Система органов и организаций профессионального архитектурного сообщества

Экосистема органов и организаций профессионального архитектурного сообщества России в настоящее время включает в себя:

- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере архитектуры и отвечающие за различные направления государственной архитектурной политики (Минстрой России, Минкультуры России, Минэкономразвития России);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области архитектуры и градостроительства;

- главных архитекторов городов и иных муниципальных образований; - Национальное объединение проектировщиков и изыскателей;

- Российскую академию архитектуры и строительных наук;

- Союз архитекторов России и его региональные отделения.

Существующие в настоящее время в России органы и организации профессионального архитектурного сообщества не способны в полной мере обеспечить общественное предназначение архитектуры и обеспечить необходимое наполнение её функций исходя из объективных потребностей страны в современных качественных зданиях и среде жизнедеятельности.

Дело во многом осложняется тем, что большая часть государственных и общественных институтов профессионального архитектурного сообщества России представляют собой фрагменты административного наследия советского периода и функционируют по инерции, транслируя представления и подходы, плохо соотносящиеся с потребностями сегодняшнего времени.

Трансформация функциональной специализации органов и организаций профессионального архитектурного сообщества России в процессе перехода к современному регулированию профессии архитектора будет происходить по двум основным направлениям:

- настройка системы государственных и муниципальных органов, ответственных за выработку и реализацию государственной архитектурной политики, на обеспечение новых задач, связанных с реализацией национального приоритета – повышения качества городской среды;

- функциональное наполнение деятельности организаций профессионального архитектурного сообщества как институтов гражданского общества, выступающих в партнерстве с государством в решении приоритетных задач национального развития.

Первое направление связано в первую очередь с воссозданием в России механизма выработки и реализации государственной архитектурной политики. В процессе становления этого механизма роль и функции конкретных органов власти могут меняться, равно как и содержание их властных полномочий.

Представляется очевидной необходимость принятия значимых государственных решений в этой области, которые могли бы символизировать усилившиеся акценты государства на повышении архитектурного качества искусственной среды жизнедеятельности человека в России, в частности:

- создания Совета по государственной архитектурной политике при Президенте Российской Федерации;

- создание консультативных Советов по архитектуре, городскому планированию и экологии в городах и планировочных районах страны;

- усиление компетенций в области архитектуры на правительственном уровне и т.д.

Первоочередным шагом в данном направлении представляется современная реализация задачи «повышения роли главных архитекторов городов и субъектов Российской Федерации». К сожалению, эта задача, имеющая значительный потенциал оздоровления общественной атмосферы в области среды обитания и жизнедеятельности граждан страны, в настоящее время выполняется подчеркнуто бюрократическими методами, и контролируется по показателю принятия актов, регламентирующих прямое подчинение главных архитекторов соответствующим высшим должностным лицам.

Между тем, действительная её реализация связана в первую очередь с перенастройкой функциональных компетенций органов власти, направленных на генерацию процессов реального преобразования и повышения качества городской среды, на изменение основных принципов и подходов во взаимоотношениях гражданского общества, власти и бизнеса, функционирующего в сфере девелопмента, городского строительства и благоустройства.

Поэтому исключительно важным представляется задать ценностное измерение «повышению ответственности главных архитекторов», с тем чтобы это повышение ответственности состоялось не только во властно-бюрократической системе координат, но и в реальной жизни общества.

Базовым вектором такой ценностной трансформации должно стать полноценное вовлечение граждан и их целевых групп в процессы трансформации городского пространства, а индикатором её успешности – рост удовлетворенности горожан качеством окружающей городской среды, повышение её привлекательности для жизни.

Многообразие реальных условий жизнедеятельности городов и регионов России не позволяет директивно сверху задать единообразную модель успешного управления архитектурным качеством и требует свободного пространства для экспериментов и апробации.

На федеральном уровне должен быть разработан широкий набор инструментов и моделей, обеспечивающих достижение в различных исходных условиях ключевых целей архитектурной политики.

В качестве базовой идеологии наполнения усиливающихся функций главных архитекторов городов представляется целесообразным:

- определить ключевые показатели эффективности деятельности главного архитектора города на федеральном уровне в рамках документа стратегического планирования в архитектуре;

- сформировать реестр публичных функций в области архитектуры и закрепить на его базе основные полномочия и ответственность главного архитектора города в законе об архитектуре;

- создать федеральный кадровый резерв главных архитекторов и установить принципы общенациональной ротации лиц, занимающих эти должности, предусматривающие централизованное обучение и профессиональную переподготовку на основе образовательных программ, подготовленных и реализуемых с привлечением ведущих международных организаций, регулярное рейтингование с учетом мнения жителей;

- сформировать управленческо-правовые и бюджетно-финансовые механизмы привлечения архитекторов к реализации публичных функций в области архитектуры;

- определить роль главных архитекторов городов и регионов как основных проводников и исполнителей государственной архитектурной политики.

Второе направление направлено на формирование современной структуры профессионального архитектурного сообщества России в процессе перехода к эффективному правовому регулированию профессии архитектора и связано с обеспечением адекватного функционирования её профессиональных, общественных и научных организаций в новых условиях.

На основе учета потребностей общества в качественной архитектуре необходимо определить функциональную специализацию организаций профессионального архитектурного сообщества и выстроить соответствующую ей конфигурацию.

Представляется целесообразным выделить следующие основные функции, осуществляемые организациями профессионального архитектурного сообщества России:

- регулирования профессии архитектора;

- организации творческой деятельности архитекторов;

- аккумулирования профессиональных знаний и достижений, генерации и дистрибуции результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области архитектуры, градостроительства и строительных наук.

Целевые ориентиры будущей национальной модели регулирования профессии архитектора России могут быть достигнуты на основе совместной работы действующих в соответствии с современным российским законодательством Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Союза архитекторов России, Российской академии архитектуры и строительных наук.

Ключевую роль в становлении новой системы регулирования профессии архитектора призвано сыграть Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, которое не только выступает в качестве инициатора разработки нового законодательного регулирования, адекватного современным условиям и вызовам России, но и обладает организационно-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для практической реализации предлагаемых нововведений.

В качестве национального объединения саморегулируемых организаций, регулируемого законом, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков обладает мандатом на участие в выработке государственной политики в сфере градостроительства и архитектуры.

Практическая деятельность, осуществляемая Национальным объединением изыскателей и проектировщиков по реализации требований законодательства о независимой оценке квалификаций и о создании Национального реестра специалистов, является важной предпосылкой на пути формирования развитой системы регулирования профессии архитектора, предлагаемой в настоящей концепции.

Регулирование профессии архитектора должно осуществляться профессиональным саморегулируемым объединением архитекторов, создаваемым на основании закона об архитектуре.

В качестве опорной организации для формирования такого объединения может выступить Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, которое в настоящее время уже сформировало финансово самодостаточную и устойчивую, территориально развитую, систему саморегулирования разработчиков проектной документации.

Саморегулирование профессиональной деятельности архитекторов должно быть прерогативой вновь создаваемого на основании закона профессионального, формируемого на принципах государственно-профессионального партнерства объединения архитекторов – физических лиц.

Функции профессионального саморегулируемого объединения архитекторов включают в себя:

- участие в выработке и реализации государственной архитектурной политики;

- разработку и принятие профессиональных стандартов и кодекса этических требований к архитектору;

- организацию приема квалификационного экзамена и ведения реестра архитекторов;

- организацию контроля соблюдения архитекторами требований профессиональных стандартов и кодекса этических требований к архитектору;

- представление интересов архитекторов в органах власти и местного самоуправления в части профессионального саморегулирования;

- выполнение функций национального органа по присвоению квалификаций архитекторов при разработке и реализации международных соглашений о взаимном признании квалификаций в области архитектуры;

- организацию профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области архитектуры.

К функциям Национального объединения изыскателей и проектировщиков как опорной организации, на базе которой может создаваться профессиональное саморегулируемое объединение архитекторов, следует отнести:

- формирование национального реестра специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных архитекторов проектов и главных инженеров проектов), как информационного ресурса, на основе которого будут формироваться национальные реестры архитекторов и инженеров);

- организация системы независимой оценки квалификаций в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования как исходной базы для формирования системы регулирования профессии архитектора;

- представление интересов профессионального архитектурного сообщества в органах государственной власти Российской Федерации, в том числе с целью разработки и принятия отвечающего современным потребностям страны законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности;

- организация системы управления репутацией на рынке архитектурных услуг и участие в обеспечении общественного и государственного признания профессиональных заслуг архитекторов.

В свою очередь, функции Союза архитекторов России как общественного объединения могут включать в себя:

- участие в выработке и реализации государственной архитектурной политики;

- организацию общественной и творческой деятельности архитекторов и представление интересов архитекторов и иных членов союза в органах власти и местного самоуправления в части общественной и творческой деятельности;

- участие в международном сотрудничестве в сфере архитектуры, выполнение функций Российского отделения Международного союза архитекторов.

В качестве общественного объединения, Союз архитекторов России и его региональные отделения не вправе непосредственно осуществлять саморегулирование профессиональной деятельности архитекторов.

В законе могут найти свое закрепление его функции по участию в формировании квалификационных подразделений профессионального объединения архитекторов, участию в разработке профессиональных стандартов архитекторов и в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Вместе с тем, непосредственное саморегулирование профессиональной деятельности архитекторов Союз архитекторов России, как общественное объединение, осуществлять не вправе. К тому же в его состав входят не только профессиональные практикующие архитекторы, но также преподаватели архитектурно-строительных вузов, искусствоведы, музейные работники, представители сообщества строителей и других профессий, а также лица пенсионного возраста.

В законе об архитектуре могут быть сформулированы положения, раскрывающие роль и функции Российской академии архитектуры и строительных наук как государственной академии наук, отвечающей за состояние и результаты фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в области архитектуры, градостроительства и строительных наук.

Функции Российской академии архитектуры и строительных наук как государственной академии наук, созданной в форме учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, могут включать в себя:

- участие в выработке и реализации государственной архитектурной политики, а также в выработке и реализации государственной научно-технической политики в сфере архитектуры и градостроительства;

- научную аттестацию научно-исследовательской и творческой деятельности в сфере архитектуры и градостроительства;

- участие в международном научно-техническом сотрудничестве в сфере архитектуры и градостроительства.

Важно отметить, что предмет деятельности и задачи академии уже определены в законодательстве Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 488 «О Российской академии архитектуры и строительных наук») и представляют собой:

а) участие в разработке прогнозов совершенствования среды жизнедеятельности человека и общества и ее экологических качеств на основе результатов архитектурно-градостроительных исследований;

б) участие в разработке предложений по формированию государственной политики в сфере градостроительного развития Российской Федерации в целях создания полноценной среды жизнедеятельности человека и общества;

в) участие в установленном порядке в формировании и разработке государственных и международных программ и проектов по направлениям своей деятельности;

г) содействие устойчивому развитию территории Российской Федерации, возрождению и сохранению архитектурно-исторического наследия городов и иных поселений;

д) содействие созданию культурных и художественно-эстетических ценностей пространственной среды, взаимодействие архитектуры и градостроительства с другими областями художественной культуры;

е) создание новых технологий в строительстве и производстве строительных материалов;

ж) содействие возрождению общероссийской и региональных архитектурных и строительных школ;
з) выявление и поддержка талантливых исследователей, содействие творческому росту молодых ученых;

и) укрепление научных связей и взаимодействие с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук и научными организациями, ведущими фундаментальные и прикладные научные исследования;

к) расширение связей между наукой и практикой, участие в инновационной деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства, в реализации достижений науки и техники;

л) осуществление международного сотрудничества с российскими и международными организациями в области архитектуры, градостроительства и строительства.

Наши рекомендации