Соревнование по шипению и царапанию

Проектное совещание превратилось в словесную схватку между Джоном и Кевином. Мы уже перешли к обсуждению регистрации пользователей в системе, а они все еще спорили насчет низкоуровневых подробностей методик конструирования. Дискуссия застопорилась – ведь, несмотря на отсутствие четкого плана обсуждения, все мы были уверены в том, что поговорить есть о чем. Джон и Кевин спорили без перерыва. Дело в том, что Джон (консультант) и Кевин (опытный сотрудник и талантливый программист) руководствовались совершенно разными мотивами и планами относительно этого совещания. Каждый из них считал своим долгом доказать другому, что он умнее, и вопросы проектирования системы их в тот момент не интересовали. А все потому, что Джона назначили руководителем проекта – он занял должность, на которую очень хотел попасть Кевин. Нашего начальника на совещании не было, и ни одного желающего выступить в роли посредника не нашлось. На следующий день в центре внимания опять оказались Джон и Кевин – они собачились за каждое проектное решение, и все остальные сотрудники отдела предпочитали помалкивать. К концу второго дня мы сумели согласовать значительно меньше вопросов, чем планировались, а то, что нам удалось, оказалось результатом ожесточенной бойни между двумя воинственными котами – Джоном и Кевином. Остальная часть группы чувствовала себя совершенно дезориентированной. Люди начали сомневаться, удастся ли вообще закончить работу над системой. Значительно осложняло ситуацию то обстоятельство, что перед группой поставили задачу сделать систему как можно быстрее, ибо та ее версия, которая в тот момент находилась на рынке, негативно сказывалась на репутации компании. Этой короткой историей я хотел обозначить трудности, связанные с введением в одну команду консультантов и программистов. Особенно их отношения осложняются в отсутствие начальника. Вы могли бы справедливо поставить под сомнение разумность выбора в качестве руководителя проекта консультанта. Кроме того, как видите, за неимением четкого плана и механизма разрешения противоречий на проектном совещании сотрудники просто убивают время, подрывая тем самым принцип «сначала проектирование – потом кодирование». Развитие межличностных отношений в группе разработчиков подтверждает мою мысль о необходимости психологического анализа подчиненных для повышения качества руководства. Конец этой истории довольно печален. Проект закрыли, а проектирование и конструирование продукта поручили группе разработчиков из другого отдела. Пропустившему основные «военные действия» руководителю отдела по возвращении пришлось в течение нескольких дней с большими трудностями объяснять начальству, почему после всех обещаний и заверений, предшествовавших началу работу над проектом, разработчики так и не сдвинулись с мертвой точки.

Слава, почет и деньги

Любой сотрудник жаждет признания своей деятельности, хочет ощущать весомость своего вклада в общее дело. Быть оцененными по достоинству стремятся и некомпетентные сотрудники – даже несмотря на то, что их вклад в деятельность компании исключительно негативный. Все мы любим поразглагольствовать насчет того, что создание кода для нас – это уже своего рода награда. Но хотелось бы мне знать, сколько мы проработаем, если нам не будут за это платить. Но даже если будут платить, и платить хорошо, мы в любом случае будем требовать признания со стороны наших товарищей и надеяться, что начальник между делом похлопает нас по плечу. Настоящие кошки предпочитают спокойно дремать в углу, не заботясь о том, кто и как на них смотрит; кошки-программисты в этом отношении, напротив, проявляют некоторый эксгибиционизм. Ярким подтверждением того, что и программистам нужно признание, служит практика встраивания в код своеобразных «пасхальных яиц» (хотя сегодня она считается несколько вульгарной). Вас, начальника, они воспринимают как зрителя, сидящего в переднем ряду, и, конечно же, ожидают аплодисментов. Причем ожидают все – даже те, над которыми впору начинать читать молитву[11].

Расхваливать своих сотрудников – это, конечно, замечательно, но иной раз стоит на секунду остановиться и поразмыслить, отрабатывают ли они те деньги, которые получают. Ведь это входит в вашу задачу как руководителя. Если хотите похвалить человека, сделайте это на виду у всех. Если считаете нужным покритиковать его, не выносите свои оценки на суд публики. Дело не просто в вежливости – эти правила поведения важны в том смысле, что как похвала, так и порицание одного человека на самом деле оказывают грандиозное влияние на всю группу. Поверьте мне, публичное унижение не способствует повышению продуктивности работы группы. Напротив, похвала, высказанная при всех, причем искренне и по заслугам, способна творить чудеса. Не надо кричать о том, что ребята прекрасно поработали, выходя из комнаты для совещаний. Выберите такое время, когда слова благодарности окажут наибольшее воздействие. Четко определитесь с тем, за что вы хвалите человека, и обязательно сделайте так, чтобы сотрудники группы это знали.

Расхваливать своих сотрудников – это, конечно, замечательно, но иной раз стоит на секунду остановиться и поразмыслить, отрабатывают ли они те деньги, которые получают.

И еще немного о поощрении. Кто знает – может быть, у вас у самого такой начальник, который никогда вам слова доброго не скажет. Тогда и вам будет не до комплиментов подчиненным. Роль лидера предполагает стремление к успеху подчиненной вам группы. Когда группа добивается успеха, вы ее хвалите. Кто же хвалит вас? Иногда никто, хотя время от времени вы сами хотите получить от начальника хлопок по плечу. Роль руководителя, которая предусматривает приложение некоторых усилий для улучшения репутации подчиненных, превратится в сущий ад, стоит вам попытаться искать почестей для самого себя. Не стоит забывать, что любой руководитель должен оценивать свои успехи исключительно по тому, насколько эффективно работают его подчиненные.

Если вы выдвинулись в руководители из программистов, задача усложняется, поскольку теперь вам придется принять ответственность за профессиональную судьбу ваших друзей. Но не позволяйте дружбе мешать делам. Лучше используйте ее как средство достижения общей цели. Я вас уверяю, что если вы, в конечном итоге, все вместе добьетесь успеха, ни один из ваших подчиненных не осмелится утверждать, что вы манипулируете дружескими отношениями.

Мотивирование деньгами

Кажется, я уже поднимал денежный вопрос? Лучше было бы его как-то обойти, поскольку, как сказано в Библии, «…ответом всему – монеты»[12]. Согласно последнему статистическому исследованию, почасовая ставка программистов составляет от 30 до 150 долларов, причем большинство из них находится где-то посередине этого спектра. Как определить, стоит ли платить вашим сотрудникам именно столько, сколько вы им платите? Среди факторов, которые нужно учесть, – производительность, опыт, результативность, своевременность исполнения задач, текущая средняя ставка, экономическая конъюнктура и корпоративные стандарты, касающиеся оплаты труда сотрудников в области высоких технологий. Подбирая новых сотрудников и повышая оплату старым, вы должны быть справедливым и бережливым одновременно.

Справедливым и бережливым. Хм, это довольно трудно – можно поддаться соблазну разбрасываться деньгами, как будто они растут на деревьях, опрометчиво полагая, что оплата повышает производительность. На самом деле здесь стоит хорошенько подумать, ведь сегодняшняя роскошь есть завтрашняя потребность. Деньги, подобно власти, оказывают на человека самое что ни на есть деструктивное влияние. И не заставляйте меня цитировать еще одно известное высказывание из Нового Завета[13]. Так все-таки, возвращаясь к теме, как соблюсти баланс в вопросах денежных выплат? Представим себе весы правосудия. На одну чашу положим справедливость, на другую – бережливость. Вес чаши справедливости равен опыту и производительности программиста. Вес чаши бережливости состоит из стандартных коммерческих хитростей, таких как соблюдение баланса доходов и расходов и статистика средней заработной платы программиста. Принимая решение о денежных выплатах, имейте в виду эту аллегорию – она очень действенна.

Но ведь это все теория. А что на практике? Именно из-за несоответствия теории и практики денежный вопрос в деятельности руководителя становится одним из самых сложных. Вам известны принципы, следуя которым вы теоретически должны принимать решения относительно вознаграждения персонала. С другой стороны, существенные коррективы в планирование вносят экономические аспекты – в частности, текущая коммерческая конъюнктура и корпоративная политика. В некоторых компаниях, помимо оклада, сотрудники получают бонусы, которые выписываются в соответствии с личными заслугами каждого.

Этот стимул действует лишь тогда, когда сотрудники оказываются в состоянии выполнять то, за что они теоретически заслуживают дополнительного вознаграждения. В принципе, можно ввести практику выплаты ежеквартальных бонусов, но, по моему опыту, это не самый лучший выход – однажды начав их выплачивать, вы обязательно столкнетесь с тем, что сотрудники будут на них надеяться. Касательно денежного вопроса вам лучше проконсультироваться со своим начальником – скорее всего, вместе вы сможете разработать оптимальный для своей команды план. Если решения о вознаграждении принимаете только вы, действуйте так, как считаете нужным, и не забывайте правило справедливости и бережливости.

Уровень мышления[14]

Ну что, вам интересно? Вы заинтригованы тем, что будет дальше? Думаю, что нет. Скорее всего, вы пребываете в полной уверенности, что дальше я разражусь мириадами советов о том, каких действий лучше избегать, а на каких делать упор, и все эти сведения будут представлены в виде маркированных списков. Действительно, в последующих главах таких списков будет немало, но в данный момент я хочу обратить внимание на то, как важно в вашей новой роли думать. Поэтому с перечислением рекомендуемых и не рекомендуемых приемов руководства пока что повременим. Возможно, необходимость думать – это самая сложная обязанность менеджера. Тем не менее это абсолютно необходимое условие нашего успеха. Как пишет в книге «Dynamics of Software Development» Джим Маккарти (Jim McCarthy):

«Основная задача руководителей процесса разработки программных средств состоит в том, чтобы аккумулировать как можно больше интеллектуальных ресурсов и направить их на создание конечного продукта»[15].

Стоя в душе – думайте. Катаясь на велосипеде, прогуливаясь по парку, выделывая невообразимые трюки на роликах – думайте. Сталкиваясь с дилеммами, которые обусловлены принятыми проектными решениями, – думайте. Думать значительно полезнее, чем смотреть телевизор или бесцельно бродить по Сети, – пусть даже там 500 каналов, но на самом деле на них ничего не происходит, и то, что они как будто избавляют человека от необходимости мыслить, совершенно не здорово. Думайте напряженно, до изнеможения, а когда не останется сил – начинайте заново. Результат вас удивит.

Ну а теперь подумаем о том, как справляться с некоторыми типичными ситуациями.

Предположим, в вашем подчинении кот породы минималист, но при этом весьма профессиональный. Вы хотите поручить ему модернизацию продукта, который писал кто-то другой, но доработать который в контексте текущих коммерческих задач совершенно необходимо. Взглянув мельком на код, который вы собираетесь вменить ему в обязанность, он говорит: «Нет, это слишком сложно – код нужно переписать». Естественно, речь идет о коде, который писался два года и который уже сейчас приносит компании неплохие деньги. Ситуация осложняется тем, что человек, который этот код написал, у вас больше не работает и поэтому физически не может помочь новому сотруднику в нем разобраться. Итак, у вас два выхода. Первый: пасть под давлением минималиста, сделав его самым счастливым человеком, но загубив последний шанс сдать проект в срок. Второй: направить его на путь изучения существующей архитектуры и дать ему впоследствии возможность внести в нее весомый вклад. Поиграйте с его пристрастием к четкой архитектуре – попросите документировать существующий код с тем, чтобы в будущем, если позволит время, он смог бы переписать некоторые объекты, сделать их более удобными. Если он профессионал, не сомневайтесь – он обязательно разберется в том, что написал его предшественник. Не стесняйтесь использовать в своих целях дух соревновательности. С точки зрения минималиста все, что написал не он, – полная туфта. На самом деле вполне возможно, что он боится, будто не сможет разобраться в существующем коде, и просто не хочет в этом признаться. Всегда ищите скрытые мотивы, которыми руководствуются все без исключения представители рода человеческого. Поймите: программисты, не готовые признать, что их компетенции не хватит для решения поставленной задачи, очень любят выискивать своему бездействию высокоинтеллектуальные оправдания.

Как поступить с архитектором, который уверен, что созданные им объектные решения превосходят все созданное ранее, а вы, тем не менее, усматриваете в них некие слабые стороны? Не надо ему ничего говорить про врожденные недостатки решений – ничего не добьетесь, зато наживете себе врага. Лучше попросите его объяснить предполагаемый механизм функционирования всех динамичных элементов и построить несколько прототипов, или тестовых программ, которые смогли бы наглядно продемонстрировать действие заложенных в решении функций. Если он создаст эти прототипы и никаких проблем не возникнет, значит, возможно, вы были неправы, и изъянов в найденном решении нет. Если архитектура кажется вам слишком громоздкой и монолитной, попросите разбить ее на компоненты. Если окажется, что они прекрасно друг с другом работают, значит, архитектор вполне адекватно представляет себе, что он хочет. Если объекты излишне взаимосвязаны и взаимозависимы, это свидетельствует о пристрастии архитектора к усложнению, которое способно существенно удорожить сопровождение продукта. Что отличает высокопрофессионального архитектора? То, что он способен создать конструкцию, которую сможет обслуживать и расширять любой его последователь. Такая конструкция не рассыплется при первой же модернизации кода. На код при работе с архитектором нужно смотреть его глазами – даже если он слеп на один глаз и не видит другим.

Есть твердое правило: прежде чем пытаться утвердить то или иное решение, используя свое положение руководителя, обязательно выслушайте человека и попробуйте его понять.

Какие еще рекомендации я мог бы дать по поводу такого рода ситуаций межличностного общения? Есть твердое правило: прежде чем пытаться утвердить то или иное решение, используя свое положение руководителя, обязательно выслушайте человека и попробуйте его понять. В том, что касается конфронтации, программисты ничем не отличаются от остальных людей – они хотят, чтобы их выслушали. Как пишет в своей книге «The 7 Habits of Highly Effective People» Стивен Кави (Stephen Covey), «сначала старайтесь понять… и только после этого – быть понятым». Поиск консенсуса при принятии технических решений есть не что иное, как вид искусства, основывающийся на готовности выслушивать чужие идеи. Для того чтобы выстроить такую основу для взаимодействия с сотрудниками, требуется терпение, и проявлять его необходимо – хотя иногда нам кажется, что времени нет даже на конструирование, а насчет методов все вроде бы согласны. Вы можете так считать, но это не отменяет постановку задачи по достижению консенсуса[16]. О том, как достичь консенсуса, мы еще поговорим в главе 5, которая посвящена проведению проектных совещаний. Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, что консенсус нельзя строить на основе компромисса.

И еще один пример, иллюстрирующий принцип «услышь, прежде чем судить». Некоторые языки программирования – и, в частности, Visual Basic (VB) – не предусматривают полноценных конструкторов объектов. Недавно я столкнулся с тем, как один художник с помощью события инициализации класса VB пытался организовать обращения к набору объекта со стороны (родительского) класса-потребителя[17]. Если объект VB не удается конкретизировать, перехватить ошибку становится очень трудно. Когда я спросил этого деятеля, почему для обработки подверженной ошибкам операции он выбрал упомянутое событие, в ответ он сообщил, что его решение изящно, понятно и не требует от вызывающего объекта подготовки обращения к интерфейсу. Я, естественно, посчитал, что надежная обработка ошибок значительно важнее любых попыток вылизать текст. Но промолчал. Ознакомившись с его аргументацией, я объяснил ему, с какими трудностями может столкнуться такой объект, и подкрепил свои соображения наглядным примером в коде. Если бы я сразу сказал что-нибудь вроде «это не есть правильно – разберись!», то не смог бы образумить его своим примером, и он так бы не понял, чего от него хотят. Повторюсь: если дать человеку возможность высказать его точку зрения, он в ответ проявит понимание к вашей позиции.

Как вы адаптируетесь

Из этой главы вы почерпнули множество новых идей. Возможно, вам немного не по себе от масштаба изменений, которые приходятся на долю руководителя на пути самосовершенствования. Не беспокойтесь. В конце концов, на 99 % люди до сих пор генетически идентичны обезьянам, а оставшийся процент сформировался далеко не сразу. Последующие главы, в которых раскрываются другие аспекты руководства и менеджмента, помогут вам адаптироваться, преодолеть трудности и достичь успеха.

Теперь повторим пройденный материал – благо основные принципы руководства должны обосноваться в вашей голове надолго.

• Вы должны уметь адаптироваться. Нарабатывая навыки руководства, человек должен приспосабливаться к новому для него социальному контексту. Вы – начальник, а потому ваши взаимоотношения с подчиненными должны серьезно измениться.

• Самосовершенствование важнее, чем имидж. Лидерство есть внутреннее качество человека, оно ни в коем случае не обусловливается внешними признаками. Оставаясь программистом, вы как руководитель должны работать над решением сложных проблем, предусматривающих анализ поведения подчиненных (и, конечно же, собственного поведения).

• Изучайте своих сотрудников. Станьте исследователем культуры и личностей программистов. Разберитесь, почему ваши подчиненные пишут код именно так, как пишут; подумайте, как использовать их положительные качества и улучшить положение вещей в неблагополучных с точки зрения производительности областях. Пасти котов – значит заставлять их двигаться в одном направлении. Это основная задача руководителя.

• Вознаграждайте сотрудников согласно их заслугам. В вопросах устного и денежного поощрения действуйте по ситуации. Принимая во внимание все финансовые ограничения, старайтесь быть одновременно справедливым и бережливым. Не забывайте, что хвалить подчиненных лучше публично, а ругать индивидуально.

• Думайте. Мобилизуйте ваши знания о людях и на их основе старайтесь находить консенсус. Прежде чем судить, выслушивайте аргументацию собеседника. Воспитывайте свой мозг – поскольку вы теперь руководитель, размышления должны стать вашей второй натурой. Готовые варианты решения личностных проблем не способны заменить ваших стараний, направленных на устранение трудностей и развитие возможностей, характерных именно для вашей компании.

Что дальше

В этой главе мы анализировали ваши кадры; в следующей будем изучать вас. Я задам несколько довольно трудных вопросов, призванных выявить ваше отношение к роли руководителя в высшей степени важного процесса конструирования программного обеспечения в контексте текущей конъюнктуры. Чтобы стать хорошим руководителем, вы прежде всего должны научиться управлять собой.

Глава 2

Как руководить собой

Создание в срок качественного программного обеспечения – ваша цель, а управление процессом – ваша работа, так что же вы делаете в свободное время? Вероятно, пишете код. Если вы доросли до начальника из программистов, вам стоит продолжить программировать, в противном случае ваше увлечение этим ремеслом будет ослабевать, и ваши навыки постепенно «сойдут на нет». Другой возможной причиной для того, чтобы искать и находить время для кодирования, является удовольствие, которое оно доставляет. Если возглавлять команду программистов – для вас дело новое и вы пока еще адаптируетесь к этой роли, то кодирование доставит вам удовольствие, поскольку именно это вы хорошо знаете и умеете делать продуктивно. Я полагаю, что продолжать писать код абсолютно необходимо, поскольку это занятие связывает вас с прошлой жизнью, с вашими корнями. Корни очень важны, ведь они определяют ваше отношение к своему ремеслу, и как руководителю вам придется пустить в грунт своей жизни несколько новых корней.

Исследование самого себя даст начало этим корням, так что занимайтесь самоанализом во время ваших ночных бдений над кодом. В предыдущей главе мы рассмотрели принципы взаимодействия с подчиненными, теперь пришло время взглянуть на того, кто ими руководит, – на вас. В этой главе рассматриваются вопросы руководства собой. Каким руководителем я являюсь? Под кого надо подстраиваться, под начальников или под подчиненных? А может, одновременно под тех и других? Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны для вашего роста и успеха как руководителя.

Взгляд в зеркало

Исследование вашей объективности может оказаться трудной задачей, поскольку в этом процессе существенную роль играет субъективность. Для того чтобы облегчить самопроверку, взгляните на следующий перечень вопросов и обдумайте их по ходу чтения этой главы. В ее конце я предложу свои ответы на них. Эти ответы я считаю естественными для управленца, и они помогут вам стать лучшим руководителем, чем вы есть. Как теннисист, вы не можете сделать хороший замах, не сжав рукоять ракетки. Управление – это ракетка, так что предложенные вопросы требуют ваших ответов. Итак:

• Считаете ли вы, что предельные сроки завершения проекта – это рекламный прием, на самом деле не имеющий большого значения?

• Позволяете ли вы программистам самим принимать основные архитектурные решения, если вы слишком утомлены или заняты?

• Надеетесь ли вы, что ваши опытные программисты и без вас все сделают правильно, поскольку у вас просто нет времени на то, чтобы нянчиться с ними?

• Полагаете ли вы, что при приближении срока сдачи проекта все проблемы в конце концов решатся[18]?

• Считаете ли вы, что пользователи никогда не сделают ничего, что привело бы к программному сбою, просто потому, что у них не хватит ума для этого?

• Предпочитаете ли вы при управлении коллективом искать консенсус, даже если это требует массы времени и терпения?

• Считаете ли вы электронную почту эффективным средством общения при работе над проектом?

• Согласны ли вы проговорить по телефону несколько часов кряду, только чтобы убедиться, что все идет как надо?

• Считаете ли вы, что с помощью комитетов и комиссий невозможно выработать адекватные бизнес-требования?

• Считаете ли вы себя самым умным программистом в компании?

• Чувствуете ли вы ревность и страх, когда смотрите на действительно хороший код, который написан не вами?

• Делаете ли вы все возможное, чтобы успеть закончить проект в срок[19]?

Ответы, которые вы даете на эти вопросы, могут меняться в зависимости от обстоятельств[20]. Тем не менее некоторые из ответов правильны вне зависимости от текущей ситуации на административном поприще. Надеюсь, что последующие разделы подготовят вас к тому, чтобы отвечать не задумываясь. Возможно, с некоторыми истинами вам будет трудно согласиться, но я полагаю, что, познав самого себя, вы сможете принять их и действовать в соответствии с ними.

Наши рекомендации