Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования отношений в области архитектуры
Необходимость комплексного изменения правового регулирования в области архитектуры определяется следующими важными обстоятельствами:
- необходимостью комплексной актуализации действующего Федерального закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который, будучи прогрессивным двадцать лет назад, в настоящее время в значительной степени утратил свое значение вследствие многочисленных изъятий и в результате не способен надлежащим образом урегулировать ключевые проблемы деятельности архитекторов;
- осознанием невозможности полноценного учета мнения профессионального архитектурного сообщества в ходе законотворческого процесса без предварительной консолидации его на основе единой концептуальной позиции, легитимно выработанной с участием большинства профессионального цеха и отстаиваемой уполномоченными всем профессиональным сообществом организациями;
- потребностью активного участия профессионального архитектурного сообщества в решении важнейшей государственной задачи, объявленной Правительством Российской Федерации приоритетом национального развития, – формирования благоприятной, эстетически осмысленной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека.
Проведенный анализ позволил выявить следующие основные проблемы законодательного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности:
- разорванность регламентации архитектурной деятельности, с одной стороны, и архитектурно-строительного проектирования как вида градостроительной деятельности, с другой;
- разрыв между международными обязательствами Российской Федерации по регулированию доступа на рынок профессиональных архитектурных услуг и условиями осуществления архитектурной деятельности, установленными национальным российским законодательством;
- отсутствие институционализации и международно-договорных механизмов обеспечения взаимного признания квалификаций в области архитектуры Российской Федерации и зарубежных государств;
- дискриминацию профессиональной деятельности архитектора в сложившейся практике и организационно-контрактных схемах реализации инвестиционно-строительных проектов;
- отсутствие единого подхода к государственному регулированию архитектурной деятельности у различных ведомств, в частности, Минстроя России и Минкультуры России, приводящее к одновременному отказу от лицензирования и замене его саморегулированием юридических лиц в архитектурно-строительном проектировании и сохранению его в реставрационной деятельности;
- отсутствие институционализации государственной архитектурной политики, в том числе в контекстах государственной культурной политики и государственной политики градостроительного развития;
- дискредитацию общественной роли архитектора и его служения общественным интересам, которая проявляется в том числе в стремительной депрофессионализации института главных архитекторов городов и регионов, сведению их к положению технического бесправного звена в бюрократическом аппарате;
- исчерпавшую себя практику организации архитектурно-строительного проектирования в виде «комплексных» государственных проектных организаций, схема организации работы которых была заложена еще в советский период;
- законодательное закрепление монопольного положения строительного бизнеса в схемах организации разработки утверждаемой проектной и рабочей документации, изымающих средства у разработчиков проекта и создающих непреодолимый конфликт интересов строительного бизнеса и гражданского общества, негативно влияющий как на качество разработки проекта и возведения объекта в целом, так и ухудшающих возможности применении в нем инноваций и высокотехнологичных материалов и конструкций;
- хроническое недофинансирование и искусственное занижение стоимости профессиональных услуг в области архитектуры при разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов;
- искусственное уменьшение номенклатуры и деградация структуры профессиональных услуг в области архитектуры в сравнении с зарубежной практикой, особенно в сложившейся практике закупок для публичных нужд (федеральная контрактная система, закупки государственных и муниципальных организаций и пр.);
- искусственное занижение минимально необходимого количества стадий разработки и реализации проекта и архаичная регламентация стадийности, не отвечающая действительным потребностям качественного осуществления сложных архитектурных и градостроительных проектов;
- архаичность системы оценки соответствия в строительстве в целом, в том числе неоправданная увязка осуществления инвестиционно-строительного проекта с правовыми и бюджетно-финансовыми последствиями для публичных заказчиков при прохождении одной из стадий осуществления проекта - проверкой соответствия (государственной экспертизой) проектной документации и достоверности сметной стоимости, при которой соответствие построенного объекта утвержденному проекту подтверждается справкой подрядчика;
- отсутствие у заказчика нормативного интереса и управленческо-правового инструментария для повышения качества архитектуры, архаичная ориентация на «типовые проекты», приводящая к деградации градостроительной среды и снижению её привлекательности для людей;
- отсутствие каталогизации результатов профессиональных архитектурных услуг и видов архитектурных объектов, деградация архитектурной компоненты в градостроительном проектировании и документах территориального планирования (генеральных планах городов);
- отсутствие законодательных механизмов ответственности профессионального архитектурного сообщества за профессиональную состоятельность его членов перед обществом и заказчиками, реализованной в виде полноценно действующего института самоуправления физических лиц;
- незакрепленность правового статуса архитектора, незащищенность его титула и профессии, разрыв между правовым положением и местом в архитектурно-строительной сфере в Российской Федерации и в развитых государствах мира;
- отсутствие законодательного закрепления архитектурных конкурсов как инструментов повышения качества архитектуры и городской среды, неоправданное отождествление их с закупками для государственных и муниципальных нужд стандартных групп промышленных товаров, отсутствие законодательной регламентации архитектурных конкурсов как инструмента обеспечения качественной среды жизнедеятельности и повышения её привлекательности и устойчивости городского развития.
Систематизация вышеуказанных актуальных проблем позволяет сформулировать следующие основные вызовы для национальной системы регулирования, в том числе законодательного, архитектурной деятельности:
- существующая система регулирования, сложившаяся в основном еще в советский период, не способна остановить и даже замедлить стремительную деградацию среды обитания и жизнедеятельности и резкое снижение её привлекательности для людей, тем самым становясь ограничением экономического, социального, градостроительного и культурного развития и угрозой положению России как страны – одного из лидеров и активных участников мирового цивилизационного развития.
Сложившаяся на сегодняшний день система регулирования архитектурной деятельности препятствует воспроизводству и наращиванию национальных компетенций в области качественной архитектуры и комфортной среды жизнедеятельности, работает против повышения привлекательности, в том числе экономической, архитектурной профессии для молодежи, неадекватна потребностям государства в качественной архитектуре и среде жизнедеятельности, а в свою очередь, их низкое качество становится угрозой национальной безопасности Российской Федерации.