Зарисовка 3. Пропорциональное построение пирамиды Хефрена.
Впирамиде Хефрена отношение высоты к стороне основания составляет 2 : 3, причем эта пропорция выдержана математически правильно высота – 143,5м. сторона – 215,25м.
7. Храмы Ментухотепа П и Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Сравнительный анализ.
8. Композиционное построение храмов Нового царства на примере Луксора, Карнака и Абу-Симбела.
В эпоху Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.), возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта — храм Амона (бога Солнца) в Карнаке (начало II тыс.— I в. до н. э.) ихрам Амона в Луксоре (XV — середина XIII в. до н. э.).
Цель строительства храма- единение с божеством. Основной материал- камень. Конструкции – стеновые и стоечно-балочные. Объемно пространственная композиция храмов нового царства строилась на сочетании четырех основных элементов: аллеи сфинксов, открытого двора, гипостильного зала и святилища. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, от которого к храму шла аллея сфинксов или овнов — мифологических животных, посвященных верховному богу Амону. Фасады храмов образованы двумя устоями — пилонами в виде двух башен с прямоугольной рамой входа между ними. Главные фасады храмов имели наклонные стены. Пилоны и вход увенчивались карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика. Перед пилонами устанавливали обелиски и колоссальные статуи фараона, к пилонам прикрепляли высокие мачты с флагами. За фасадным пилоном открывался перистиль — замкнутый квадратный двор, обрамленный массивными близко поставленными колоннами, обнесенный глухой стеной. Доступ во двор был открыт всем. Потом следовал гипостиль — крытый колонный зал, освещавшийся сверху через просветы между уровнями перекрытия различных частей зала. К нему примыкало сравнительно небольшое затемненное помещение - святилище, вокруг которого располагались помещения для жрецов и кладовые; чем дальше помещения храма располагались от входа, тем все более ограниченному кругу жрецов были доступны. Планы храмов были прямоугольными, главные части располагались по одной оси.
Храм Хонсу в Карнаке –все части комплекса располагаются на центральной оси, пронизывающей пространство. Это определяло абсолютную симметриюотдельных элементов и частей храма. Использование луча солнца в качестве оси храма –основа замысла зодчих- проявляется в трех качествах:
· как природный феномен- горизонтальный луч солнца в момент его восхода
· как реальная основа архитектурного построения плана
· как древнее представление о рождении солнца в святилище храма.
(Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси. Последовательное чередование различных пространств, сгущение мрака, массивность колонн должны были подчеркивать могущество богов, оказывать на входящего сильное эмоциональное воздействие, подговить к совершению мистического ритуала.)
Храм Амона в Луксоре в основных частях построен в период 15-13 вв до н.э. Зодчий Аменхотеп – была выстроена основная часть со святилищем и перистильным двором. Стволы колонн зала и двора изображают связки папируса, капители- бутоны цветка.
Пещерный храм, сооружен Рамсесом 3 в Нубии, западный берег Нила в Абу-Симбеле. От берега к храму вела небольшая лестница, высеченная в скале. Лицевая плоскость фасада по форме напоминала пилон, перед которым высились четыре 20- метровые статуи. Над проемом входа в прямоугольной нише размещалось шестиметровое каменное изображение сокологлавого бога солнца. Карниз храма был увенчан статуями сидящих павианов – священных животных бога мудрости Тота.
Планировка храма воспроизводила типичную схему наземного храма.Продольная ось первого помещения – (двора)выявлена четырьмя парами столбов, перед которыми размещены 10 метровые статуи фараноа в виде бога осириса. Далее следовал зал с четырьмя столпами. Стены зала были украшены рельефами с изображением фараона. Завершили комплекс помещения с ладьей Амона и святилище.