Отклонения в положение с монтированных конструкций сборных мостов не должны превышать допусков, указанных в проекте сооружения или СНиП.
Отклонения, превышающие допуски, нужно устранять до окончательного закрепления и полного омоноличивания сборной конструкции.
Строительство опор.
Основными видами при сооружении монолитных опор являются:
Устройство опалубки, укладка бетонной смеси и последующий уход за бетоном. Опалубку обычно делают деревянной. При небольшом числе однотипных опор, а также для опор сложной конфигурации применяют стационарную опалубку, состоящую из дощатой обшивки и каркаса. Для опор с криволинейным очертанием доски обшивки располагают вертикально. С целью обеспечения непроницаемости цементного раствора доски сплачивают в четверть или обшивают изнутри фанерой. Каркас делают из брусьев. Между противоположными сторонами опалубки ставят распорки и стяжки из металлических стержней. Обшивку криволинейных поверхностей укрепляют кружальными ребрами, изготовляемыми из двух или трех слоев досок, скрепленных гвоздями.
Щитовая опалубка состоит из деревянных щитов высотой 1,5-2 м и длиной 2-4 м. Обшивку щитов укрепляют системой горизонтальных и вертикальных ребер. Между собой щиты соединяют болтовыми стяжками. Щиты переставляют в процессе бетонирования опоры, после набора бетоном достаточной прочности.
В опалубку смесь подают кранами, подъемниками и другими средствами. Сбрасывать бетонную смесь с высоты более 3 м запрещается. В этом случае смесь подают к месту укладки по трубам.
Бетонную смесь укладывают слоями толщиной 15-30 см и тщательно вибрируют внутренними или площадочными вибраторами.
Качественная, плотная бетонная кладка достигается при укладке последующего слоя до начала схватывания предыдущего.
При среднесуточной температуре ниже +5°С бетонирование ведут с учетом зимних условий ведения работ. Основное требование зимнего бетонирования – недопущение замораживания бетона до достижения им 70% проектной прочности. В зимних условиях воду, а иногда и заполнители подогревают с таким расчетом, чтобы температура бетонной смеси к моменту укладки была не нижу 15-20°С. В ряде случаев может отказаться целесообразным применение утепленной опалубки или тепляков, например, из пневмоконструкций.
Монтаж пролетных строений.
Для монтажа железобетонных пролетных строений многопролетных мостов используется консольно-шлюзовой кран КШК-33 . Разработан Киевским отделом Гипростроймоста в 1969 году, предназначен для установки балок пролетных строений длиной до 33м автодорожных мостов. Кран сборно-разборный. Главная ферма, имеющая сечение 2х2,6 м, общей длиной 60,2 м разъединяется по длине на монтажные блоки. Кран состоит из следующих основных частей : передней опоры, главной фермы, грузовых тележек, средней опоры, задней опоры, устройства для прикрепления противовеса.
Асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью - не ниже 10 °С. Толщина устраиваемого слоя асфальтобетона над прослойкой из геосинтетических материалов должна быть не менее 5 см. Укладку асфальтобетонных смесей следует проводить асфальтоукладчиком, оборудованным автоматической системой обеспечения заданных высотных отметок и уклона. Укладку следует проводить, как правило, на всю ширину.
Барьерное ограждение собирается вручную по техническим указаниям заводов изготовителей.При установке на мостах и путепроводах металлических огражденийнеобходимо применять конструкции с шагом стоек 2 м. Ограждения на мостах, путепроводах и эстакадах следуетустанавливать от края проезжей части на расстоянии, равном ширинепредохранительной полосы, но не менее 1 м
Для объединения элементов ограждения в секции и крепления отдельных элементов применяются следующие соединения:
- клеевые;
- механические (болтовые, штифтовые, заклепочные);
- клеемеханические.
Наиболее распространенным методом соединения элементов конструкций из композиционных материалов является сбалчивание. Гайки и болты применяют стандартные, но шайбы желательно использовать с наружным диаметром больше обычных, чтобы уменьшить местные напряжения сжатия. Рекомендуется плотная посадка болта в отверстии, так как это значительно снижает местные напряжения в конструкции. Перильное ограждение на мостовых сооружениях и лестничных сходах должно устанавливаться цельными секциями с минимумом узлов крепления или стыковки монтажных элементов. В железобетонных элементах тротуаров должны устанавливаться закладные элементы, например, из композиционных материалов, замкнутого или сплошного сечения для крепления к ним секций ограждения с помощью механического соединения.
"Торма-Джойнт BJ" (Thorma Joint BJ), предназначен для применения в мостовых сооружениях на автомобильных дорогах при горизонтальных расчетных перемещениях концевых участков пролетных строений до 40 мм (в индивидуальных случаях возможно применение и для больших перемещений).
Конструкция "Торма-Джойнт BJ" представляет собой деформационный шов закрытого типа, устроенный по горячей технологии из смеси полимерно-битумной мастики и минерального заполнителя (кубовидного одно-фракционного щебня). Устройство данного деформационного шва осуществляется по технологии патентообладателя фирмы Prismo (Англия) с использованием, в качестве полимерно-битумной мастики, высококачественного импортного материала BJ-200 или BJ Super EX.
Конструкцию шва применяют в мостах, расположенных на прямых и косых пересечениях (угол до 60°) в климатических районах со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 по СНиП 23-01-99 не ниже минус 50° С.
Деформационный шов "Торма-Джойнт BJ" (Thorma Joint BJ), предназначен для применения в мостовых сооружениях на автомобильных дорогах при горизонтальных расчетных перемещениях концевых участков пролетных строений до 40мм. Данный тип швов обеспечивает непрерывность асфальтобетонного покрытия без трещин, водонепроницаемость и плавность проезда.
Сопряжение моста с насыпью.
В конструкцию сопряжений входит часть земляного полотна за береговой опорой моста (отсыпаемая из дренирующего грунта), заканчивающаяся объемлющим опору конусом. Дорожное покрытие в этом месте устраивают в виде переходных плит.
В зависимости от материала покрытия подходов применяют три типа переходных плит: при цементобетонном покрытии - поверхностные плиты при асфальтобетонном - полузаглубленные и заглубленные.
Полузаглубленные плиты применяют при асфальтобетонных покрытиях, устраиваемых на жестком и полужестком основаниях. К жесткому относится цементобетонное основание; к полужесткому - основания из каменных материалов, укрепленных цементом, гранулированным доменным шлаком, молотым шлаком, золой уноса и др.
Заглубленные плиты укладывают при асфальтобетонных покрытиях, устраиваемых на нежестких основаниях: основания из битумоминеральных материалов, из слабых каменных материалов или щебня из шлака, обработанных жидким битумом, из каменных материалов или щебня из шлака с розливом битума или обработанных битумом методом пропитки.
Глубину укладки от поверхности покрытия до верха переходной плиты у опирания ее на шкафную стенку и на конце плиты
Библиографический список
1. СП 35.13330.2011 Мосты и трубы.
2. Лисов В.М. Мосты и трубы: Учеб пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ. 1995. 328с.
3. В.М. Лисов. Мосты и трубы. Воронеж, изд-во ВГУ, 1995
4. В.А. Дементьев, В.А. Журавлев, В.Г. Еремин, проектирование и расчет ж/б мостов с предварительно напряженной арматурой: методическое указание к выполнению курсового проекта. Воронеж, 2001.
5. ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования.Нормативные нагрузки. Расчетные схемы загружения.
6. ГОСТ-Р 52748-2007 Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения.
7. ГОСТ Р СПДС 21.1101-2013. Основные требования к проектной и рабочей документации.
8. ГОСТ Р СПДС 21.501-2011. Правила выполнения рабочей документации . Архитектурных и конструктивных решений.
9. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД Форматы
10. ГОСТ 2.302-68 ЕСКД Масштабы
11. ГОСТ 2.303-68 ЕСКД Линии
12. ГОСТ 2.305-2008 . Изображения- виды, разрезы, сечения.