Проблема возникновения производящего хозяйства

Мезолит (средний каменный век): 12 – 10 тыс. до н.э.

Как отдельный период выделяется не во всех регионах зарубежной Азии. Наиболее хорошо разработан и описан для культур Западной Азии. Применительно к Восточной или Юго-Восточной Азии принято говорить о мезонеолите или о неолите.

Природно-климатические условия: Потепление климата. Отступление ледника. Вымирание крупных животных.

Поселения и жилища: Развивается оседлость. Пещеры используются все меньше.

Меньше больших домов, они сохраняются в умеренном и северном климате. Много круглых полуземлянок. Часто используются жилища, которые носят сезонный характер – шалаши.

Гипотезы о состоянии социальной организации:

Дробление крупных родовых общин. Родовая община теперь от 30 человек, но не более 100. Продолжение обособления семьи. Начало возникновения племен.

Занятия: Усложнение форм собирательства и охоты. Загонная охота теряет свое значение. Бродячая охота с использованием охотничьего оружия – лука и стрел. Рост рыболовства. Появление лодок.

Зарождение земледелия – сбор злаков – дикорастущей пшеницы и ячменя (например, Мюрайбит в Месопотамии), начало их выращивания и скотоводства – одомашнивание животных. Приручена собака.

Орудия:

Мезолит это особая эпоха с особыми орудиями, отличными от палеолитическими – маркером является широкое распространение микролитов - вкладышевых орудий – составных с микролитическими вкладышами геометрической формы (треугольник, трапеция, сегмент). Их вкладывали в костяную или деревянную основу, расщепленную вдоль, закрепляли вяжущей основой (смолой) и перевязывали. Оно более экономно, т.к. изготовляется быстрее и при поломке не выбрасывается, а заменяется один сегмент.

Изготовляются режущие орудия. Широкое распространение луков и стрел. Из микролитов изготавливаются наконечники стрел.

Техника – полирование. Особенно рубящих предметов – предшественники топоров (макролиты).

Погребения: одиночные. Посыпаются охрой. Усложнение обряда. Известны родовые кладбища. Встречаются отдельные захоронения черепов. Культ предков.

24. Неолит (новый каменный век): 10–3 тыс. до н.э.

Основной признак неолита – появление керамики, отсутствие металла.

Характерно широкое расселение человека, многообразие форм жизни и способов хозяйственной деятельности. Усиливается неравномерность развития.

Поселение:

Селища – неукрепленные поселения более поздних, чем палеолит, эпох, включая средневековье.

В неолите возникает такой вид укрепленного поселения как городище. Для них характерны остатки ограждавших их валов, стен, рвов и иных фортификационных сооружений. В практической работе археологу нередко встречаются поселения смешанного характера. На территории одного древнего города могли быть и укрепленные, и неукрепленные части.

Жилище и строения:

Есть полуземлянки округлой и прямоугольной формы, а также наземные жилища. Например, свайные.

В районах богатых леса строения деревянные, в безлесной зоне – глинобитные и каменные.

Глинобитные жилища – постройки из необожженной глины. Стены из смеси глины, соломы, которые высыхали на солнце и становились прочными. Крыши крыли соломой, которую сверху покрывались слоем глины. Появляются многокамерные жилища.

Занятия: Сначала собирательство. Рыболовство с помощью сетей, а также на лодках. Промысловая охота. Изобретение ткачества. На севере известны лыжи и нарты. Развитие обмена между племенами, живущими в разных районах.

Гипотезы о состоянии социальной организации:

Родовая община – собирателей и охотников, затем земледельцев и скотоводов. Произошло дробление крупных родовых общин верхнего палеолита. Родовая община теперь ок. 30 человек (не более 100). Продолжение обособления семьи.

Переход к производящему хозяйству:

Есть два вида технологий: 1) технология присвоения; 2) технология производства.

Переход к земледелию и скотоводству привел к кардинальным изменениям в способах хозяйствования и в сознании. Отсюда понятие «неолитическая революция» (введена английским ученым Г. Чайлдом в 1926 г.).

Причины: сокращение привычных источников пищи из-за климатических изменений. Прогресс в орудийной деятельности и технологии охоты и собирательства, а также рост население и ограничение угодий. Важные факторы – накопление знаний и абстрактное мышление.

Проблема возникновения производящего хозяйства

Ранее считалось, что переход осуществлялся в 7–6 тыс. до н.э. Теперь известно, что в некоторых районах намного раньше. Во всяком случае для 11–10 тыс. до Р.Х. в Восточном Средиземноморье (натуфийская культура).

Раннее земледелие необязательно в самом начале было связано с распахиванием земли на большой площади. Этнографические исследования ранних земледельцев позволили выяснилось, что человек начинал земледелие не со злаков. Чтобы начать их высевать, надо было быть технологически очень развитым. Древнейший очаг производящего хозяйства «плодородный полумесяц» Долина Нила, Восточное Средиземноморье, Месопотамия). Земледелие начиналось не с сеяния и не со злаков, а с ухода за тем, что растет в природе – с бобовых и бахчевых. С прополки (выдирания «волчцев и терний») съедобных растений и начиналось, как показывают полевые исследования, земледелие. Выдирание сорняков могло быть первым шагом в производящем земледелии, трудно отделимым на ранней ступени от присваивающего. А мотыга тогда использовалась и для борьбы с сорняками, и для выкапывания результатов труда (человек ухаживал и за корнеплодами). Зерновые же появляются значительно позднее. Мотыжное земледелие – зарождается видимо по течениям рек.

Орудия: основное сырье – кремень. Разработка подземных залежей этого камня в штольнях. Использование сланца, яшмы.

Наряду со старой техникой обработки (двусторонняя оббивка, ретушь) появляется новая – шлифование, пиление, заточка камня.

Призматические нуклеусы становятся предельно правильной формы. Развивается микролитическая техника – особенно для изготовления жатвенных ножей.

Важнейшее орудие неолита – мотыги, орудие земледелия, а также топоры и тесла – орудия обработки дерева. Топор, как правило, имеет симметричное в сечение лезвие, а тесло – ассиметричное. Топоры бывают прямоугольные, трапециевидные (денталевидные), плечиковые. Широкое использование жатвенного ножа.

Есть зернотерки, мотыги, крупные наконечники копий, костяные кинжалы, наконечники стрел, скребки, проколки, сверла.

30. Скотоводческие археологические культуры энеолита.

Культуры восточного — скотоводческого — ареала БКМП (новоданиловская, среднестоговская, хвалынская) также питались медным сырьем, поступавшим с Балкан, из среднего Подунавья и Карпатского бассейна. Посредниками в распространении меди на восток выступали трипольские племена.

Памятники новоданиловского типа представлены небольшими могильниками и отдельными погребениями в степной полосе Причерноморья от Нижнего Дуная до Нижнего Дона и северо-западного Прикаспия. Погребения чаще всего одиночные или парные, помещены в яму подпрямоугольной формы, иногда — в каменный ящик. Преобладают грунтовые захоронения, подкурганные — единичны. Погребенные всегда лежат на спине с подогнутыми в коленях ногами, чаще всего головой на восток. Скелеты и дно могильной ямы обильно посыпаны охрой.

Погребальный инвентарь представлен разнообразными орудиями и оружием из кремня (ножевидные пластины длиной до 20 см, наконечники копий, дротиков и стрел, тесла, долота, скребки, сверла), орудиями из меди (шилья, молоток), украшениями из створок раковин Unio (кружочки с отверстиями, образующими низки браслетов и поясов). Уникальными являются скипетры в форме головы лошади, а также навершия булав из камня. По-видимому, они отмечают особый социальный ранг погребенного — старейшины или вождя. Во многих погребениях найдены украшения из меди: проволочные спиральные браслеты, трубчатые пронизи, грушевидные подвески, подвески в форме раковины.

Готовые медные изделия и привозное сырье, полученные от мастеров Гумельницы и Триполья, стимулировали становление новоданиловского очага металлообработки. Ряд специфических приемов, например, литье металла в холодные (ненагретые) литейные формы выделяют местное производство в системе БКМП.

Археологам до сих пор неизвестны места обитания носителей новоданиловской культуры. Скорее всего, это были сезонные стоянки подвижных скотоводов, разводивших мелкий и крупный рогатый скот, а возможно, и лошадей (скипетры в форме головы коня).

Антропологические данные указывают, что новоданиловские племена были потомками неолитического населения юга Украины.

Еще одна скотоводческая культура восточного ареала БКМП именуется по одноименному поселению среднестоговской. В Поднепровье (на отрезке от Каховки до Черкасс), южной части лесостепной Левобережной Украины, Приазовье и Среднем Подонье известно более 100 памятников — поселений и грунтовых могильников. Последние часто находились вблизи или на окраине поселений, например, в Дереивке (бассейн Днепра). Неукрепленные поселения расположены обычно на низкой надпойменной террасе реки. В Дереивке открыты прямоугольные в плане постройки, основания стен которых облицованы крупными камнями. На полах жилищ, слегка углубленных в землю, устроены открытые очаги. Важнейшие черты погребального обряда близки новоданиловским. Но инвентарь могил крайне беден, встречаются и безынвентарные захоронения.

Посуда среднестоговской культуры имеет явные неолитические корни. Это остродонные и круглодонные горшки, изготовленные из глины с примесью ракушки, с геометрическим орнаментом (полоски, зигзаги, треугольники). Он чаще всего выполнен отпечатками зубчатого штампа. На поздних памятниках появляются и плоскодонные сосуды, становится характерным орнамент в виде негативов шнура.

На среднестоговских памятниках находят много кремневых, каменных, костяных и роговых орудий, но редкими являются изделия из меди (шилья, пронизи, бусы). Из кремня и камня изготовлены пластины, скребки, плоские клиновидные топоры, наконечники стрел и копий, из кости и рога - боевые молоты, клевцы, мотыги, тесла, рыболовные крючки, гарпуны и псалии.

В системе жизнеобеспечения главная роль принадлежала скотоводству. Среди домашних животных ведущее место занимала лошадь (до 50% костей, находимых на поселениях). Охота, рыболовство и земледелие играли второстепенную роль.

Уже в начальный период своей истории среднестоговские племена налаживают активные контакты с трипольцами. Свидетельством тому служат находки трипольской керамики на среднестоговских поселениях и могильниках. Среднестоговское население, возможно, восприняло от трипольцев навыки земледелия и даже культовые идеи; в его среде отмечено появление глиняной антропоморфной пластики, чуждой скотоводческим культурам.

К востоку от среднестоговских памятников выявлены грунтовые могильники и отдельные кратковременные стоянки хвалынской энеолитической культуры. Они сосредоточены в степном и лесостепном Поволжье от устья Камы на севере до Прикаспия на юге. Наиболее восточные местонахождения с керамикой хвалынского типа известны в южной части Волго-Уральского междуречья и в Восточном Прикаспии, на полуострове Мангышлак. Хвалынская культура по многим своим чертам обнаруживает сходство со среднестоговской. Это связано с особенностями их генезиса. Обе они сформировались на базе родственных неолитических образований так называемого мариупольского типа.

Основные материалы культуры получены раскопками двух Хвалынских могильников под Саратовом, из которых опубликован лишь один могильник. В нем представлены одиночные захоронения; коллективные одноярусные могилы, содержащие от двух до пяти человек; коллективные многоярусные («многоэтажные») погребения. Большинство погребенных находилось в скорченном положении на спине с подогнутыми ногами, поставленными коленями вверх. Несколько покойников были положены скорченно на бок, встречены также единичные захоронения в положении сидя. Часто скелеты были засыпаны красной охрой. В ряде случаев могильные ямы были перекрыты камнями. На территории могильника встречено большое количество жертвенников с костяками крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Кости этих животных найдены и в ряде погребений.

Некоторые могилы оказались безынвентарными, но другие отличались богатыми находками. В основном это украшения: бусы из кости и раковин, пронизи из трубчатых костей животных, подвески из клыков кабана, браслеты из камня. Встречены также кремневые стрелы, ножевидные пластины, каменные тесла, костяные гарпуны. Примечательны два уникальных каменных изделия: каменный топор-молот с полукруглыми выступами на боковинах втулки и «скипетр» с изображением головы лошади. Подобные скипетры известны и в других памятниках культуры.

Хвалынские сосуды круглодонные, чаще всего мешковидной формы. Кроме того, встречаются приземистые, полукруглые чаши. Орнамент из горизонтальных рядов насечек, разделенных волнообразной прочерченной линией, покрывает весь сосуд или его верхнюю половину.

Коллекция медных предметов Хвалынских некрополей включает разного рода украшения (около 320 экз.). Это колечки, височные кольца, подвески-цепочки из нескольких соединенных колец, бусы, трубчатые пронизки, браслеты. Некоторые изделия имеют параллели в трипольской культуре (массивные овальные бляхи с пуансонным орнаментом по краю). Очевидно трипольские воздействия играли решающую роль в сложении хвалынского очага. Как и в трипольском очаге, местная металлообработка имела кузнечный характер.

35. Археологические памятники раннего Бронзового века Кавказа и Северного Причерноморья.

С наступлением раннего бронзового века на рубеже IV и III тыс. до н.э. наблюдаются значительные культурные перемены. Они прослеживаются на обширных пространствах Евразии, но особенно заметны в Юго-Восточной Европе. Здесь бесследно исчезают яркие энеолитические культуры с расписной керамикой, а вместе с ними разрушается система Балкано-Карпатской металлургической провинции. Эти события связывают с первой мощной миграцией древнейших индоевропейских племен, переселение которых охватило обширную зону вокруг Черного моря.

Локализация индоевропейской прародины до сих пор является объектом острых дискуссий. Ее помещают то в Карпато-Дунайской области, то в западной части степного региона Евразии (Прикаспийская область, Северное Причерноморье), то в Передней и Малой Азии. Однако многие исследователи предпочитают видеть в роли древнейших индоевропейцев носителей курганных культур юга Восточной Европы, и прежде всего ямнойкультурно-исторической общности. Анализ лексики, связанной с индоевропейским «праязыком», свидетельствует о том, что он зародился и развивался в среде подвижных скотоводов и коневодов, знавших колесо и колесный транспорт, использовавших фургоны на колесах, освоивших начатки земледелия, развивающих навыки обработки меди и бронзы. Образ жизни ямных племен в наибольшей мере соответствует реконструируемой картине, поэтому их связь с древнейшими индоевропейцами выглядит вполне вероятной.

По данным археологии известно, что ямные племена совершали дальние миграционные броски из Северного Причерноморья на запад и юго-запад. Возможно, именно они уничтожили балкано-карпатские культуры энеолита. Первые ямные погребения со скорченными и окрашенными костяками появляются в Нижнем и Среднем Подунавье именно на рубеже энеолита и бронзового века.

По-видимому, ямные племена во время своих дальних походов не только разносили индоевропейскую речь, но и распространяли в северо-западной части Циркумпонтийского региона новые технологии обработки металла и новые типы орудий труда и оружия, отличные от энеолита. Неизвестный ранее стереотип металлургического производства связан с формированием Циркумпонтийской металлургической провинции (далее ЦМП), существовавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века на огромной территории, расположенной преимущественно вокруг Черного моря. Она охватывала Балкано-Карпатье, юг Восточной Европы, Кавказ, Месопотамию, Юго-Западный Иран, Анатолию, Эгею, Левант.

Циркумпонтийская провинция объединяла культуры, сильно различающиеся и по географическому положению, и по характеру производящего хозяйства. В северной зоне провинции преобладали культуры, практиковавшие подвижные формы скотоводства полукочевого или даже кочевого типов (ямная культурно-историческая общность юга Восточной Европы, усатовская культура Северо-Западного Причерноморья). В южной зоне провинции, напротив, преобладали культуры, основу жизнеобеспечения которых составляло земледелие, лишь дополнявшееся скотоводством (культуры Эзеро на Балканах, Троя I в Анатолии, куро-аракская в Закавказье и др.).

При различиях в укладе хозяйства обе зоны обнаруживают много черт сходства. Кроме металлических изделий, некоторых видов керамики, погребальных обрядов; они проявляются и в том, что вдоль всего причерноморского кольца в раннем бронзовом веке возникают укрепленные поселения с валами и рвами и даже каменные крепости. Никогда прежде они не представляли собой столь массового и регулярного явления. По-видимому, военные столкновения в эпоху сложения ЦМП имели регулярный характер и сыграли немалую роль в оформлении стереотипа ее материальной культуры и производства. Но модель сложения ЦМП, по-видимому, следует связывать и с мирным взаимодействием различных групп населения, с его тесными обменными и культурными контактами.

В истории ЦМП можно выделить две основные фазы. Первая датируется преимущественно III тыс. до н.э., не заходя в пределы его последней трети; вторая — последней третью III — первой третью II тыс. до н.э. Вместе с тем в различных регионах ЦМП граница между первой и второй фазой имеет плавающий характер. С первой фазой можно связывать ранний бронзовый век, тогда как со второй — средний бронзовый век.

Для большинства производственных очагов ЦМП в раннем бронзовом веке характерно пять главных видов орудий труда и оружия: 1) втульчатые топоры, 2) черенковые ножи и кинжалы, 3) шилья с четырехгранным утолщением — упором, 4) долота с аналогичным упором, 5) уплощенные тесла-долота. Эти виды орудий и оружия варьировали в пределах разных очагов как по количественному соотношению друг с другом, так и по некоторым деталям формы.

Отличительной особенностью очагов раннего бронзового века в системе ЦМП является полное сходство технологии отливки топоров в двустворчатые литейные формы открытого типа. Такие формы, изготовленные из глины или камня, встречены во многих памятниках Закавказья, верхней Волги, Балкан. В это же время начинается широкое употребление сплавов меди с мышьяком — наиболее характерных для ЦМП. Они доминируют на Кавказе, в Анатолии, в Эгейском бассейне. На северо-востоке Балкан и в степях Восточной Европы наряду с ними продолжали использовать чистую медь. На периферии ЦМП (северо-запад Балкан, Поволжье, Южный Урал) орудия еще долго отливались из чистой меди, искусственные сплавы в раннем бронзовом веке здесь освоены не были.

Невзирая на токсичность мышьяковых сплавов (улетучивание ядовитых паров мышьяка при нагреве), их открытие было гигантским шагом вперед в техническом прогрессе древних обществ. Они отличались более высокой, чем медь, жидкотекучестью, то есть способностью заполнять без застывания все полости литейной формы, а также более высокой твердостью (до 200 единиц после холодной ковки).

В системе ЦМП лучше всего изучены Кавказ, Северное Причерноморье, Балканы, отчасти Малая Азия. На рассмотрении культур и производственных центров этой зоны мы и сконцентрируем внимание.

В Анатолии в раннем бронзовом веке особая роль принадлежала западному или троянскому металлургическому очагу. Его продукция представлена коллекциями металла Трои I и ряда эгейских островных поселений (Полиохни, Терми). Она состоит из втульчатых топоров, вогнутолезвийных кинжалов, ножей, плоских тесел-долот. Все эти изделия отлиты из мышьяковых бронз; скорее всего, они связаны с месторождениями Центральной Анатолии.

На холме Гиссарлык, который отождествляется с Троей, было обнаружено 9 слоев, относящихся ко времени от III тыс. до н. э. до римской эпохи. С бронзовым веком связано 6 нижних поселков Трои. Материалы первого из них и являются культурой Трои I.

Жители Трои I строили четырехугольные дома с портиком, открытым во двор (мегаронного типа). Стены возведены из камней, скрепленных глиняным раствором. Поселок окружала каменная стена с башнями и узкими воротными въездами. В домах найдены большие сосуды для хранения зерна. Местное население выращивало пшеницу, ячмень и просо. Кроме того, жители Трои I разводили коров, свиней, овец и коз. Пищу готовили в печах. Находки орудий труда и оружия из камня сравнительно редки: это ножи и вкладыши серпов из кремня, сверленые боевые топоры, молоты, а также навершия булав из нефрита и обсидиана. Множество пряслиц и грузил для ткацкого стана свидетельствуют о широком распространении ткачества.

Керамика все еще изготовлена без помощи гончарного круга. Это серая, коричневая или красная посуда, иногда украшенная резным геометрическим орнаментом, заполненным белой пастой. Типичны сосуды на кольцевом поддоне, кувшины с наискось срезанным горлом, трехногие кувшины и горшки.

Хозяйственные и торговые связи троянского или западноанатолийского очага металлургии ведут в основном в сторону Балканского полуострова, в пределы очага металлообработки Эзеро. Он сопряжен с территорией одноименной культуры и охватывал в III тыс. до н.э. северо-восток Балкан и долину Нижнего Дуная. Эти очаги роднят сходные по составу мышьяковые бронзы и аналогичные типы тесел, долот и кинжалов. Однако балканская металлообработка имеет и отличия, которые проявляются в спорадическом применении наряду с мышьяковым металлом чистой меди. Кроме того, здесь отливались в значительных сериях втульчатые топоры с длинным клинком, весьма редкие в Анатолии. На Балканах имеются и литейные формы для изготовления таких топоров. Мастера очага Эзеро, вероятно, работали на привозном сырье.

Параллели между Анатолией и Северо-Восточными Балканами в раннем бронзовом веке не ограничиваются металлическими изделиями. В верхних напластованиях Эзеро встречена керамика, сходная с посудой Трои I. Значительную близость обнаруживают орудия труда и оружие обеих культур из камня, кремня, кости и рога, а также украшения. Вероятно, на территории Балкано-Дунайского региона, северо-западной Анатолии и некоторых эгейских островов развивалась близкая культура, носителей которой можно считать этнически родственными племенами.

Специфическим характером отличается лишь топография поселков и характер строительства жилищ. Телли культуры Эзеро располагаются преимущественно возле рек, озер или других водных источников. Бóльшая часть поселений построена на остатках теллей энеолита, но никакой связи с предшествующей эпохой новая культура не обнаруживает. Некоторые телли обнесены каменными стенами. Само Эзеро в поздний период своего существования имело двойную линию обороны. Жилые дома построены из переплетенных лозой деревянных стоек, обмазанных глиной. В большинстве из них найдены подковообразные в плане массивные печи, открытые очаги, площадки для сушки зерна, зернотерки.

Основой жизнеобеспечения являлись земледелие (ячмень, пшеница, вика, горох, виноград) и скотоводство (мелкий рогатый скот и свиньи). Типичный для энеолита крупный рогатый скот утрачивает свое численное превосходство.

Таким образом, специфика Эзеро и других культур Балкано-Карпатского региона в раннем бронзовом веке свидетельствует о резком разрыве с традициями местного энеолита. Наблюдается явная «варваризация» культуры и вытеснение местного населения племенами степняков-скотоводов.

В истории южной зоны ЦМП на фазе раннего бронзового века заметно выделяется куро-араксский металлургический очаг Закавказья. Племена куро-араксской культуры занимали территорию Южного и Центрального Закавказья, Восточной Анатолии, Северо-Западного Ирана, Дагестана, Чечни, Ингушетии, отчасти Северной Осетии. Производственные центры по выплавке и переработке металла, по-видимому, тяготели к богатым медным месторождениям Малого Кавказа. Большинство металлического инвентаря куро-араксской культуры изготовлено из сплавов меди с мышьяком. Отливались орудия, в целом характерные для ЦМП, но известны и специфические формы изделий: топоры-клевцы, штыки, черенковые наконечники копий, серпы.

Поселения расположены не только в равнинных, но и в предгорных и даже горных районах. Плотность населения была очень высокой. Дома — круглые, с коническими крышами, вымощены галькой. В центре вымостки помещался круглый очаг из глины. Рядом с ним нередко находят глиняные очажные подставки подковообразной формы. Яркие образцы подобных построек с очагами прослежены на поселении Шенгавит, раскопанном на территории Еревана. Круглые постройки Шенгавита окружены каменной стеной с башнями и рвом.

На поселениях найдено много темно-серой, черной, красной, лощеной до блеска посуды. Это кувшины яйцевидной формы, крупные широкогорлые сосуды с округлым туловом, горшки биконической формы. Иногда они снабжены специфическими ручками в виде полушарий. Наряду с неорнаментированной, встречается керамика с рельефным и нарезным орнаментом. Чаще всего это закрученные спирали, концентрические круги, ромбы, треугольники; известны изображения людей и животных.

Основой жизнеобеспечения племен куро-араксской культуры были земледелие и скотоводство. Сеяли различные виды пшениц, ячменей, проса. Культивировали также лен, который использовался для изготовления тканей. Даже в высокогорных поселениях находят запасы зерна, исчисляемые десятками килограммов (Галгалатли в Дагестане). Посевы пшеницы и ячменя доходят в эту эпоху до отметки 2500 м над уровнем моря. В горах осваиваются сложные системы ирригации, развивается террасное земледелие. Находка роговой сохи на поселении Квацхелеби (Грузия) свидетельствует о применении тягловой силы животных в землепашестве.

Скотоводство развивалось в полукочевой, отгонной форме. В стаде преобладал мелкий рогатый скот; крупный, а также лошадь, представлен незначительным числом особей. Лошадь, скорее всего, попала на Кавказ от степных народов.

Люди куро-араксской культуры хоронили своих соплеменников в грунтовых могильниках, а иногда под курганными насыпями вблизи поселений. Поза погребенных обычно была скорченной, ориентация — произвольной. Могильные ямы отличались самой разнообразной формой (подковообразные, прямоугольные, с обкладкой стен сырцовым кирпичом или плитами камня).

Куро-араксская культура, по-видимому, имеет местные, закавказские корни. Ее хронология, судя по радиоуглеродным датам, укладывается в пределы XXIX-XXIII вв. до н.э. Однако истоки культуры, возможно, уходят в IV тыс. до н.э.

На Северном Кавказе одновременно с куро-араксским очагом развертывалась деятельность майкопского металлургического очага, связанного с ареалом одноименной культуры. Его история охватывала время от конца IV до третьей четверти III тыс. до н.э. Майкопская культура занимает предгорную и степную зону Северного Кавказа от Таманского полуострова и Прикубанья до Чечни и Ингушетии. В этой культуре представлен стандартный набор «циркумпонтийских» металлических изделий (втульчатые топоры, плоские тесла, долота с желобчатым лезвием и утолщением на тыльной части орудия, четырехгранные шилья, черенковые ножи-кинжалы). Он дополняется весьма специфическими по форме втульчатыми двузубыми «вилками», так называемыми металлическими «псалиями», котлами и черпаками. Типологическая обособленность некоторых видов майкопского инвентаря, специфика химического состава его металла (сплавы, обогащенные мышьяком, а иногда и никелем) свидетельствуют о местном его производстве.

Продукция майкопского очага включала не только орудия и оружие из бронзы, но и огромное количество изделий из драгоценных металлов — золота и серебра. Это разного рода украшения и великолепные сосуды, полученные выколоткой из тонкого листа—заготовки.

Майкопская культура представлена редкими поселениями и многочисленными погребениями под курганами с большими могильными ямами. На позднем этапе появляются подкурганные каменные гробницы и дольмены. Дольменами называют сооружения из тяжелых каменных глыб, четыре из которых поставлены вертикально, а пятая, перекрывающая их сверху, лежит горизонтально.

К раннему этапу майкопской культуры относится курган, раскопанный в Майкопе, на реке Белой, притоке Кубани. Под насыпью высотой 11 м находилась огромная могильная яма, которая делилась деревянными перегородками на три камеры: южную, северо-западную и северо-восточную. В каждой камере размещалось захоронение. В южной — большей камере на галечном полу лежал мужчина, в двух других — женщины. Все они находились в скорченном положении и были засыпаны красной охрой.

Главным было погребение мужчины. На его костяке найдено множество золотых пластин в виде львов, быков, розеток, а также колец и бусин из золота, сердолика, бирюзы, лазурита. Рядом с костяком лежало 6 серебряных стержней, длина которых достигала более 1 м. На четырех из них были насажены скульптурные фигурки быков, две золотых и две серебряных. По-видимому, стержни поддерживали балдахин, возвышавшийся над погребением. У стенки ямы стояли золотые и серебряные сосуды. На двух серебряных сосудах имелись чеканные изображения. На одном сосуде изображен целый пейзаж с горами, деревьями, реками и животными; на другом сосуде показаны только вереницы животных. Ломаная, неправильная линия горных вершин, изображенная на первом сосуде, по-видимому, соответствует очертаниям Кавказского хребта, как он виден из Майкопа, и это позволяет говорить о его местном производстве. Анализ изображений на втором сосуде позволил установить их значительную близость месопотамской торевтике эпохи Джемдет-Наср, что может свидетельствовать о его ближневосточном происхождении. Кроме серебряных и золотых сосудов, покойника сопровождали сосуды из бронзы и глины, а также набор бронзовых орудий труда и оружия.

Курган в Майкопе был насыпан, по-видимому, над прахом родового вождя. Он свидетельствует об имущественной дифференциации майкопского общества. Близкие Майкопскому кургану по обряду, но бедные по инвентарю погребения известны на Северном Кавказе повсюду.

Чрезвычайно богатые курганы позднего этапа майкопской культуры сосредоточены в Закубанье, у станицы Новосвободной. Инвентарь поздних погребений приобретает более многообразный характер, но также отличается поразительным богатством. Он включает сверленые каменные топоры, вкладыши серпов, кремневые наконечники стрел, серебряные булавки, бусы и кольца из золота, различные сакральные предметы, чернолощеную посуду с орнаментом в виде налепных шишечек, множество бронзовых изделий. Они в целом повторяют отмеченные выше находки. Но среди них встречаются и совершенно уникальные вещи. К примеру, в одном из курганов Новосвободной найден бронзовый меч длиной 63 см. Это древнейшее оружие подобного типа, неизвестное даже в ближневосточных памятниках.

Среди поселений майкопской культуры иаиболее изучено Галюгаевское поселение на среднем Тереке. Стены наземных жилищ овально-круглой формы сделаны из вертикальных столбиков, досок, прутьев, обмазанных глиной. На земляном полу обнаружены остатки открытых очагов, рядом с которыми найдены грузики к ткацким станам, зернотерки, терочники, вкладыши серпов, бронзовые вещи (мотыга, обломки кинжала). Обильно представлена посуда (пифосы, кувшины, горшки, миски, чаны). Часть посуды изготовлена с помощью гончарного круга — древнейшего устройства такого рода на всей территории Восточной Европы.

Хозяйство майкопских племен основывалось на сочетании мотыжного земледелия и придомного скотоводства. Остатки злаков не найдены, но известны орудия для обработки почвы. Стадо состояло из мелкого и крупного рогатого скота, свиней, лошадей.

Майкопская культура имеет двуприродный характер. В конце IV тыс. до н.э. на Северный Кавказ начали проникать отдельные группы населения с Ближнего Востока. Они принесли с собой ряд технических и культурных достижений (гончарный круг, украшения из золота и серебра, редкие технологии обработки металлов). Смешавшись с местным населением, пришельцы создали оригинальную культуру раннего бронзового века.

К северу от зоны обитания майкопских племен, в степном Поволжье и Причерноморье простирался обширный мир степных скотоводческих народов. С ним связан ряд культур и культурно-исторических общностей. В их ряду особая историческая роль отводится ямной общности, входившей в северную зону ЦМП. Ее история охватывает время от начала III тыс. до н.э. до его последней четверти. Ямные памятники известны от Южного Приуралья на востоке до Молдавии, Северных Балкан и даже Среднего Подунавья на западе. На этой огромной территории выделяется более десяти локальных вариантов ямной общности.

Культура ямных племен известна нам преимущественно по раскопкам курганных погребений (около десяти тысяч). Как правило, данные курганы представляют из себя сложные архитектурные сооружения. По основанию насыпи их часто опоясывают круговые рвы, иногда встречаются сооружения из камня — кольца из уложенных плашмя или вкопанных вертикально плит — так называемые кромлехи. Внутри насыпи отмечаются остатки истлевших столбов, плах, дощатых облицовок. Сами насыпи возведены над ямами, от которых и произошло название этой археологической общности. Костяки лежат в них на спине с поднятыми коленями, иногда на боку, часто окрашены охрой.

Погребения в основном безынвентарны, а в редких случаях сопровождаются сосудами, кремневыми стрелами, скребками, ножами, костяными шильями и рыболовными крючками, костяными булавками с молоточковидными головками и металлическими изделиями. Однако известны и богатые захоронения. К примеру, в Болдыревском I могильнике в Оренбургской области под одним из самых крупных курганов покоилось тело мужчины, уложенное на правый бок. Оно было покрыто циновкой из органических волокон, украшенной аппликацией из белой коры в виде развернутых крыльев птицы. Голова покойного была увенчана «короной» из белой коры. Инвентарь, помещенный в могилу, был уложен вокруг диска (или чаши) из метеоритного железа, посыпанного охрой и имевшего, скорее всего, сакральный характер. В его составе — тесло-рубанок из меди с приваренным из метеоритного железа лезвием, долото, шило, нож, втульчатый наконечник копья и кинжал. Пышный погребальный ритуал, богатство инвентаря указывают на высокий социальный статус захороненного. Возможно, это вождь племени или союза племен.

Ямная керамика чаще всего круглодонна, сосуды отличаются яйцевидными очертаниями. Они украшены горизонтальными зонами насечек, отпечатков гребенчатого штампа и перевитого шнура. На заключительных этапах развития общности появляется плоскодонная посуда.

В ямных курганах изучены погребения с деревянными повозками. Особенно много открыто их в степях Украины (Аккермень, Сторожевая Могила), а также в Калмыкии. Повозки выступают в двух типах: 1) с кузовом в виде ящика на двух или четырех колесах; 2) с фургонным перекрытием. Повозка второго типа могла служить подвижным жилищем.

Наши рекомендации