Ранняя английская готика: три стиля
Линкольн и Северная Англия
Одним из первых крупных храмов, возведенных вслед за собором в Кентербери, стал собор в Линкольне, реконструированный после землетрясения 1192 года. Как и в Кентербери, в проект этого здания были включены два трансепта, деамбулаторий (первоначально - с отделенной центральной капеллой), трехъярусный профиль и - первоначально - шестилопастные своды. Однако каждый из этих элементов был усовершенствован. Мастер-каменщик, работавший в Линкольне, явно стремился использовать все доступные архитектурные формы, при этом не повторяясь. В результате собор стал своего рода испытательным полигоном, более всего обогатившим английскую готику. Многим последующим поколениям архитекторов предстояло черпать идеи из представленного здесь широчайшего репертуара форм.
Особенно своеобразной стала первая по времени создания часть этого храма - хор, получивший имя в честь своего заказчика, епископа Хью из Авалона. Спроектирован этот хор был около 1210 года мастером-каменщиком по имени Джеффри (в качестве места его рождения указан населенный пункт Нуайе; не вполне ясно, какому государству он принадлежал, - Англии или Франции). В целом новое здание собора оказалось - как снаружи, так и внутри - более пышным и разнообразным, чем в Кентербери, и преподнесло прихожанам такие сюрпризы, как, например, пилястры с капителями, украшенными краббами. Но самыми важными новшествами линкольнского хора, благодаря которым он главным образом и прославился, стали синкопированная двухслойная глухая аркада и так называемые “безумные своды”. Количество лопастей в сводах хора Джеффри увеличил с шести (как было в Кентербери) до восьми. При этом каждый свод был разделен несимметрично: диагональные нервюры, расположенные друг напротив друга, расщеплены вдоль и сходятся в точках, находящихся к востоку и к западу от центра пролета. В результате образуется вытянутый ромб, простирающийся по диагонали от одного угла пролета к другому. Другие две противолежащие нервюры изгибаются так, что приходят в те же точки пересечения, формируя У-образную фигуру. Через центры всех сводов проходит параллельно стенам еще одно ребро, объединяющее своды в непрерывную последовательность. Это сложное сооружение стало первым масштабным и богато декорированным нервюрным сводом английской готической архитектуры. Оно служит наглядным свидетельством отважного экспериментаторского духа, присущего его создателю. Хронист того времени сравнивал этот свод с крыльями птицы.
В проекте центрального нефа собора Линкольна другой, не менее одаренный архитектор подытожил новаторские достижения своего предшественника. Опорные столбы здесь отстоят друг от друга довольно далеко. Использованы две формы пилястров из пурбекского мрамора: первые два опорных столба окружены пилястрами одного типа, следующие два - другого и так далее. Вообще декор нефа отличается высочайшим мастерством. Капители и консоли украшены английским “жестким” растительным орнаментом, в котором переплетены стилизованные бутоны, а листья и цветки словно бы клонятся под ветром. И здесь обращает на себя внимание структура сводов. Через все своды параллельно стенам нефа тянется продольное ребро. От каждой пяты свода веером поднимаются кверху семь нервюр, которые смыкаются с противолежащими нервюрами на продольном ребре. “Безумные” идеи хора Сент-Хью обрели в центральном нефе систематичное воплощение, еще более яркое, чем в хоре. Кроме поперечных и диагональных, здесь использованы дополнительные нервюры - так называемые тьерсероны, или тройные нервюры. Среднее ребро тьерсерона соединяется с укороченными парами поперечных нервюр, так что образуется звездообразная фигура. Этот первый в Европе звездчатый нервюрный свод был завершен, по-видимому, к 1237 - 1239 годам. Правда, при взгляде на весь потолок, а не на отдельный свод, звездчатый орнамент различим не слишком отчетливо. Зато границы пролетов как бы исчезают, и ребра, идущие от стен к центру свода, образуют крупномасштабный, четкий узор.
Непосредственное заимствование идей, впервые воплощенных в архитектуре собора в Линкольне, происходило в Северной Англии, где на рубеже 12 - 13 веков имел место настоящий строительный бум. На сравнительно короткое время здесь возникло множество новых соборов, коллегиальных и монастырских церквей. Реконструкция хоров превратилась в настоящее соревнование между зодчими. Красочные пилястры типа en-delit использовались в готической архитектуре Северной Англии довольно редко, так как достать здесь пурбекский мрамор, добывавшийся на южном побережье, было нелегко. Опорные столбы, как правило, имели форму пучков колонн. Заказчики нередко обходились без каменных сводов, довольствуясь деревянными потолками. Зато здесь уделяли особое внимание восточным фасадам и фасадам трансептов. Поскольку стены центрального нефа имели равную высоту по всей протяженности вплоть до восточной стены, то в Северной Англии появилось множество построек с весьма впечатляющими, устремленными ввысь плоскими восточными фасадами. На таких фасадах размещали один над другим несколько рядов высоких ланцетовидных окон - как, например, в бенедиктинском аббатстве в Уитби. При этом высота нижнего ряда окон соответствовала высоте аркады центрального нефа; высота среднего ряда равнялась совокупной высоте аркады и верхних окон центрального нефа; верхний же ряд окон восточного фасада служил украшением фронтона. Лучшим образцом североанглийских конструкций такого типа считается фасад северного трансепта кафедрального собора в Йорке, возведенного около 1234 - 1251 годов. Над глухой аркадой здесь поднимаются пять необыкновенно высоких и узких ланцетовидных окон, занимающих почти всю площадь стены; это и есть знаменитые “Пять сестер”.
Солсбери и Южная Англия
На юге Англии в конце 12 - начале 13 столетий под влиянием реконструкции собора в Кентербери приступили к воплощению нескольких достойных внимания архитектурных проектов. В частности, была проведена реконструкция соборов в Рочестере и Чичестере, а к собору в Винчестере пристроили ретрохор. Однако наиболее важной постройкой в стиле ранней английской готики стал собор в Солсбери, о котором выше уже шла речь. Солсберийский собор - единственный крупный образец английской готики, строившийся по заранее разработанному единому архитектурному плану и являвшийся не реконструкцией старого здания, а совершенно новым сооружением. Старому собору Солсбери приходилось ютиться рядом с королевским замком на довольно ограниченной площадке на вершине холма. А новое здание можно было выстроить в долине, в буквальном смысле среди чистого поля. По-видимому, с самого начала зодчий нового собора решил противопоставить свое творение роскошному собору в Линкольне с его дерзким новаторством. В результате собор в Солсбери характеризуется чрезвычайной упорядоченностью и простотой. Границы между отдельными частями интерьера, различающимися в плане литургической значимости, почти незаметны. Правда, в хоре формы опор неодинаковы и каждый опорный столб окружен восемью пилястрами, а в центральном нефе все опорные столбы единообразны и к каждому из них примыкает только четыре мраморных пилястра. То, насколько ограничен репертуар форм в Солсбери, особенно заметно при взгляде на свод: в отличие от Линкольна здесь использованы традиционные четырехлопастные нервюрные своды. Оконные стекла первоначально были расписаны в технике гризайль, что дополнительно усиливало впечатление сдержанности, которое производит здание собора в целом. Самый изысканный элемент этого строения - капелла Святой Троицы, расположенная в восточной части собора. Это ярко освещенное помещение со сводом, опирающимся на тонкие мраморные колонны.
В первой половине 13 века подобная простота стала характерной чертой целой группы построек, воздвигнутых на юге Англии. В качестве примеров можно назвать хор церкви тамплиеров в Лондоне и хор монастырской церкви в Саутварке (Лондон), а также часовни епископских дворцов в Кентербери и Лэмбете (Лондон). Их отличают тонкие, опорные столбы, большие окна и тяга к открытым пространствам зального типа. Заказчики этих зданий принадлежали к влиятельному окружению архиепископа Кентерберийского Стивена Лэнгтона, который сыграл важную роль в проведении церковной реформы. Один из священников этого круга, Ричард Пур, став епископом Солсбери (1217 - 1228), ввел новую форму литургии, которая благодаря своей ясности и практичности быстро привилась во многих английских церквях. Та же тяга к четкости и порядку отразилась в архитектуре группы построек, создатели которых ориентировались на собор в Солсбери.
Уэлс и Западная Англия
Развитие архитектуры на западе Англии пошло совершенно иным путем. Уже около 1175 года здесь начал складываться оригинальный архитектурный стиль. Это можно заметить, в частности, на примере западных пролетов центрального нефа в соборе Вустера. И хотя в храмах этого стиля мы не обнаружим пышного декора с мраморными пилястрами или пилястрами типа en-delit, все же проекты их отличаются особым изяществом и тонкой нюансировкой деталей.
Подлинным шедевром готической архитектуры Западной Англии стал собор в Уэлсе, строительство которого началось около 1180 года. Четко очерченные, но изящные контуры арок и опор особенно выделяются на фоне простых, гладких стен. Единообразные опорные столбы в центральном нефе плотно окружены тонкими пилястрами, сгруппированными по три в пучке; на каждый такой пучок опирается один из слоев ступенчатой в профиле аркадной арки. Ярусы четко отделены друг от друга горизонтальными поясками. Средний ярус далеко не столь глубок, как в более ранних образцах английской готики, и единообразная последовательность узких арок свидетельствует о том, что эта галерея создана по модели французского трифория. Верхние окна центрального нефа расположены необычно высоко и смещены по горизонтали относительно арок нижнего и среднего ярусов. Круто уходящий вверх нервюрный свод покоится на невысоких опорах, практически не нарушающих горизонтального членения стены. Такое разнообразие архитектурных решений поистине впечатляет, и проявилось оно не только в богатом репертуаре форм, но и в пышном, чрезвычайно изысканном декоре капителей с “жестким” лиственным орнаментом, включающим всевозможные фигурки людей и животных.
После пожара 1184 года возникла необходимость реконструировать монастырскую церковь аббатства Гластонбери, расположенного неподалеку от Уэлса. В 12 веке Уэлс, Гластонбери и Бат соперничали друг с другом за господство над всем регионом и за право превратиться в епископскую резиденцию (в 13 веке этот спор решился в пользу Уэлса). Соперничество между канониками Уэлса и гластонберийскими монахами отразилось и в архитектуре. Если в Уэлсе возникла новая стилистическая разновидность готики, то в Гластонбери была предпринята осторожная попытка модернизировать старый стиль. И это вполне понятно с точки зрения исторического прошлого: Гластонбери было одним из самых древних и самых богатых аббатств Англии. Легенда гласит, что гластонберийская часовня Богоматери - так называемая vetusta ecclesia (“старая церковь”) была основана самим Иосифом Аримафейским. И в свете состязания с основанным совсем недавно собором Уэлса монахи стремились подчеркнуть эти почтенные традиции в архитектуре.
Самой величественной постройкой Гластонбери должна была остаться часовня Богоматери - средоточие и главная достопримечательность аббатства. Это маленькое, прямоугольное в плане здание по всему периметру внутри и снаружи украшено арками с фиалами, а также зигзагообразными узорами и розетками. В результате реконструкции в часовне появились настенные росписи и витражи. Но несмотря на эту тягу к позднероманскому декору и на пристрастие к полукруглым аркам, автор проекта также использовал готические новшества: например, пилястры типа en-delit из голубоватого, похожего на мрамор, камня (до наших дней почти не сохранились), капители во французском стиле, украшенные “жестким” лиственным орнаментом, треугольные вимперги над порталами и нервюрные своды.
Таким образом, Гластонбери с его попыткой примирить старое и новое и Уэлс с подчеркнутой новизной его архитектуры воплотили в себе две принципиально противоположные концепции храмового зодчества. Но при этом они расположились всего в десяти километрах друг от друга и были воздвигнуты практически одновременно, а кроме того, материалы, использованные при строительстве обоих зданий, поступали из одной и той же каменоломни. Это - красноречивое свидетельство того, насколько четко и последовательно умели средневековые заказчики и мастера-каменщики проводить формальное разграничение между различными стилями.
Образцом еще одного стиля, отличного как от гластонберийского, так и от уэлского, служит собор в Вустере, где в 1224 году начали возводить новый хор. Незадолго до этого на долю Вустера выпала большая честь. Мало того, что в нем уже достаточно давно хранились останки англосаксонского епископа Вульфстана, который был канонизирован папой в 1203 году; в 1216 году здесь к тому же был погребен, в согласии с его собственным пожеланием, король Иоанн. Возникла необходимость подчеркнуть новый статус этого собора архитектурными средствами.
Западноанглийский готический стиль ярко проявился здесь только во внешнем виде здания и в конструкции боковых нефов. В остальных же элементах собора воплотился пышный и красочный стиль ранней английской готики - вернее, его новая разновидность, объединившая в гармоничном равновесии структурную простоту Солсбери с декоративным великолепием Линкольна. Отличным примером этого стиля служит трифорий с арками нового типа. Однако структура хора как единого целого с высокой восточной стеной и монументальными группами ланцетовидных окон во внешних стенах ориентирована на североанглийские образцы. Объединение в архитектуре собора стилистических элементов, характерных для различных регионов страны, несомненно, объясняется стремлением заказчиков утвердить роль Вустера как королевской усыпальницы.
Уникальная особенность ранней английской готики: растянутый фасад
Английская готика пошла особым путем и в разработке западных фасадов. Столь распространенные в архитектуре Франции фасады, увенчанные двумя башнями, в Англии встречаются довольно редко. Значительно чаще строители английских соборов и монастырских церквей довольствовались простым плоским фасадом либо соперничали между собой за большую эффектность и выразительность так называемых растянутых фасадов.
Такой фасад связан с расположенным за ним входом в центральный неф лишь условно. Он тянется вдоль всей западной оконечности здания, а башни либо пристроены к нему по бокам, либо установлены над нефами за плоскостью фасада, как бы отступая вглубь. Порталы западных фасадов не играли сколько-нибудь заметной роли в английской архитектуре. В отличие от французских порталов они занимали весьма скромное место в нижнем ярусе фасада и не украшались скульптурным декором. Одна из причин такого пренебрежения к порталу связана с тем, что еще со времен англосаксонского господства главный вход в типичную английскую церковь располагался с боковой стороны, чаще всего - с севера. Северные порталы по традиции оснащались богато украшенными навесами (возможно, служившими защитой от ненастной английской погоды).
Самый впечатляющий из английских растянутых фасадов - западный фасад собора в Уэлсе. К моменту освящения собора в 1239 году строительство фасада еще не завершилось. Башни здесь возвышаются по бокам от центрального нефа; резко выступающие вперед контрфорсы создают ритмичное вертикальное членение стены фасада. По горизонтали тянутся в несколько рядов глухие аркады. Примечательная черта этого фасада - обильный скульптурный декор: пазухи арок украшены рельефами, контрфорсы - статуями святых в натуральную величину, и над всем сооружением доминирует статуя Христа, вершащего Страшный Суд. В этой гигантской скульптурной композиции перед нами разворачивается вся священная история вплоть до Судного Дня. В дни важных религиозных праздников, когда устраивались торжественные шествия, западный фасад собора в Уэлсе использовался также в литургических целях. В замаскированных стенных коридорах размещались певцы и музыканты, и весь фасад превращался в пронизанный божественной музыкой образ Небесного Иерусалима.
Растянутый готический фасад, украсивший западный трансепт собора в Питерборо, представляет собой сложную конструкцию с гигантскими арочными проемами. Проект его основан на романском фасаде с монументальными нишами порталов и на структуре римской триумфальной арки. Порталы символизируют врата Царствия Небесного: они ведут в храм как в место вечного спасения. За гигантскими арками возвышаются башни; статуями здесь украшены только щипцы, венчающие арки.
Вестминстерское аббатство: заимствование идей из Франции по заказу короля
Вестминстерское аббатство в Лондоне занимает особое место в истории английской средневековой архитектуры. Реконструкция его главной церкви началась в 1245 году по инициативе одного-единственного заказчика – короля Генриха 3. Он почти полностью профинансировал строительные работы из собственного кармана. Предок Генриха Эдуард Исповедник (1042 – 1066) был похоронен в романской церкви. В 1161 году его канонизировали, но культ его стал популярен только при Генрихе 3, который пытался укрепить позиции английской монархии в свете соперничества с могущественной Францией. Эдуард Исповедник стал главным козырем в этой игре, ибо французские короли все еще не могли похвастаться наличием канонизированного святого в своей родословной.
Таким образом, реконструкция усыпальницы Эдуарда оказалась важной составной частью политических планов, нацеленных на повышение престижа английского королевского дома. Новое здание главной церкви Вестминстерского аббатства должно было стать не только одной из самых великолепных церквей христианского мира, но и – что гораздо важнее – с честью выдержать сравнение с великими соборами Франции. И в результате Вестминстерское аббатство превратилось в самое близкое к французским образцам произведение английского храмового зодчества.
Разработку проекта король поручил архитектору по имени Генри из Рейнса. И снова имя зодчего приводит историков искусства в недоумение: имеется ли в виду английское селение Рейнс или город Реймс в Иль-де-Франсе? Может быть, Генри был англичанином, обучавшимся в организации французских каменщиков в Реймсе? Или же он, как и Вильям из Санса, был французом, сменившим французское имя “Анри” на английское “Генри” и приспособившимся к английским строительным методикам? Ответов на эти вопросы мы не знаем. Вопреки всевозможным ограничениям, связанным с местными традициями, мастер-каменщик Генри создал многоугольный хор во французском стиле (апсида которого охватывала пять сторон восьмиугольника), деамбулаторий с венцом капелл и трансепт с боковыми нефами. Профиль центрального нефа с устремленной ввысь аркадой, неглубоким средним ярусом и высоко расположенными верхними окнами также ориентирован на французские модели.
Самая поразительная особенность хора Вестминстерского аббатства – это его невероятная высота. Ни один английский храм до тех пор не достигал 32 м в высоту; высота же собора в Реймсе равнялась 38 м. Кроме того, в Вестминстере появились элементы, прежде никогда не встречавшиеся в английской готике: галерею украсила ажурная каменная работа, а верхний ярус центрального нефа лишился стенного коридора – теперь стена здесь стала тонкой. На фасадах трансептов появились большие окна-розы, пазухи которых также были украшены ажурной каменной работой. А стены высокого центрального нефа стали опираться на систему аркбутанов.
Главной французской моделью для Вестминстера послужил, как можно предположить в связи с именем зодчего, собор Реймса, несмотря на то что в середине 13 века воплощенные в нем архитектурные достижения уже были превзойдены новшествами “лучистого” стиля. Но Генриха 3 интересовали не столько инновации, сколько политическая роль аббатства: именно в Реймсе короновали французских монархов, а Вестминстеру предстояло выполнять ту же функцию в Англии.
Впрочем, мастер-каменщик Генри был знаком и с новейшими достижениями амьенских и парижских зодчих. В Париже на него и на заказчика Вестминстера самое яркое впечатление произвела Сент-Шапель, которую французский король Людовик 9 (1226 – 1270), позднее получивший известность под именем Людовика Святого, построил специально для хранения священной реликвии – тернового венца Иисуса Христа. Неудивительно, что в галерее Вестминстерского аббатства мы встречаем характерные окна с ажурным декором в форме треугольников со скругленными углами – точно такие же, как в нижней капелле Сент-Шапель. Английских строителей вдохновил, по-видимому, и богатый декор интерьера Сент-Шапель, поскольку всю поверхность стен Вестминстера они украсили миниатюрными резными розетками с позолотой и росписью. Кроме того, повсюду, где только было возможно, они использовали скульптурный декор: и на консолях, и в пазухах глухих аркад, и на северной и южной стенах трансепта. Главная церковь Вестминстерского аббатства стала одним из самых великолепных в декоративном отношении средневековых зданий. По сути, вся она представляла собой гигантский реликварий, вмещающий раку с останками Эдуарда Исповедника.
Несмотря на тесные связи церкви Вестминстерского аббатства с французской готической архитектурой, это здание, равно как и реконструированный несколько ранее собор Кентербери, остается прежде всего, шедевром типично английского зодчества. Все заимствованные из французской готики элементы адаптировались к английским традициям. Например, средний ярус центрального нефа представляет собой не трифорий, характерный для собора в стиле французской классической готики, а обычную для Англии галерею. Встречаем мы здесь и типичную англо-нормандскую двухслойную стену: проемы, ведущие в галерею, украшены двойным слоем ажурной каменной кладки. Опорные столбы аркадных арок следуют образцу французских piliers cantonne, однако высечены из пурбекского мрамора; как и столбы в центральном нефе собора Солсбери, они окружены пилястрами типа en-delit.
Подобное смешение английской готики с французской превращает церковь Вестминстерского аббатства в чрезвычайно эклектичное сооружение, и объяснить этот факт можно только особой целью, которую ставил перед собой августейший заказчик строительных работ. По мере продвижения работ чисто английские тенденции становились все более отчетливыми. В 1253 году на смену Генри из Рейнса пришел мастер-каменщик Джон из Глостера, а в 1260 году его сменил Роберт из Беверли. При них к опорным столбам в центральном нефе были добавлены дополнительные пилястры, а на сводах появились тьерсероны. К моменту освящения церкви в 1269 году были полностью завершены строительные работы в хоре, трансепте и четырех восточных пролетах центрального нефа, а также выполнена большая часть отделочных работ. Но после смерти Генриха 3 в 1272 году строительство надолго приостановилось. Центральный неф завершили лишь после 1375 года, а западный фасад возвели только в 18 веке.
“Украшенный” стиль: декор, ажурная каменная работа и свод
Строительные работы в Вестминстере ознаменовали собой начало новой эпохи в истории английской архитектуры. Здесь воплотилось так много новых идей, что английские зодчие смогли черпать вдохновение из этого источника в течение целого столетия. Разумеется, они быстро вернулись к традиционно английским строительным методам и приемам (таким, как толстая двухслойная стена), однако Вестминстерское аббатство открыло новые богатейшие возможности для декоративной отделки храмов. Главнейшим из декоративных элементов, использованных в Вестминстере, оказалась ажурная каменная работа, которой теперь стали украшать не только окна, но и стены. Кроме того, стала разрабатываться идея тесного слияния архитектурных форм со скульптурными в рамках единого произведения искусства. Вскоре в такую единую структуру включился и свод: стали использовать художественные модели сводов со сложным декоративным рисунком нервюр, уже разработанным в соборе Линкольна. Таким образом, “украшенный” стиль, как следует из его названия, ориентировался главным образом на инновации в области декора всевозможных архитектурных элементов. При этом параллельно развивались две разновидности “украшенного” стиля, различавшиеся по формам ажурной каменной работы. Геометрический стиль, основанный на вестминстерской традиции, следовал образцам геометрического орнамента, характерного для французского “лучистого” стиля. А приверженцы “криволинейного” стиля (называемого также “текучей” ажурной работой) исследовали на основе новой килевидной (двухскатной стрельчатой) арки декоративные возможности плавных, скругленных, текучих линий орнамента.
Влияние Вестминстера
Во второй половине 13 века под влиянием Вестминстера возникло множество новых храмов. Отдельные элементы вестминстерской церкви – такие, как окна в форме треугольников со скругленными углами, – заимствовали зодчие Херефорда и Личфилда. Вестминстерский зал капитула, построенный при Генри из Рейнса, послужил моделью для зала капитула в Солсбери, воздвигнутого в 60 – 70-х годах
13 века. Оба эти зала напоминают изысканные застекленные клетки: почти всю поверхность стен занимают огромные окна. Центральные средники окон в Солсбери настолько тонки, что в ярком солнечном свете их почти невозможно разглядеть. Рельеф с пластическим изображением сцен из Ветхого Завета, украшающий пазухи глухой аркады под окнами, наглядно демонстрирует присущую той эпохе страсть к декоративной отделке.
В 1256 – 1280 годах был расширен в восточном направлении хор собора в Линкольне. В новой пристройке к хору – так называемом “Ангельском хоре” – намеревались установить реликварий с останками недавно канонизированного епископа Гуго. Все проемы окон и галерей хора заполнены ажурной каменной рабо- той с геометрическим орнаментом.
Репертуар архитектурных форм здесь еще более разнообразен, чем в церкви Вестминстерского аббатства. В Линкольне традиционная для английского храмового зодчества плоская восточная стена впервые была украшена ажурной работой. В результате высокие, узкие окна с ажурным декором на восточной стене образовали эффектное соответствие окнам западного фасада. И даже роскошно отделанные стены Вестминстера уступают по красоте поистине великолепным стенам собора Линкольна. Здесь практически все открытые поверхности заполнены ажурным орнаментом. Пазухи арок галереи украшены рельефами с изображением поющих и музициру- ющих ангелов, благодаря которым хор и получил свое название.
Влияние французских образцов: Йорк
В последней четверти 13 века в связи с растущей популярностью ажурной работы геометрического стиля началась кампания за реконструкцию кафедрального собора в Йорке. Орнаменты ажурного декора в зале капитула и в вестибюле оказались здесь необычно близки к образцам французского “лучистого” стиля, в первую очередь к тем, что мы встречаем в церкви Сент-Урбен в Труа. Еще отчетливее отразилось французское влияние в архитектуре центрального нефа, который начали строить в 1291 году. Причины этого, очевидно, связаны с личностью заказчика. Архиепископ Жан ле Ромен (1286 – 1296) был профессором теологии в Парижском университете, и центральный неф собора в Йорке стал единственным в Англии образцом “каркасной” тонкостенной структуры, типичной для французской готики.
Над высокими остроконечными арками аркады вместо галереи расположился трифорий, связанный с окнами верхнего яруса общими вертикальными пилястрами. Ни окна, ни пилястры почти не отступают от плоскости стены; кроме того, здесь нет стенного коридора. Еще один характерный французский мотив мы обнаруживаем в трифории: арки здесь увенчаны щипцами с краббами (так называемая щипцовая аркада). Этот же мотив использовался в декоре ниш и балдахинов, занавешивавших статуи; впоследствии он был перенесен на более крупные архитектурные формы и применен в декоре порталов, выполненных во французском “лучистом” стиле. Образец перехода от геометрических орнаментов ажурной работы к криволинейным представляет собой большое западное окно собора, которое было застеклено в 1339 году. Оно украшено стилизованными стеблями и листьями, а в центре венца двухскатные стрельчатые арки формируют большой “рыбий пузырь”.
Новаторство зодчих Юго-Западной Англии
Еще одним центром развития “украшенного” стиля в последней четверти 13 века стала Юго-Западная Англия. На примерах нескольких построек, возведенных в этом регионе, можно наблюдать отход от строгого геометрического стиля и появление необычных и достойных внимания новых форм, особенно в планировке интерьера.
Первым из таких зданий стал собор в Эксетере, реконструкция которого началась в 1280 году, продвигалась с востока на запад и завершилась в один этап. Доминирующий элемент интерьера этого относительно небольшого здания – свод с низкой пятой, состоящий, как может показаться, только из нервюр. Свод центрального нефа в Эксетере по праву можно назвать самым изысканным из английских тьерсеронных сводов. Число ребер здесь возросло с семи (как в соборе Линкольна) до одиннадцати. С этим плотным рисунком нервюр великолепно гармонируют ступенчатые аркады и опорные столбы, окруженные многочисленными пилястрами. Окна, украшенные ажурным орнаментом, выполнены в исключительно пышном стиле, причем каждая пара окон отличается от соседних.
С 1316 по 1342 год в Эксетере работал мастер-каменщик Томас из Уитни – один из самых одаренных зодчих того времени. Ему было поручено завершить реконструкцию центрального нефа, обновить западный фасад и провести отделочные работы в хоре. В ходе работ над декором хора и в особенности над епископским троном и алтарной преградой (1315 – 1324) Томас ввел несколько важных новшеств. Самые значительные из них – килевидные арки, выполненные в разных стилях (одно из самых ранних воплощений арки такого типа мы видим в конструкции алтарной преграды), и новая структура нервюрных сводов с льернами (в проходах алтарной преграды). Льерн – это дополнительное ребро на нервюрном своде, которое в отличие от тьерсерона не связано с пятами свода. Благодаря льернам удалось разработать еще более сложные узоры нервюр.
Подобно Томасу из Уитни, многие архитекторы того периода увлеченно экспериментировали с новыми формами в постройках небольших размеров, прежде чем перенести удачные находки в структуру более масштабных зданий. Томас из Уитни опробовал льерны и двухскатные стрельчатые арки незадолго до того, как приступил к работе в Эксетере, при строительстве здания, занимавшего важное место в истории английской архитектуры, но позднее разрушенного, – двойной часовни Сент-Стефан в королевском Вестминстерском дворце. Часовню эту начали возводить в 1292 – 1297 годах под руководством придворного мастера-каменщика Майкла из Кентербери, но завершена она была лишь к 1320 – 1326 годам.
Западный фасад собора в Эксетере (1329 – 1342) с большим центральным окном, в ажурном декоре которого отразился переход от геометрического орнамента к криволинейному, принадлежит к числу плоских фасадов, столь типичных для поздней английской готики. Самый необычный элемент этого фасада – ярусы с изваяниями в глухих арках – был добавлен позднее, в середине 14 – 15 веков, что свидетельствует о возрождении раннеготического растянутого фасада.
А тем временем в расположенном неподалеку от Эксетера Бристоле строилось одно из самых оригинальных произведений поздней европейской готики. Монахи-августинцы начали реконструкцию с хора, который должен был превратиться в усыпальницу членов могущественного рода Беркли; работы здесь завершились в 1332 году. Бристольский собор принадлежит к типу зального храма, необычному для Англии. Выдающийся мастер-каменщик, имени которого мы не знаем, разработал здесь совершенно новую, уникальную интерпретацию формы зального храма. Широкий центральный неф сообщается с узкими боковыми посредством высоких и широких арок. Своды расположены под прямым углом к центральному нефу, подобно цилиндрическим сводам ранних цистерцианских церквей. Каждый пролет боковых нефов перекрыт четырьмя нервюрными сводами, небольшими по размерам; своды эти опираются на поперечные арки, гораздо более низкие, чем арки аркады в центральном нефе. Однако пазухи арок в боковых нефах украшены ажурной работой, а по бокам – зубчатым фризом. Над сводами оставлено открытое пространство; некоторые лопасти сводов отсутствуют, благодаря чему можно заглянуть в соседний пролет. В результате поперечные арки в боковых нефах собора в Бристоле похожи на связанные между собой мосты. Столь необычная конструкция, по-видимому, возникла под влиянием нижней капеллы парижской часовни Сент-Шапель. Этот оригинальнейший подход к конструкции сводов бристольский зодчий довел до предела в маленькой прихожей капеллы Беркли, где лопасти сводов отсутствуют вовсе и нервюры как бы свободно висят в воздухе.
Исключительная оригинальность мышления зодчего проявилась и в других элементах собора в Бристоле. Опорные столбы центрального нефа слиты с аркадными арками. Здесь нет ни капителей, ни импостов, – и это один из первых случаев такого рода в европейской готике. Еще одно из новшеств – волнообразные профили опорных столбов (по модели килевидной арки). В центральном нефе каждый свод начинается как тьерсеронный, но у вершины расходится на несколько больших ромбов, образованных льернами. Кроме того, льерны украшены на манер ажурной работы заостренными выступами, идущими от поверхности свода. Но самая необычная особенность этого собора состоит в новаторском подходе зодчего к отделке декоративных архитектурных деталей, в первую очередь – фамильных гробниц Беркли. Двухскатные стрельчатые арки нагромождены друг на друга, а “опрокинутые” многолопастные арки образуют своеобразный рисунок, напоминающий мотивы исламской архитектуры.
Третье крупное сооружение, воздвигнутое на юго-западе Англии, также демонстрирует характерное для этого региона в начале 14 века динамичное развитие архитектуры. Это собор Уэлса, о котором уже шла речь в связи с ранней английской готикой. В 90-х годах 13 века здесь был построен восьмиугольный зал капитула, один из красивейших в Англии. Строительные работы здесь были завершены не позднее 1307 года. В основе конструкции этого зала капитула лежит не стеклянная клетка, как в Вестминстере или Солсбери, а богато украшенный свод. Гигантский купол свода с многочисленными тьерсеронами опирается на мощную центральную колонну; по очертаниям эта конструкция напоминает пальму.
Стоит обратить внимание также на свод нового хора в Уэлсе. Этот новый хор расположился к востоку от раннеготического хора и начинается с капеллы Богоматери – менее высокой, чем центральный неф хора, но превышающей по высоте деамбулаторий. С 1323 года здесь работал уже известный нам по Эксетеру Томас из Уитни. Капелла Богоматери была завершена к 1326 году.
В отличие от всех других сопоставимых с ней капелл английских храмов эта капелла Богоматери представляет собой в плане не прямоугольник, а вытянутый восьмиугольник. Свод ее, устремленный ввысь, подобно куполу, украшен звездчатым рисунком нервюр. Архитектору предстояло связать восьмиугольную площадку капеллы с прямоугольным деамбулаторием, окружающим хор. Чтобы решить эту задачу, он воспользовался приемом тонкого взаимопроникновения пространственных ячеек, – приемом, который стал широко применяться лишь несколько веков спустя, в эпоху барокко. Опорные столбы в деамбулатории образуют шестиугольник, восточная сторона которого совпадает с западной стороной восьмиугольника капеллы. Посетителям легко заблудиться в чаще тонких опорных столбов в восточной части хора. И толь<