Города израильтян в Египте
Библейская археология
Содержание
· Часть 1
· Введение
· Города израильтян в Египте
· Из путеводителя Этерии
· Израильтяне на Синае
· Ассирийские города и хронология книги Бытия
· Книга Бытия: от Авраама до Соломона
· Гай и Беер-Шеба
· Герар
· Могила Авраама в Мамре
· Боцра
· Иерихон
· Хацор
· Часть 2
· Телль Дан и золотой телец
· Гат: в гостях у Голиафа
· Ашкелон город времен Самсона и Далилы
· У стен Армагеддона
· Часть 3. Археология Иерусалима
· Город и крепость
· В поисках храма
· Город разделенного царства
· Информация о первоисточнике
Часть 1
Введение
"Что знали те, кто писал Библию, и когда они это знали?" Так озаглавил свою книгу профессор университета Аризоны Уильям Девер. Книга эта вышла в 2000 году, но сам вопрос стоит еще с тех самых пор, как раскопки позволили проверять факты, известные благодаря письменным источникам.
Отношение историков XVIII и XIX века к достоверности Библии было, по преимуществу, весьма скептическим, а потому библейская археология формировалась в конфессиональной среде. Большинство специалистов были преподавателями духовных учебных заведений, а средства на исследования давали семинарии и другие церковные институты. Характерно высказывание археолога Нельсона Глюка: "Можно категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие ещё никогда не противоречило данным Библии". По его мнению, следует говорить о "почти невероятно точной исторической памяти Библии, в особенности явной, когда она усилена археологическими свидетельствами".
Не столь категорично, но еще более убедительно доказывал твердые исторические основания библейских сообщений Уильям Олбрайт, выдающийся исследователь израильских древностей, президент Международной ассоциации специалистов по Ветхому Завету. В книге "От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс", опубликованной в 1940 году, он впервые поместил Библию в исторический и географический контекст.
Олбрайт не сомневался в соответствии сведений Библии и данных археологии: "Одно за другим делаются открытия, подтверждающие точность бесчисленных подробностей и укрепляющие признание Библии как исторического источника". Отвечая критикам, он писал: "До последнего времени среди историков Библии было модно рассматривать рассказы о патриархах книги Бытия как искусственные создания израильских писцов эпохи Разделенного Царства или как сказки, которые распевали изобретательные рапсоды вокруг израильских костров в течение веков после оккупации страны... Археологические открытия, сделанные с 1925 г., опровергли эти взгляды. Кроме считанных твердокаменных ученых старшего поколения, вряд ли найдется хотя бы один историк Библии, на которого не произвели бы глубокого впечатления быстро накапливающиеся данные, подтверждающие, насколько, по существу, историчны предания о патриархах".
Надо сказать, проведенные раскопки обогатили не только познания в области древней истории, но и методы самой археологии. Англичанка Кэтлин Кэньон при раскопках Самарии в 1931-1934 годах впервые на Ближнем Востоке применила стратиграфический метод, исследовав памятник по слоям. Всемирное признание получили ее раскопки в Иерихоне и Иерусалиме.
И вновь — теперь уже с позиций более тонкого исследования — заговорили скептики-"минималисты", находящие в библейских текстах разве что разрозненные достоверные свидетельства.
В 1999 году археолог из Тель-Авивского Университета Зеев Герцог произвел фурор в общественной жизни Израиля. В одном из популярных журналов он написал, что истории о библейских патриархах являются обычными мифами, равно как исход израильтян из Египта и походы Иисуса Навина. Продолжая шокировать общественность, Герцог заявил, что государства Давида и Соломона, описанные в Библии как крупные и знаменитые державы, были, в лучшем случае, лишь небольшими племенными царствами.
Масла в огонь дискуссий подлила книга "Раскопанная Библия", вышедшая в свет в 2000 году. Авторы полагают, что история Исхода была написана во время иудейского царя Иосии в VII веке до н.э., то есть через 600 лет после самого события (ориентировочно — 1250 г. до н.э.). Это был своего рода политический манифест, предназначенный для объединения израильтян в борьбе с Египтом, стремившимся расширить свои владения. Нарождающийся конфликт между израильскими царями и только что вступившим на престол египетским фараоном Нехо был метафорически передан автором (или авторами) Исхода как борьба Моисея и фараона.
Уильям Девер также полагает, что это типичная этнологическая легенда, призванная объяснить происхождение израильского народа как богоизбранной нации. Сам же Израиль, как считают критически настроенные историки, возник на землях Ханаана, которые включали территории современного Ливана, Южной Сирии, западного берега реки Иордан. Обитатели этих мест описываются в Библии как злостные идолопоклонники. Израильтяне же были частью местного ханаанейского населения, объединенного или руководимого небольшой группой семитов, пришедших из Египта.
Другие исследователи продолжают отстаивать историческую достоверность библейского текста и даже находят точную датировку спорных событий на основании археологических материалов. Директор ассоциации библейских исследований Брайнт Вуд и ряд его единомышленников убеждены в реальности описаний Исхода и войн Иисуса Навина.
Поскольку и те, и другие исследователи основываются, главным образом, на датировке израильских поселений, расскажем о них подробнее.
Города израильтян в Египте
В Книге Исхода упомянуты Пифом, Рамсес (Рамесси) и Он, основанные израильтянами. Первый из них назван складским городом. Местоположение его долго вызывало споры.
Эдуард Навилль, проводивший в 1885 году раскопки на городище эль-Маскутах, обнаружил там надписи, называвшие это место "пер-итм", что созвучно Пифому. С древнеегипетского "пер-итм" переводится как "дом Атума" — бога солнца. Поскольку в других источниках раскопанное поселение именуется Ткут или Саккот, Навилль предположил, что это было религиозное имя города, в то время как Ткут — гражданское.
Основываясь не том же созвучии, Д. Апхилл высказал предположение, что Пифом — это Гелиополь, где существовал храм Атума. Знаменитый египтолог А. Гардинер, однако, обоснованно возразил, что в этом городе почитался Ра-Хорахти, а не Атум.
Точку в споре поставил Дональд Редфорд, заметивший, что выражение "пер итм" никогда не употреблялось по отношению к городу, а обозначало только храмовый участок. Он же нашел вне библейского текста самое раннее название, напоминающее Пифом. Им оказался город Патумос в "Истории" Геродота. Располагался он вблизи канала, строительство которого было начато фараоном Нехо II и закончено персидским царем Дарием. Поэтому Редфорд предположил, что сведения Пятикнижия о географии Египта относятся к периоду правления египетской 26 династии (664-525 гг. до н.э.) и были заимствованы после вавилонского пленения (575 г. до н.э.).
Есть, однако, еще один источник, прямо называющий не только город Пифом, но и землю Гесем или Гошен, где, по книге Бытия, поселились библейские Иаков и Иосиф. Это известный путеводитель христианской паломницы Этерии или Эгерии, примерно 396 года н.э., дающий ключ к решению вопроса о местоположении этих городов и территорий.