Ранняя и классическая готика за пределами Франции
Готика как заимствование из Франции
Повествование о развитии готической архитектуры во Франции мы завершили анализом собора в Турне вовсе не случайно. Дело в том, что этот город уже не принадлежал французской короне, а находился во владениях Священной Римской империи. И в то же время французская политика и культура оказывали на него огромное влияние, вплоть до того, что в Турне никогда не говорили по-немецки. Следовательно, собор в Турне, безусловно, можно считать образцом французской готики, равно как и другие постройки в областях, граничивших с Францией.
В любом случае описывать распространение готики в конце 12 - начале 13 веков в категориях политической карты Европы той эпохи можно лишь с натяжкой. Нормандия, например, de jure уже принадлежала Франции, но, во-первых, ранние готические постройки были возведены там еще при власти английских королей, а во-вторых, французские короли все еще не могли обеспечить управление этой областью de facto. Таким образом, ранняя готика характеризовалась приблизительно одинаковыми особенностями по обе стороны Ла-Манша. Именно Англия была первой страной за пределами Франции, заимствовавшей этот стиль и быстро разработавшей его оригинальные формы, поэтому в нашей книге мы посвятили английской готике отдельную главу. Но в других пограничных с Францией государствах, история которых не столь тесно связана со страной - родоначальницей готики, адаптация нового стиля протекала иными путями.
В данном разделе мы проанализируем распространение готики по Европе в той его фазе, когда этот стиль все еще оставался в основном заимствованным из Франции, т. е. до того, как он укоренился в других странах, претерпел различные трансформации и приобрел независимые формы. Это не означает, что первые готические постройки за пределами Франции следует рассматривать как вторичные и всего лишь подражательные, тем более что по ряду причин ни одна из них в том виде, в каком они нам известны, не могла бы возникнуть собственно во Франции. И в то же время английский король Генрих 3 выразил желание погрузить парижскую часовню Сент-Шапель на повозку и перевезти ее в Лондон. А это свидетельствует о том, насколько широко распространилось представление о французской архитектуре как о непревзойденном образце для подражания. Впрочем, степень и длительность восхищения французской архитектурой в различных странах, заимствовавших ее, довольно сильно варьировались.
Зарождение готики в Италии
Из всех стран, граничивших с Францией, наименее восприимчивой к ранним формам французской готики была Италия. Так, в Италии в отличие от других европейских государств мы не найдем ни одного собора или крупной церкви 12-13 веков, которая полностью была бы ориентирована на французскую модель. Первоначально новый архитектурный стиль распространялся в Италии главным образом благодаря цистерцианцам, и не в формах, типичных для Иль-де-Франса, а в варианте, основанном на поздней бургундской романике. Этот вариант предполагал лишь незначительные отклонения от местного архитектурного стиля, тем более что в Северной Италии нервюрный свод был принят в качестве важного структурного элемента еще в начале 12 века. По приведенным причинам период непосредственного заимствования готической архитектуры из Франции оказался здесь сравнительно коротким и завершился уже ко второй половине 13 века, когда в Италии появились вполне самостоятельные постройки в новом стиле, не имевшем, кроме названия, почти ничего общего с готическим стилем Франции того же периода.
Руины церкви Сан-Гальгано в Тоскане создают представление о том, как выглядела типичная готическая церковь цистерцианского аббатства в Италии. Строительство этого здания началось около 1224 года; до сих пор сохранились крестообразные в плане опорные столбы с трехчетвертными колоннами, характерными для бургундской романики. При этом перенос французского образца на новую почву был осуществлен здесь чрезвычайно последовательно: на принадлежность этой церкви к итальянской архитектуре указывают только использованные в ее строительстве материалы - кирпич и травертин.
Среди немногих церквей, сохранивших отчетливую взаимосвязь с готической архитектурой северофранцузского типа, следует отметить также церковь Сант-Андреа в Верчелли. Она была заложена в 1219 году епископом Гвало, папским легатом, побывавшим в Англии, и освящена уже через пять лет, в 1224 году. По-видимому, к моменту освящения строительные работы были еще далеки от завершения, но продвигались они все же весьма быстро, поскольку епископ мог выделять на строительство церкви значительные суммы, поступавшие к нему в виде доходов от английского аббатства. Принятие готических архитектурных форм, нетипичных для Италии, очевидно, связано с тем фактом, что церковью Сант-Андреа управляли каноники из парижского аббатства Сен-Виктор.
Так, уже в плане церкви отчетливо заметны характерные признаки французской архитектуры: план с центральным и двумя боковыми нефами, трансептом и ступенчатым расположением апсид мы встречаем, например, в церквях Сен-Винсен в Лане и Сент-Ивед в Брене. Несвойственная итальянской храмовой архитектуре форма опорных столбов - колонны, тесно окруженные пилястрами, - заимствована из боковых нефов собора Нотр-Дам в Париже. Однако необычно маленькие верхние окна центрального нефа свидетельствуют о том, насколько далеко в действительности отступало это здание от принципов французской готики, - тем более что строить его начали приблизительно в то же время, что и амьенский собор. Наружные стены Сант-Андреа целиком сложены из кирпича, что типично для Северной Италии; прямоугольный в плане глухой плоский фасад с миниатюрными галереями обрамлен двумя одинаковыми башнями. Все эти формы употреблялись в Италии к тому времени уже более столетия. Церковь Сант-Андреа четко иллюстрирует тот факт, что о полном заимствовании готических архитектурных типов и форм в Италии не могло быть и речи; даже если попытки такого заимствования и предпринимались, то лишь в особых обстоятельствах.