Градостроительство в феодальной Индии
Сельская община, составлявшая основу социальной структуры Индии на протяжении многих веков вместе с кастовой системой, оказала заметное влияние на выработку канонической формы плана и городских поселений.
В VI –VII вв. возникли торгово-ремесленные центры, как на речных путях, на притоках, на берегах р. Ганга, так и нас сухопутных дорогах. Эти города интенсивно росли. Однако развитие портовых городов шло медленно из-за резкого сокращения внешней торговли.
В мелких государствах, появились административные центры, одним из которых был Канаудж. Кроме того в различных районах Индии выросли центры средневековой науки, в том числе города Канчи, Валбхи, Викрамашила, Уджаяни и Наланда. В пследнем находился известный на Востоке буддийский универ.
Значение религиозных центров, наряду с многочисленными буддийскими монастырями имели города Праяга и Бенарес.
От многочисленных поселений раннефеодального периода остались лишь руины. Поэтому затруднительно восстановить их планировочные схемы, но можно предположить, что у деревни и города были общие черты: регулярная основа плана, образованная системой деления территории на участки; сеть улиц, ориентированным по странам света, и зонирование территорий поселения по классово-сословному и профессиональному признакам.
По сравнению с деревней город имел цитадель и внешние оборонительные стены в башнями, возвышавшимися над рвами, наполненными водой.
На планировку деревни, города, а так же каждого здания накладывался свой отпечаток представления о мироздании, основанные на астрономических познаниях. При планировке поселений и возведении зданий они приходили к космическим диаграммам – мандалам. С помощью этих диаграмм определялись благоприятная ориентация храма и его положение на участке.
О градостроительстве раннефеодального периода можно судить лишь по письменным источникам. Особое место занимает трактат по архитектуре «Манасара», который входил в состав «Шильпашастра» - санскритских канонических текстов, являщихся неприкасаемыми правилами для строителей, архитекторов, художников и ремесленников. В нем определялись пропорции различных типов зданий и их деталей. Согласно «Манасара», населенные пункты классифицировались по их назначению, составу населения и планировочной структуре, что позволяло выбирать определенную схему для административного центра, торгово-ремесленного или портового города, укрепленного пункта ии иного вида поселения.
В начале XIII в. Возникла мусульманская держава – Делийский султанат, по господством которого, оказалась почти вя территория Индии. Однако в городе с распространением в Индии ислама появились изменившие его силуэт. Это были мечети, минареты, мавзолеи, медресе, архитектурные формы которые сложились под влиянием архитектуры Востока.
Планировочные схемы поселений по трактату
XIII – XVII вв. Ведущим направлением в градостроительстве Северной и Центральной Индии этого времени стало возведение фортификационных сооружений, крепостей и укрепленных городов-резиденций, необходимость в которых вызывалась непрерывными войнами.
На юге Индии вокруг старых храмовых комплексов стали сооружать, расширяя границы и х территории, ряды оград в виде новых стен, в пределах которых строили торговые помещения, склады, ремесленные мастерские и жилища. Вместе с новыми стенами воздвигались и башни, превосходившие по своим размерам и декоративному убранству ранее построенные на внутренних оградах. Постепенно создавался градостроительный ансамбль, в котором архитектурные объемы в виде надвратных башен на оградах уменьшались по своим размерам к центру композиции – главному храму. Например, храмовый комплекс в Мадуре XII – XVII вв, где границы территории раннее построенных святилищ были расширены. Вместе с тем оборонное строительство как на севере, так и на юге Индии не прекратилось с гибелью Делийского султаната в начале XV в.
В период Могольской империи (XVI – XVIII вв.) в Северной и Центральной Индии были созданы крупные дворцово-крепостные ансамбли, а так же основаны многочисленные укрепленные города и крепости.
Первым градостроительным комплексом на территории Дели, включавшим дворцовые и культовые постройки мусульманских завоевателей, стал Лал-Кот, основанный в конце XII в. Среди оставшихся развалин поселения и сейчас выделяется ансамбль Кувват-уль-Ислам, первой в Индии мечети, послуживший образцом для последующего строительства такого типа сооружений. Возведенная перед главным фасадом здания сквозная аркада с пятью килевидными арочными проемами впоследствии стала традиционной для архитектуры мечетей, строившихся в Индии.
В 1398г. Города Дели были опустошены Тимуром. После ухода войск Тимура территория Дели обезлюдела.
Только в период полувекового правления Акбара (1566-1605 гг.) развернулась широкая градостроительная деятельность. Неограниченно используя материальные средства и несметные богатства, обретенные в результате захватнических набегов Акбара на другие города, государство получило большие строительные возможности. По грандиозности и размаху строительства крепостей и резиденций из красного песчаника и белого мрамора, как и обширных, квадратных в плане, изысканных парковых ансамблей с фонтанами и водоемами, период правления Акбара можно сравнить лишь с появившимися столетия спустя градостроительными ансамблями Франции. Основной резиденцией Акбара была крепость Агра. Агра стала одной из столиц империи Моголов. Внутри крепости были возведены здания дворцового ансамбля, кроме того в 1632-1654 гг. вблизи Агры была возведена усыпальница Тадж-Махал.
Город Фатхпур-Сикри был основан Акбаром в 40 км от Агры в честь рождения сына. Благодаря тщательно продуманной композиции и разнообразию объемно-пространственных решений, дворцовый ансамбль Фатхпур-Сикри как архитектурное планировочное целое представляет громадную художественную ценность.
Фатхпур-Скири. Входной портал соборной мечети