Положение закрепительных центров продольной оси моста дается в пикетаже трассы, а высотные отметки –в системе отметок, принятых в проекте строящейся дороги.
Геодезические и разбивочные работы, обеспечивающие проектное положение и размеры, как всего сооружения, так и отдельных его частей, ведутся в течение всего периода строительства моста.
При разбивке опор центры опор переносят на местность непосредственным измерением расстояний между знаками, закрепляющими ось сооружения, и центрами опор, привязанными в карте к пикетажу дороги.
Разбивка осей опор больших мостов необходимо при постройке этих сооружений на широких и глубоких реках в теплое время года, когда невозможно непосредственными измерениями определить расстояние между исходными пунктами и разбить оси опор. В этом случае прибегают параллактическому или триангуляционному способам. С этой целью создают на берегах геодезическую опорную сеть, представляющую собой в плане систему треугольников и четырехугольников, измеренных с высокой точности по своим линейным и угловым размерам. Разбивки выполняют, привязываясь к пунктам геодезической опорной сети, имеющей координаты в абсолютной или условной системе.
В триангуляционную сеть включают не менее 2-ух исходных точек, закрепляющих ось моста и расположенных на каждом берегу. Основой триангуляционной сети служит базисы, которые рекомендуются разбивать на ровном месте, свободным от строек и допускающем точное измерение и беспрепятственное визирование. Конечные точки базисов нужно размещать на не затопляемых местах и прочно закреплять. Разбивку центров опор выполняют угловыми засечками не менее чем из 2-ух точек базиса с пересечением засечек в створе оси моста. Для повышения точности разбивки углы в треугольниках между направлением засечек и оси моста должны быть не менее 25* и не более 150*.
Направления засечек рекомендуется закреплять на берегах выносными створными знаками. Измеренные стальные лентами размеры базисов и теодолитами- параллактические углы позволяют аналитическим способом как проверить расстояние между пунктами, расположенными на обоих берегах, так и везти последующие определение положение точек осей опор и других их элементов в процессе постройки.
Расстояния между конечными точками моста и между центрами опор, определенные с помощью триангуляции, рекомендуется при возможности проверять непосредственными промерами.
В зависимости от местных условий и размеров моста разбивка может быть дана методом многоугольника от линий тангенсов, от стягивающей хорды или полярным способом.
Пункты мостовой триангуляционной сети закрепляют постоянными знаками.
Для высотных разбивок возле оси моста устанавливают реперы, абсолютные отметки которых определяют геодезическим нивелированием в той системе, в которой получены отметки точек трассы.
При возведении опор, установив положение оси моста и центров опор, закрепляют продольные и поперечные их оси. На суше оси опор закрепляют кольями, сваями или столбами с 4-ех сторон опоры. Расположение различных вспомогательных и основных конструкций, применяемых при сооружении опор на реках точно определяют с помощью теодолитов.
При сооружении фундаментов в открытых котлованах размеры ограждений и отдельных элементов фундаментов выносят за пределы опор и закрепляют кольями. Оси и все размеры на обносках отмечают гвоздями. Протягивая между гвоздями шнуры в 2-ух направлениях, на пересечении их получают необходимые точки пересечения грани кладки, центра свай и т.д. Высотные расстояния – отметки дна котлована, уступы и обрезы фундамента – переносят нивелированием от вспомогательных реперов и вертикальными промерной рулеткой. При разбивке свайных ростверков с наклонными сваями или оболочками должен быть установлен определенный уровень, на котором будут закреплены их центры, т.к. положение этих центров меняется по высоте. При отсутствии воды положение каждой сваи или оболочки опоры закрепляют деревянными колышками на дне котлована или на поверхности земли.
Более точное положение свай (оболочек) достигается при забивке через направляющие каркасы. Плавающий каркас устанавливают с помощью засечек угломерным инструментом в проектное положение и закрепляют анкерными сваями (оболочками). После этого забивают остальные сваи (оболочки) через клетки каркаса.
Правильность погружения контролируют с помощью разметок краской на боковой грани. Наблюдая в теодолит за положением вертикальных осевых линий этих разметок, определяют смещения погружаемой конструкции в плане и наклоны ее в двух вертикальных плоскостях. По горизонтальным разметкам, нанесенным по высоте колодца или оболочки, регистрируют глубину погружения и определяют отметки заложения подошвы фундамента.
После возведения фундамента на его обрезе вторично разбивают оси опор и намечают контур надфундаментной частью. В процессе возведения надфундаментной части ее геометрические формы проверяют переносом осей и граней по отвесу на обрез фундамента или визированием теодолитом из точек, закрепляющих оси опоры. На обрезе фундамента, подферменной площадки и в других характерных уровнях наносят несмываемой краской временные строительные репера.
Для проверки монтажа пролетного строения, в первую очередь, на подферменных площадках опор наносят оси опорных и их высотные отметки. Далее в процессе монтажа пролетного строения проверяют положение в плане его оси и осей элементов, отклонения их от вертикальных плоскостей, отметки элементов и т.д.
Вертикальность положения плоскостей ферм и главных балок проверяют отвесом. Отклонение узлов ферм и поясов от вертикальной плоскости устанавливают теодолитом или отвесов. При сооружение монолитных железобетонных пролетных строений проверяют так же правильность установки и размеров опалубки, подмостей и кружал, положения арматуры и т.п.