Угадайка «Европейское искусство XVII –XVIII веков»
Искусство России XVIII века.
Рубеж 17 и 18 веков – завершение Средневековья и начало Нового времени. (за очень короткий по сравнению с Европой срок – несколько десятилетий).
Преобразование искусства из религиозного в светское.
Освоение новых жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, исторический и мифологический).
Стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России 18 столетия одновременно или же с разрывом в несколько лет.
18 столетие – период ученичества в русском искусстве, причем во 2-ой пол. 18 века учителями становились уже не только иностранные, но и русские художники.
Открытие Академии художеств, собирание худ. коллекций.
I.Архитектура – светский характер, евр. стили.
Первая половина XVIII века
1. Санкт-Петербург («Санкт-Питер-бурх») – новая столица, возникшая сразу и в камне, но на болоте.
а) Дворец А.Д. Меньшикова
б) Постройки Д.Трезини
* Петропавловская крепость и её собор
* Здание Двенадцати коллегий
* Летний дворец с садом (совместно с А.Шлютером)
в) Кунсткамера
г) Адмиралтейство
д) Первый Зимний дворец.
е) Императорские резиденции Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село
Правление Анны Иоановны(1730-1740)
ж) Н.Г.Земцов учился у иностранцев в России
* Церковь Святых Симеона и Анны, подобие Петропавловского собора,
з) И.К.Коробов учился в Голландии
* Перестроено Адмиралтейство, появился знаменитый шпиль – «адмиралтейская игла». Начало 3-ех главн. магистралей города.
Правление Елизаветы Петровны(1741-1761)
и) Многочисленные роскошные дворцы.
2. Москва- менее заметное, но проявление западных стилей.
а) М.И.Чоглоков
* «Сухарева башня» - здание ворот, недалеко от постоя полка Л,П.Сухарева, позже была увенчана башенкой с часами. (1930-е снесена!! - мешалась)
б) И.П.Зарудный
* «Меньшикова башня»(ц.Арх.Гавриила)
В.Ухтомский
* Колокольня Троице-Сергиевой Лавры (Н=88метров)
* «Красные ворота» - образец русского барокко. Богатая история строительства и перестройки. Поздняя форма – древнеримская трехпролетная арка, с многочисл. статуями, рельефами, живописными изображениями (1930-е – снесены! – мешались)
Правление Елизаветы Петровны(1741-1761)
3. Франческо Бартоломео Растрелли – яркое барокко
а) Летний дворец (СП) не сохранился
б) Зимний дворец(новый) – подобно городу, включает театр, храм, жилые и хоз. помещения. Сложный ритм декор. колонн по фасадам.
в) Большой дворец в Петергофе
г) Екатериненский(Большой) дворец в Царском Селе
д) Церкви и соборы, соед. традиции русской и европейской арх-ры
* Собор Воскресения в Смольном монастыре.
Вторая половина XVIII века – русское иск-во догнало европейское
КЛАССИЦИЗМ (в Европе –неоклассицизм, т.к. не в первый раз).
4. Санкт-Петербург
а) Академия художеств (Александр Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот). Простота и четкость планов. Внутри световой колодец
б) Антонио Ринальди (придв. арх. Ек. II) намек на рококо
* Дворец Петра III (Ораниенбаум)
* Павильон «Катальная горка» (Ораниенбаум)
* Китайский дворец. (Ораниенбаум), один из залов «китайский»
* Мраморный дворец (СП) – классиц. + рококо
в) Г.Ф.Фельтен – совмещение стилей + псевдоготика
* Чесменский дворец и Чесменская церковь – псевдоготика
* Решётка Летнего сада
г) И.Е.Старов – каноны классицизма
* Таврический дворец Князя Г.А.Потемкина (Коронный зал или Большая галерея – вытянутый овал)
* Классический тип дворца-усадьбы: центральный корпус, по бокам выступающие флигели, парадный двор «курдонёр»
д) Джакомо Кваренги – палладианство
* Эрмитажный театр
* Академия наук
* Ассигнационный банк
* Смольный институт благородных девиц
* Загородные дворцы (Александровский, Концертный зал)
е) Чарльз Камерон – классицизм, палладианство
* «Камеронова галерея», два совершенно разных по стилю этажа, комплекс «агатовых комнат», спуск к парку и пруду.
* Резиденция Павла 1- Большой дворец в Павловске
* Павильон «Храм Дружбы»
5. Москва – активное строительство и перестройка, особенно светского характера.
а) В.И.Баженов – учеба в России, поездки в Европу
* Проект Большого Кремлевского дворца, связь с городом.
* Резиденция царицы в имении Черная грязь – Царицино,псевдоготика, Большой дворец(снесен), «Оперный дом», «Хлебный дом», павильоны, мосты
* Дом П.Е.Пашкова с бельведером – круглой надстройкой
б) М.Ф.Казаков - ученик Ухтомского и Баженова – больше работал в классицизме.
* Новое здание дворца в Царицино.
* Петровский подъездной дворец (Петровский замок) – псевдоготика(но только в декоре)
* Здание Сената в Московском Кремле, треуг. в плане + круглый зал с огромным куполом.
* Колонный зал в доме Благородного собрания.
* Здание университета.
* Церковь Филиппа Митрополита.
14.11.2016 Русский классицизм и архитектура 19 века.
а) Андреян Захаров
* Перестроенное здание Адмиралтейства (проект скульптурного оформления выполнила группа Щедрина)
б) Андрей Воронихин
* Казанский собор (подобие Собора Св.Петра)
* Горный институт
в) Карл Росси
* Михайловский дворец
* Здания министерства и арка Главного штаба
* Александровский театр
г) Василий Стасов
* Павловские казармы
* Провиантские склады(М)
д) Тома де Томон
* Санкт-Петербургская биржа на Васильевском острове,
* ансамбль стрелки Васильевского острова
* мавзолей Павлу I в Павловске
е) Огюст де Монферран
* Исакиевский собор
Москва
ж) Осип Бове(Москва)
* Красная площадь(современный вид)
* Петровский (Большой) театр
* Александровский сад
з) Доменико Жилярди
* Здание Опекунского совета(М)
* Дом Луниных
и) Константин Тон
* Храм Христа Спасителя
II.Скульптура – Петербургская Академия Художеств.
1-я пол. 18 века – слабое, медленное развитие, т.к. не существовало основательных традиций в ск-ре. Во 2-ой пол. столетия появляются русские мастера.
1. Ранняя декоративная скульптура – тесная связь с арх-рой.
2. Растрелли
а) Бюст Петра1
б) Памятник Петру1
в) Императрица Анна Иоановна с арапчонком
Вторая половина 18 века
3. Федот Иванович Шубин – расчет на круглый обзор
а) Женские образы
* Панина
б) Портрет Павла1(от угрожающе-величавого – до комичного)
4. Михаил Иванович Козловский
а) Античная мифология, библейские предания
* «Бдение Ал.Македонского»
* «Самсон» в Петергофе
* Памятник Суворову
5. Феодосий Федорович Щедрин – мастер обнаженной натуры
а) Венера
б) Диана
в) Сирены (Петергоф)
I.ДПИ – научные разработки, открытия. Основание фабричных производств произведений искусств.
1. Цветное стекло (завод Ломоносова)
2. Фарфор (Дмитрий Иванович Виноградов) – «виноградовский период». Роспись на фарфоре.