Изображение архитектурных объектов в среде (зарисовки и этюды)
Цель:передача мотивов исторического архитектурного ансамбля в зафиксированном состоянии среды
Задачи:
-передать определённое состояние природы;
- создать эмоционально-выразительную образность мотива (обобщенная трактовка формы, цвета);
- освоить технические приёмы;
- закрепить знания по наглядной линейной и свето-воздушной перспективе, отработать навыки по передаче пропорции, определению масштаба, выявлению существенного.
Зарисовки, этюды в цвете. Последовательность выполнения задания
1. Выбор точки зрения, формата (вертикальный, горизонтальный, удлиненный, квадратный).
2. Выбор сюжета.
3. Определение на плоскости зарисовки крупных соотношений (небо, земля, др.)
4. Передача больших цветовых отношений (изменение цвета на разных планах должно вестись с учётом различного состояния освещенности: дневного, вечернего и др.) обобщенно.
5. Проработка формы живописных объектов, находящихся на разных пространственных планах.
Этапы работы над этюдом архитектурного пейзажа (3-4 часа)
1. Выбрать наилучшую точку наблюдения (возможно использование рамки видоискателя, вырезанной из бумаги).
2. Выбрать сюжет (выявить композиционный центр – объект, на котором сосредотачивается основное внимание в изображении).
3. Наметить общие габариты объекта, ракурсные положения. Соотношения (небо и земля).
4. Выявить плановость (первый план – контрасты, второй план – смягчение силуэта).
5. Прорисовать детали архитектурных элементов, усилить или ослабить по цветовому тону, свету, насыщенности.
6. Работать от общего к частному.
Практическое задание:
1. Выполнить зарисовки, этюды памятников архитектуры, декоративных элементов, жилых, общественных, промышленных зданий с натуры (рис. 2.8).
2. Выполнить зарисовки отдельных элементов (деревья, группы деревьев, улица с транспортом и др. (рис2..9))
3. Выполнить зарисовки, этюды пейзажа с доминирующим композиционным началом. Разные точки зрения – высокая, низкая; сдержанное колористическое решение (рис.2.10, рис.2.11).
Материалы:бумага (тонированная), карандаш, фломастер, кисть, акварель, тушь.
Рис. 2.8. Памятник архитектуры
Рис. 2.9. Зарисовка улицы
Рис. 2.10. Пейзаж с доминирующим композиционным началом
Рис. 2.11. Архитектурная зарисовка
2.5 Этюды, зарисовки интерьера с натуры
Цель:передать особенности освещения интерьера в цвете.
Задачи:
-изображать интерьер с разных точек зрения;
- уметь определять основные размеры, пропорции главных архитектурных объемов, основных предметов обстановки;
- передать тональные и цветовые различия в интерьерах в различных условиях освещения.
Этапы работы:
1. Выбрать точку зрения, формат (установить линию горизонта, точки схода).
2. Наметить общие габариты объектов (уточнить пропорции).
3. Выявить светотональные отношения (распределение света, собственной тени, падающей тени, определить теплые и холодные зоны интерьера).
4. Прорисовать детали (не все, а самое существенное) на первом плане. Выделить акценты цветом.
5. Обобщить цветом.
Практическое задание:
1. Выполнить зарисовки, этюды интерьера (рис.2. 12, рис. 2.13).
2. Выполнить этюды интерьера с фигурой человека (рис. 2.14, рис. 2.15).
3. Сделать зарисовки, этюды вестибюля здания, выставочного зала, интерьера библиотеки и др. (рис. 2.16).
Материалы:бумага, карандаш, фломастер, уголь, сепия, акварель.
Рис. 2.12. Зарисовка интерьера
Рис. 2.13. Зарисовка интерьера
Рис. 2.14. Зарисовка интерьера с человеком
Рис. 2.15.Этюд интерьера с человеком
Рис. 2.16. Зарисовка интерьера
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Панорама города
Приложение 2
Ансамбль улицы
Приложение 3
Ансамбль площади
Приложение 4
Ансамбль сквера
Приложение 5
Ансамбль площади
Приложение 6
Архитектурные детали
Приложение 7
Фрагмент улицы
Приложение 8
Фрагмент улицы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Владос, 2005.
2. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб.пособие. М., 2001
3. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб.пособие. М., 2003.
4. Бесчастнов Н.П. Живопись. М.: Владос, 2004.
5. Базанова М.Д. Плэнер. М.: Изобразительное искусство, 1994.
6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 2003.
7. Колышев Ю.Б. Рисунок интерьера. М.: Архитектура-С, 2009.
8. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие. М.: Академия, 2007.
9. Семенова М.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006. 223 с.
10. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. М.: Высшая школа, 1992.