Религиозный, изотерический и мифологический аспекты
Рассмотрим теперь религиозный, изотерический и мифологический аспекты слова и понятия «радуга» и сравним их с выводами нашего лингвистического анализа.
Итак, источник [951, ст. Радуга] говорит, что
«радуга символизирует связь между небом и землей. Древние индийцы считали ее луком богини Индры, стрелами из которого богиня поражала злых духов, прятавшихся в тучах. Нередко радуга ассоциируется с райской дугой».
Очевидно, полная тождественность образа изотерическо-мифологического понятия «радуга» лингвистическому образу слова «радуга»: и в части обозначения «райской дуги», и в части связи между небом и землёй. И в части соответствия радуги луку бога Индры мы находим полное соответствие. В гл. 5 Книги Ра [22], озаглавленной «Священные смыслы Книги Ра», мы находим такую расшифровку букв р и i:
«Буква «Р» (Ра) – это точка отсчёта, первопричина, центр круга. Имеет цифровое обозначение «0» – это начало. Мужская буква стихии Огня. Солнце, способное испускать/испустить лучи света. Рот (вспомните, например, иероглиф египтян «Рот», обозначающий звук «Р»), способный испустить слово – звуковой луч в уши слушателей. Её измерение – 0-мерное, безразмерная, безмассовая точка.
Буква «i» (Индра) – это луч, испускаемый богом Ра-солнцем. Это радиус от центра (точка над i) до линии окружности. Это звуковой луч. Это волна. Женская буква природы Воды. Её измерение – 1-мерное (луч, испущенный из точки).
Как известно, в математике двумя точками (событиями) задаётся прямая линия, которая имеет 1-мерную размерность. Буквами «Р» и «i» задаётся слово Рi (в латинской транскрипции – ri). Это главный корень во всех русских (индоевропейских) языках, обозначающий царя, властителя и т.д.
Далее, в области Земли, идут результаты взаимодействия Ра и Индры (всё, что получается путём изменения длины вектора и величины градуса угла) – три области Знаков Зодиака и две области, касающиеся человека. Измерение этой области – 2-мерное (плоскость; три точки задают плоскость). Двенадцать знаков Зодиака этой области формируют календарную, астрологическую, астрономическую, материальную плоскости».
Таким образом, действительно, дуга окружности (радуга), образованная вектором (стрелой Индры) вокруг центра (Ра), вполне соответствует понятию «лук Индры».
Далее, источник [74] сообщает:
«Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами».
Именно это как раз и заключено в расшифровках слов русского (индоевропейского) языка, данных нами выше.
Далее,
«в славянских мифах и легендах радугу считают волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой боги сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождём. В некоторых местностях верят, что радуга – это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы» [74].
Отметим здесь, что Громовницей называют жену славянского бога грозы и грома Перуна – русалку Рось. От их брака взял своё начало русский народ [1451]. И, в общем, семантика слова «радуга», раскрытая нами выше, полностью совпадает с его символическим значением.
Отметим также, что вот так, заменив имя Рось её прозвищем – Громовница, источник увёл читателя от самого существа рассматриваемого термина – радуга. Поэтому здесь следует подробнее рассмотреть значение слова русалка. Тем более что и этот анализ приводит нас к лучшему пониманию терминов «радуга» и «Русь».
Далее, продолжая рассмотрение смысла слова «радуга», отмечаем, что
«с радугой ассоциируется небесная змея. В традиционной символике радуга представлялась громадным змеем, который выпивает моря, реки, озера; его дугообразный хвост сияет чудесными красками. Полукруглая форма радуги наводила людей на мысль о кольце, которое охватывает землю» [74].
Это отражено во всех русских (индоевропейских) языках смыслом дугообразности слова радуга.
«Кроме того, в европейских народных верованиях радуга часто связана с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища там, где радуга касается земли. В Китае радуга – небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и ян» [74].
В Книге Ра пп. 1.1. – 1.12. [22] как раз и повествуют о зарождении буквы «Р» и символизма, с ней связанного, в частности НЕкитайского «китайского» символа «Инь-Ян» (о докитайской – русской – цивилизации на территории Китая см. п. 1. гл. IX).
«В Древней Индии радуга – это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме «радужное тело» – это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары» [74].
Высшее состояние в лингвистическом символизме означает начальную букву некоего «алфавита» (в антимировоззренческих толках типа иудохристианства, конечную букву). Вспомните: «я есть альфа и омега». Слово сансара, sancara означает буквально san, солнце, cara, сын солнца-Ра – царь (см. выше). То есть – солнечный сын солнца.
Интересно отражение мифологичности радуги и бога Ра в иудохристианстве. В самом иудаизме, прародителе христианства и ислама, с полной силой отражается посыл противостояния иудеев человечеству в целом – израилизм (is, это + ra, бог + el, против, см. п. 1.5.2.3. гл. XI). Поэтому в иудаизме нет бога Ра и нет никаких его проявлений. Более того, нет перевода на т.н. иврит слова «радуга» [1532]. «В исламе радуга состоит из четырех цветов – красного, желтого, зеленого и синего, соответствующих четырем стихиям» [74]. Однако это не исламское изобретение. Ислам сам ничего, кроме пророка Мухаммеда, не изобрёл. Так, четыре стихии и им соответствующие цвета известны в славянском (в том числе и «ведическом») символизме за несколько десятков тысячелетий до ислама.
Например, английский учёный Дж. Мидом [1507] и французский математик и астроном П. Лаплас [1544] в унисон утверждают о существовании Вед в 25-м тыс. до н.э. В это время, естественно, никакой Индии ещё даже в проекте не было. Её история началась только с 3 – 2-го тыс. до н.э. с приходом проторусичей на просторы долины Инда [35, 47, 1704, 1732]. В 30 – 20-м тыс. до н.э. вся цивилизация была сосредоточена исключительно на территории Русской равнины (см. п. 5. гл. IV).
В иудохристианстве, также целиком сотканном из славянской мифологии (но в перевёрнутом, вывороченном виде), предназначение радуги и символизма, связанного с ней, тем не менее, полностью соответствуют существу славянского бога Ра. Так, «всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге» [74]. Это обычный образ славянского Ра [22], отражённый в виде судьи, в частности, в культе гелиопольского бога Ра (распространённого во 2-м тыс. на Египет) (см. п. 3.5.8. гл. VI).
Интересно, что и американские индейцы также отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга также связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили её изображение на своих гербах и эмблемах. У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. Главное святилище, посвященное богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.
В скандинавской мифологии Биврёст (bivrost), радуга – мост, соединяющий небо и землю. Этимологию можно проследить так. Корень biv – в слове бивак, англ. bivouac, франц. bivouac, исп. vivac, vivaque приводит нас к корню viv – восторженное приветствие. Вторая часть слова – rost – означает ржавчина (покрытое красным цветом), решётка колосников (связь с жаром, с печью, с огнём). Соотносится в мифологическом плане с палящими, греющими лучами печи-солнца. Получаем – «привет, Солнце!». В русском языке слово «рост/rost» понятно: рост растений, взращивание, произрастание и т.п.
В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Ее одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы (та же параллель русалка Рось – роса = Ирида – роса). Имя Ириды – Iris – греч., англ., немец., франц., исп. радужная оболочка глаз, радуга.