Плавучие знаки навигационного оборудования
Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.
К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.
Конструкция знака определяется гидрологическими условиями водного пути, на котором он установлен. На внутренних водных путях предусмотрены четыре типа силуэтов плавучих знаков: треугольный, прямоугольный, круглый и линейный. Каждый знак-силуэт в зависимости от дальности его видимости имеет разные размеры надводной части, которые регламентируются Государственным стандартом. Так высота расположения огня над уровнем воды составляет у речных буев 0.8-1.5 м, у озерных 2-3 м и у морских 3.1-6.5 м.
Необходимость установки на кромках судового хода буев с различным типом силуэта сигнальной фигуры вызвана сложностью распознавания цвета окраски знаков при неблагоприятных условиях. Так при нахождении Солнца позади буя на небольшой высоте, расстояние, на котором опознается цвет буя, составляет 150-200 м. Этого расстояния недостаточно для своевременного выполнения маневров, особенно в условиях извилистого судового хода. Использование буев различного силуэта значительно увеличивает расстояние, с которого их принадлежность к правой или левой кромке опознается. На озерных и морских буях для этой цели применяют топовые фигуры.
В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские. Речные и озерно-речные буи приспособлены к работе в районах, где преобладающими факторами воздействия на них являются статические нагрузки – течение и постоянная ветровая нагрузка, остальные буи – к работе в районах, где главным фактором является волнение водной поверхности. При устройстве буев первой группы предусмотрено уменьшение угла крена под действием течения, для второй группы – углов крена на волнении.
Речной и озерно-речной буй (рис. 6.21) представляет собой металлический поплавок с надводной частью, имеющей треугольный и прямоугольный силуэт. На его вершине размещается сигнальный фонарь кругового действия. В надводной части корпуса буя в специальном пенале
размещается источник питания сигнального огня. Буй удерживается на месте с помощью якоря. Буи являются преобладающим видом плавучих знаков на внутренних водных путях.
Морской буй (рис. 6.22) состоит из цилиндрического корпуса с металлической решетчатой надстройкой и хвостовика с чугунным балластом. На вершине надстройки устанавливается светооптический аппарат. Балласт обеспечивает бую необходимую остойчивость. Внутри корпуса размещаются герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают электрические батареи или ацетиленовые баллоны, питающие светооптический аппарат. Для получения нужной характеристики огня в оборудование буя вводится электрический проблесковый автомат или ацетиленовый проблескатор. На озерных и морских буях устанавливают радиолокационные пассивные отражатели, благодаря которым значительно увеличивается дальность их обнаружения.
Для подачи звуковых сигналов при плохой видимости морские буи снабжают звукосигнальными устройствами: колоколами и воздушными волновыми ревунами. Действие колокола основано на использовании сил инерции, возникающих при качке буя, ревун приводится в действие при вертикальных колебаниях буя, вызываемых волнением.
Якорное устройство буев состоит из якорной цепи, в которую вставляют вертлюг, и чугунного или бетонного якоря. Длина якорной цепи обычно берется равной двойной – тройной глубине в месте постановки буя.
Бакен (рис. 6.23) представляет собой плавучий знак, состоящий из плотика с укрепленной на нем сигнальной фигурой – надстройкой. Сигнальная фигура в зависимости от назначения бакена имеет силуэт в виде треугольника, круга или прямоугольника. Плотик бакена и его надстройку выполняют из дерева.
Рис. 6.23. Бакены:
а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический
Надстройка треугольного силуэта представляет собой трехгранную пирамиду. Ее грани делаются из брусков и обшиваются тонкими досками с зазором 1.5-2.0 см. На вершине пирамиды имеется штырь для установки сигнального фонаря. Внутри пирамиды устраивается полка для размещения источников питания фонаря. Бакены треугольного силуэта применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.
Надстройка круглого силуэта (шаровая) состоит из двух пересекающихся круглых дощатых щитов, прикрепленных крестообразно к вертикальной стойке. Фонарь крепится на вершине этой стойки. Полка источника питания устраивается в углу между кругами.
Надстройка прямоугольного силуэта (цилиндрическая) состоит из двух круглых ободов с дощатой обивкой. Она может быть выполнена и в виде трех пересекающихся под углом 120° плоскостей (прямоугольников), укрепляемых на плотике.
Бакены в виде шара или цилиндра устанавливают только для обозначения правой кромки судового хода.
Обычно буи и бакены используются только в период физической навигации, когда водные пути очищаются от льда. В период весеннего и осеннего ледохода, а на водохранилищах в качестве дублирующих применяются несветящие ледовые буи сигарообразной формы.
Озерные и речные плавучие вехи (рис. 6.24, а, б) применяются для ограждения судового хода на водных путях с неосвещаемым навигационным оборудованием, а также используются для установки совместно с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков на особо затруднительных участках (повороты, подходы к причалам и т.п.) или в качестве контрольных – для дублирования буев и бакенов.
Веха представляет собой вертикально или наклонно плавающий деревянный шест, к нижнему концу которого прикреплен якорный груз. Длина озерной вехи достигает 10 м, а речной 3-8 м. Верхняя часть шеста, выступающая из воды (около 1/3 длины), окрашивается в соответствии с назначением вехи. На вехах правой кромки и оси судового хода укрепляются топовые (отличительные) фигуры в виде круга, изготовляемые из двух пересекающихся между собой дисков.
Морские вехи (рис. 6.24, в) применяются в качестве морских плавучих предостерегательных знаков для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, мест якорных стоянок. Морская веха состоит из стального корпуса, металлической трубы (шеста), топовой фигуры, груза-противовеса (балласта) и якорного устройства. Длина металлической морской вехи достигает 9 м.
На внутренних водных путях применяются латеральные, осевые и кардинальные плавучие навигационные знаки, которые имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и расстановки.
Латеральными плавучими знаками обозначают кромки (стороны) судового хода или фарватера, а осевыми – ось судового хода или фарватера.
Кардинальными плавучими знаками ограждаются отдельные навигационные опасности (мели, банки, скалы, мысы, затонувшие суда и т.п.) на морях и крупных озерах. Плавучие знаки выставляются вокруг опасности таким образом, чтобы они ограждали ее относительно стран света.
Латеральные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, а осевые – на осевые и поворотно-осевые.
Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода. Правая кромка судового хода ограждается буями или бакенами прямоугольного, круглого или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой фигурой (рис. 6.25, а). В темное время суток на знаках правой кромки зажигается постоянный или проблесковый огонь красного цвета.
Левая кромка судового хода ограждается плавучими знаками треугольного или линейного силуэта белого или черного цвета (черный цвет применяется на озерах или водохранилищах), а также вехами белого цвета (рис. 6.25, б). Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки – белый, желтый или зеленый, постоянный или проблесковый.
На реках наименования кромок (сторон) судового хода принимается по направлению течения. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование кромок принимается по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. На судоходных каналах принятое наименование сторон является условным и указывается в проектах освоения этих водных путей. На озерах наименование сторон принимается обычно с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывается на картах.
Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором и скальным дном. На реках их устанавливают обычно в местах крутых по воротов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.
Поворотный знак, установленный на правой кромке (при движении вниз) обозначает правый поворот. Он представляет собой буй прямоугольного или линейного силуэта красного цвета с черной или белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, в). Сигнальный огонь буев правой кромки – красный частопроблесковый или проблесковый.
Поворотный знак левой кромки, обозначающий левый поворот, представляет собой буй треугольного или линейного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, г). Сигнальный огонь – зеленый, белый, желтый частопроблесковый или проблесковый.
Знаки опасности (дублирующие знаки) служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности). Знак опасности устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны, а кромочный знак в 10-15 м от него в сторону оси судового хода. Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.
Знак опасности левой кромки (рис. 6.25, д) представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине и тремя – четырьмя черными вертикальными полосами, которые при пересечении образуют крест. В темное время суток на этом знаке зажигается зеленый двухпроблесковый или проблесковый огонь.
Знаком опасности правой кромки (рис. 6.25, е) является буй прямоугольного силуэта красного цвета с белыми или черными горизонтальными и вертикальными полосами, образующими при пересечении крест. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый или проблесковый.
Свальные знаки обозначают участки водного пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство. Они устанавливаются выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу.
Свальным знаком левой кромки (рис. 6.26, а) является буй или бакен треугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в белый цвет, а нижняя – в черный. Сигнальный огонь – зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.
Свальным знаком правой кромки (рис. 6.26, б) является буй или бакен прямоугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, а нижняя – в белый или черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый или проблесковый.
Следует отметить, что на участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может.
Разделительные знаки служат для обозначения разделения судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными или белыми и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой (рис. 6.26, в).
Разделение судового хода может обозначаться также двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода (парный знак) (рис. 6.26, г).
На разделительном знаке в темное время горят одновременно два сигнальных огня: красный и зеленый, красный и белый или красный и желтый проблесковые. На парном разделительном знаке сигнальный огонь: на знаке правой кромки – красный постоянный; на знаке левой кромки – зеленый, белый или желтый постоянный.
Осевые знаки (рис. 6.26, д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».
Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый двухпроблесковый. Осевая веха имеет такую же окраску, как и осевой буй.
Поворотно-осевые знаки (рис. 6.26, е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи. Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой, но его надводная часть окрашивается двумя черными или белыми и тремя красными полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый группочастопроблесковый.
Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.
На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.
Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона – регион А и регион Б.
Система плавучего ограждения МАМС в целом является единой для обоих регионов. Разделение системы на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и огней.
Россия, страны Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи), Африки и Австралии объявили о своей принадлежности к региону А. В регионе А красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов (красный слева), а зеленый – для ограждения правой стороны фарватеров и каналов.
В регионе Б, о принадлежности к которому объявили страны Северной и Южной Америки, Япония и Южная Корея, красный цвет принят для ограждения правой стороны фарватеров и каналов (красный справа).
Система плавучего ограждения МАМС включает пять типов знаков: латеральные знаки; кардинальные знаки; знаки отдельных опасностей малых размеров; осевые знаки (знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода); знаки специального назначения.
Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.
Знаки ограждения сторон фарватеров (рис. 6.27) служат для обозначения сторон фарватера (канала).
На левой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра (рис. 6.27, а). Сигнальный огонь – красный проблесковый (период 3 с).
На правой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в зеленый цвет (рис. 6.27, б). Топовая фигура представляют собой зеленый конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый проблесковый (период 3 с).
Знаки разделения фарватеров (рис. 6.28) устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря. Знак «Основной фарватер справа» (рис. 6.28, а) окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой. Топовая фигура имеет форму красного цилиндра. Сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с). Знак «Основной фарватер слева» (рис. 6.28, б) окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).
Кардинальные знаки (рис. 6.29) предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно стран света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный. Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность. Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.
Северный знак имеет вверху черный цвет, внизу – желтый. Топовая фигура – два конуса вершинами вверх. Сигнальный огонь – белый, частопроблесковый.
Восточный знак имеет черный цвет с широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Топовая фигура – два черных конуса основаниями вместе. Сигнальный огонь – белый проблесковый из трех частых проблесков (период 10 с).
Южный знак имеет вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вниз. Огонь – белый, шесть частых проблесков и один длительный, период 15 с.
Западный знак имеет желтый цвет с широкой горизонтальной полосой черного цвета. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вместе. Сигнальный огонь – белый, девять частых проблесков, период 15 с.
Знаки отдельных опасностей малых размеров (рис. 6.30, а) ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются над опасностью и могут обойдены с любой стороны. Окраска знаков черная с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура – два черных шара один над другим. Огонь – белый двухпроблесковый, период 5 с.
Осевые знаки (рис. 6.30, б) служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).
Знаки специального назначения (рис. 6.30, в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).