Cтруктура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner
Модель Gartner 2002 года сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:
· Среда бизнес-взаимодействия (Business Relationship Grid);
· Бизнес-процессы и стили бизнес-процессов;
· Шаблоны;
· Технологические строительные блоки (кирпичики – bricks).
При этом уровни ИТ-архитектуры соответствуют различным уровням выполнения операций реального бизнеса.
В этой схеме верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с бизнес-руководителями и ИТ-специалистами, а нижние два уровня входят во внутреннюю компетенцию ИТ-службы:
· верхний уровень Среды бизнес-взаимодействия
описывает новую модель "виртуального" бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнесом B2B. Этот уровень соответствует понятию "отраслевой нервной системы" взаимодействующих предприятий. Он получил развитие в связи с распространением Интернет как среды взаимодействия, и связан с понятиями доступа, межорганизационного взаимодействия;
· второй уровень Стили бизнес-процессов
описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, т.е. включает в себя бизнес-процессы предприятия, такие как обработка заказа, мониторинг производственных процессов, анализ использования критически важных ресурсов, совместная работа с информацией;
· уровень Шаблоны
описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач на предприятии.
Примерами шаблонов является трехуровневая архитектура прикладных систем (интерфейс-логика-данные), использование "толстого" клиента в архитектуре клиент/сервер, хранилища данных.
· нижний уровень Строительные блоки
соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных, сами данные и пр.
Этот подход является адекватным с точки зрения того, что он раскрывает руководству механизм влияния решений в области ведения бизнеса на решения в области использования ИТ на предприятии.
Полная модель представляет собой "трехмерную" комбинацию бизнес-архитектуры, технической и информационной архитектур. При этом описанные выше слои среды бизнес-взаимодействия, стилей бизнес-процессов, шаблонов и строительных блоков пересекаются со слоями Информационной архитектуры (Домен данных, Домен приложений, Домен интеграции, Домен доступа) и Технической архитектуры (Домен инфраструктуры, Домен системного управления и Домен безопасности. По большому счету, "все пересекается со всем". Например, при построении прикладных систем могут использоваться шаблоны проектирования и строительные технологические блоки. При этом для управления прикладной системы используются технологии системного управления и также должны быть учтены вопросы безопасности.
Данный подход Gartner представляет собой пример реализации методологии достаточно высокого уровня. Он задает только общую рамочную модель описания и фактически не определяет ни форматов, ни какого-либо специализированного языка для описания. Что касается разработки архитектуры, то в данном подходе сформулированы важные и полезные рекомендации в виде последовательности шагов и задач участников, которые, однако, не детализированы до уровня моделей процесса разработки архитектуры.
Методика META Group
Объединяющим для всех доменов архитектуры META Group является процесс формулировки бизнес-требований к ИТ-архитектуре, что оформляется в виде двух документов: Видения общих требований и Принципах концептуальной архитектуры .
Организация рабочего процесса разработки архитектуры и быстрое создание начальной версии архитектуры предприятия, согласно META Group, состоит в прохождении следующих этапов:
1) На этапе 1 разрабатывается Видение общих требований, которая включает в себя:
· анализ тенденций развития внешней для предприятия среды, включая технологические тенденции;
· бизнес-стратегии и основные движущие силы с точки зрения бизнеса;
· требования к информационным системам со стороны бизнеса;
· требования к технологической архитектуре, которая обеспечивает адекватные возможности для информационных систем с точки зрения потребностей бизнеса.
2) Этап 2 состоит в разработке Концептуальной архитектуры, которая определяет логически связанный набор принципов, обеспечивающий общее руководство для развития информационных систем предприятия и технологической инфраструктуры. На этом же этапе параллельно ведется разработка наиболее приоритетных доменов архитектуры.
3) Этап 3 состоит в разработке плана реализации, обеспечивающего миграцию в сторону желаемого состояния архитектуры.
Результатом первого этапа работ могут быть четыре документа:
· список ключевых технологических тенденций;
· список бизнес-стратегий;
· список требований к информационным системам;
· список требований к технологической архитектуре.
Концептуальная архитектура разрабатывается еще до создания других архитектурных доменов и основана на принципах, которые имеют несколько общих характеристик:
· принципы представляют собой содержательные утверждения, которые касаются архитектурного процесса или содержания архитектуры;
· принципы являются ограниченным числом точек стабильности, на которых строится архитектура;
· принципы должны быть утверждениями, чья справедливость для организации носит "вечный" характер, поскольку они задают систему ценностей для архитектуры в целом.
Результатом разработки принципов концептуальной архитектуры является выделение в технологической архитектуре (EWTA) набора доменов (предметных областей), которые объединяют группы связанных между собой технологий и компонент. Каждый домен технологической архитектуры включает описание принципов, технологий, стандартов, продуктов, конфигураций, лучших практик, которые являются многократно используемыми строительными блоками при построении ИТ-систем.
Архитектурные домены, шаблоны и сервисы обеспечивают наращивание уровней адаптируемости технологий предприятия:
· Домены архитектуры – первый уровень адаптируемости технологий. Категоризация помогает предприятиям обнаруживать излишние технологии, продукты и конфигурации, а также позволяет идентифицировать возможности многократного использования элементов технологической архитектуры.
· Шаблоны – второй уровень адаптируемости технологий. Позволяют разработчикам использовать одни и те же конфигурации технологий для решения похожих задач.
· Сервисы – третий уровень адаптируемости технологий. Они обеспечивают общие интерфейсы для разработчиков прикладных систем и интеграторов приложений в рамках всей инфраструктуры предприятия.
При этом выделяется четыре группы сервисов по мере повышения уровня абстракции:
· Базовые инфраструктурные сервисы: общие, стандартные технологии, широко используемые в рамках всех ИТ-систем предприятия. Они ориентированы не на разработчиков прикладных систем, а на специалистов по инфраструктуре. Примерами являются ПО пересылки сообщений промежуточного слоя, мониторы транзакций, сервисы каталогов.
· Общие (framework) инфраструктурные сервисы: общие, совместно используемые технологии, которые не содержат готовой бизнес-логики (хотя она и может быть запрограммирована), ориентированы на разработчиков и могут быть не полностью стандартизированы. Примерами таких сервисов являются управление контентом, серверы приложений, серверы выполнения бизнес-правил.
· Общие (framework) бизнес-сервисы: могут быть использованы в рамках различных бизнес-процессов, поскольку они содержат готовую, предопределенную бизнес-логику. Примерами таких сервисов являются модули определения цены товара, модули персонализации информации, модули оценки кредитного рейтинга.
· Прикладные бизнес-сервисы: специфические для отдельных бизнес-процессов, содержат высокоуровневую бизнес-логику. Например, сервисы CRM-систем или систем управления поставками.
В полном описании методики META Group приводятся также следующие аспекты:
· практическая реализация архитектуры через процесс управления корпоративными ИТ-программами и проектами;
· вопросы управления и контроля архитектурного процесса (governance);
· оценка зрелости архитектуры;
· анализ технологических тенденций и планирование;
· управление портфелем ИТ-активов и проектов.