Сопоставление римских языческих и раннехристианских базилик.
Римская языческая базиликаРимляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние известные примеры — базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды. – подземная базилика и дворец Мадгоре. Вырублен в скале. Он состоял из 3х нефов.
Базилика Ульпия была общественным зданием в Древнем Риме, размещённым в форуме Траяна. Она была названа в честь императора Траяна, чьё полное имя было Марк Ульпий Траян.
Она стала важнейшей базиликой после двух древних, базилики Эмилия и базилики Юлии. С её строительством большая часть политической жизни переместилось с Римского форума на форум Траяна. Так продолжалось до строительства базилики Максенция и Константина.
• Базилика Максенция(307-312гг).Наименьшее количество опор. Боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Овал главного нефа освещается через маленькие окна. Вес свода 7 тыс. тонн
В отличие от позднейших христианских базилик,Ульпияне имела религиозных функций; она была создана для свершения правосудия, торговли и посещения императором. Также она была крупнейшей в Риме, размером 117 на 55 метров.
В плане базилика Ульпия была прямоугольной. Она состояла из большого центрального нефа с четырьмя проходами, разделёнными рядами колонн и экседрами в концах. Центральный неф охватывал всю высоту здания, боковые же нефы были двухярусными. Колонны и стены были из дорогого мрамора; здание перекрывалось бронзовыми стропильными фремами треугольной формы. Крыша, возвышавшаяся на 50 метров, была покрыта позолоченной бронзовой черепицей. С наружных длинных сторон фасадов проходили галереи[1].
Многие колонны все ещё стоят на своём месте, хотя большинство пало. Часть фундамента базилики находится теперь под улицей ВиадеиФориИмпериали — шоссе, построенном при Бенито Муссолини. Все здание было украшено трофеями Дакийской войны, проводимой Траяном.
Позднее она использовалась Константином как архитектурный образец для планировки новых христианских церквей.
Раннехристианская базилика,4-5 вв.- Раннехристианский периодНаиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством[2]. Тип базилики — наиболее распространённый тип христианского храма IV-VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века[1].
После легализации христианства в 313 году началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами. При этом базиликальный тип постройки продолжал противопоставляться традиционному типу языческого храма. Четырехугольная конструкция с ориентацией по сторонам света вполне отражала христианские представления о мироустройстве. С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической точки зрения — напоминала своей протяжённостью корабль спасения (см. неф).
В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались.
В Восточной Римской империи до VII века господствовал тип базилики в три или пять нефов с расположенными на одной оси нартексом, экзотнартексом и атрием. Такие храмы были не так сильно вытянуты, как в Риме, и часто обстраивались с трёх сторон галереями. Примером может служить пятинефная базилика Святого Димитрия (V век) или церковь Сан Джованни ин Латерано в Риме).
Раннехр. Базилика состоит из нескольких частей, расположенных на единой. Храм открывался окруженный колоннадой прямоугольным двором(атрием). За атрием вытянутый предел закрытые помещения, преддверия храма. Из него входы вели в главное помещение – вытянутый зал , который разделен в продольном направлении рядами колонн нефами, средний неф выше и шире.Возвышающаясяуго часть прорезана в виде листьев аканта. В противоположной стене аркада – апсида (полукруглая ниша), перед апсидой алтарь. Иногда между апсидой и продольными нефами – трансепт. От продольных нефов он отделен триумфальной аркой. Алтарем ориентирован на восток. В крупных базиликах был двор, в центре фонтан, глубже вход. Композиция подчинена движению.
44. Зарисовка 21. Схемы планов римской языческой базилики (на примере базилики Ульпия на форуме императора Траяна) и раннехристианской базилики (на примере церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме).
Базилика Ульпия (нач. 2 века)
Свое название базилика получила в честь римского императора Траяна. В тот период времени, базилика являлась самым крупным сооружением, достигавшим практически 120 метров в длину и 60 метров в ширину. Базилика являлась частью Траянского форума, а играла важную роль в жизни и политике римлян. В религиозных целях церковь не использовалась, однако служила подражанием для раннехристианских храмов. Базилика Ульпия – это крытой зад прямоугольной формы с крышей из позолоты. Центральный неф разделяли колонны. Сегодня от легендарной церкви остались лишь руины.Апсиды- полукруглые выступы(алтари для жертвоприношений, статуи императора) И меет деревянное перекрытие,
Раннехристианская базилика на примере церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме(312г)
была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.
45. Зарисовка 22. Парусный (пандативный) свод и купол на парусах (планы, разрезы, аксонометрии).
· Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка система опирания купола на отдельно стоящие 4 опоры с помощью парусного свода. Парусный свод— вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.
· Купол на парусах- образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана).
Примеры:Собор Святого Марка (Базилика Сан-Марко)
46. История формирования раннехристианской архитектуры. Особенности планировочного и пространственного решения храмов.
После признания христианства императором Константином в Римской империи возникает раннехристианская архитектура (прежде всего при строительстве церквей). Первоначально христиане собирались в помещениях: большие жилые дома, катакомбы и мартириумы:
· дом-церковь в городе Дура-Европос 213г ,
· катакомбы Св. Каллиста в Риме 3в.,
· мартириум Св. Петра на Ватиканском холме в Риме) 324-349 гг.
В начале 4 в, христианство стало господствующей религией. Ведущий тип – базилика. Христианская базилика – прямоугольное сооружение, вытянутое в длину, к которому примыкала апсида с восточной стороны. Перед базиликой обычно размещался прямоугольный двор перестильного типа- атрия, с фонтаном для омовения в центре. Пространство чаще всего разделялось на три нефа, но иногда и на пять. Средний неф был шире и выше, чем боковые и освещался сверху через окна. Главный неф, первоначально не имевший подшивного потолка, закрывающего конструкцию перекрытия, отделялся от боковых нефов колоннами и заканчивался апсидой. В боковые нефы женщины и мужчины входили раздельно. В главном нефе перед алтарной частью было выделено место для хора, а к нему примыкали кафедры. В пространстве апсиды стоял алтарь. Композиция света и одновременная направленность пространства в сторону алтаря.Организация пространства подчинена назначению сооружения.
Стремление создать идеальное пространство, преодолеть телесность материальных форм конструкций и оболочки стен, что соответствовало идеалом христианства 4 в и выражалось в противопоставлении несовершенства существующего земного мира миру потустороннему.
Позднее базиликальное пространство расширяется за счет поперечного нефа, трансепта, размещенного между апсидой и главным нефом, и в результате возникает новая структура внутреннего пространства. Изменяется и внешний вид здания. Над боковыми нефами иногда устраивались обходные галереи — эмпоры. Такое решение стало началом процесса увеличения высоты главного нефа, что получило особенно яркое проявление в средневековой архитектуре.
· Ц. Санта Мария Маджоре в Риме, 431
Башни-колокольни вплоть до VI в. ставились отдельно от базилики. На востоке башни включались в объем базилики. Примеры этому сохранились в Сирии, где уже в V в. возникли двухбашенные фасады церквей.
В Риме и по всей Италии в период начального развития христианства был возведен ряд базилик, которые, однако, впоследствии в большинстве случаев были перестроены. К наиболее крупным относится пятинефная базилика св. Петра в Ватикане, разрушенная в период ренессанса, и пятинефная базилика св. Павла, имевшая широкий поперечный неф.
Центрические сооружения — баптистерий и мавзолей — имели в плане круг, квадрат, многоугольник или равносторонний крест. В этих случаях речь шла об относительно небольших по размерам сооружениях.