Архитектура Русского государства 15-17 века.
Помимо общего пропорционирования основных размеров построек широко применялась гибкая система пропорций, основанная на принципах геометрического подобия фасадов дома и его деталей. Жилой дом — наиболее распространённый тип постройки (едносрубная четырёхстенная изба с сенями). Дворцовые деревянные постройки — то же, но с большим количеством комнат и с большим числом переходов (дворец в селе Коломенское под Москвой).
Поздние избы-пятистенки (XVIII век) в основном на севере, дома-дворы (комплекс построек). Избы-шестистенки (XVIII-XIX веках). В каждом регионе типы жилых домов — индивидуальны.
Хозяйственные постройки (амбары, жилища, мельницы, бани, колодцы, ограды (инженерные сооружения) — сочетание функциональной целесообразности с художественной выразительностью. Мостостроение (ледорезы, ряжи)…. Крепостные сооружения - важный их элемент — боевые башни (надвратная башня Николо-Карельского монастыря). Башни возводились по углам города и по середине стен. Культовые и общественные постройки — языческие храмы (описания лишь в летописях).
Церковные постройки — каноническая схема построения; 3 сруба в сочетании. Часовни ещё проще. Самые древние Клетские церкви из села Юксовичи, не увеличение площади храмов, применялись новые приёмы, то есть рубление восьмериком (сохранилась длина брёвен). В дальнейшем - шатровые храмы (вертикальная доминанта) — Никольская церковь в селе Лявля, Ильинская церковь в б. Выйского погоста. Только на русском Севере сохранились *** «о двадцати стенах» (шатровые восьмерики с четырьмя прирубами). Введенская церковь в селе Сура и Богородицкая церковь в селе Заостровье. Наибольшее распространение в XVII-XVIII веках получили церкви шатровые, рубленные «восьмириком на четверике» - церковь святого Дмитрия ***лунского в селе Верхняя (Уартюга***) Устюге. XVII-XVIII — ярусные храмы ( Богородицкая церковь в селе Холм), многоголовые храмы (Ильинская церковь в челе Чухчерьма, Никольская церковь в селе Бережная Дубрава), Преображенская церковь в Кижах. Расположение храмового комплекса треугольная система соответственно, например: диагональ — ансамбль на Северной Двине, в Кижах на Онежском озере; треугольная — Преображенский храм в Кижах, Покровский храм в Кижах. Новаторское достижение в каменном зодчестве XVI веке - столпообразные шатровые храмы, связанные в развитием крепостного зодчества и строительного дела. Динамика интерьера (ввысь), хорошая освещённость, живописность. Каменное жильё (дома **епина в Пскове, Сапожникова, дом ***оганкиных, Меньшиковых в Пскове – совершенствование планов, традиционное пропорционирование. // Основные церкви конца XVIII века ( ***Ленская церковь в Угличе, церковь Рождества Богородицы, Троицкий собор в Соликамске, церковь в Троице-Лыкове в селе Фили).
Архитектура русского искусства конца XVII века. Каменное зодчество конца XVIII века культовость и светсковость. Светское начало. Ордерность храмов, многоцветная иконопись. Много противоречий (Троицкий собор, в Соликамске). Поэтапное членение (Строгановское).
Церковь Рождества в Нижнем Новгороде. Стиль – московское барокко (XVII в.) Тип храма – колокольни (церковь Успения на Покровке, в селе Фили под Москвой, церковь Троицы в селе Троице-Лыкове.
Яков Бухвостов // Гражданское зодчество конца XVII века – переход на каменное строительство. Экономичность и чистота плана, бытовая организованность, новый тип жилого дома с парадной внутренней лестницей и вестибюлем (дом Трубинских, палаты Юсуповых, палаты Троекурова). Появляются и первые отечественные руководства по архитектуре и строительству. В 1687 году в Москве – первое высшее учебное заведение и так далее. Семнадцатым веком завершается 700-летний период каменного зодчества (древнерусского). Развитие ордерной тектонической композиции.
Известные архитекторы XV-XVI веков: Кривцов Иван, Мышкин Иван, Барма (один из строителей храма Василия Блаженного), Фризин и так далее
XVII - начало XVIII вв. – Бухвостов, Константинов, Антипа, Корольков, Микишов, Неверов, Огурцов, Ушаков и так далее.
Российское государство XV-XVII веков.
Московский Кремль (Иван III) – перестроены Спасские ворота, «уплотнена» городская стена.
Ермолин – восстановление памятников Владимиру и разрушенного Георгиевского собора.
147 г. – строительство Успенского собора (на месте старого). Архитекторы Кривцов и Мышкин, Рухнул Фьораванти – новый архитектурный «Палатный» образ (высокие равные своды). Щелевидные окна. Классика и древнерусские традиции. Железные связи. Обжиг камня.
Благовещенский храм - материал - кирпич (1484-1489), лёгкость, динамичность форм, мелкомасштабность, четырёхстолпные хоры, клеевидные арки. «Архитектурный памятник централизации государства».
Церковь Ризположения (1484-1488 годы). Расположенная за Успенским собором, она соединялась переходами с Патриаршим двором. Традиции разных школ. Ордерные начала. Резной керамический пояс. Материал – кирпич. Обилие пластичных форм, стройность пропорций.
Духовская церковь – кирпич. Глава над объёмом «звонницы». Декоративность отделки. Стройность, динамичность.
Грановитая палата – (1487-1491 годы). Архитекторы Фрязин, Солари. План, пропорции традиционно – русские. Квадратный зал со столбом посередине и сени. Позднее – художественная роспись интерьера. Сводчатые конструкции кирпича. Аналогия с монастырскими трапезными.
Ивановская колокольня (1505 год) венчает композицию Московского Кремля. Столп звонницы возвышен в 1660 году по приказу Годунова.. h = 80 м. Завершающий столп имеет название «Иван Великий».