Расчет ограждений на воздухопроницаемость
В процессе эксплуатации здания на внутренней и наружной поверхности стен создается разность давлений. Через стены проходит поток воздуха в направлении меньшего давления (фильтрация воздуха). Она приводит к изменению теплозащитных и влажностных характеристик несущих стен. При эксплуатации наружных стен учитывают фильтрацию и обеспечивают меры от избыточного давления воздуха (оштукатуривание внутренних стен, заделка стыков в панельных стенах).
Процесс воздухопроницаемости возникает при разности давлений воздуха на поверхности стен за счет теплового и ветрового напора. Тепловой напор зависит от разности удельного веса холодного и теплого воздуха.
ΔPt=0.55H*(γн-γв), н\м2., Н – высота здания. γн, γв – удельный вес наружного, внутрненнего воздуха.
Воздухопроницаемость ограждений оценивается сопротивлением воздухопроницанию.
Для одногослойных конструкций или одного слоя конструкции: Ru=δ\iu, δ – толщина слоя в м. iu – коэффициент воздухопроницаемости.
Для многослойных конструкций: Ru=
Расчет ограждений на паропроницаемость
Сопротивление паропроницанию ограждающих конструкций должно быть не менее наибольшего из двух требуемых паропроницаний.
Rпф≥мах┤Rn1тр, Rn2тр
Rn1тр – из условия недопустимости накопления влаги в конструкциях за годовой период эксплуатации.
,
ев-упругость водяного пара внутр воздуха
Ɣ-плотность материала увлажненного слоя
Z0-продолжительность периода влагонакопления
ωср- приращение массового отношения влаги в материале увлажненного слоя
ɗн-толщина увлажненного слоя
Е-упругость водяного пара за период экспл
Rпн-сопротивление паропрониц
Rn2тр – из условия ограничения влаги в ограждающих конструкциях за период с отрицательными среднемесячными температурами (период влагонакопления).
Цель расчета – определить необходимость устройства пароизоляционного слоя для запроектированного стенового ограждения
36. «Безбарьерная среда». Международный и отечественный опыт проектирования безбарьерной среды. Архитектурные и социально-градостроительные методы пространственной адаптации пожилых людей и инвалидов в городской среде.
Безбарьерная среда- позволяет всем людям, включая людей с инвалидностью, пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи, это возможность для людей с инвалидностью участвовать в общественной, производственной, культурной и спортивной сферах жизни страны, получить достойное образование и квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь.
Отечественный опыт
Появление изменений к СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» в 1993 г. предусматривало решение вопросов проектирования жилья с учетом потребностей инвалидов. Указывалось на необходимость проектировать многоквартирные жилые здания таким образом, чтобы они были одинаково удобны и для практически здоровых, и для физически ослабленных людей.
Одно из направлений решения проблем инвалидов в конце прошлого ве-ка заключалось в строительстве специальных жилых домов. В Омске сущест-вует несколько таких домов, спроектированных и построенных с учетом проживания в них инвалидов. На входе расположен пандус, широкий вход и лифт, просторные коридоры, свободная планировка квартир.
Положительные изменения в планировке новых зданий стали происходить в последние годы в г. Омске и др. городах. Уже на проектном уровне закладываются требования доступности и комфорта: при входе в подъезд имеется пандус, широкий лифт поднимается с уровня пола подъезда. Это достигается за счет применения лифта проходного типа, двери которого могут открываться с разных сторон кабины. Широкие двери и коридоры, свободная планировка квартир позволяет, в случае необходимости, приспособить ее для нужд МГН.
г. Кургане на средства федерального бюджета в 2007 г. был проведен ремонт основных городских магистралей и тротуаров. При этом были учтены требования инвалидов и других МГН. На всех перекрестках выровнены отметки пешеходных переходов с проезжей частью. Комфортно передвигаться по г. Новосибирску, где на пешеходных переходах основных магистралей оборудовали с помощью тротуарной плитки пандусы.
В Екатеринбурге при строительстве пешеходной улицы Вайнера изначально были заложены высокие стандарты доступности. Поэтому в подземных пе-шеходных переходах предусмотрены не только пологие пандусы с пери-лами, но и лифты. Аналогичная ситуация сложилась во многих российских городах
Международный опыт
Со времени своего основания Организация объединенных наций (ООН) стремится к улучшению положения инвалидов (документ «Стандартные правила ООН по уравниванию возможностей для людей с ограниченными возможностями»).
На современном уровне организована среда в крупном культурном центре Германии г. Дрездене. Беспрепятственность передвижений по улично-дорожной сети города для инвалидов, пешеходов с колясками и велосипедистов осуществляется за счет вертикальной планировки путей передвижения. На перекрестках места со-пряжения тротуаров с проезжей частью выровнены по отметкам и разделены на пешеходные и велосипедные зоны. Для слабовидящих край проезжей части и места изменения направления движения выделены с помощью тактильных поверхностей, обозначены цве-том асфальта или брусчатки. Светофоры вызывного типа со звуковым дублированием и цифровой индикацией. Пешеходные мостики кроме ступеней имеют пологие пандусы. Пересадочные остановочные пункты оборудованы туалетами для инвалидов-колясочников.
В Германии серьезно о проблемах доступности задумались после Второй мировой войны, когда на улицах появилось много инвалидов и необходимо было создать им условия для передвижения. Сейчас там доступный общественный транспорт, пешеходные переходы без бордюров, пандусы к значимым для инвалидов объектам и соответствующее к ним отношение в обществе.
В городах северной Европы, где климат зимой напоминает сибирский. Подвижной состав на автобусных маршрутах приспособлен к обслуживанию инвалидов за счет использования низкопольных моделей.