Вопрос. Романское и готическое искусство. Общая характеристика. Основные памятники (Франция, Германия). Живопись и скульптура (рельеф).

Романское

Романский стиль сложился в XI-ХII веках и отразил религиозное мировоззрение феодального общества. Средоточием умственной жизни, образования, художественного творчества были монастыри. Романская архитектура отличалась мощью, скульптура - мятущимся духом, что отразило влияние традиций варварского искусства, бурного характера эпохи.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Несущие в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

Увеличение хора или восточной алтарной части храма

Увеличение высоты храма

Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны

Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Известные постройки в романском стиле

Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии

Либмургский собор в Германии

Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня в Италии

Аббатство Мария Лаах в Германии

Церковь св. Якоба в Регенсбурге

Романские церкви в Валь-де-Бой

Приорат Серрабоны во Франции

Церковь Богородицы в Калуннборге (Дания)

Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция

Скульптура

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета в 1100 г., подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Так же Романская Скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений.

Отличительные черты романской архитектуры - суровость и мощь - были обусловлены стремлением к прочности, способностью к обороне в периоды феодальных усобиц. Наиболее характерные архитектурные сооружения раннего Средневековья - замки духовных и светских феодалов, церкви и монастыри. Примеры подобных сооружений - башня феодального замка в Лоше (X в.), замок Гайар на Сене (XII в.), город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII вв.), аббатство Мои Сен Мишель д'Эгиль во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец XII- начало XIII вв.) и другие.

Самое значительное создание романской архитектуры - храм, отличавшийся суровой благородной красотой. Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую базиликальную форму. В плане - это латинский крест. Большое значение придавалось внутреннему пространству храма. Арки, столбы, колонны, массивные стены со щелевидными окнами - все это воздействовало на человека, создавая представление об обширности пространства. Наружный вид романского собора отличался суровостью, ясностью, простотой. Центр его композиции - башня, увенчанная шпилем. Наибольшего распространения романские храмы достигли во Франции, например, церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв.).

Романский храм объединял все виды искусств. Его внутренние стены покрывали фрески. Новым явлением были витражи*225, заполнившие оконные проемы. В витражах изображались сюжеты и образы из Священного писания, житий святых. Эпизоды библейской истории стали сюжетами фресок, например, цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуатье (конец XI - начало XII в.).

*225: {Витраж - вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы.}

Во Франции достигает расцвета романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, например, Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в.). Как и живопись, романская скульптура была подчинена архитектурным формам и ритмам, использовалась, в основном, во внешнем оформлении собора. Расцвета романская скульптура достигла в середине XII века, например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (середина XII в.). В центре - образ Христа, исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости.

Живопись

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники романского стиля в живописи 11—12 веков созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства. В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске. Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых — популярной литературы того времени. Среди них иногда размещались изображения ремесленников, горожан. Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен. Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец 11 — начало 12 века) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории.

Эпически размеренный тон рассказа, прерывающийся порою выражением эмоций, сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре. К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской башни», где плоскостность изображения не лишает сцену, изображающую моменты строительства башни, живости. С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Мчащийся во весь опор на коне архангел Михаил, преследующий дракона, полон экспрессии.

О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи — реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни — стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985-997 годы) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.

Готическое

Готическое искусство - следующий этап в развитии средневековой культуры. Продолжая традиции романского стиля, готика в то же время явилась более зрелым стилем, обращенным в большей степени к жизни, природе и человеку.

Термин "готический стиль" ведет происхождение от названия германских племен - готов, первоначально обитавших у берегов Балтийского моря. В представлении средневековых итальянцев "готы" - это северные народы, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран назывался готическим.

Во Франции романский стиль перешел в готический. Если в период XI—XII веков наиболее высоким уровнем развития архитектуры отличались южные районы Франции, то с середины XII века, когда ведущая роль в экономической п политической жизни страны переходит к северным провинциям, значительные архитектурные сооружения создаются в таких культурных центрах, как Париж, Амьен, Реймс, Руан.

Общественная жизнь города сосредоточивалась в соборе, массивы стен и сводов которого были преобразованы в своеобразный скелет, каркас; пластика архитектурных форм - подчеркнутые вертикали опор, стрельчатые арки, остроконечные шатры и фронтоны и т. д. - создавала впечатление легкости, невесомости, ажурности. Формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость, динамичность. Высота готических соборов вдвое больше, чем романских. Это придает и внутреннему пространству устремленность ввысь, а интерьер приобретает величественный характер. Простор дает ощущение свободы, веру в человеческие возможности.

Первая значительная постройка готического собора - это Нотр-Дам де Пари (Собор парижской Богоматери, заложен в 1163 г.). Другие соборы: в Реймсе (начат около 1210 г., Франция), в Амьене (начат в 1220 г., Франция); в Страсбурге (Эльзас) и Кельме (Западная Германия).

Период расцвета готики во Франции и Германии - XII-XIII века. В XIV веке в связи со Столетней войной строительство соборов было прервано. В XV веке готический стиль преобразуется в направлении украшательства, усложненного рисунка деталей, стремления к большей эффективности (эта поздняя разновидность стиля получила название "пламенеющей готики").

В средневековом городе, кроме собора, было еще одно здание, выделявшееся из общей массы домов, - ратуша. Во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII-ХV веков оформление ратуши было подражанием формам готического собора. Как и собор, ратуша являлась символом города, его самоуправления, стремления к независимости.

Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами Франции и Западной Германии готика нашла воплощение не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления, что не одно и то же. Почти во всех странах Западной Европы в XIV-XV веках при строительстве культовых зданий стали использовать оформление, создававшее впечатление готики. Но это была лишь псевдоготика. Особенного распространения она достигла в Англии, хотя там есть несколько соборов, которые можно назвать готическими и по их конструкции.

Следует отметить своеобразие зодчества средневековой Италии в XIII—XIV веках. Здесь культовые здания не являлись ведущим архитектурным типом, активно велось обширное светское строительство. Одним из выдающихся памятников этого периода является Дворец дожей в Венеции, неповторимое архитектурное сооружение. Композиция фасада основана на контрасте стены, прорезанной редко расставленными окнами, и несущей ее ажурной аркады. В художественном образе Дворца дожей сочетается монументальность и гуманистичность, "человечность" архитектуры. Готика была принципиально новым стилем, представляла собой самостоятельную новаторскую систему образной выразительности архитектурного языка.

Таким образом, в эпоху Средневековья были созданы художественные ценности, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Наиболее известные памятники

Франция

Собор в Шартре, XII—XIV вв.

Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.

Собор в Амьене, 1218—1268 гг.

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.

Собор в Бурже, 1192—1390 гг.

Германия

Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.

Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

Англия

Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

Собор в Солсбери 1220—1266 гг.

Собор в Эксетере 1050 г.

Собор в Линкольне к. XI в.

Собор в Глостере XI—XIV вв.

Часовня Королевского колледжа в Кембридже 1446—1515 гг.

Чехия

Готическая архитектура Праги

Собор святого Вита (1344—1929 гг.)

Италия

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии.

Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция.

Миланский собор, 1386—XIX в.

Ка д’Оро (итал. Ca' d’Oro — Золотой дом) в Венеции.

Готическая скульптура.

Скульптура позднего средневековья, связанная эстетически и по содержанию с готическим стилем полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения сакральных фигур.

Фактически, в готические времена скульптура, как самостоятельное искусство не рассматривалось. Она была призвана не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических конструкций, и, разумеется, объектом почитания, наряду с иконами.

Произведения средневековое искусство вообще, и готического в частности, полны символического значения, своеобразного кода, который заключает в себе библейские смыслы, значение подвигов во имя Веры христианских святых.

Кроме библейских ветхозаветных персонажей, Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, в готической скульптуре изображались короли, правители, государственные деятели.

В готических скульптурах средневековая сдержанность, статичность и отстраненность уступает место эмоциональности, динамизму и индивидуализацией черт. Разумеется, все эти изменения лишь намечаются и пройдет несколько веков, пока средневековую схематичность, нарочитую упрощенность сменит гуманизм и достоверность Возрождения.

Готическая скульптура внесла изменения в трактовки образа Иисуса Христа. Если в раннем средневековье Спаситель трактовался как грозный судья и вседержитель, то теперь все чаще он предстает, как мудрый пастырь, добрый наставник и учитель. Смягчаются черты лица, на лице можно увидеть полуулыбку.

Все эти изменения не касаются скульптур на распятиях. В это время авторы пытаются всеми силами изобразить страдания Спасителя на кресте максимально достоверно и ярко.

У скульпторов эпохи готики возникает интерес к внутреннему миру своих героев, художники всех европейских стран ищут возможности для передачи особенностей характера, внутреннего мира человека. Авторы подмечают индивидуальные черты лица, добиваются реализма в изображении складок одежды, позы и жестов. С уверенностью можно утверждать, что эпоха Возрождения зарождалась в мастерских ваятелей 12-14 веков.

Внешняя схематичность и простота готических скульптур объясняется, главным образом, тем, что мастера в своих поисках опирались не на античные традиции, а на эстетические и технологические традиции варварского мира, уходящие в языческие времена.

Живопись

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве. Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы. Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Готический стиль в живописи: история художники картины Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью. Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты: Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья. На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности. Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл. Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно. Картины передают реальность через метафоры. Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета. Схематичность отображения действия. 10.06.2017 Готический стиль в живописи: история художники картины https://artrecept.com/zhivopis/stili/gotika 5/16 Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов. Наиболее ярким жанром считается портрет.

РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле: В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного. Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета. Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям. Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны

Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры. В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником. Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья». Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией. Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной». Узнать картины в этом направлении просто: Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой; Графичность изображения; Гротескность; Плоское изображение, лишенное перспективы; Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей; Внимание облачению людей; Эмоциональность в изображении лиц. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора. Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница. Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера. Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом. Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

ИЗВЕСТНЫЕ МАСТЕРА ГОТИКИ

ДУЧЧО ИЗ СИЕНЫ Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

ДЖОТТО Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

СИМОНЕ МАРТИНИ Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

ТРАИНИ Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

МИКЕЛИНО ДА БЕЗОЦЦО Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.

ЖАН ФУКЕ Французский портретист.

АНГЕРРАН КАРТОН Один из художников авиньонской школы живописи.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность. Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения. Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.

Наши рекомендации