Первичную компьютерную обработку их произвел его сын - Петер Вильхельм Вике
Судьбы исторических документов непредсказуемы
Письма И.Г. Вике
Наивные говорят, что рукописи, якобы, не горят. Это далеко не так... Любая система имеет множество документальных тайн. Любая система тщательно скрывает следы преступлений против человечности. Любая система разделяет народы по принципу «Разделяй и властвуй». Любая система властна. На стыке политических систем иногда происходят удивительные открытия. |
Недавно сланцевским исследователям стал доступен перевод документа из Германии.
Основу его составляют письма времен Великой Отечественной войны.
Написаны они верным солдатом вермахта Иоганном Генрихом Вике.
Первичную компьютерную обработку их произвел его сын - Петер Вильхельм Вике.
Общее число машинописных листов рукописи, представленной из Германии, составило 84 страницы.
Она поступила в распоряжение протоиерея Олега Тэора, очевидно, после 2004 года, - после ее написания Петером Вильхельмом Вике. Обстоятельства их встречи не известны.
Протоиерей Олег Тэор - настоятель храма во имя Святого князя Александра Невского в Пскове.
Выбор кандидата для передачи писем далеко не случаен.
Протоиерей Олег Тэор - настоятель известного воинского храма во имя Святого князя Александра Невского. Он буквально восстановил его из небытия.
Отец Олег является одновременно и настоятелем Свято-Ильинского храма в погосте Выбуты, на родине Святой Равноапостольной княгини Ольги.
Под его духовным окормлением находится Псковская авиадесантная дивизия, принимавшая участие в локальных конфликтах последнего времени.
Протоиерей Олег Тэор пользуется заслуженным уважением и любовью верующих. Он сотрудничает с властями Пскова и России. Им неоднократно предпринимались пастырские поездки в места боевых действий.
***
17.08.2005 отец Олег с группой паломников из Пскова приезжал в город Сланцы. В составе группы были ветераны Великой Отечественной войны, исследователи, деятели культуры и церковный хор. Программа паломничества была обширна. Он включала в себя: посещение воинского захоронения времен Великой Отечественной войны на Северной окраине города Сланцы, погоста Ольгин Крест, воинской части на заставе Кукин Берег, Сланцевской средней специальной школы, храма во имя Святого князя Александра Невского в селе Новоселье Сланцевского района, погоста Доложск и Святой Пещеры на реке Долгой. Большая насыщенность программы свидетельствует о неуемной энергии псковского батюшки, которого любят на Сланцевской земле. Благодаря его подвижнической деятельности установились и окрепли паломнические, братские и дружеские связи между городами Псков и Сланцы.
По окончании паломничества состоялся ужин в часовне во имя Святого Праведного Серафима Саровского в городе Сланцы. После него гости отправились отдыхать в родные места отца Олега, - село Заянье Плюсского района Псковской области.
17.08.2005.
Протоиерей Олег Тэор демонстрирует присутствующим в Актовом зале Сланцевской средней специальной школы лист Евангелие, переданный ему Петером Вильхельмом Вике.
В ходе упомянутой поездки протоиерей Олег Тэор намеревался передать имевшиеся у него документы и листы Евангелия доложского храма в руки настоятеля. Осуществить это не удалось, поскольку священника в Доложске в то время еще не было.
Настоятель в Доложск был утвержден только через три года, в 2008 году. С его приходом возобновились реставрационные работы. В храме появились иконы и вновь, впервые после ВОВ проводятся службы. К дню Свято-Успенского Крестного хода 2008 года силами верующих сделали росчисть на Тропе Богородицы.
***
Исследователь А.Ю Дорошенко работает в Сланцевской специальной школе воспитателем. Его подопечные каждое лето ездят на археологические раскопки и росчисти. Так школьники стали привычными помощниками специалистам Института материальной культуры на раскопках в Которске. В отдельные годы они работали по росчисти Святой Пещеры и руин храма на реке Долгой. В 2008 году участвовали на работах по восстановлению храма в селе Пенино.
При этом школьники Спецшколы ходят в походы и экспедиции. Они прошли рекой Плюссой от Больших Полей до усадьбы Лог Лядского района. Бывали и в Залахтовье, на Чудском озере, на месте уникального археологического комплекса средневековья.
При школе создан краеведческий музей. Душой и инициатором историко-археологической работы в Спецшколе, а так же создателем школьного музея является Андрей Юрьевич Дорошенко.
В одну из поездок группы из Спецшколы в Псков протоиерей Олег Тэор предоставил копии материалов семьи Вике А.Ю. Дорошенко.
В свою очередь Дорошенко осенью 2008 года предоставил возможность для ознакомления с документами автору этих строк.
***
Часть писем Иоганна Генриха Вике представляет эпизоды Русской кампании в направлении Псков – Ляды – Заручье – Самро – Луга - Ленинград. В Сланцевском районе Ленинградской области часть Вике некоторое время стояла в деревне Заручье при Доложском Свято-Успенском погосте. Впоследствии она выдвинулась в район озера Самро и реки Луги. Последние места известны интенсивными боями по преодолению Лужского рубежа.
07-08.1941.
Фотография Свято-Успенского храма в погосте Доложск.
Собрание семьи Вике.
Германия.
Погост Доложск издавна был славен чтимой иконой Святого Успения и Святой Пещерой на реке Долгой. Возле Пещеры в водах реки с незапамятных времен до наших дней находится камень со следом Богородицы. В начале ХХ столетия на Пещере был выстроен красивый храм по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова.
Особая Святость места - три храма - XVIII, XIX и ХХ веков, известная в округе икона Святого Успения Богородицы, многолюдные Богородичные праздники с Крестными ходами и торговыми ярмарками, привлекала сюда тысячи паломников из ближних и дальних мест северо-запада России.
В советские времена вся мощь сатанинской власти обрушилась на боголюбивых местников.
Начало гонений в Доложске имеет конкретную дату - 1918 год. В то время составлялись первые реляции местного партактива и комсомольцев в Гдовский УКОМ РКП(б). Они содержали требования уничтожить Свято-Покровскую женскую общину в селе Поречье, скит которой с богадельней был на Святой Пещере. Активность новых сатанистов выражались в бешеной пропаганде безбожия, в проведении большевистских праздников, чуждых боголюбивому населению села. Чего стоят одни только агитационные мероприятия отщепенцев от молодежи, вроде «комсомольской пасхи», которые проводились не только в Доложске. Такие пасхи проводились и в Москве. – Сценарий для всей страны был один и разработан тонкими знатоками психологии русского человека.
Планы антицерковной борьбы прописывались в специальных документах и неукоснительно выполнялись с помощью безбожных инструкций, бессовестных инструкторов, руками сельчан, отравленных духом большевизма, разного рода спецслужбистов и карьеристов режима. Насильственно рушился вековой Православный код Доложска. Рушился тысячелетний код Руси.
Сегодня мы имеем то, что имеем.
Мы имеем центром Москву, предавшую страну.
Доложск.
07-08.1941.
Свято-Успенский храм.
Снимок И.Г. Вике.
Доложск.
07-08.1941.
Свято-Успенский храм.
Интерьер храма.
Снимок И.Г. Вике.
Заручье.
Сгоревшая деревня.
Снимок И.Г. Вике.
Немецкое кладбище.
Снимок И.Г. Вике.
1 августа 1941 г., 5 ч утра.
…В крестьянском саду лежал чудесный латунный самовар, который я охотно купил бы у владельца. Но все люди сидели по лесам (они разбросали свои скудные пожитки в саду, потому что решили, что их дом сгорит от трассирующих пуль или артиллерийского обстрела), а красть самовар я не захотел.
Позавчера, перед моим ежедневным купанием в длинном озере [согласно русской карте: стоянка 31 июля / 1 августа поблизости от местечка Заручье; см. также церковь], я зашел в белую церковь. Сколько прекрасных украшений [См. иллюстрации] скопили эти греческие [русские] православные церкви в своих стенах! В домах вряд ли найдется хоть один предмет, который не относится к самым необходимым в повседневной жизни. Но в церквях русские с необычайной любовью и усердием собрали все искусство и все мастерство. Однако ужасающее опустошение (вероятно, большевистские отряды [предположительно, не местные солдаты] перед своим уходом похозяйничали тут) в помещениях, где находятся прекрасные старинные вещи, насколько я мог увидеть, еще сохранилось. Роскошные золотые оклады с вынутыми из них иконами стояли и лежали без разбора повсюду. Обрамление алтаря (Altareinfassungen) и дверные коробки («дверь» ведь играет в греческом богослужении основную роль – через нее проходит Святое в образе священника) в барочном и ренессансном стиле в основном не повреждены. Алтарные образа в нижнем ряду – пышные иконы, но в несколько расплывчатой, слащавой манере времени перед Мировой войной [тогда ведь была только одна], который сегодня царит и в нашей католической церкви – все вырезаны из рам (окладов) и в основном порезаны или даже полностью разломаны на куски. Разбитые вазы лежат грудой осколков в одной из трех ризниц, Многие старые красивые иконы, написанные на деревянных досках и потому не так легко поддающиеся разрушению, сложены в кучу в одной из двух боковых ризниц, которые полукругом группируются вокруг алтаря под пятью луковичными башенками. Три некрасивые старые бабы сидели на пороге бокового входа в церковь и грелись на солнышке. Может быть, как молчаливые стражи? А бородатый старик, который как раз выходил из церкви, попытался что-то объяснить мне по-русски и согреть мое сердце «своей церковью». На мой вопрос [жестами], коммунисты ли устроили запустение, он дал мне многословный ответ, в котором главную роль сыграли движения, изображающие полет снарядов, и «бум-бум». Маленький солдат сидел, в одних тренировочных штанах, перед иконами и алтарем и зарисовывал (skizzierte) с окладов прекрасные токарные и резные узоры. Благодаря нему, я обратил внимание на прекрасные колонки и розетки и переплетающиеся орнаментальные пояски и покрытые листьями побеги. Он рассказал мне про «окрещенного Иоанна», который был так красив, но теперь его уже нет. Наверное, он заинтересовал кого-то, кто в этом разбирается. Картина была только маленькой полоской холста. Нужно было взяться за середину и посильнее рвануть, чтобы прихватить с собой «воспоминание»!
…Наше чтение на сегодня: Послание к римлянам 12, 1+2: благодарить за Волю Божию и жить с благодарностью…
1 августа 1941 г.
…Снова потрясающе купался. А перед тем около часа провел рядом с моими любимыми миниатюрными росписями на овальных деревянных досках (вставки в роскошные золотые <позолоченные> двери) [в церкви]. «Крещеный Иоанн» вновь нашелся в куче наваленных друг на друга икон. Добрый товарищ, вероятно, хотел сказать «крестящий Иоанн», потому что это изображение Крещения Христова – прекрасная по композиции и выразительности ликов композиция. Наряду с ней на меня особенное впечатление произвела Вечеря. У юношей по-детски вдохновенные волнение и любовь в больших глазах, и, хотя и сильно потемневшие и выцветшие от грязи, но всё еще хорошо различимые сильные цвета. Красный цвет (das Rot) неизвестного мастера около 1500 г., чьи картины я однажды видел в Гамбурге. Ах, в этих картинах вообще так много от суровости наших средневековых мастеров. Я должен написать об этом немного больше, поэтому начинаю второй листок: Искушение Христово. Бородатый торговец невыразительного, немного еврейского (!) типа говорит «разумные слова» Господу. Второй раз мы видим обоих на вершине горы: «Все это я хочу отдать Тебе…» На заднем плане, за романтической долиной, видны качающиеся на море совсем слабо намеченные корабли. В изображении местности много от Питера Брейгеля. Преображение Иисуса: чудесно сияющий вокруг Него свет, и юноши, скорчившиеся на земле, – выражение человеческой ничтожности, слабости и беспомощности. Резкий синий и красный цвет их одежд только подчеркивает трудность их отягощенного грехами бытия перед величием Христовой святости. 12-летний Иисус в храме – воплощенное Слово, что подчеркнуто многоцветьем <изображения>, беспредельным <в оригинале erschreckendes – «ужасающим»> удивлением в облике его Матери, пышностью одежд почитающего жреца и величественностью храмовой архитектуры. Сюда же, очевидно, относится еще икона с изображением двух ангелов, гостящих за столом у человека, которая произвела на меня меньшее впечатление. На боковой стене есть еще большая старая деревянная доска с бесконечным изображением, изучить которое в подробностях у меня не хватило терпения. Я сегодня повстречал в церкви двух женщин, которые, несмотря на ужас перед разорением, благочестиво осеняли себя крестным знамением. Одна вместе со своим ребенком преклонила колени перед хорошим старым изображением, пятикратно наклоняла голову почти до земли, скрестив руки, крестясь при этом. И девочка лет десяти делала то же самое – в большевистской России! Коммунисты должны были, в самом деле, разорить (этот храм) непосредственно перед отступлением. Какой-то солдат встретил меня у входа с серьезным лицом и словами «Мерзость запустения!» Воспоминания о времени конфирмации? Люди должны теперь там ежедневно совершать поутру молебны. Также в этой местности еще должен быть поп, в настоящее время сбежавший!
4 августа 1941 г. [Заручье]
Вчера на праздник воскресенья я снова провел час в здешней церкви и сделал 16 снимков настенных картин [несколько диапозитивов сохранилось]. Чем подробнее я рассматриваю их, тем больше замечаю, что они собой представляют. Отчетливее всего художники нарисовали лица и руки, иногда также весь облик, а все остальное – складки одежд и окружающий пейзаж – потом пририсовали ремесленники. Незамысловатые линии одежды, дерева или дома напоминают орнамент из вьющихся растений на моем хинделооповском “Bakje”. Но композиция и цвета всегда очень удачны, и духовное содержание картин не проигрывает от их частичной примитивности. Ну, насколько я правильно поставил освещение (мой Horwex? [экспонометр; дефектно] должен был уже, между тем, добраться до тебя. Пожалуйста, храни его там в безопасности, чтобы дети не смогли добраться!), ты сможешь увидеть сама. Прекраснее всего я по-прежнему считаю Вечерю и Крещение Иисуса. Изображение Преображения вовсе не так впечатляет колоритом, как мне поначалу показалось. Такое впечатление возникает из выразительных линий и контраста трех парящих в небесном свете фигур и трех юношей в цветных одеждах, прикованных к земле прямо под ними, скорчившихся в своей человеческости перед Небесным. Я открыл еще новое сокровище: Благовещение. Здесь вновь бросается в глаза сочный красный цвет одежд и завес и большое золотое сияние вокруг голов ангела и Марии. Мария преклонила колени перед ангелом в скромной, исполненной веры покорности. Ее молитвы исполнились. Я думаю, лики на картинах относятся к типам, которые повсюду повторяются одинаковым образом (не производя впечатления отдельных личностей), они действуют так непосредственно.
Позавчера ватага из примерно 10 солдат, одетых только в штаны и сапоги <Stiefeln – сапоги или высокие ботинки >, видимо, воспользовавшихся паузой в дорожных работах или чем-то подобном, ворвалась в церковь. Они наткнулась здесь на позолоченные рамы картин, забрались с ногами на лежащие на полу витые позолоченные колонны, накурили и накричались. Один раз они начали с непрерывной болтовней и наполовину пением изображать литанию, в то время как русские женщины, рыдая и плача, стояли на коленях и целовали пол перед исполненным величия Христом на престоле и обоими распятиями. Когда один из них начал громко смеяться над этим, он завертелся, правда, несколько пристыженный, но насмешливые замечания продолжились. Наш «танго-мальчик» Штайнхефель пожалел, что не взял с собой свой аппарат, чтобы щелкнуть тот «театр», который они там устроили. Его иронические высказывания вскоре показались мне чрезмерными, так что я был вынужден ему сказать, что он так пренебрежительно отзывается о живых людях, а им было бы весьма правильно проявить благоговение перед Господом. После этого он стоял с шапкой на голове (немногие из них снимают шапки в разоренной церкви) и при этом с зажженной сигаретой, когда товарищ разъяснял швабскому лейтенанту, что церковь так изуродовали большевики и что он никогда не замечал, чтобы церкви опустошали немецкие солдаты. Во Франции многие входили в церкви тихо и благоговейно с «шапочками» в руках. Было воистину отрадно вновь услышать внимательных и согласных людей. Одна взволнованная женщина горячо рассказывала капитану о злых большевиках и радовалась, что мы освободили ее от гнета. Это можно было заключить уже из того, что она преданно, как собачонка, следовала за ним и, казалось, жаловалась на перенесенные страдания, чтобы в конце концов ласково погладить его рукой. Славный парень – на гражданке он, должно быть, был налоговым инспектором, адвокатом или учителем – не знал точно, что он должен сказать, и думал: «Все образуется». Когда он сначала увидел разбросанную и перемешанную утварь, он сказал: «Вот так салат!» – Я выходил с тяжелым сердцем. Я попытался показать красоту старинных (или это древняя традиция?) картин Гейнцу Опперману. Он, однако, увидел только пышность, отличавшую богослужение. Так сам я не многое получил от разглядывания картин. Но вчера было тихо и красиво. Женщина полчаса стояла на коленях и плакала перед Распятием и, наверное, жаловалась ему на все перенесенные страдания. Возможно, она тревожится за ушедшего на войну сына или уже оплакивает его и ищет утешения в смирении и покорности судьбе, целуя пол и ноги Распятого. Трое пожилых мужчин – одному, пожалуй, только 40 лет – пришли из соседней деревни и молились тихо и сдержанно. Они обрадовались, когда я захотел вставить картину обратно в раму, и забрали ее у меня.
Ах, они были так трогательны и чистосердечны и держали себя, подобно детям в парадной матушкиной комнате, где старший брат разбил весь фарфор. Сколь охотно я бы толковал этим людям Божье слово и молился бы с ними – но язык!
Ах да, к этому от Матвея, 7: Немецкие солдаты предстали как спасители от большевизма и в то же время как освободители честной веры. Они возмутились безбожием, «но те, которые творят волю Отца Небесного…»
В кузове, 6 августа 1942 г., рано утром; все еще в том же прекрасном спокойном месте [Заручье]
Из-за недостатка времени и бумаги ты получишь только краткий привет. Я ведь хочу еще отоспаться после ночного дежурства (с часу до четырех), во время которого буду писать письмо – поздравление бабушке с днем рожденья.
…Листок Евангелия (вероятно, Матфей, конец главы 5 и начало 6-й) происходит из единственного «Святого писания», которое я нашел растрепанным в церкви: оно содержит только 4 Евангелия, но не крепко переплетено [имеются листы формата DIN А3, предназначены для возвращения в церковь в Заручье]!
Теперь, наверно, скоро двинемся дальше. Мы сменили наше идиллическое, но по ночам для палаток сыроватое место лагеря вблизи от озера [озеро Сатро? <так в тексте: Satro>] на стоянку в однообразном сосновом лесу, обращенном в большой военный лагерь. Вплотную одна к другой стоят едва различимые под камуфляжем машины, а каждое свободное место между ними занято лошадьми [фото: оседланные] и палатками. Маленький, немного мутный ручей совсем рядом в лесу предоставил мне сегодня привычную возможность выкупаться, а чистую воду для питья и умывания мы берем из скважины прямо перед дверью. Обед вот уже две–три недели состоит из говядины – в виде жаркого, гуляша, рубленого мяса с соусом и хлебом, к которому подают по очереди горох, чечевицу, лапшу и так далее. Отсутствующие витамины я получаю только из молодой жареной картошки и лука, а последние восемь дней – из регулярно притаскиваемого с картофельных полей, обладающего богатым вкусом хрена, который я нарезаю маленькими кубиками и сыплю на сало, масло или пайковый хлеб со смальцем, бросаю в мясную порцию или обжариваю в жире до золотисто-коричневого цвета. Вкуснее всего он, если, сняв кожицу, обжарить в жире и есть с молодой картошкой фри или хлебом!
…Сама по себе дорога через леса и деревни России также интересна. Деревни и сосновые леса тоже очень похожи друг на друга, так что можно посмотреть, например, на место стоянки нашей батареи. Церковь, которую большевики разрушили только сейчас перед своим отступлением. Обо всем этом ты можешь прочесть в сообщениях, посланных к Ирмгард. Я хочу ей сейчас написать.
ПРИМЕЧАНИЯ
[Вставки в квадратных скобках – примечания переписчика писем]
<В угловых скобках – пояснения переводчика.>
Снимки В.И. Будько.
Е гг.
Оскверненный храм в Доложске.
Аналой в виде ящика и промышленная конструкция в алтаре Свято-Успенского храма.
Венки с могил храмового погоста.
Видно устройство фундамента из валуна.
ИНТЕРНЕТРЕСУРС
Т. Крылова
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
…Под руководством воспитателя А.Ю. Дорошенко учащиеся школы три года работали в экспедициях на храме в Заручье и Доложских пещерах. Отец Олег, обращаясь к собравшимся в актовом зале воспитанникам, отметил их большую работу по краеведению и вручил настольную игру - подарок из Германии.
Несомненно, ребятам запомнится и рассказ отца Олега о православной святыне - листе Евангелия из Заручьевского храма. История этой святыни удивительна: в прошлом году в Псков приезжала делегация из Германии, и один из участников рассказал, что в годы Великой Отечественной войны его отец был капелланом и пастором в немецких частях, которые стояли в Заручье Сланцевского района. Пастор был свидетелем разграбления храма, и ему удалось вырвать из рук солдат лист святого Евангелия, которое они уничтожали. 60 лет этот лист хранился в немецкой семье, пока сын бывшего пастора не привез его в Псков. Отец Олег показал воспитанникам спецшколы эту православную святыню. Храм в Заручье пока не восстановлен, и вернуть туда лист из Евангелия невозможно. Сейчас святыня остается на хранении у отца Олега. Ребята внимательно слушали обращение к ним отца Олега, его наставления и добрые пожелания. А сколько прекрасных светлых минут подарило выступление хора храма Александра Невского! Где бы ни звучали песнопения - на берегу Наровы, на погранзаставе или в храме - они трогали до глубины души своей красотой, торжественностью и мелодичностью.
..\..\Православие\Доложск\Крылова Т. Паломническая поездка по Святым местам.doc
БВИ. М. 2009.