Не забывайте, что интересы клиента на первом месте

Есть и другой вид инерции, который в технологичных компаниях происходит от чрезмерного внимания к методам реализации в ущерб результату. В конце концов, вы призваны создавать продукты и услуги, которые удовлетворяют потребностям клиентов. Посмотрим, что думает по поводу поддержки клиентов один из лидеров нашей индустрии.

«Лучшая поддержка клиентов – это отсутствие поддержки клиентов. Да-да, все правильно, потребности в хорошей поддержке клиентов просто не должно возникать. Цель должна быть такой: шаг за шагом совершенствовать продукты и услуги, чтобы клиент без посторонней помощи легко мог их использовать и в них разобраться. Ориентированные на клиента фирмы, если они хотят добиться успеха, должны реализовывать такие технологии, которые позволяют глубже понять потребности клиентов. В результате такой практики компания получает возможность выпускать продукты и услуги, действительно необходимые клиентам. Сообщаю всем зацикленным на окупаемости инвестиций: начальные капиталовложения в поддержку клиентов позволяют впоследствии существенно снизить издержки на поддержку продуктов (чему способствуют сбор и анализ информации о клиентах)»[102].

Если упустить из виду признаки технологической инерции, вы рискуете нарваться на ситуацию, когда из-за пренебрежения к потребностям пользователей после выхода на рынок последнего «чудесного» продукта на корпоративную службу поддержки клиентов обрушится шквал звонков. Чрезмерное увлечение инструментарием чревато потерей внимания к конечным пользователям. Современные технологии крайне сложны, но в то же время они призваны избавить пользователей от лицезрения деталей реализации.

В период планирования следующего продукта попросите начальницу предоставить вам более свободный доступ к маркетинговым данным. Если она отнесется к вашему предложению легкомысленно, обратите ее внимание на необходимость анализа рыночной конъюнктуры – в конце концов, именно для этого существуют отделы продаж. Я уже говорил о том, что сроки сдачи продуктов нередко обусловливаются маркетинговыми соображениями – но, с другой стороны, этот фактор носит прогрессивный характер. Анализ рыночной ситуации существенно расширяет охват аудитории, на который в качестве коммерческого решения может претендовать тот или иной продукт (или услуга). Прошлогодние соображения по поводу требований рынка бесполезны. Сведения о потребностях, которые пользователи испытывают сегодня и будут испытывать завтра, должны быть такими же свежими, как и технологии, позволяющие их реализовать.

Резюме

Итак, я упомянул о некоторых областях взаимоотношений с начальством, на которые вам надлежит обратить особое внимание. Основная ваша цель, по-моему, должна состоять в том, чтобы наладить с боссом конструктивное взаимодействие, от которого выиграют обе стороны. Ниже я привожу краткий перечень наиболее важных моментов этой стороны вашей деятельности.

• Войдите в положение начальницы – она в своей работе подвергается серьезному давлению. Первой реакцией на ее замечания должно быть согласие, однако если у вас есть разумные и обоснованные предложения, выскажите их.

• Честность в суждениях в любом случае предпочтительнее нереалистичных обещаний – пусть даже она иногда приводит к не слишком приятным последствиям.

• Помогайте начальнице в вопросах планирования. Настаивайте на необходимости разработки реалистичных планов и прилагайте максимум усилий к их реализации.

• Если вам нечего противопоставить замечаниям начальницы, признайте поражение. Не стоит вешать ей лапшу на уши в попытках замаскировать собственные огрехи.

• Будьте готовы к непредвиденным изменениям – чем лучше вы будете осведомлены, тем проще будет с ними столкнуться. Иногда неожиданные решения исходят от начальства, в иных случаях – обусловливаются внешними факторами. Тщательная подготовка есть залог ваших успехов[103].

• Следите за признаками инерции в самом себе и в начальнице. Если она отрицает очевидную потребность в изменениях, старайтесь спасти положение, пока не поздно.

Чтобы окончательно закрыть тему взаимоотношений с начальницей, скажу еще одну вещь. Обращайтесь с ней так, как хотели бы, чтобы обращались с вами. Это золотое правило, которое, хоть и ассоциируется с воскресной школой, работает во всех сферах человеческой деятельности.

Конец уже близко

Не карьеры, а книги. Следующая глава будет последней. В ней рассматриваются самые разные вопросы, которым в предыдущих главах было уделено недостаточно внимания или которые вообще не упоминались. Материал книги я решил структурировать по тематическому принципу – в соответствии с различными областями деятельности, с которыми менеджеру приходится сталкиваться каждый божий день. Следующая же глава, по большому счету, бессистемна. В ней вы, в частности, познакомитесь с необычными для руководителя программистов проблемами, выходящими за рамки повседневной деятельности.

Глава 10

Слова без песни

В целом разработка программных продуктов носит линейный характер. Это проявляется даже тогда, когда применяется итерационный процесс. В любом случае переход от одного этапа к другому логичен. Руководство процессом разработки, напротив, представляет собой нелинейную область деятельности. Вы постоянно вынуждены переходить от одной проблемной области к другой, причем решения, имеющие ценность в одной из таких областей, могут не иметь никакого смысла в любой другой. Таким образом, лучшее, что вы можете сделать, – это привлечь весь свой интеллектуальный ресурс к решению текущих проблем, не забывая при этом про конечную цель: вывести подчиненных из состояния хаоса и заставить их двигаться в одном направлении. Такую стратегию, наверное, можно обозначить как «жизнь над краем пропасти» – думаю, именно в таком состоянии вы проводите многие дни на работе.

Название данной главы выражает вот это самое состояние. Отчасти это перекличка с традицией композиторов эпохи романтизма, которые широко эксплуатировали жанр песни без слов (к таковым, в частности, относится Мендельсон). Мне кажется, из всего классического репертуара эти композиции – чуть ли не самые мелодичные. Смысл этой главы, по большому счету, в обратном: общая тема отсутствует, а отдельные партии довольно сложно назвать гармоничными. Может показаться, что в этой главе я собрал все темы, которые по тем или иным причинам не нашли отражения в предыдущих главах, – и это ощущение правильно. Впрочем, такую бессистемность можно обосновать и по-другому, более хитро – дело в том, что иногда наша работа производит впечатление совокупности ничем не связанных действий. Бывает, нам даже приходится разбираться с проблемами, способы решения которых в предыдущем опыте отсутствуют. Вот в этом направлении я и выстроил главу[104]. Надеюсь, вопросы, которые в ней поднимаются, внесут некоторую ясность в ваши обязанности.

Распределенная рабочая сила

Современная корпоративная культура зачастую не оставляет места для географической централизации групп разработчиков. Финансовые соображения, наличие выдающихся особо талантливых специалистов, равно как и традиции конкретной компании, – все это иногда приводит к тому, что ваши подчиненные, хотя и образуют единую группу, фактически работают в разных местах. Если сотрудники находятся в разных зданиях или даже в разных часовых поясах, обеспечить гармоничное сочетание сотрудничества с уединением, что является основным фактором продуктивной деятельности группы, не так-то просто[105]. Если среди ваших подчиненных есть такие, которые один или два раза в неделю общаются с остальными на телеконференциях, вам не обойтись без специальных методов, позволяющих контролировать их продуктивность.

Если сотрудники находятся в разных зданиях или даже в разных часовых поясах, обеспечить гармоничное сочетание сотрудничества с уединением, что является основным фактором продуктивной деятельности группы, не так-то просто.

Суть проблемы

Если вам удается успешно сочетать сотрудничество с уединением, процесс разработки существенно упрощается.

• Уединение. Способность работать, не отвлекаясь на внешние раздражители, в условиях, допускающих абстрактное мышление.

• Сотрудничество. Обмен предложениями на очной встрече вплоть до выработки консенсуса во мнениях всей группы или нескольких программистов, работающих над решением одной задачи.

Группа, в которой удовлетворяются две вышеупомянутые потребности, способна работать крайне продуктивно. Для написания качественного кода необходим баланс между этими условиями.

В контексте распределенных групп, в которых одни сотрудники работают дома, другие трудятся в офисе вместе с остальными не связанными с ними функциональными обязанностями специалистами, третьи образуют более мелкие группы, также работающие удаленно, обеспечить сотрудничество и уединение довольно трудно. Одни специалисты, не испытывающие недостатка в уединении, будут лишены средств продуктивного сотрудничества. Другие могут, с одной стороны, испытывать нехватку уединения, а с другой – активно общаться с чужими с точки зрения выполняемых обязанностей людьми. Проблемы, которые возникают в подобных ситуациях, можно обобщенно сформулировать следующим образом.

• Решения, которые при условии географической централизации принимаются за считанные минуты, растягиваются на многие часы и даже дни.

• Непосредственная проверка деятельности и продуктивности персонала заменяется взаимодействием с сотрудниками по телефону и электронной почте. Таким образом, хрестоматийный принцип руководства «доверяй, но проверяй» не соблюдается.

• Техническое проектирование осуществляется в основном не в интерактивном режиме, а посредством документов. Документы же должны быть не средством, а результатом сотрудничества. Из-за ограничений по времени этап проектирования растягивается или вообще пропускается.

• Сотрудники группы лишены чувства работы в единой атмосфере. Возможности для выстраивания дружеских отношений отсутствуют.

• Виртуальное рабочее пространство формируется средствами электронной почты и службы мгновенной передачи сообщений. При всей своей полезности они не заменяют очного взаимодействия.

• Большую часть времени вы, руководитель, проводите с телефонной трубкой в руках.

Некоторые из вышеупомянутых проблем проявляют себя даже при условии географической централизации, однако руководитель, вынужденный координировать действия сотрудников, работающих в разных местах, сталкивается с ними в наихудших проявлениях.

Решение

Если провести централизацию нет никакой возможности, значит, придется адаптировать ваш стиль руководства к создавшимся условиям. Как я говорил в главе 1, адаптация – это тот навык, без которого руководителю программистов не обойтись. Рассмотрим, как он проявляется в некоторых аспектах деятельности руководителя в условиях распределенной группы.

Планирование

Во-первых, вы должны тщательно продумать вопрос распределения задач. Это невозможно без предварительного планирования проекта, позволяющего выделить в его рамках отдельные блоки, которые можно распределить между подчиненными с поправкой на недостаток сотрудничества. Конечно, лучше всего детально планировать все проекты, но в случае с распределенной группой эта проблема приобретает особую актуальность.

Это невозможно без предварительного планирования проекта, позволяющего выделить в его рамках отдельные блоки, которые можно распределить между подчиненными с поправкой на недостаток сотрудничества.

Если вам не удастся четко сформулировать отдельные задания, на их уточнение уйдет гораздо больше времени, чем обычно, – просто в силу удаленности от сотрудников. Кроме того, вы должны спланировать деятельность персонала таким образом, чтобы результаты его работы легко стыковались. В таких условиях предпочтение нужно отдавать компонентной архитектуре – если, конечно, она вписывается в корпоративную стратегию. Конструирование программных продуктов, таким образом, должно походить на сборочный конвейер, на котором каждая деталь идеально стыкуется со всеми остальными. Хороший принцип, который неплохо было бы реализовать. Это вполне возможно, хотя и требует значительных усилий по части планирования и проектирования.

Вообще-то планирование, проводящееся на ранних этапах разработки любого проекта, предполагает очное взаимодействие. Иначе говоря, чтобы приступить к созданию проектного решения, по крайней мере один раз вам придется собрать всех сотрудников в одном месте. Это недешево, но временные затраты на проектирование по электронной почте или по телефону оказываются значительно серьезнее. Постарайтесь во время этого сеанса планирования решить две задачи: утвердить основы проектного решения и сделать первые шаги в направлении формирования команды. Полезно в этом смысле где-то раз в год выезжать вместе с сотрудниками на отдых в экзотические страны. Впрочем, вполне возможно, что, узнав цены на авиабилеты «туда и обратно», вы решите, что куда мудрее будет развернуть за те же деньги каналы для проведения видеоконференций или, например, заказать какую-нибудь хитрую систему, которая могла бы отображать электронное табло на одном мониторе и картинку нескольких групп на другом. Конечно, все подобные экономические вопросы нужно решать исходя из бюджета. В любом случае, пользуясь имеющимися у компании средствами, вы должны поощрять взаимодействие участников группы.

Взаимодействие

Большое человеческое спасибо Александру Грэму Беллу (Alexander Graham Bell)! Телефон значительно облегчил для нас двустороннюю связь в реальном времени. Правда, полагаю, что Белл воскликнул «Поди-ка сюда, Ватсон!», просто утомившись от своего аппарата и решив, что лучше переговорить с помощником с глазу на глаз. Если бы все ваши подчиненные находились в одно время в одном месте, планировать распорядок дня было бы гораздо проще. Тем не менее, если, конечно, вы не сводите все взаимодействие к общению по электронной почте, имейте в виду, что в условиях децентрализации группы телефон представляет собой заметную ценность. Если вы можете себе позволить организацию регулярных видеоконференций, качество взаимодействия, несомненно, повысится. Впрочем, далеко не все компании на это способны. При наличии канала с достаточной пропускной способностью можно разориться на веб-камеры и соответствующее программное обеспечение. Замечу, что с этими средствами мне не удалось добиться сколько-нибудь заметных успехов.

Естественно, в большинстве географически рассредоточенных групп электронная почта выступает в роли основного средства взаимодействия. Для менеджера в практическом смысле это означает, что на проверку новых писем приходится тратить значительную часть рабочего дня. Но ведь у вас много других административных обязанностей, а значит, нужно учиться отвечать на письма как можно быстрее. Попытайтесь ограничить переписку по электронной почте темами, которые можно адекватно выразить в письменной речи или на схемах. Все дискуссии следует проводить по телефону, а для решений, требующих документирования, вполне подойдет электронная почта.

Невзирая на все недостатки документно-ориентированного процесса проектирования, скорее всего, именно на нем вы остановите свой выбор. Кроме того, полезен в данном контексте метод проектирования по контракту, подразумевающий первоочередное (в самом начале периода проектирования) создание открытых интерфейсов объектов, с тем чтобы впоследствии их можно было без труда разработать. Этот метод полезен даже в условиях централизации группы, а уж если один разработчик трудится в Калифорнии, а другой – где-нибудь в Новой Англии, соглашение по части взаимодействия компонентов и их способности к взаимодействию выходит на первый план. Купите качественное программное обеспечение для совместной работы и задействуйте его в роли библиотеки документов. За рыночную нишу программных продуктов для совместной работы соревнуются несколько производителей, и это вам на руку – следите за их последними разработками[106].

Проверка

В том что касается проверки результатов сотрудников децентрализованной группы, ваши обязанности весьма осложняются. Из-за разницы временных поясов вам, вероятнее всего, придется удлинить свой рабочий день. Такое решение – фактически единственный способ эффективной организации в данных условиях – требует от вас выносливости. Если вам приходится ежедневно проводить на работе по 12 часов, не забывайте о том, что вы живой человек, и кроме профессии в жизни есть еще кое-что. Рекомендую взять за правило при первой возможности делать перерывы и посвящать их личным делам – в противном случае вы вряд ли долго протянете.

Удаленный мониторинг персонала – дело ненадежное. Бывает, проходишь за спиной сотрудника, который вместо работы шатается по Сети, и спрашиваешь: «А почему не работаешь?!» Ну, он, конечно, отвечает: «Знал бы, что вы рядом, принялся бы за работу!» Ситуация, на первый взгляд, забавная, удачно характеризует особенности роли «виртуального шефа». В отсутствие начальника люди начинают валять дурака – это в природе человека. Как с этим бороться? Сравнительно эффективный мониторинг возможен только при наличии формального плана сдачи сотрудниками результатов и при условии тщательной проверки его выполнения. Структура распределения работ в данном случае должна быть мельче, чем обычно, – так вы сможете с большей уверенностью предотвращать отклонения от графика разработки проекта. Для выполнения контрольной функции вам опять же понадобятся телефон и электронная почта. Заставьте сотрудников присылать еженедельные отчеты (а в исключительных случаях – даже ежедневные).

Можно также обратиться к решению в духе Оруэлла – оснастить рабочие станции разработчиков программами дистанционного мониторинга, позволяющими в любой момент видеть их экран. Сами сотрудники, естественно, должны знать, что их компьютеры «прослушиваются», и если уж необходимость плотного слежения за каким-то деятелем назрела, это решение себя оправдывает. Правда, надо сказать, оно совсем не способствует укреплению доверительных отношений – скорее, напротив, вызывает негодование. Поэтому прежде чем прибегать к подобным мерам, хорошо подумайте – стоит ли.

Сравнительно эффективное отслеживание возможно только при наличии формального плана сдачи сотрудниками результатов и при условии тщательной проверки его выполнения.

Личные контакты

Чем чаще вы будете посещать своих сотрудников в их привычных рабочих условиях, тем выше шансы на построение полноценной команды. Обозначая свое присутствие на рабочем месте, вы способствуете развитию у сотрудника чувства участия в коллективной деятельности и придаете вес своему лидерству в остальное время. На подобные визиты уходит много времени, да и не бесплатно это, однако таким способом вы сможете смягчить некоторые недостатки децентрализации.

Наши рекомендации