Буддийские храмы (пагоды, ступы),насыщенность интерьеров, пещерные храмы, особенность расположения храмовых комплексов и их уникальность
Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии
Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.
Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы.
Сту́па — буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение.
Уже ранние ступы имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд,Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай).
Обычная техника сооружения ступы — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.
В процессе создания ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни, в традиции тибетского и индийского буддизма сложилось восемь типов, отличающихся друг от друга определёнными архитектурными деталями. У всех восьми ступ нижняя часть, включая «Львиный трон», и верхняя часть, от «Тре» и 13 колец, одинаковы. Средняя часть может иметь различные формы. Для строительства каждой ступы существуют особые каноны. Названия и символика восьми классических форм тибетских ступ связаны с жизнью Будды:
1) Ступа Лотоса.
2) Ступа Просветления .
3) Ступа Мудрости
4) Ступа Чудес.
5) Ступа Схождения с небес Тушита
6) Ступа Примирения
7) Ступа Совершенной победы.
8) Ступа Паринирваны.
У всех восьми ступ нижняя часть до Львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае Ступы Лотоса, например, она состоит из лотосов.
Помимо приведённой выше, наиболее распространённой классификации, с развитием буддизма стали выделяться и другие виды ступ. Так, выделяют мемориальные (уддешика) и реликварные ступы
Мемориальные ступы возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, его последним рождением на земле, жизнью последующих буддийских учителей, важными вехами истории Сангхи, трагическими событиями, а также могут быть посвящены уважаемым людям.
Реликварные ступы бывают двух видов:
· Шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
· Парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветлённые пользовались при жизни[3].
К числу реликварных относятся практически все ступы, построенные по тибетским традициям, поскольку реликвии реализованных учителей выступают необходимой частью содержимого ступы.
Пагода является развитием идеи индийской ступы, она характеризуется многоуровневой башней с несколькими карнизами Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды
Для того, чтобы усилить впечатление в интерьере храма, был разработан особый архитектурный стиль.
Интерьер здания обычно состоит из одного большого помещения в центре, от которого иногда отходят другие менее важные пространства, например, коридоры.
Внутренний интерьер разграничивает ряд колонн вдоль всего прямоугольного периметра. Эта жесткая геометрическая форма служит как бы определением божественного, потому что человек, находясь в этом прямоугольнике, был лицом к лицу с самим Буддой, его физическим присутствием. Кроме того форма прямоугольника была символом конфуцианского космического порядка, символом устойчивости.
тонкими как бумага (часто буквально), и несли они более функцию ширмы. Они могли свободно перемещаться и сдвигаться.
Для того, чтобы сохранить геометрический баланс с окружающей природой, была придумана "параметрическая" крыша с фигурными скатами, сильно напоминающими кривые Безье, и декоративным карнизом. Крутой угол ската начинается в самой верхней части крыши, но сужается с более пологим наклоном к карнизу. Такой легко текучий ритм кровли хорошо гармонирует с задним планом пейзажа гор, лесов.
Черезстрочные перекладины были в свое время инновационным приемом поддержания скатов кровли и своего рода концепцией дизайна интерьера храма, призванного некоторым образом влиять на сознание верующего своей грандиозностью. Оригинальная задача заключалась в зрительном увеличении остроты верхних ярусов внутри помещения. А чисто конструктивная задача заключалась в поддержании кровли без устройства дополнительных рядов опорных колонн. Специальная укладка обрешетки и стропил позволяли увеличить площадь опорной поверхности. Так в свое время для Восточной Азии изобретение технологии черезстрочных опор кровли было таким же достижением, как и контрфорсы в европейских готических соборах.
Крыша является наиболее впечатляющим компонентом в японской архитектуре. Часто она занимает половину размера всего здания. Криволинейные декоративные карнизы далеко выходят за границы стен, так что образуют своего рода крытые веранды. Они всегда отбрасывают тень, потому в интерьере всегда царит характерный полумрак, вносящий свой вклад в атмосферу храма.
В качестве украшения кровли использовалась в основном глиняная черепица. Ее прямое назначение было перенаправлять потоки воды во время дождя и предотвращать эрозию. Черепичные ряды выстраивались волнообразно, а на больших крышах чередуются с контурами деревянных досок. Ну и в отличие от своих китайских соседей, японцы редко когда использовали декоративные элементы (фигуры драконов, например) и черепицу не красили. Они отдавали предпочтение естественной простоте.
Искусство планировки храмовых комплексов в Японии развивалось на протяжении нескольких веков. Оригинальная композиция планировки эпохи Тан с ее симметрией и центральной осью постепенно были заменены на асимметричный дизайн с большим вниманием к естественному ландшафту. Этому в большей степени способствовали буддийские секты Дзен и Сингон, чьи доктрины получили в Японии наибольшее распространение. Тем не менее сама архитектура храмов не претерпела изменений вплоть до наших дней