Архитектура Русского государства 18-начала 20 веков.
Усадьба в Измайлове (1682 г.). Иванов, Васильев. – Триумфальные ворота.
Церковь Покрова в Филях – 4-х лепестковый план, подклет, гульбище, башнеобразная композиция. Равные апсиды (нет культовости в этом). Гладкие стены. Пышность иконостаса.
Церковь Спаса в Уборах – отличается от церкви в Филях более низким подклетом и гульбищем, большой высотой четверика. Массивность верха. Слитность пространства.
Церковь Троице-Лыкове – тип вотчиной башни, совмещённой с трёхчастным планом и украинским расположением глав по 1-ой оси. Новый тип хор (большее пространство).
Церковь Знаменья в Дубовицах – центрический план с 3-х лепестковыми апсидами, низкое гульбище. Атектоничность, сложность аттиков, орнамент вверху, цоколь – рустованный.
Успенский собор: а) Рязань, б) Астрахань.
а) (Яков Бухвостов) – круглые столпы, наружное членение, вертикальность объёма, три больших окна. Стены – тонкое заполнение между колоннами.
б) (Мякишев) покрыто вначале по Закомарам. Широкий пояс между ними и карнизом. Более лёгкий.
Остров Кижи XVIII-XIX вв. Покровская церковь (1764 г.) – куб с восьмериками, пятигранным алтарём. Покровская церковь – в ансамбле Кижского погоста построена на контрасте бревенчатых стен и небольшой, но пышной шапки главок.
XVIII-XX века (барокко).
Доминико Трезини «12 коллеги», Земцов, Коробов. Юропкин (Академия художеств). Растрелли, Чевакинский (Московское собрание), Ухтомский («Красные ворота»), Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, Жеребцов (классицизм).
Питер: Академия художеств (Кокоренов, Вельмонт, Ринальди, Фельтон); Москва: Карл Бланк, Баженов, Кремль, деревня Пашкова. Казаков, Старков (Троицкий собор в Александровской Лавре), Таврический дворец, дворец Пеле, Львов, Камерон, Флоренчи.
1800-1830 годы, Борохин (Казанский собор), Захаров (Адмиралтейство), Тома де Томон (Васильевский остров), Росси, Монферано, Бове, Доменик, Жилярди, Григорьев.
1830 годы, 1850 годы, Храм Христа, железная дорога, Кремль).
Эклектика: Бенуа, Быковский, Ропет, Шервуд, Померанцев.
XX век: Модерн. В Питере: Литваль, Гоген, Бенуа;
Москва: Шехтель, Желтовский, Щусев, Фомин, Щуко, Покровский.
«12 коллегии» (архитектор Д. Тразини) правительственное здание рядом с Кунсткамерой на Набережной. Протяжённость 60 м - 12 одинаковых секций – коллегий, каждая имеет самостоятельную кровлю с фронтоном в центре. Пилястры – анты на фасаде, ордер, барочная пластика.
Земцов и Еропкин – застройка после 1732 года. Комиссия Санкт-Петербургского строения. (Адмиралтейство).
Коробов – Адмиралтейство башня. Повышение композиции застройки. // В целом идёт упорядочение планировки.
Академия художеств (архитектор Кокоринов, Вален-Деламот) – монументальное, дворцовое здание. Внутри большой прямоугольный двор. Диаметр 40 м. Внушительный фасад. Родство со зданиями французского классицизма. Рациональность, строительная планировка, членение классическими ордерами. Тектоника. Ритм.
Растрелли – использование знаний русской архитектуры в переработке канонов и стиля. Ансамбль Смольного монастыря в Питере (1748-1764 годы) – барокко, ритмическая насыщенность, чёткость строения, композиция, связь с архитекторами Москвы. Воскресенский собор – в центре огромного двора. Форма квадрата, по углам одинаковые купольные храмы. Андреевская церковь в Киеве (1747-1748 годы). Новый Иерусалим под Москвой.
Чевакинский. Никольский военно-морской собор в Питере (1753-1762 годы) – грандиозное сооружение. План – равноконечный крест (по углам – дополнительно сооружены помещения). Мощное пятиглавие храма. Огромные окна и балконы. Архитектор – крупный мастер барокко.
Ухтомский – Красные ворота (1753-1757 годы). Прототип – ворота Земцова. Красные ворота – на высоком месте на пересечении 2-х улиц. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (1741-1770 годы) близ Москвы. Первый архитектор Шумахер. Повышение колокольни на 2 яруса вертикально, лёгкость, пластика. Завершение – фигурная глава.
Ринальди – Мраморный дворец (1768-1785) на дворцовой набережной. Неправильный четырёхугольник. Строгие 3-х этажные коринфские пилястры. Мрамор различных цветов.
Фельтеном – старый Эрмитаж. Чесменский дворец (XVII век). Проект площади перед Зимним дворцом.
Карл Бланк – Воспитательный дом. Сначала архитектор Казаков. Бланк привлечён к строительству в 1764 году. Строгий, почти квадратный план. Единая коридорная система. Западный корпус соединяется переходом с главным на углу.
Баженов – работа над Кремлёвским дворцом. Магистрали внутри, вспомогательные корпуса, система площадей. В центре огромная овальная площадь. К ней ведут 3 магистрали. Дворец расположен вдоль холма. Обмеры Кремля и гидроизыскания, отказ от анфиладной системы, характерной постановки здания на площади.
Дом Пашковых – на Фонтанке. Фасад увенчан четырёхколон. портиков. Двор - неправильный многоугольник. Сад.
Старов – Таврический дворец (1783-1789 годы). Симметричный план, триединая система классицизма (центрирован, выдвинуты боковые корпуса), реконструкция Александро-Невской Лавры в Петербурге. Возведение его нового собора.
Львов – здание почтамта в Питере (1782-1789 годы). Удачная планировка, деловой фасад. Второй и третий этажи объединяют дорические портики. Рустованный цокольный этаж под склады.
Камерон – Павловский дворец (1782-1786 годы) – трёхэтажный главный корпус под куполом с полукруглыми низкими галереями. 64 тосканской колонны. Садовый фасад с портиком. Купол барабанного типа (64 колонны). На высоком берегу реки.
Воронихин – Казанский собор в Питере (1799 год). Градостроительное значение – застройка звена главной магистрали города, 92 колонны. Сквозные проезды, обрамление полукружной площади - чугунной решеткой. Подкупольное пространство – светлое, мозаичные полы. Металлическая конструкция купола перекрёстная (пролёт 7,8 м).
Захаров – Адмиралтейство (1806-1823 годы). Формирование центральной части Питера. Вертикальный «П-образный» корпус – деловые помещения. Два Г-образных корпуса – мастерские, склады. Сочетание нескольких однотипных элементов: кубический объём с аркой, 12 колонных портиков, 6 колонных выступов и гладкие плоские стены.
Росси – ансамбль Дворцовой площади (1819-1829 годы). Композиция зданий: главного штаба и Министерства иностранных дел. Эти здания соединены аркой. Соединение с Невским проспектом (повторение одних частей здания на другом здании). Общая тектоническая, ритмическая, метрическая композиция.
Монферран Огюст-Рикар – Александровская колонна (1829-1834 годы) – в центре дворцовой площади в память Великой Отечественной войны 812 года. Завершение – фигура ангела. Соразмерность h = 25,58 м, сомасштабность. Единый гранитный монолит.
Бове – раскрытие пространства Красной площади. Снесены каменные лавки вдоль стены и перестроено пространство торговых рядов. Памятник Минину и Пожарскому. Купол над торговыми рядами (не соответствие классицизму).
Жилярди Доминико – восстановление Московского университета (1817-1819 годы) после пожара. Новый дорический портик – монументальность. Подняв на 3 сажени центральную часть здания, завершил пологим куполом. Барельеф посвящён русской науке. Изящный зал.
Григорьев – дом Лопухина на Пречистенке (1817-1826 годы) – небольшой прямоугольный план с рустованными до верха окон стенами. Вход отнесён на угол дома. Главный фасад украшен шестиколонным ионическим портиком. Нарушение функциональной логики.
Витберг – не осуществил проект (1824 год). Должен быть построен на Воробьевых горах, на площадке у склона. Задумал как комплекс надземный и подземный. 1-й план - прямоугольный, 2-й в виде креста, вписанного в квадрат, 3-й – круглый храм. 1-й, как символ гроба, 2-й – «крест» - душа человека, 3-й – круг – ни начала, ни конца, следовательно, бесконечность. – Храм Христа Спасителя.
Тома де Томон – Биржа Кваренги снесена (не вписывалась в ансамбль). Начало строительства (1801-1810 годы). Фондовая биржа. Ось развёрнута так, что она стала осью симметрии.
Катон – храм Христа Спасителя (1832-1881 годы). Крестообразный храм. Центральное крещатое ядро огибает сводчатая галерея (музей). Нижний этаж раскрыт к городу огромными тройными порталами (арками).
Кремль (тон) – характерное здание эпохи эклектизма. После Великой Отечественной войны 1812 года сильно пострадал. Перестраивался. Комплекс Дворца – соседство Тюремного дворца, Грановитой палаты и так далее. Пластичное богатство комплекса. Дворец – ассиметричный план, анфилада соединяет старые и новые части. Фасад (юж.) симметричн., выделение куполом (изнутри не видно).
Железная дорога – соединяет Петербург с Царским селом, а затем с Павловском в 1837 г, вторая дорога Николаевская между Питером и Москвой (1844-1851). Общая длина – 57 тыс. км.
Быковский – Голицинская галерея (1835-1842). Тип сооружения «пассаж» (франц. – «проход») - Европа. Это большой магазин с центральной сквозной крытой улицей, с ярусами торговых анфилад вдоль её «фасадов».
Ропет – «национальный» по стилю павильон садоводства.
Лидваль – классические традиции. Работает в граните // Новый Пассаж на Литейном проспекте в Петербурге (Васильев 1912) // Это сближает его с северным модерном. Основные произведения: гостиницы «Астория» на Исаакиевской площади, дома на острове Голодай, Русский банк в Киеве.
Бенуа – (эклектика и рациональный модерн). Усыпальница Петропавловского собора в Питере, Мариинский театр, Вокзал в Стрельне.
Гоген – поздняя эклектика.
Шехтель – в духе рационалистического модерна типография С.П. Рябушинского. «Утро России» (1907). Лаконизм узкого выступа фасада нарушает историческую форму, лучковое завершение проёмов.
Померанцев – крупный архитектор и педагог. Работал в «русском стиле». Основные работы последнего времени – здание Думы и городской торговый дом в Ростове-на-Дону, Верхние торговые ряды в Москве на Красной площади.
Щусев (ретроспективизм – обращён к русской традиции). Церковь на Куликовом поле (1908): лестничные башни, звонница псковского типа, дисимметрия целого – делают выразительной Покровский (неорусский стиль).
Щуко – (неоклассицизм) – жилой дом на Каменноостровском проспекте в Питере: гигантские колонны коринфского ордера в сочетании призматических эркеров, заполнивших интерколумни).
Жолтовский – виллы на тему Возрождения (тектоника ордера) иерархичность построения.
Фомин – особняк Половцева – простота и ясность плана, фасада, пропорции, лаконичность, экономия.