Композиционные особенности Пропилеев и храма Ники Аптерос на Афинском акрополе.
Пропилеи
· арх. Мнесикл Пропилеи 437 - 432 шестиколонные портики дорического ордера. Соединение дорического и Ионическогоордера(аттического типа)были построены в качестве монументального входа в Акрополь. Это массивное здание, имеющее единственный вход в плато, который ведет к фронтовой части Пропилеи. Позже римляне достроили к сооружению скат, который сделал путь к Акрополю более извилистым. представляют собой здание дорического ордера с несколькими ионными колоннами, поддерживающими крышу центрального крыла.
Храм Ники Аптерос
· Арх. Калликарт449 – 421. амфипростиль
выполнен в ионическом стиле Воздушность храма подчёркивают стройные и не утяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. Ряд архитектурных профилей
повторяется в рисунке основания.
25. Зарисовка 12. Античный греческий дом пастадного типа (план).
Пастада– портик, вытянутый во всю ширину жилого дома; помещение, раскрытое в одну сторону. Промежуточное пространство между комнатами греческого дома и его внутренним двориком.
(примеров нет дажев учебнике)
Зарисовка 13. Античный греческий дом перистильного типа.
Перистиль – внутренний двор с колоннадой, колоннада окружала сад часто украшенный фонтаном или скульптурой, прямоугольный в плане
Пример: Дом Трезубца (2 в до н э) Дом Патриция (дату не нашла)
Развитие греческой архитектуры в период поздней классики и эллинизма. Изменение роли ордера (мавзолей в Галикарнасе, памятник Лисикрата в Афинах, алтарь Зевса в Пергаме
Древняя Греция
· 5 – кон. 4 вв. до н.э. Классика
· 400–323 гг. до н.э. Поздняя классика
Наиболее ярко особенности развития малоазийской архитектуры сказались в построенном около 353 г. до н.э. архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском Мавзолее— гробнице Мавсола, правителя персидской провинции Карий.
Мавзолей поражал не столько величавой гармонией пропорций, сколько грандиозностью масштабов и пышным богатством убранства. В древности он был причислен к семи чудесам света. Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м. Само здание представляло собой довольно сложное сооружение, в котором сочетались местные малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в. Мавзолей был сильно разрушен, и точная реконструкция его в настоящее время невозможна; лишь некоторые самые общие его черты не вызывают разногласий ученых. В плане он представлял собой приближающийся к квадрату прямоугольник. Первый ярус по отношению к последующим выполнял роль цоколя. Мавзолей являлся огромной каменной призмой, сложенной из больших квадров. По четырем углам первый ярус был фланкирован конными статуями. В толще этого огромного каменного блока находилось высокое сводчатое помещение, в котором стояли гробницы царя и его жены. Второй ярус состоял из помещения, окруженного высокой колоннадой ионического ордера. Между колоннами были поставлены мраморные статуи львов. Третий, последний ярус представлял собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещались стоявшие на колеснице большие фигуры правителя и его жены. Гробница Мавсола была опоясана тремя рядами фризов, однако их точное местонахождение в архитектурном ансамбле не установлено. Все скульптурные работы были выполнены греческими мастерами, в том числе Скопасом.
Сочетание давящей силы и огромных масштабов цокольного этажа с пышной торжественностью колоннады должно было подчеркнуть могущество царя и величие его державы.
Наиболее интересным из дошедших до нас сооружений, воздвигнутых частными лицами, являются хорегическийпамятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.). Афинянин Лисикрат решил в этом памятнике увековечить победу, одержанную подготовленным на его средства хором. На высоком квадратном в плане цоколе, сложенном из продолговатых и безукоризненно отесанных квад-ров, возвышается стройный цилиндр с изящными полуколоннами коринфского ордера. По антаблементу над узким и легко профилированным архитравом протянут непрерывной лентой фриз со свободно разбросанными и полными непринужденного движения рельефными группами. Пологая конусообразная крыша венчается стройным акротерием, образующим подставку для того бронзового треножника, который и явился призом, присужденным Лисикрату за победу, одержанную его хором. Сочетание изысканной простоты и изящества, камерный характер масштабов и пропорций составляют особенность этого памятника, отличающегося тонким вкусом и изяществом. И все же появление сооружений такого рода связано с утерей архитектурой полиса общественной демократической основы искусства.
· (Одним из первых архитектурных памятников, в которых сказались черты, свойственные поздней классике, был перестроенный после пожара 394 г. до н.э. храм Афины Алеи в Тегее (Пелопоннес). И само здание и скульптуры, его украшавшие, были созданы Скопасом. В некоторых отношениях храм этот развивал традиции храма в Бассах. Так, в тегейском храме были применены все три ордера — дорический, ионический и коринфский. В частности, коринфский ордер применен в выступающих из стен полуколоннах, украшающих наос. Полуколонны эти были связаны между собой и стеной общей сложнопрофилированной базой, шедшей вдоль всех стен помещения. В целом храм отличался богатством скульптурных украшений, пышностью и многообразием архитектурного декора.
· 3–1 вв. до н.э. Эллинизм(Гигантизм и репрезентативность, Формирование типов театров, музеев на рубеже классики и эллинизма)Были реконструированы или вновь простроены крупнейшие города Эллинистического мира: Милет, Пергам, Приена, Антиохия, Селевкия, Многочисленные Александрии. Дальнейшее развитие получила Гипподамова система планировки, были созданы ансамбли городских центров, главную роль в которых играли не храмовые комплексы, но комплексы общественных сооружений. Появились новые по назначению сооружения, Библиотеки, дворцы правителей. Создаются крупные инженерные сооружения: гавни, маяки и прочие. Среди эллинистических жилых домов встречаться два типа: пастадный и получивший большее распространение перистильный жилой дом, они оказали особое влияние на планировку дворцовых сооружений данного периода.Новыми свсредствами выразительности обоготилась композиционная ордерная система, рзработанны разные варианты сочетания ордера и стены, созданы ярусные ордерные композиции.
Алтарь Зевса в Пергаме (108 г д н э )Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.
Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Согласно греческим мифам, гиганты — сыновья богини земли — восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.
Грандиозный фриз опоясывал цоколь алтаря, воздвигнутого в честь победы Пергамского царства над галлами. На фризе изображена борьба олимпийских богов с гигантами – детьми подземных недр.