Московский Кремль. XII-XVI вв. Боровицкий холм.

Серия

«Искусство в нашей жизни»

(Введение в историческое изучение искусств)

Учебное пособие

Выпуск 2 Архитектура

Санкт-Петербург

Аннотации к диапозитивам

37. Вильнюс. Район Лаздзинай, ул. Архитекту. 1967 – 1977 гг., арх. В. Чеканаускас и др. ленинская премия 1974 г.

Отличительная особенность жилого района – рациональная планировка, разнообразие пространственной компоновки, компактный центр, органичная связь с окружающей средой, простота форм.

38. Дом Ошевнева из деревни Ошевневона Большом Климецкомострове. Заонежье. 1876 г. Кижи. Архитектурно-бытовой музей-заповедник деревянного зодчества.

39. Волжский автомобильный завод в г. Тольятти. 1971 г. площадка готовой продукции. Арх. Я. Жуков, М. Меламед, Д. Четыркин, инж. В. Успенский, М. Цвирко. Государственная премия 1977 г.

Обширная прямоугольная территория завода разделена пополам автомагистралью: в южной части расположены главный корпус и вспомогательные цеха, в северной – заготовительные производства. Заводская площадка по протяженности равна диаметру Садового кольца, фасад главного корпуса – длине ул.Горького в Москве.

40.Дворец спорта. Г. Тольятти, Автозаводский район. 1973 г. Арх. Ю. Карпушин, Л. Адлер, Н. Быченко и др.

Каркасное здание, покрытое профилированным настилом по металлическим фермам, рассчитано на 5 000 зрителей. Универсальный зал может использоваться как спортивный (с ледяным полем) и как киноконцертный. Снаружи и в интерьере – мозаичные панно, роспись по керамике, рельефы.

41. Модель Коломенского дворца. 1865-1868 гг. Москва. Дворец в с. Коломенском, в усадьбе русских царей XV – XVII вв., строился в 1667-1671 гг. состоит из теремов, внутреннее пространство которых составляют клети, соединенные между собой без расчета на общую пространственную композицию, а путем простого сложения. Отдельные клети имели жилое, хозяйственное или ритуальное значение, свою особую кровлю с резьбой, золочением, раскраской. Живописность общего архитектурного решение с его множеством острых крутых кровель различной формы (шатром, бочкой, скирдом, кубом и др.) соединялась с декоративностью в деталях. Дворец разрушен в XVIII в. модель хранится в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Коломенское».

42. Особняк М. Ф. Кшесянской. 1904-1906 гг. Арх. А. И. Гоген. Санкт-Петербург.

Постройка в стиле модерн характерна свободной ассиметричной композицией, живописным силуэтом. В отделке фасада использованы красный и серый гранит, облицовочная плитка, декоративный металл. В здании ныне располагается Музей политической истории.

43. Зимний дворец. 1754-1762 гг. Арх. Ф. Б Растрелли. Санкт-Петербург.

Фасады дворца имеют симметричные ризалиты, развитый пластический декор. Колонны, расположенные в два яруса, выявляют ритм архитектурных членений. Мажорный настрой дворцу придает окраска светло-зеленого цвета с выделением белых колонн и богатого кружева лепнины. Зимний дворец – жемчужина русского барокко. Со стороны Невы расположен главный вход в крупнейший музей страны – Государственный Эрмитаж.

44. Храм Покрова Богородицы на р. Нерли. 1165 г. Близ Боголюбова.

Церковь стоит среди заливных лугов на искусственном холме при впадении р. Нерли в Клязьму и встречала всех приезжающих речным путем во Владимирское княжество. В эпоху князя Андрея Боголюбского здесь существовал торговый порт.

45. Собор Покрова на Рву ( Собор Василия Блаженного). 1555-1560 гг. Арх. Барма и Постник. Москва, Красная площадь.

Храм построен в ознаменование покорения Казанского ханства. Состоит из восьми столпообразных храмов, группирующихся вокруг центра – шатрового столпа – на общем основании и с внутренними переходами. Второе, более известное, название получил по имени погребенного у его стен юродивого Василия Блаженного, над могилой которого в 1588 г. был возведен придел (дополнительная церковь).

46. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). 1163г.-начало XIV в.

Благодаря съемке собора сверху хорошо видны основные черты готических соборов: общий крестообразный план, более высокий средний неф; аркбутаны, перекинутые от основания кровли среднего нефа к наружным столбам (контрфорсам), и пинаклив месте их соединения; ведущая роль западного фасада.

47. Собор в Реймсе.1211-1481 гг. Франция.

Реймс до 1825 г. был местом коронации французских королей. Здесь находится один из лучших готичеких соборов. Две мощные, стройные башни на западном фасаде, галареи фасада, три углубленных портала заполнены резным скульптурным декором, количество скульптур достигает двух тысяч.

48. Парфенон. 447-438 гг. до н. з. Арх. Иктин и Калликрат, скульптурное убранство Фидия и его школы. Афины, Акрополь.

Парфенон – мраморный дорический периптер (храм, окруженный с 4 сторон колоннами), в наосе (святилище) которого находилась не дошедшая до нас статуя Афины Парфенос (Девы), богини труда и мудрости, покровительницы города, выполненная Фидием. С конца XIIIдо конца VIвв. до н.э. устанавливается количественное соотношение колонн на длинной и короткой сторонах здания, вырабатывается классический тип периптера (дословно – окрыленный, от «птерон» - «крыло»).

49. Афинский Акрополь (Верхний город). Vв. до н. э. Арх. Иктин и Калликрат. Общее художественное руководство Фидия.

Акрополь – естественная скала, возвышающаяся на 150 м над уровнем моря, в 5 км от него. У её подножия расположены Афины.Акропль – святилище , укрепление и общественный центр. В Парфеноне – главном храме – хранилась казна афинского Морского союза, в крыльях Пропилей находилась библиотека и картинная галерея. Вокруг храма проходили шествия во время Больших Панафиней (они изображены в рельефах на стенах), на алтаре перед храмом приносились жертвы, на площади устраивались пиры в дни общественных празднеств. В комплекс входят: парадные ворота (Пропилеи), Эрехтейон – храм Посейдона и Афины Паллады, а также крошечный храм Нике Аптерос (Бескрылой Победе, чтобы она не улетела из Афин). Когда-то на площади стояла гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) Фидия.

Архитектурные ордера.

Ордер (греч.-порядок) - тип рхитектурной композиции, основа которой - художественная обработка стоечно-балочной конструкции. Классические ордера сложились в Древней Греции. Римский архитектор Витрувий считал, что дорический ордер выражает мдею мужественности, а ионический - женственности.

Серия

«Искусство в нашей жизни»

(Введение в историческое изучение искусств)

Учебное пособие

Выпуск 2 Архитектура

Санкт-Петербург

Аннотации к диапозитивам

37. Вильнюс. Район Лаздзинай, ул. Архитекту. 1967 – 1977 гг., арх. В. Чеканаускас и др. ленинская премия 1974 г.

Отличительная особенность жилого района – рациональная планировка, разнообразие пространственной компоновки, компактный центр, органичная связь с окружающей средой, простота форм.

38. Дом Ошевнева из деревни Ошевневона Большом Климецкомострове. Заонежье. 1876 г. Кижи. Архитектурно-бытовой музей-заповедник деревянного зодчества.

39. Волжский автомобильный завод в г. Тольятти. 1971 г. площадка готовой продукции. Арх. Я. Жуков, М. Меламед, Д. Четыркин, инж. В. Успенский, М. Цвирко. Государственная премия 1977 г.

Обширная прямоугольная территория завода разделена пополам автомагистралью: в южной части расположены главный корпус и вспомогательные цеха, в северной – заготовительные производства. Заводская площадка по протяженности равна диаметру Садового кольца, фасад главного корпуса – длине ул.Горького в Москве.

40.Дворец спорта. Г. Тольятти, Автозаводский район. 1973 г. Арх. Ю. Карпушин, Л. Адлер, Н. Быченко и др.

Каркасное здание, покрытое профилированным настилом по металлическим фермам, рассчитано на 5 000 зрителей. Универсальный зал может использоваться как спортивный (с ледяным полем) и как киноконцертный. Снаружи и в интерьере – мозаичные панно, роспись по керамике, рельефы.

41. Модель Коломенского дворца. 1865-1868 гг. Москва. Дворец в с. Коломенском, в усадьбе русских царей XV – XVII вв., строился в 1667-1671 гг. состоит из теремов, внутреннее пространство которых составляют клети, соединенные между собой без расчета на общую пространственную композицию, а путем простого сложения. Отдельные клети имели жилое, хозяйственное или ритуальное значение, свою особую кровлю с резьбой, золочением, раскраской. Живописность общего архитектурного решение с его множеством острых крутых кровель различной формы (шатром, бочкой, скирдом, кубом и др.) соединялась с декоративностью в деталях. Дворец разрушен в XVIII в. модель хранится в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Коломенское».

42. Особняк М. Ф. Кшесянской. 1904-1906 гг. Арх. А. И. Гоген. Санкт-Петербург.

Постройка в стиле модерн характерна свободной ассиметричной композицией, живописным силуэтом. В отделке фасада использованы красный и серый гранит, облицовочная плитка, декоративный металл. В здании ныне располагается Музей политической истории.

43. Зимний дворец. 1754-1762 гг. Арх. Ф. Б Растрелли. Санкт-Петербург.

Фасады дворца имеют симметричные ризалиты, развитый пластический декор. Колонны, расположенные в два яруса, выявляют ритм архитектурных членений. Мажорный настрой дворцу придает окраска светло-зеленого цвета с выделением белых колонн и богатого кружева лепнины. Зимний дворец – жемчужина русского барокко. Со стороны Невы расположен главный вход в крупнейший музей страны – Государственный Эрмитаж.

44. Храм Покрова Богородицы на р. Нерли. 1165 г. Близ Боголюбова.

Церковь стоит среди заливных лугов на искусственном холме при впадении р. Нерли в Клязьму и встречала всех приезжающих речным путем во Владимирское княжество. В эпоху князя Андрея Боголюбского здесь существовал торговый порт.

45. Собор Покрова на Рву ( Собор Василия Блаженного). 1555-1560 гг. Арх. Барма и Постник. Москва, Красная площадь.

Храм построен в ознаменование покорения Казанского ханства. Состоит из восьми столпообразных храмов, группирующихся вокруг центра – шатрового столпа – на общем основании и с внутренними переходами. Второе, более известное, название получил по имени погребенного у его стен юродивого Василия Блаженного, над могилой которого в 1588 г. был возведен придел (дополнительная церковь).

46. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). 1163г.-начало XIV в.

Благодаря съемке собора сверху хорошо видны основные черты готических соборов: общий крестообразный план, более высокий средний неф; аркбутаны, перекинутые от основания кровли среднего нефа к наружным столбам (контрфорсам), и пинаклив месте их соединения; ведущая роль западного фасада.

47. Собор в Реймсе.1211-1481 гг. Франция.

Реймс до 1825 г. был местом коронации французских королей. Здесь находится один из лучших готичеких соборов. Две мощные, стройные башни на западном фасаде, галареи фасада, три углубленных портала заполнены резным скульптурным декором, количество скульптур достигает двух тысяч.

48. Парфенон. 447-438 гг. до н. з. Арх. Иктин и Калликрат, скульптурное убранство Фидия и его школы. Афины, Акрополь.

Парфенон – мраморный дорический периптер (храм, окруженный с 4 сторон колоннами), в наосе (святилище) которого находилась не дошедшая до нас статуя Афины Парфенос (Девы), богини труда и мудрости, покровительницы города, выполненная Фидием. С конца XIIIдо конца VIвв. до н.э. устанавливается количественное соотношение колонн на длинной и короткой сторонах здания, вырабатывается классический тип периптера (дословно – окрыленный, от «птерон» - «крыло»).

49. Афинский Акрополь (Верхний город). Vв. до н. э. Арх. Иктин и Калликрат. Общее художественное руководство Фидия.

Акрополь – естественная скала, возвышающаяся на 150 м над уровнем моря, в 5 км от него. У её подножия расположены Афины.Акропль – святилище , укрепление и общественный центр. В Парфеноне – главном храме – хранилась казна афинского Морского союза, в крыльях Пропилей находилась библиотека и картинная галерея. Вокруг храма проходили шествия во время Больших Панафиней (они изображены в рельефах на стенах), на алтаре перед храмом приносились жертвы, на площади устраивались пиры в дни общественных празднеств. В комплекс входят: парадные ворота (Пропилеи), Эрехтейон – храм Посейдона и Афины Паллады, а также крошечный храм Нике Аптерос (Бескрылой Победе, чтобы она не улетела из Афин). Когда-то на площади стояла гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) Фидия.

Московский Кремль. XII-XVI вв. Боровицкий холм.

Это величайший памятник истории нашей Родины. Заложен в 1147 г. князем Юрием Долгоруким. Существующие доныне стены и башни построены в 1485-1495 гг. на месте обветшавших белокаменных стен времен Дмитрия Донского. В XVII в. башни получили ярусные и шатровые завершения. В Кремле находятся первоклассные памятники русской архитектуры:

Успенский собор. 1475-1479 гг. Арх. Аристотель Фиораванти. В нем венчались на царство все русские царию

Благовещеннский собор. 1484-1489 гг. Арх. Алевиз Новый. Усыпальница русских царей.

Колокольня Ивана Великого и звонница. 1505-1600 гг. Зодчий Бон Фрязин. Столп высотой в 81 м.

Грановитая палата. 1487-1491 гг. Арх. Бажен Огурцов, Антип Константинов и др.

Наши рекомендации