Древнерусская культура IX-XVII веков

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Рабочая тетрадь

для студентов всех направлений

очной формы обучения

Студенты: Гольтваниченко Вероника, Тузова Елизавета

Группа: Мен-1505

Древнерусская культура IX-XVII веков

К источникам, позволяющим сделать умозаключения о культуре Древней Руси, отно­сятся летописи, археологические раскопки

Данные этих источников позволяют судить о таких видах и формах культуры древнерусского народа, как архитектуре, фольклоре, изобразительном искусстве.

Культура русских княжеств периода феодальной раздробленности

Какие перемены произошли в общественной жизни Руси в XII веке, как они повлияли на обособление русских земель и на создание автономных по отношению к Киеву об­щественных и культурных центров?

Несмотря на развитие экономики, в политической жизни назревал кризис, связанный с ослаблением власти Киева и ростом независимости отдельных княжеств – вместо единого центра начали появляться местные центры-города, объединяющие вокруг себя небольшие территории на разных концах государства.

Искусство. Архитектура

Выделите сходство и отличие в развитии архитектуры в различных княжествах Древней Руси: в Новгороде, во Пскове, в Переславль-Залесском, во Владимире.

Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru

Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru

Главным сходством является принадлежность к одному типу постройки храмов (крестово-купольный), а различие выражено в в типе купола (в одном случае он напоминает луковицу, а в другом богатырский шлем).

Литература

Когда и кем было создано «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литера­туры периода феодальной раздробленности? О каких событиях повествуется в нем? Какова идея этого произведения?

1185 год, Жаботинский Владимир Евгеньевич. В основе сюжета – неудачный поход русских князей на половцев, организованный Игорем Святославовичем в 1185 году. В произведении описан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора, была любовь к Родине. Он скорбит о разъединении великой Руси.

Сделайте вывод: какие умонастроения царила в обществе накануне татаро-монголь­ского нашествия? Каков был уровень развития русской культуры этого времени?

Русь накануне татаро-монгольского нашествия была раздроблена на мелкие княжества. Князья враждовали, и не было вождя, который мог бы объединить все силы русских земель. Нанесен большой ущерб всем областям духовной жизни. Особенно пострадало русское зодчество, прекратилось каменное строительство, исчезло искусство белокаменной резьбы.

Русская культура XVII века

Какие изменения произошли в русской истории по сравнению с предыдущими перио­дами ее развития. С чем связан подъем национального самосознания и этнического развития русского народа?

Восстановление страны после Смутного времени протекало медленно и не всегда успешно. Изменения экономики, политики, положения крестьян подготовили общество к резким и неоднозначным реформам Петра I. Выход Российской Империи на мировую внешнеполитическую арену был обусловлен успешными войнами и улучшением производственной сферы. В то же времянаблюдались масштабные изменения в культуре, духовной и религиозной сферах.

Материальная культура

Какие изменения произошли в области ремесленного производства и строительства в XVII веке? Приведите примеры.

В городах, особенно в наиболее крупных, отчетливо определился процесс массового превращения ремесла в мелкое товарное произ­водство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфак­туры, что привело к значительному обогащению материальной культуры. Изготовлялся высококачественный кирпич, делались обес­печивавшие большую прочность растворы извести. Техника воз­ведения крупных сооружений достигла высокого уровня. Масте­ра XVII в. научились возводить крепостные сооружения без контрфорсов — специальных пристроек для прочности стен. Появился первый стекольный завод в России.

Просвещение и образование

Каков был процент грамотных людей в России в XVII веке? Как он зависел от принад­лежности человека к определенному сословию?

Среди помещиков было 65% грамотных, купечества - 96%, посадских людей - около 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.

Как развивалось книгопечатание в это время? Были ли распространены в это время рукописные книги или они были полностью упразднены с развитием книгопечатания?

Несмотря на развитие книгопечатания, рукописные книги пользовались все возраставшим спросом. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых содержались различные материалы — и духовного, и свет­ского содержания, отрывки из летописей, повести, сказания и т. п. Наряду с рукописными книгами и грамотами всё более рас­пространялись печатные книги. Московский Печатный двор пред­ставлял собой в середине XVII в. крупное предприятие, на кото­ром работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг.

Что стало предпосылкой для накопления и распространения научного знания в России в XVII веке? Приведите примеры научных знаний, которые развивались в это время.

Начавшееся ослабление позиции церкви, развитие ремеслен­ного производства и торговли, рост связей с зарубежными стра­нами создали предпосылки для дальнейшего накопления науч­ных знаний. Так, например, умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математиче­ских познаний был еще весьма невысок.

Литература

Каким образом происходило обмирщение литературы? Произведения каких жанров говорили об усилении демократического начала? Представители каких сословий ста­новились героями этих произведений? Какие темы были важными для общества того времени?

Обмирщение было обусловлено теми изменениями, которые происходи­ли в общественной жизни страны. Распространение грамотности в среде посадских людей и появление значительного слоя образо­ванных приказных людей способствовали проникновению в лите­ратуру демократических элементов. Особенно примечательным было появление и распространение демократической сатиры. Непосредственно отражая настроения народных масс, произведения демократической сатиры разобла­чали и высмеивали несправедливость общественных порядков. Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников.

Искусство. Архитектура

Каким образом в архитектуре XVII века проявилось стремление к отказу от канонов, которых строго придерживались на протяжении столетий? С чем это связано?

Многие жанры продолжают существовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение.

Как называется этот памятник архитектуры, возведенный на территории Кремля? Кем он был возведен? Как в нем воплотились черты русского народного искусства?

Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru

Теремной дворец. Он был возведен архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым. В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества.

Приведите примеры обмирщения в церковном зодчестве.

Характерна для нового стиля названная «дивной» Успенская церковь Алексеевского монастыря, построенная в 1628 г. в Угличе и имеющая три высоких стройных шатра. Очень изящна и нарядна украшенная цветными изразцами шатровая церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, органически сливающаяся с больничными палатами.

Живопись

Что такое «парсуна»? В чем ее отличие от иконы?

Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru

Парсуна – это произведения портретной живописи XVII в., выполняемые в технике иконописи. Парсу́на — портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, а ико́на — в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

Сделайте вывод:

Какие этапы прошла древнерусская культура в своем развитии начиная с IX и до кон­ца XVII века? Какие отличительные черты присущи русской культуре на разных эта­пах ее развития? Почему в конце XVII века общество оказалось перед необходимо­стью осуществления широкого круга преобразований?

В VI-IX вв. (докиевский период) происходит экономическая, культурная и политическая консолидация полян, древлян и других восточнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов в 882 ᴦ. объединились в древнерусское государство - Киевскую Русь. IX-XII вв. (киевский период) - период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отношениям, традиционному обществу.Первый этап удельного периода (XII-XV вв.)в целом характеризуется бурным расцветом культуры. Второй этап удельного периода связан с последствиями татаро-монгольского завоевания. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания. Дальнейший этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского государства (московский период –XV-XVII вв.) Смутное время, экономический и финансовый кризисы, социальные потрясения, преобладание «старого» и влияние новых факторов, серьезность столкновения России с Европой показали, что страна нуждается в модернизации, которая, однако, не приобрела еще четких форм и выступила в XVII веке скорее как тенденция.

Русская культура XVIII века

Можно ли сказать, что русская культура XVIII века представляет собой сплав нацио­нального искусства и европеизма? Приведите аргументы, подтверждающие или опро­вергающие данный тезис. В XVIII веке характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности. Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

Материальная культура

Какие изменения произошли в первой четверти XVIII века в быту и в нравах в россий­ском обществе? Приведите примеры. В XVIII веке русский и европейский дворянин не носит меча - на боку его висит шпага. Петр I начал стричь бороды у встречавших его бояр, обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи. Давались советы, как вести себя в обществе. Проводились общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались «огненные потехи» (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогда же, с 1 января 1700 г., Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.

Образование

Какой была политика российского государства в области развития системы светского и религиозного образования в XVIII веке? Какие учебные заведения были открыты в это время? Представители каких сословий могли в них обучаться? В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц , где учились смолянки. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

Общественно-политическая мысль

Каким представляли себе развитие российского государства важнейшие политические и общественные деятели того времени: Ф. Прокопович, В. Татищев, Н. Новиков и др.?

 

Феофан Прокопович, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти—демократии, аристократии и монархии—наиболее приемлема неограниченная власть монарха. В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ. Историк Татищев во многих записях ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,— это дворянство. Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.

Какие темы и идеи были актуальными для XVIII века? Как они решались писателями и поэтами того времени: А. Кантемиром, М. Ломоносовым, Г. Державиным, Д. Фон­визиным, А. Радищевым? Кантемир был непосредственным участником политических событий, предотвративших восстановление в стране светской и церковной реакции. В борьбе против врагов просвещения он исполь зовал и средства литературы. Сатиры Кантемира передавали атмосферу борьбы пер вого послепетровского десятилетия, были полны раздумий поэта о судьбах России, отражали его стремление активно повлиять на исход борьбы нового и старого. Поэтому в их структуре особое место займет личность автора с его нетерпимостью к невежеству во всех его проявлениях, с его высокими социально-нравственными требованиями к человеку. Художественно она будет выражена различным путем. Ускорение экономического развития России — мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”. Гавриил Романович Державин писал в русле классицизма, в основе которого лежат идеи рационализма. Ярким примером является его обличительная ода "Властителям и судьям". Автор считает, что только один Бог может быть царем Земли, а остальные подчинялись его законам. Риторические обращения, восклицания призывают всех к соблюдению закона. Державин пишет, что никто не может быть счастлив о обществе, где люди забыли о долге, чести и справедливости. В России Фонвизин видел разгул реакции после крестьянского восстания 1773-1775 гг., фаворитизм, расхищение гос. Казны. Написанное им «Рассуждение»(1782-1783) явилось одним из лучших произведений русской публицистики 18 века. Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. Если рассуждения об обязанностях монарха перед подданными были в духе общих просветительских идей, то более определенно прозвучала мысль о праве подданных на насилие отвечать насилием, хотя Фонвизин и имеет в виду дворцовый переворот, способный сместить монархию. Наиболее впечатляющей является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы гос. Управления. В "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев поднимает проблему безвыходного положения народа, нищеты. Остро критикует крепостное право, рассказывает о жизни крестьян. Такой художественный метод, как сентиментализм основан на чувствах человека и, безусловно "Путешествие из Петербурга в Москву" - одно из произведений, вызывающих сильные эмоции у читателя.

Театр и музыка

Когда появился первый публичный театр в России? Кто в России содержал крепостные театры? Назовите имена актеров, служивших в них. Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756г., первоначальное название — «Русский для представлений трагедий и комедий театр». Сейчас – это Александри́нский театр (он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян — драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова.

Какие музыкальные жанры были распространены в XVIII веке? Развивались такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и особый род приветственных кантов — канты-виваты. Народная песня этого времени очень разнообразна по содержанию; кроме ранее существовавших жанров появляются новые — солдатские и рекрутские, походные и молодецкие. Иное содержание получают исторические песни, в которых рассказывается о военных победах России, деяниях Петра I, походах Суворова и т.п. В XVIII веке начинается изучение лучших образцов национального фольклора; появляются исследования, посвященные русским народным сказкам, пословицам, обрядам и песням. Однако главное место среди музыкальных жанров в XVIII веке занимала опера. Веселые спектакли оказали решающее воздействие на формирование русского оперного жанра. Мелодрама — возникший в XVIII веке в Европе жанр музыкально-театрального представления, в котором литературный текст произносился в сопровождении оркестровой музыки: он либо чередовался с музыкальными номерами, либо звучал на их фоне. Оперная увертюра была тем жанром, благодаря которому развивалась отечественная сим-фоническая музыка в XVIII веке: в недрах театра, как это было и в Европе, рождалась будущая русская симфония. Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в русской музыке XVIII века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музицирования, возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных трупп подготовили создание и расцвет русской классической музыки в XIX веке.

Искусство. Архитектура

Каким целям служила архитектура в XVIII веке? Как она воплощала идею величия Российской империи? Для русского зодчества 18 в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками. Русское зодчество — особенно петровского времени — обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. По своему идейному содержанию оно утверждало патриотические идеи величия русского государства. В середине 18 столетия разворачивается широкая дедтельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов.

Каким образом московская архитектура обнаружила свое тяготение к новым формам? Как они воплотились в будущем при создании облика новой столицы российского го­сударства? В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки.

Назовите основные черты архитектурного стиля барокко. Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона , красные, розовые, белые, голубые с желтым акцентом; линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок, в формах полуокружность, прямоугольник, овал, вертикальные линии колонн, горизонтальное членение в отделке домов; форма: сводчатая, куполообразная, прямоугольная; характерные элементы интерьера: величие и пышность в отделке квартир, массивные парадные лестницы, колонны, скульптуры, лепнина и роспись резной арнамент; окна: полуциркульные и прямоугольные; двери: арочные проёмы с колоннами, растительный декор.

Какие архитекторы создавали свои произведения в первой половине XVIII века в сти­ле барокко? Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.

Древнерусская культура IX-XVII веков - student2.ru

Какую роль в формировании облика Санкт-Петербурга

в XVIII веке сыграло творчество Ф.Б. Растрелли?

Как в его творчестве сочетались западные и русские

традиции? Постройки каких типов были им возведены?

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли — итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др. Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и стало достоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального "растреллиевского стиля" оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм "большого стиля" Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, "нарышкинское", "галицынское" барокко и, конечно же, петербургский стиль. Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой "выдумки", он не уступает никому из современников.

Что такое классицизм? Перечислите основные черты, присущие классицизму как ар­хитектурному стилю Классицизм – это направление в искусстве XVII — начала XIX в., основанное на подражании античным образцам, античной поэтике. Преобладают в нем и модные цвета: насыщенные цвета, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой; линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии, барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок ; форма: четкость и геометризм форм, статуи на крыше; элементы интерьера: сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент в отделе квартир; окна: прямоугольные , удлинённые вверх, со скромным оформлением; двери: прямоугольные, филенчатые, с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах, со львами , сфинксами, статуями.

Кто из архитекторов второй половины XVIII века создает памятники архитектуры в стиле классицизма? Крупнейшие мастера раннего классицизма – А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот.

Кто их архитекторов XVIII века попытался возродить готический стиль в России? Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Скульптура

Как взаимодействуют в барокко скульптура и архитектура? Приведите примеры тако­го взаимодействия. В течение всего XVII в. творцы стремятся извлечь из сочетания трех искусств — архитектуры, живописи, скульптуры — линейные, цветовые и световые эффекты, представляя в трех измерениях то, что до сих пор считалось подвластным лишь фантазии художника. В Риме Бернини первым приступил к систематическому изучению приемов, позволяющих создавать истинные «картины» в полном соответствии с натурой и в рельефном исполнении. В церкви Сант Андреа ин Квиринале архитектура интерьера похожа на сценическую площадку, где фигура святого над карнизом взмывает к центру купола. В церкви Санта-Мария делла Витториа видение святой Терезы материализуется, а в апсиде собора святого Петра пронизанный светом золотой и бронзовый ковчег кафедры словно бы возносится па глазах у верующих. Стремление выйти за пределы реальной архитектуры посредством живописной иллюзии восходит к давним временам. Ок. 1470 г. Мантенья уже задумывал для Комнаты новобрачных во дворце герцогов Мантуанских интерьер, создающий подлинно иллюзионистский эффект. В эпоху Ренессанса Перуцци, Джулио Ромаио, Корреджо продолжают экспериментировать, делая в стенах, потолках и куполах отверстия, которые выходили на фантастические пейзажи, бегущие облака или ложные архитектурные сооружения. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

Какую роль в развитии скульптуры XVIII века сыграли западноевропейские мастера? Когда происходит расцвет русской скульптурной школы? С именами каких русских скульпторов он связан? Многие выдающиеся русские и иностранные зодчие
трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и
величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими
странами. Приглашаемые на русскую службу
иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и
были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения
профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в
Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во
Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Во 2-й половине XVIII в. наблюдается расцвет светской скульптуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента. Появилась русская самостоятельная скульптурная школа. Выросла целая плеяда ярких индивидуальностей, объединенных едиными творческими принципами, центром созидательного интереса которых являлась глубина человеческой личности, ее богатый внутренний мир, характер, многогранность индивидуальности. Среди них Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин.

Живопись

Назовите жанры и стили изобразительного искусства, получившие свое развитие в XVIII веке. Главенствующими стилями того времени являлись: барокко, которое впоследствии перешло в рококо, классицизм и реализм.

Какие типы портретов создавали художники в это время? Почему они были актуаль­ны? Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок и аксессуаров, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям». Возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры — самостоятельной ветвью портретного жанра.

Назовите наиболее известных художников XVIII века и их работы. Как эволюциони­ровал портретный жанр на протяжении XVIII века? К числу известнейших картин Оноре Фрагонара принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль», «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы», «Молодой гитарист»; «Молодая читательница»; «Вдохновение» и «Задвижка»; «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой»; «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки». У Симеона Шардена: «Девочка с воланом», «Молитва перед обедом», «Мыльные пузыри», «Натюрморт с атрибутами искусства». У Рубенса: «Похищение Ганимеда» (подражание Корреджо), «Четыре философа», «Похищение дочерей Левкиппа», «Коронация Марии Медичи», «Успение Пресвятой Девы Марии». У Караваджо: «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Кающаяся Мария Магдалина», «Принесение в жертву Исаака», «Св. Матфей и ангел», «Амур-победитель», «Взятие Христа под стражу», «Се Человек». Тропинин Василий - русский художник, который прославился после того, как написал портрет А.С. Пушкина и др.
Живопись XVIII в. утвердила два стереотипа портрета. Один из них, опиравшийся на разработанный жанровый ритуал, выделял в человеке государственную, торжественно-высокую сущность. Дальнейшее развитие портретной живописи приводит к росту внимания к психологической характеристике и к тому, что бытовые, домашние аксессуары вытесняют официально-парадные.

Сделайте вывод: Какой путь прошли в своем развитии культура и искусство XVIII века? В чем его значение? В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Разрозненные знания по различным отраслям начали превращаться в науку. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. Отличительные черты культуры XVIII в.— светскость, рационалистическое мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливаются гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. В русском искусстве первой половины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине — классицизм. В конце XVIII в. культ разума сменился культом чувств. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Рабочая тетрадь

для студентов всех направлений

очной формы обучения

Студенты: Гольтваниченко Вероника, Тузова Елизавета

Группа: Мен-1505

Древнерусская культура IX-XVII веков

К источникам, позволяющим сделать умозаключения о культуре Древней Руси, отно­сятся летописи, археологические раскопки

Данные этих источников позволяют судить о таких видах и формах культуры древнерусского народа, как архитектуре, фольклоре, изобразительном искусстве.

Наши рекомендации