Расчёт гидравлического прыжка
Явление скачкообразного перехода бурного потока с глубиной меньше критической в спокойное состояние с глубиной больше критической называется гидравлическим прыжком [16, 19].
Гидравлический прыжок появляется всегда, когда свободная поверхность жидкости пересекает линию критических глубин K–K с образованием поверхностного вальца. Сам валец представляет собой водоворотную область, которая характеризуется весьма беспорядочным движением. Верхняя поверхность вальца получается неровной, волнообразной. Валец обычно насыщен пузырьками воздуха и потому малопрозрачен.
Расчёт гидравлического прыжка сводится к определению его характеристик: – первой сопряжённой глубины, – второй сопряжённой глубины, – длины гидравлического прыжка (рис 12).
Рис. 12. Схема гидравлического прыжка
Существует несколько методов определения характеристик гидравлического прыжка [11, 16, 17, 18, 19]. В данной курсовой работе студентам предлагается выполнить расчёт в следующей последовательности:
1. Определить сжатую глубину методом последовательного приближения:
, (26)
где – удельный расход, вычисляемый по формуле
; (27)
– коэффициент скорости, j = 0,9; – удельная энергия сечения, с которой поток приходит в отводящий канал.
В курсовой работе , т.е. удельной энергии сечения на конце быстротока, которую можно определить из уравнения
, (28)
где – глубина на конце быстротока, определенная по кривой свободной поверхности при длине и принятая в подразд. 2.3.5; – скорость на конце быстротока, определяемая по формуле
. (29)
Метод последовательных приближений для определения сжатой глубины выполняется в следующем порядке:
а) в первом приближении не учитывается в знаменателе. Тогда
; (30)
б) во втором приближении учитывается в знаменателе и согласно формуле (26):
;
в) если расхождение между величинами и составляет больше 5 %, то расчёт продолжаем; если расхождение составляет меньше 5 %, то принимаем за сжатую глубину последнее числовое значение .
2. Рекомендуется [11, 17] за первую сопряжённую глубину принять глубину, равную сжатой:
. (31)
3. Определить вторую сопряжённую глубину по формуле
. (32)
4. Сделать вывод о типе гидравлического прыжка:
если – гидравлический прыжок отогнанный;
если – гидравлический прыжок затопленный (подпёртый).
В случае отогнанного гидравлического прыжка для погашения энергии, с которой поток приходит с быстротока, необходимо в выходной части установить гаситель энергии.
Специальные устройства, сооружаемые с целью погашения энергии гидравлического прыжка, называются гасителями энергии.
В данной курсовой работе в качестве гасителя энергии рекомендуется водобойный колодец, в котором гашение энергии осуществляется за счёт перевода бурного потока в спокойный, путём затопления гидравлического прыжка.
Расчёт водобойного колодца
Расчёт гасителя энергии за быстротоком сводится к определению глубины d и длины водобойного колодца (рис. 13).
Рис. 13. Схема водобойного колодца
Глубина колодца определяется методом подбора [11, 17,18].
1. В первом приближении глубина колодца находится по формуле
, (33)
где 1 – коэффициент запаса ( ); – вышеопределенная глубина (32), сопряжённая с глубиной , – нормальная глубина в канале за быстротоком, она не зависит от глубины колодца и остаётся неизменной во втором и третьем приближении ( ).
При этом удельная энергия сечения изменится на величину d1:
. (34)
Тогда первая и вторая сопряжённые глубины изменят своё значение и будут определяться как
; (35)
. (36)
2. Во втором приближении глубина водобойного колодца определяется с учётом глубины в следующей последовательности:
а) определяем новое значение глубины колодца:
, (37)
где s2 = (1,2 – 1,3) во втором и последующих приближениях;
б) определяем величину удельной энергии сечения с учётом увеличения потенциальной энергии (глубины колодца d2):
; (38)
в) вычисляем соответствующее значение первой сопряжённой глубины:
; (39)
г) вычисляем соответствующее значение второй сопряжённой глубины:
. (40)
3. Сравниваем полученные значения глубины колодца:
– если и отличаются менее чем на 5 %, то за глубину колодца принимают последнее вычисленное значение, т.е. d = d2;
– если и отличаются более чем на 5 %, то расчёт продолжаем.
4. В третьем приближении глубина водобойного колодца определяется с учётом глубины с вычислением соответствующих величин , используя формулы (34), (35), (36).
. (41)
И так далее.
Расчёт выполнять до тех пор, пока расхождение между последующими значениями глубин колодца не будет превышать 5 %.
В общем случае длина водобойного колодца (рис. 13) определяется, как сумма дальности отлёта струи и длины подпёртого прыжка :
. (42)
Существуют разные рекомендации по определению этих длин. Воспользуемся следующими [17, 20]:
; (43)
, (44)
где – длина гидравлического совершённого прыжка, определяемая по рекомендации Н.Н. Павловского:
(45)
Выполнив вспомогательные расчёты, определимся с длиной водобойного колодца.
Пример расчёта комплекса водоотводных сооружений приведён в прил. 7.
4. УКРЕПЛЕНИЕ РУСЕЛ ВОДООТВОДНЫХ
СООРУЖЕНИЙ
При изменении уклонов, на входном и выходном участках быстротока, на входной части перепада скорость потока в большинстве случаев превосходит допустимую скорость по грунту. В этих условиях требуется устройство укрепления русла. Размеры и тип крепления назначают на основании гидравлических расчётов исходя из условия свободного растекания потока на плоском дне.
Исходными данными для определения размеров укрепления служат глубина и скорость потока на данных участках, характер грунтов, слагающих русло, а также уклон русла.
Размер укрепляемого участка русла принимают с учётом типа укрепления. Границы укрепляемого участка назначают на основании эпюры растекания потока. Тип укрепления русел выбирают на основании технико-экономических показателей [11, 17].
Существует три типа укрепления русел:
1) сборными бетонными и железобетонными плитами;
2) монолитным бетоном;
3) мощением, наброской камнем, габионами.
Наряду с традиционными типами укрепления выходных русел может быть использована дешёвая, легкая и технологичная мягкая конструкция, позволяющая на 20 – 40 % уменьшить глубину размыва по сравнению с типовым бетонным укреплением и представляющая собой полотнище синтетического материала, уложенного на предварительно спланированный грунт.
В данной курсовой работе перед студентами не ставится задача определения типа крепления и его размеров. Достаточно выяснить необходимость укрепления русла на входной части быстротока, используя расчётные зависимости подразд. 3.1.6 и 3.2.
5. ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНЫХ ВОДООТВОДНЫХ
СООРУЖЕНИЙ
Строительство и последующая эксплуатация дорог оказывают многофакторное влияние на прилегающую к ним территорию как с нагорной стороны, так и ниже трассы дороги. При строительстве дороги в полосе отвода, а часто и вне её нарушается естественный рельеф местности, меняются состав и состояние верхнего слоя почвы, разрушается растительный покров, существенно меняются условия формирования и характеристики поверхностного стока, водный режим территории.
Размыв почвы и подстилающих пород, образование оврагов представляют угрозу как земельному фонду, так и устойчивости дорожных сооружений и их элементов. Насыщение водных потоков твёрдыми частицами при размыве и перенос последних создают предпосылки противоположного процесса – заиления.
В нижнем бьефе дорожных водопропускных сооружений наиболее массовым процессом являются размыв и оврагообразование. Этот процесс может распространяться на значительные расстояния от дороги вплоть до нескольких километров. Первопричина отмеченного негативного явления – концентрация стока, перевод его из склонового в русловой. Для сопрягающих сооружений характерны переливы, особенно на сочленениях водоотводных систем и резких их поворотах, что также приводит к крупномасштабным размывам, появлению оврагов.
Водная эрозия почвы вызывается движением воды по поверхности земли. В естественных условиях возникает нормальная, геологическая эрозия – смыв поверхностных слоёв при образовании стока талых, ливневых и смешанных вод.
Ускоренная эрозия появляется как результат хозяйственной деятельности человека без учёта особенностей естественного процесса эрозии. Как показывают многочисленные примеры, строительство дорог – одно из основных направлений производственного воздействия человека на природу, инициирующее ускоренную эрозию.
Самые негативные последствия имеет концентрация поверхностного стока системами дорожного водоотвода. Распределённый обычно по ширине в сотни метров склоновый сток переводится этими сооружениями в сосредоточенные потоки, удельный расход которых обычно на порядок превышает естественный на склоне. Это вызывает аналогичное увеличение скорости течения, далеко превышающее допускаемые. Поэтому размывы и образования оврагов за дорожными сооружениями носят массовый характер.
На всех этапах от изысканий и проектирования до эксплуатации водопроводящих сооружений необходимо принятие соответствующих мер по защите окружающей среды. В первую очередь следует предусмотреть предотвращение или уменьшение наиболее массовых последствий от строительства дорожных сооружений: размывов за ними и оврагообразования, заиления, затопления и заболачивания.
За водоотводными сооружениями необходимо укрепление отводящих русел до подошвы склона и устройство водобойных сооружений в конце крепления с обеспечением расширения потока. При большом удалении трассы от подошвы склона крепление отводящего русла, обычно в виде бетонного лотка, может вызвать значительные затраты, а его отсутствие – появление размыва и развитие оврага. Прогноз обязательно должен учитывать концентрацию и перераспределение стока дорожными сооружениями.
При решении конкретных задач экологии дорожного строительства в том или ином районе необходим учёт всего комплекса региональных особенностей.
Библиографический список
1. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 [Электрон. ресурс]. – Введен 2013-07-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
2. СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги [Электрон. ресурс]. – Введен 1986-01-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
3. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* [Электрон. ресурс]. – Введен 2013-07-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
4. СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги [Электрон. ресурс]. – Введен 1987-01-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
5. СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* [Электрон. ресурс]. – Введен 2011-05-20 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
6. СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы [Электрон. ресурс]. – Введен 1986-01-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
7. СП 33-101-2003 Определение основных расчётных гидрологических характеристик [Электрон. ресурс]. – Введен 2003-12-26 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
8. ВСН 63-76 Инструкция по расчёту стоков с малых бассейнов [Электрон. ресурс]. – Введен 1976-12-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
9. СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99* [Электрон. ресурс]. – Введен 2013-01-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
10. СНиП 23-01-99* Строительная климатология [Электрон. ресурс]. – Введен 2000-01-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
11. Руководство по гидравлическим расчётам малых искусственных сооружений и русел. – 3-е изд., перераб. и доп: утв. "ГИПРОТРАНСТЭИ" МПС : введ. в действие с 01.01.1967. – М. : Транспорт, 1967. – Режим доступа : http://sniphelp.ru/constructing/005.003/Rukovodstvo_52565/. – Загл. с экрана (дата обращения с ресурса : 22.10.2014).
12. ГОСТ 2.104-2006 Единая система конструкторской документации. Основные надписи [Электрон. ресурс]. – Введен 2006-09-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
13. ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы (с Изменением № 1) [Электрон. ресурс]. – Введен 1997-07-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
14. ГОСТ 2.302-68 ЕСКД Масштабы [Электрон. ресурс]. – Введен 1971-01-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
15. ГОСТ 8.417-2002 ГСИ Единицы величин [Электрон. ресурс]. – Введен 2003-09-01 // Кодекс. Право / ЗАО «Информационная компания «Кодекс». – СПб., 2014.
16. Чугаев Р.Р. Гидравлика (техническая механика жидкости) : учебник / Р.Р. Чугаев. – М. : Бастет, 2008. – 672 с.
17. Пособие по гидравлическим расчётам малых водопропускных сооружений / ред. Г.Я. Волченкова. – М. : Транспорт, 1992. – 408 с.
18. Справочник по гидравлическим расчётам : справочное издание / П.Г. Киселев, А.Д. Альтшуль, Н.В. Данильченко и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Энергия, 1972. – 312 c.
19. Константинов Н.М. Гидравлика, гидрология, гидрометрия : учеб. для вузов: в 2 ч. / Н.М. Константинов, Н. Петров, Л. Высоцкий. – М. : Высш. шк., 1987. Ч. 1: Общие законы. – 1987. – 304 c.
20. Горчин Н.К. Гидравлика в задачах / Н.К. Горчин, М.Д. Чертоусов. – Л.: КУБУЧ, 1927. – 675 c.
Приложение 1
Примеры оформления листов курсовой работы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная
академия (СибАДИ)»
Кафедра «Проектирование дорог»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дорожные водоотводные сооружения.
Гидравлический расчёт
Вариант основной – 3
Вариант уклона отводящего канала – 9
Выполнил: студент гр. АДб-11Д1
Макаров О.М.
Проверил: доцент Троян Т.П.
Омск – 2015
Рис. П.1.1. Пример оформления титульного листа курсовой работы
Рис. П.1.2. Шаблон рамки для документов с развёрнутым штампом
Рис. П.1.3. Шаблон рамки для документов с сокращённым штампом
Приложение 2
Значения коэффициента гидравлической шероховатости n