Энергоэффективное проетирование

Одним из важных направлений повышения их энергоэффективности признано энергообеспечение зданий и сооружений за счет возобновляемых источников энергии, прежде всего, солнечной и ветровой энергии. Эта задача решается на трех этапах жизненного цикла здания – при архитектурно-строительном проектировании, возведении и эксплуатации. На первом, самом важном, этапе здание рассматривают как единую энергетическую систему, в которой взаимодействуют потоки традиционной и альтернативной энергии.

Энергоэффективное здание – это здание, в котором экономия энергоресурсов достигается за счет применения инновационных, технически осуществимых и экономически обоснованных решений, приемлемых с экологической и социальной точек зрения и не изменяющих привычный образ жизни.

При проектировании энергоэффективного здания следует рассматривать две независящие друг от друга энергетические подсистемы:

· наружный климат как источник энергии;

· здание как единую энергетическую систему.

При проектировании энергоэффективного здания следует уделять особое внимание архитектурным и инженерным решениям. К архитектурным решениям можно отнести следующие:

· определение местоположения здания с учетом климатических особенностей, рельефа местности, существующих построек вблизи территории, на которой предполагается строительство;

· выбор общей архитектурно-планировочной концепции здания;

· выбор формы, а также ориентации здания;

· выбор остекления, солнцезащиты здания;

· выбор конструкции, а также материалов наружной облицовки.

· выбор объемно-планировочных решений здания;

· выбор схемы организации освещения.

Принятые архитектурные решения должны быть направлены на максимальное использование положительного и нейтрализации отрицательного воздействия наружного климата на тепловой баланс здания.

Принятые инженерные решения должны быть ориентированы на организацию системы климатизации здания, которая обеспечивала бы требуемые параметры микроклимата в помещениях с наименьшими затратами энергии.

В энергоэффективных зданиях природно-климатические факторы эффективно используются в полном объеме для дополнительного энергообеспечения. Достигается это путем как архитектурно-планировочных и ландшафтных, так и инженерно-технических и конструктивных решений. Помимо прочего, с экологической точки зрения, энергоэффективные здания являются биопозитивными. Это понятие включает в себя способность органичного соседства с окружающей средой, не разрушать и не загрязнять ее, быть биоадаптивными на наружных поверхностях зданий и внутренних объемов. Сюда же включаются и экономия ресурсов и неиспользование необратимых.

Энергоэкономичные здания -не используют энергию природной среды (т.е. альтернативных источников) и обеспечивают снижение энергопотребления, большей частью, за счет усовершенствования систем их инженерного обеспечения, конструктивных элементов, а также оптимизации архитектурных решений, направленной на сокращение энергопотерь.

Снижение стоимости здания может быть достигнуто рациональной планировкой и недопущением излишеств при установлении площадей и объемов помещений, а также при внутренней и наружной отделке; выбором оптимальных конструкций с учетом вида здания и условий его эксплуатации; применением современных методов и приемов производства. Эффективной энергосберегающей мерой является изменение размеров и конструктивного исполнения окна.

Энергоэкономичным называется здание, в котором при проектировании, строительстве и эксплуатации осуществлено максимальное количество мероприятий, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов.

Добиться этого можно следующими мероприятиями: увеличением теплозащиты стен, в том числе стыков, окон, чердаков и т. п.; улучшением влажностного режима наружных ограждений; уменьшением площади наружной поверхности здания, проектированием фасадов с учетом ветровой защиты, рациональной планировкой помещений; применением более усовершенствованных систем отопления и вен тиляции,

Задача энергоэффективных зданий -возможность снизить количество затрат, а также сэкономить невозобновляемые ресурсы природы. Энергосбережение даёт не только понижение затрат, но и много других преимуществ. В первую очередь – возможность снизить нагрузки тепловой, газовой и электрической сетей.

40. Средовое проектирование и проектная культура. Специфика, концепция и процедура средового проектирования. Задачи построения архитектурной среды: целостность, разнообразие, структурность, специфичность. Уровни рассмотрения проблемы: морфологический, семиотический, феноменологический.

Средовое проектирование - это синтез художественных средств для организации среды жизнедеятельности в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного организма; Средовое проектирование, имеет дело одновременно с архитектурой, предметным наполнением и процессом деятельности человека

Архитектурная среда – та часть нашего окружения, которая образована архитектурно (художественно) обоснованными объемно-пространственными структурами, системами оборудования и благоустройства, объединенными в целостность по законам художественного единства.

Зодчество, используя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя конечное впечатление о произведении своего искусства - архитектурный образ.

В архитектуре процесс, утилитарная потребность составляет толчок к возникновению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить как бы сам по себе, вне породивших его обстоятельств. Образ среды изначально и нерасторжимо соединяет "причины" проектирования - функции, и его "следствия" - комплекс материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

Фундаментом становления произведения средового искусства традиционно считаются "носители" эмоционального начала - определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и - главное - участники процесса,люди.

Вторым компонентом считается архитектурно-пространственная основа, возникшая как воплощенный в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств ответ на задачи размещения здесь данного процесса.Следующий структурный блок -совокупность "дизайнерских" элементов, заполняющих или оборудующих пространственную основу - от функционально необходимого технологического оборудования до украшающих среду произведений графического дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Проектная культура это высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и/или воссоздания среды, над такими его составляюшими, как проектирующие сообщества, проектное хозяйство, проектируемые части среды и, разумеется, над инфраструктурой дизайна, т.е. функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектного процесса. Проектная культура - это надуровень проектного процесса. Проектная культура дает возможность человеку изменять окружающую его среду.

Средовое проектирование:

Взаимодействия людей со своим социальным и культурным окружением достаточно сложны, поэтому целесообразно выделить биологические и небиологические аспекты этого общения, внешние и внутренние воздействия на конкретную локальную среду жизнедеятельности человека.

В этой концепции фундаментальной категорией восприятия архитектурного объекта являются эмоции.

Понимание архитектуры как деятельности по организации пространства и созданию среды, должно принять в себя все разнообразие природы и деятельности человека. Одна из задач архитектуры - обеспечение органичной связи конкретного места пребывания человека с его потребностями, возникающими при различных видах жизнедеятельности.

В теории средового подхода общепринято сопряжение двух компонентов: субъект (человек) + среда.

Термин “субъект” трактуется как конкретный человек, его семья, или сообщество, группа людей, объединенных конкретным видом жизнедеятельности. Термином “среда” целесообразно называть архитектурно организованное пространство для размещения объекта, спроектированного для конкретного субъекта.

Средовой объект— это самостоятельный интерьер или тесно свя­занный общим назначением и художественным смыслом комплекс инте­рьеров. Таковы фойе театра или зал в музее, а также театр или музей целиком. Главное их свойство — активная эмоционально-зрительная связь лежащих рядом пространственных фрагментов, непрерывность их взаимо­действия. Средовые системысостоят из близких по функции и облику средовых объектов, разделенных значительными объемными или простран­ственными преградами иного назначения и художественного содержания.

Задача средового проектирования:

В зависимости от вида среды (производственная, общественная, жилая и др.) дизайнер комбинирует эмоции и пары, определяя поле потенциальных решений. Например, если проектируется дизайн интерьера зала приемов в резиденции посла, то ему должна соответствовать парадность. В дизайне кабинетов директора, комнаты совещаний и рабочих мест в офисе менеджеров небольшой фирмы сочетается деловитость, минимализм и удобство для работы.

Уровни:

1. Морфологический

Под морфологическим описанием архитектурной формы мы понимаем такой вид описания, который фиксирует конфигурацию и параметры архитектурных объектов и их деталей. Это прежде всего рисунки и чертежи, фиксирующие конфигурации, планы, разрезы, размеры и пропорции, которыми обладает та или иная архитектурная форма или ее поддающаяся морфологической фиксации деформация.

Характерные примеры морфологического описания - обмерные или рабочие чертежи и технические проекты объекта, всякого рода шаблоны и профили, топографические и разметочные планы, фотографии и рисунки зданий и их деталей. Морфологические описания - необходимы для конструктивной и строительной деятельности, они используются для расчета пространственных свойств объекта: его расположения, размеров его частей и деталей.

2. Феноменология

Феноменология в архитектуре нацелена на отыскание глубинных механизмов формирования пространственных представлений человека, на исследование профессионального мышления и его вклада в трактовку ключевых архитектурных абстракций – «формы», «образа», «пространства», «проектирования».

Приведем простейший пример феноменологии архитектурного переживания - переживание плоской вертикальной стены. Вот перед нами некая стена. Мы не имеем никакой символической программы ее восприятия и оценки, это просто большая вертикальная плоскость. Вот в этом , еще лишенном какой бы то ни было композиционной претензии, архитектурном феномене мы либо не увидим ничего («ну стена и стена») либо увидим то, без чего потеряют смысл и все прочие архитектурные стены - магию и энергию этой плоской поверхности.

3. Семиотика

Семиотика как научная дисциплина, объектом которой является сфера знакового общения. Семиотика архитектуры и, более широко, семиотика пространства, предметом которой является исследование специфических пространственных средств смыслообразования и смысловыражения, выявление общих закономерностей связи формы со своим значением и содержанием.

Наши рекомендации