Арабские города VII – XI вв.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА ВОСТОКА

В средневековье градостроительные традиции народов Востока отличались от традиций народов Западной Европы из-за развития феодализма в этих странах. Здесь безраздельно властвовали феодалы, чиновники и духовенство. Ремесленники и торговцы контролировались государством. Отсутствовало городское самоуправление.

Городское ремесло обслуживало царский двор, отдельных феодалов, армию, храмы, а так же торговлю с другими странами. Торговые пути, связывавшие Иран, Индию, Китай и Среднюю Азию со странами Передней Азии и Европой, существовали на протяжении всего средневековья. Города, располагавшиеся вдоль путей, вырастали до таких крупных размеров, каких не знала Западная Европа. Таковы были Дамаск, Багдад, Каир, Самарканд, Исфаган, дели, Чанъань, Лоян и др.

Значительную роль в развитии торговых и культурных связей м\д Востоком и Европой сыграли арабские народы, которые в эпоху средневековья образовали несколько государств.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА ВОСТОКА

В средневековье градостроительные традиции народов Востока отличались от традиций народов Западной Европы из-за развития феодализма в этих странах. Здесь безраздельно властвовали феодалы, чиновники и духовенство. Ремесленники и торговцы контролировались государством. Отсутствовало городское самоуправление.

Городское ремесло обслуживало царский двор, отдельных феодалов, армию, храмы, а так же торговлю с другими странами. Торговые пути, связывавшие Иран, Индию, Китай и Среднюю Азию со странами Передней Азии и Европой, существовали на протяжении всего средневековья. Города, располагавшиеся вдоль путей, вырастали до таких крупных размеров, каких не знала Западная Европа. Таковы были Дамаск, Багдад, Каир, Самарканд, Исфаган, дели, Чанъань, Лоян и др.

Значительную роль в развитии торговых и культурных связей м\д Востоком и Европой сыграли арабские народы, которые в эпоху средневековья образовали несколько государств.

Арабские города VII – XI вв.

Домусульманская Аравия была заселена многочисленными арабскими племенами, которые вели частично кочевой, частично оседлый образ жизни. На Аравийском полуострове, вдоль Красного моря, там, де возможно было развитие земледелия, возникли первые города. Города развивались также и вдоль главных караванных путей, соединявших с древних времен страны Средиземноморья с Индией. Так появились Медина, Мекка, Мариб, Сана и др.

Возникновение ислама в 30-е годы VII в. Послужило началом объединения арабских племен в единое целое. Мекка - религиозный центр ислама, а Медина – место пребывания арабских халифов.

Арабские города VII – XI вв. - student2.ru При халифе Омаре были завоеваны города Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки и Ирана. На востоке арабам подчинились среднеазиатские государства и часть западной Индии; на западе – арабский халифат распространил свое влияние на Северную Африку и Пиренейский полуостров. По территории держава Омейядов превосходила державу Александра Македонского и Римскую империю периода ее расцвета. Первоначально в покоренных странах арабские завоеватели строили военные поселения, из которых в последствии выросли города Шираз, Куфа, Басра в Двуречье; Каир в Египте; Рамла в Палестине; Кайрун в Тунисе.

При Омейядах столица халифата из Медины переместилась в Сирию, в Дамаск. Став главным политическим, торговым и культурным центром огромной державы. Дамаск быстро вырос. Роскошные дворцы и мечети были построены в центре города, среди них выделялась Большая мечеть, построенная халифом Валидом I в 708 г. по соседству с городской крепостью. Ее огромные габариты (158 х 100 м) доминировали над рядовой застройкой Дамаска, Центр города был окружен кварталом ремесленников, славившихся производством тканей, холодного оружия и ювелирных изделий, а также базарами и торговыми улицами.

       
  Арабские города VII – XI вв. - student2.ru   Арабские города VII – XI вв. - student2.ru
 

в VIII в‚ большое распространение получило строительство феодальных замков, которые объединяли на своей хорошо укрепленной территории мечеть, бани, жилые и служебные помещения. Эти замки имели обычно квадратные очертания. Наиболее известные из них были построены в Иордании (например, замок Мшатта VIII в.).

Дамаск. План центра города Дамаск. План Большой мечети, построенной при Омейядах в 708 г.

1- Цитадель 1 – мечеть; 2 –двор; 3 – Михрабы; 4 - входы

2-

 
  Арабские города VII – XI вв. - student2.ru

Арабские города VII – XI вв. - student2.ru Большая мечеть

Замок – дворец Мшатта. План. Реконструкция . А- кргулый город Мансура;

Б – Пригород Карх; В – Багдад с 1905 г.

Строительство замков имело большое стратегическое значение и их размещение было связано с защитой караванных путей. Вдоль дорог строились караван-сараи.

При Омейядах строились города в Двуречье, где по соседству со старыми поселениями стали одним за другим вырастать новые городы: Куфа, Басра, Мосул и др.

Первоначально города были только резеденциями правитилей, т.е. возникали возле феодального замка - цитадели. Здесь селились придворные слуги, военная дружина и ремесленники, обслуживавшие феодала. Территори, на которой распологалось это поселение, обносилась крепостной стеной и называлась шахристаном. Так было до IX – X вв. С развитием ремесла и торговли стены шахристана становились тесными, и ремесленникам приходилось селиться за их пределами. У ворот шахристана возникали базары, караван-сараи, мечети, бани и жилые дома. Постепенно центр городской жизни переносился в эти предместья. Ремесленники селились по профессиональному признаку в кварталах. Вырабатывались определенные архитектурные типы городской застройки торгового и культурного назначения. Так, караван-сараи представляли собой монументальные гостинично-складские комплексы. Базары строились с крытыми переходами и купольными павильонами. Помимо мечетей в городах строились медресе. Крупные города были благоустроены, например города Ирана имели замощенные улицы, водопровод, снабжавший водой бани и усадьбы феодалов.

В 750 г. Династия Омейядов была свергнута. Халиф Аббас обосновал династию Аббасидов (750-1055гг.). Центр политической жизни страны был перенесен из Сирии в Месопатамию. Сталицей нового халифата стал город Багдад, потсроенный халифом Мансуром в 762г.

Арабское государство в эпоху Багдадского халифата (VIII – IX в.) достигло расцвета. Халифы Мансур, Харун-ар-Рашид, Аль-Мамун покровительствовали строительству городов и развитию

Торговли и ремесла, а так же подъему науки и искусства. Местная иранская знать принимала участие в управлении государством, что сказалось в развитии традиций в администрации и судопроизводстве, так и в архитектурно-градостроительной сфере.

При строительстве новой столицы – Багдада придерживались традиций Двуречья. Багдад получил круглое очертание. Он занимал территорию в 2,5 км. Дворец халифа располагался в центре города. Рядом с дворцом находились дома его приближенных и родственников, а так же казармы, в которых жили телохранители халифа. Здесь же была построена большая мечеть (длиной около 125 м.) Город был укреплен двойным кольцом крепостных стен, причем внешние стены имели четверо городских ворот и 112 крепостных башен. Трудовое и ремесленное население размещалось по периметру города. На противоположном левом берегу Тигра построили загородный дворец и мечеть. Этот район назвали Русафа.

Багдад славился не только многочисленными дворцами, садами, водоемами и мечетями, но и торгово-ремесленными кварталами. Здесь выделывали шелк, шерсть, сталь, оружие, стекла, зеркала. На этих базарах встречались купцы из Китая, Индии, Африки. А багдадские купцы проникали в торговые города Европы, Сирии, Египта, Малой Азии. Хорошая внешняя торговля вызвала строительство вдоль дорог мостов и караван-сараев.

В 736г. Халиф Мутасима основал новую столицу Самарру в 200 км от Багдада. Здесь было построено несколько дворцовых комплексов и крупнейшая мечеть.

В 1055 г. Багдад был завоеван сельджуками и превратился из столицы в мусульманский центр.

Наши рекомендации