700 2,000 1,900
-0,750 1,800 1,600
-0,800 1,650 1,700
-0,850 1,850 1,800
-0,900 1,750 1,900
-0,950 1,550 1,600
-1,000 1,750 1,700
-1,050 1,500 1,800
-1,100 1,700 1,900
-0,550 2,000 1,600
-0,400 2,300 1,700
-0,450 2,250 1,800
-0,500 2,100 1,900
-0,550 2,100 1,600
-0,600 2,050 1,700
-0,650 2,100 1,800
-0,700 2,000 1,900
-0,750 1,750 1,600
-0,800 1,650 1,700
-0,850 1,900 1,800
-0,900 1,700 1,900
-0,950 1,650 1,600
-1,000 1,750 1,700
-1,050 1,600 1,800
-1,100 1,600 1,900
-1,150 1,350 1,600
-0, 1,500 1,700
-0, 2,500 2,000
-0, 2,300 1,900

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные конструктивные схемы фундаментов.

2. Как определить глубину заложения фундамента

3. Дайте краткую характеристику сборных ленточных фундаментов.

4. Какие виды гидроизоляции применяются при выполнении фундамента?

5. Назначение оклеечной гидроизоляции.

6. Назначение обмазочной гидроизоляции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

Разработка плана железобетонного перекрытия кирпичного здания

Цель работы:объяснить правила раскладки несущих элементов перекрытия; ознакомление с конструктивными решениями, создающими единый горизонтальный диск перекрытия на примере варианта несущих конструкций перекрытия из железобетонных плит с круглыми пустотами.

Знать:нагрузки на перекрытия, требования и классификацию перекрытий, особенности конструктивных решений перекрытий в санузлах и чердаках.

Уметь:обосновать целесообразность применения различных видов перекрытий в зависимости от типов зданий; от местоположения (междуэтажное чердачное, в жилой комнате и в санузле).

Порядок выполнения работы

1. Наносят сетку модульных осей. При плитных перекрытиях привязывают внутреннюю грань наружных стен к осям на расстоянии 100-120мм.

2. Раскладку плит перекрытия производят, используя номенклатуру плит: длиной (l) = 2,4-:-7,2 м через 300 мм, шириной (b) = 1,0; 1,2; 1,5; 1,8 м.

3. Следует стремиться к минимизации числа типоразмеров раскладываемых сборных элементов.

4. Нанести размеры образовавшихся монолитных участков с присвоением образовавшейся ширины.

5. Проставить на чертеже наименование, количество плит.

6. Обозначить анкеровку плит.

7. Проставить все размерные линии с нанесением расстояний между координационными осями.

8. Выполнить обводку изображения. Контуры плит перекрытия обвести сплошными, основными линиями (0,5 мм), стены наружные – сплошными, тонкими, внутренние – пунктиром, тонкими.

9. Подписать изображение.

ПРИМЕЧАНИЕ.Плиты перекрытия опираются на стену не менее чем на 100 мм.

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1.Какие требования предъявляются к чердачным перекрытиям?

2.Какие требования предъявляются к надподвальным перекрытиям?

3.Какие требования предъявляются к санузловым перекрытиям?

4. Каким образом выполняют анкеровку плит между собой и с кирпичными стенами?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5

Порядок выполнения работы

По данным таблицы 3 согласно варианту произвести разбивку кирпичной стены на простенки и проемы с учетом выполнения четвертей.

1. Вычертить стены по оси в указанном варианте из практической работы № 1.

2. Из таблицы выбирается количество и размеры окон.

3. Начинать разбивку с углового простенка.

4. Размеры простенка назначать кратными ½ кирпича:

5. Размеры оконных проёмов, марку окон и их количество принять из таблицы согласно варианту.

Таблица 3 Варианты задания

Вариант № Толщина стены, мм Марка окна (по ГОСТ 11214-86) Ширина оконного проёма, мм Окна в стенах по осям Кол-во окон, шт Общая длина стены (в крайних осях), мм
ОР12 - 15 А; Б
ОР18 -12 А; Б
ОР21 – 13,5 А; Б
ОР12 – 15 А; Б
ОР18 - 18 А; Б
ОР21 – 21 А; Б
510 ОР12 – 24 А; Б
510 ОР18 – 27 А; Б
640 ОР21 – 12 А; Б
640 ОР12 – 9 А; Б
640 ОР18 – 13,5 А; Б
640 ОР21 – 18 А; Б
510 ОР12 – 21 А; Б
640 ОР18 – 24 А; Б
640 ОР21 – 27 А; Б
640 ОР12 – 9 А; Б
510 ОР18 – 12 А
510 ОР21 – 13,5 А
640 ОР12 – 15 А
640 ОР18 – 18 А; Б
510 ОР21 – 21 А
640 ОР12 – 24 А; Б
640 ОР18 – 27 А
640 ОР21 – 13,5 А; Б
510 ОР12 – 15 А
640 ОР18 – 9 А; Б
510 ОР21 – 12 А; Б
510 ОР12 – 18 А; Б
640 ОР18 – 21 А
640 ОР21 – 24 А; Б
510 ОР12 – 27 А
510 ОР18 – 9 А; Б
510 ОР18 - 15 А; Б

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Для чего нужно устройство четверти в кирпичной стене?

2.Укажите наименьшие практически допустимые размеры углового и рядового простенков.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6

Порядок выполнения работы

1. Выполнить разбивку модульных осей и привязать к ним стены.

2. Нанести контуры всех капитальных стен здания с проёмами.

3. Снаружи на расстоянии 14 мм от изображения нанести размеры проёмов к ближайшей стене.

4. Нанести позиции перемычек.

5. Снаружи на расстоянии 7 мм от первой размерной линии провести вторую, определяющую расстояние между крайними координационными осями.

6. Снаружи на расстоянии 7 мм от второй размерной линии провести третью, определяющую расстояние между крайними координационными осями.

7. Обозначить координационные оси в кружках, 8 мм на расстоянии 4 мм от размерной линии, слева буквами русского алфавита, снизу арабскими цифрами.

8. Подобрать перемычки в соответствии с заданием.

9. Оформить работу согласно примеру.

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Объясните различия между несущей и ненесущей перемычкой.

2. Какие виды перемычек вы знаете?

3. Поясните, из чего исходят, когда назначают размеры заделки брусковых перемычек в стену?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7

Построение скатной крыши: план кровли

Цель работы:объяснить построение плана покрытия с раскладкой стропильных конструкций.

Знать:формы скатных крыш, зависимость уклонов ската от климатических условий и материала кровли.

Уметь:выбрать вариант наиболее простой в исполнении.

Порядок выполнения работы

1. Площадь горизонтальной проекции крыши разбивается на отдельные прямоугольники.

2. Из всех внешних и внутренних углов контура проводят биссектрисы до пересечения друг с другом, соответствующие проекциям рёбер. Начинают построение с самых широких прямоугольников.

3. При одинаковых уклонах скатов все рёбра и разжелобки в плане должны быть направлены по биссектрисам углов.

4. Определение по точкам пересечения этих биссектрис положения коньков (линия конька должна проходить через точку пересечения рёбер и разжелобков) и выявление границ отдельных скатов.

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Дайте определения скатам?

2. Как называется верхнее ребро у скатной крыши?

3. Что такое ендова?

4. Что является несущими конструкциями в скатной крыше?

5. Как называются треугольные скаты крыш?

6. В чем выражается уклон крыши?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 8

Схема расположения стропил

Цель работы:научить подбирать конструкцию стропильные системы в зависимости от габаритов здания.

Знать:основные элементы и детали стропильной системы и их назначение.

Уметь:разрабатывать наиболее простые несущие конструкции скатных крыш с учётом контура здания.

Порядок выполнения работы

1. Тонкими штрихпунктирными линиями нанести все координационные оси здания с обозначением координационных осей в кружках диаметром 8 мм на расстоянии 4 мм от размерной линии, слева – буквами русского алфавита, снизу – арабскими цифрами.

2. На схеме-плане разрабатываемого здания наносят стропильные ноги с шагом, позволяющим крайним стропилам прилегать вплотную к торцевым стенам. Для оформления свеса крыши «прибивают» к стропилам кобылки. На части фрагмента плана наносят элементы обрешетки с шагом, зависящим от материала покрытия.

3. Капитальные стены здания изображают одной сплошной тонкой основной линией.

4. Толстой основной линией изображают стропильные ноги (шаг стропил определяется расчетом), кобылки, подкосы (при необходимости), стойки, лежень, мауэрлаты.

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Укажите типы стропильных систем?

2. В чем отличие наслонных стропил от висячих?

3. Что такое мауэрлат? Его назначение?

4. Назначение кобылок в стропильной системе?

5. Для чего нужен лежень, и в каких случаях его применяют?

6. Как выполняется сопряжение отдельных стропил между собой?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 9

Порядок выполнения работы

1. Определение размеров элементов двухмаршевой лестницы и габаритов лестничной клетки при высоте этажа согласно варианту. Уклон лестничного марша принимаем 1:2 или 1:1,75

2. В соответствии с уклоном марша назначаются размеры ступеней 300-270 мм, а подступенка 140-280 мм. Ширина ступени считается без валика, который служит для удобства постановки ноги, несколько увеличивая ширину ступени сверх расчётной.

3. Высота одного марша Н/2 = ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru = 1650 мм

4. Число подступенков. на этаж (n) = ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru = 11

5. Число ступеней в марше на единицу меньше расчетного числа подступенков из-за включения верхней фризовой проступи в плоскость (глубину) лестничной площадкиn - 1 = 11 - 1 = 10.

6. Длина горизонтальной проекции марша (заложение) – (a) = 300(n-1)=3000мм

7. Ширина лестничной клетки (В) = b + S + b = 1050 + 100 + 1050 = =2200мм, где S – зазор между лестничными маршами для пропуска пожарных рукавов,Sпринимается 100-200 мм,b-ширина одного марша.

8. Длина лестничной клетки L = с1 + а + с2 = 1300 + 3000 + 1300 = 5600мм, где a – заложение лестницы, c1и c2–глубина (ширина) принимается не менее ширины марша и не менее 1,2 м.

9. Графическая разбивка профиля лестницы производится после расчёта. Число делений сетки по вертикали равно числу подъёмов, а по горизонтали – числу проступей.

10. На разрезе лестничной клетке вычерчивают уровень и ширину лестничных площадок (этажных и междуэтажных).

11. На горизонтали между площадками являющейся проекцией лестничного марша откладывают ступени, т.е. ширину проступей.

12. По вертикали отмечают высоту подступенка, вычерчивая прямоугольную сетку.

13. По сетке между лестничными площадками вычерчивают профиль лестничных маршей.

14. Уровень пола первого этажа делают выше пола входной площадке на несколько ступеней с устройством цокольного марша.

15. На плане лестничной клетки наносят её габариты: ширину, равную ширине двух лестничных маршей с зазором; длину, равную ширине двух лестничных площадок и длине горизонтальной проекции марша.

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Варианты заданий

Пример выполнения

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Контрольные вопросы

1.Классификация лестниц по назначению, по числу маршей в пределах одного этажа, по роду материалов.

2.Основные требования, предъявляемые к лестницам.

3.Конструкция сборной железобетонной лестницы из укрупнённых элементов и возможные варианты решений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10

Порядок выполнения работы

1. Из СНиПов выписываем следующие данные для расчёта:

Район строительства – г. Новочеркасск;

Зона влажности – сухая;

Назначение здания – жилой дом;

Влажностный режим помещения – нормальный;

Условия эксплуатации – А;

Расчётная зимняя температура, равная температуре наиболее холодной пятидневки ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru = - 22ºС;

Средняя температура отопительного периода-1,1ºС;

Относительная влажность воздуха: 60%;

Коэффициент теплоотдачи для внутренних стен ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =8,7 Вт/м²×ºС;

Коэффициент теплоотдачи для наружных стен в зимних условиях ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =8,7 Вт/м²×ºС;

Коэффициент, зависящий от положения наружной поверхности ограждающих конструкций по отношению к наружному воздуху П=1;

Нормативный температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкций ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =4 ºС;

2. Согласно заданию стена состоит из керамического пустотелого кирпича плотностью ρ=1400 кг/м³ (брутто) на цементно-песчаном растворе с оштукатуриванием внутренней поверхности известково-песчаным раствором толщиной ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =0,02 м.

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Рис. 1. Схема наружной стены

Определяем требуемое сопротивление теплопередаче

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

3. Определяем минимальную толщину стены ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru , исходя из санитарно-гигиенических и комфортных условий, приравнивая фактическое сопротивление теплопередаче всех слоев стены требуемому сопротивлению.

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Отсюда ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru м,

где ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru и ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru - коэффициент теплопроводности соответственно кирпичной кладки стены и штукатурки. Таким образом, из санитарно-гигиенических и комфортных условий толщину стены принимаем 0,64 м (в 2,5 кирпича).

4. Для определения толщины стены из условий энергосбережения подсчитываем градусосутки отопительного периода (ГСОП).

ГСОП= ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

где Z – продолжительность суток со среднесуточной температурой воздуха меньше или равной +8ºС - 175 сут. (СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»)

ГСОП= ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru ºС×сут.

Определяем методом интерполяции из СНиП ΙΙ-3-79* «Строительная теплотехника».

ГСОП ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru
2,1 2,8

Сопротивление теплопередаче для ГСОП

2,8-2,1=0,7

4000-2000=2000

0,7:2000=0,00035

ГСОП=3342,5-2000=1342,5

0,00035×1342,5=0,47

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =2,1+0,47=2,57 ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

5. Определяем толщину стены по энергосбережению

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru м

Таким образом, толщина стены по энергосбережению должна быть в 2,4 раза больше рассчитанной из санитарно-гигиенических и комфортных условий, что повлечет за собой увеличение нагрузки на фундаменты в несколько раз.

6. С целью уменьшения толщины стены принимаем взамен сплошной кладки трехслойный вариант с утеплителем (колодцевая кладка). Кладка наружного слоя ведется под расшивку.

Кирпичная кладка из обыкновенного кирпича на цементно-песчаном растворе ρ=1800 кг/м³ λ=0,70 Вт/м²×ºС Утеплитель газобетон ρ=400 кг/м³ λ=0,15 Вт/м²×ºС Кирпичная кладка из обыкновенного кирпича на цементно-песчаном растворе ρ=1800 кг/м³ λ=0,70 Вт/м²×ºС Известково-песчаный раствор δ=20мм ρ=1700 кг/м³ λ=0,70 Вт/м²×ºС.

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

Рис.2. Схема наружной стены неоднородной кладки с утеплителем.

Определяем толщину ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru :

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru

где ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru и ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =0,81 Вт/м²×ºС - коэффициенты теплопроводности кирпичной кладки;

ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений - student2.ru =0,81 Вт/м²×ºС – коэффициент теплопроводности известково-песчаного раствора.

7. Общая толщина стены без штукатурки составит

Наши рекомендации